Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"
рабочая программа на тему

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами. Цель программы: формирование у младших школьников навыков толерантных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Программа воспитания для учащихся 1-4 классов.

Срок реализации программы – 4 года.

Год разработки-2009

Составитель:

                                                                                       С.В. Ушакова,

                                                       учитель начальных классов,

                                                                       классный руководитель

                                                                                                                                   

Содержание

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ……………………………………………………..

1. Пояснительная записка………………………………………………………

2. Механизм реализации программы воспитания…………………………

     2.1.   1  класс    «Я и МОЙ МИР» (я особенный)………………………

    2.2.    2  класс    «Мой класс – моя крепость»……………………………

    2.3.   3  класс    «Все разные - все равные»……………………………..

    2.4.    4  класс    «Учимся договариваться»………………………..............

    2.5.   Основные направления реализации программы…………………..

    2.6.   Работа с родителями учащихся……………………………………..

    2.7.   Мониторинг реализации программы……………………………….

Литература……………………………………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1. Название программы

«Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста» (организация воспитательной работы в 1-4 классах)

2. Составитель

Ушакова Светлана Владимировна

3. Срок реализации программы

Программа рассчитана на реализацию в течение 4-х лет (2009-2013 гг.) и предполагает постоянную работу по ее дополнению, корректированию и совершенствованию

4. Краткое изложение идеи программы

Представленная программа, воспитывающая терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни  в школе, но и за ее пределами.

Цель программы: формирование у младших школьников навыков толерантных отношений.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «толерантность» и  его составными частями: уважение, доброта, сопереживание, дружба, понимание, поддержка, терпимость.

2. Развивать эмпатические  и коммуникативные способности; умение предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.

3. Способствовать применению навыков толерантного поведения в повседневной жизни в школе и за ее пределами.

Пояснительная записка

«Если я чем- то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю»

А. де Сент-Экзюпери

В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая человеческая личность. Важность этой темы подтверждает наличие Международного дня толерантности, отмечаемого 16 ноября.

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.[1]

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам существовал и продолжает существовать в нашем обществе в целом. Не является исключением и школа. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, социальная, половая принадлежность ребенка, так и его внешний вид, интересы, увлечения, привычки. Очень часто возникает проблема межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости. [4]

Каждый год к нам в школу приходит все больше детей разных национальностей, разного социального статуса семей, детей с разными материальными возможностями. Социальный анализ показал, что в школе обучаются дети:

  • Различных национальностей
  • Различных религиозных убеждений
  • С особыми физическими потребностями (дети инвалиды)
  • Разных социальных слоев
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей (Приложение 1).

 И учителю начальных классов важно донести до каждого ребенка мысль о том, что разные индивидуальные качества лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности очень актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между  детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. [2]

Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно – это и осознание ребенком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование сплоченности классного коллектива. И развитие желания ребенка становиться лучше, самосовершенствоваться. И формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо без насилия. Конечно, образцом толерантного поведения должен оставаться учитель.

Необходимость и возможность формирования толерантности у младших школьников обуславливается их возрастными особенностями и характером проявления индивидуальных качеств личности в этом возрасте. Такие особенности детей младшего школьного возраста, как подчинение старшим, доверительность, открытость, стремление к подражанию, послушание, исполнительность способствуют быстрому освоению существующих в обществе норм. [3]

В то же время воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации ученого процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. [2]

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле «родители + дети + учитель». Это значит, что решающими факторами в процессе воспитания толерантной личности являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение.

Совместная деятельность учеников, классного руководителя и родителей – это площадка для совершенствования коммуникативных навыков, развития эмпатии и построения субъект – субъектных отношений. А эмпатия и коммуникативность – это основные компоненты толерантности. [3].

Необходимость разработать программу «Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста» и апробировать  ее на учащихся младшего школьного возраста вызвана тем, что отношения между современными школьниками, к сожалению, нельзя назвать идеальными.

Представленная программа, воспитывающая терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни  в школе, но и за ее пределами.

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у младших школьников навыков толерантных отношений.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «толерантность» и  его составными частями: уважение, доброта, сопереживание, дружба, понимание, поддержка, терпимость.

2. Развивать эмпатические  и коммуникативные способности; умение предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.

3. Способствовать применению навыков толерантного поведения в повседневной жизни в школе и за ее пределами.

Предполагаемый результат реализации программы

  • Среди учащихся снизится уровень агрессивного и конфликтного взаимодействия.
  • Изменится восприятие учащимися себя и других людей, что отразится на уменьшении различных разногласий.
  • Возрастет осознание себя частью классного коллектива.
  • Осуществится признание многообразия культур.
  • Укрепятся связи поколений.
  • Возрастет взаимопонимание и доверие между учителем, учениками и их родителями.

Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом их реализации является организация системы дел в каждом классе на протяжении 4-х лет. Каждый учебный год начинается с проведения диагностики (социометрия, анкетирование, интервьюирование).

Принципы воспитательной работы

В программе воспитания, где главным направлением является толерантность, мы опираемся на личностно – ориентированный и деятельностный подход. В работе придерживаемся принципов, которые помогают построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями лучше и результативно.

  • Принцип целенаправленности

Наличие мотивации и осознание ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознание значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка являются одним из факторов успешности воспитания толерантности.

  • Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

При формировании толерантности следует учитывать различия в чертах личности и социальном поведении. Необходимо помнить о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.

  • Принцип культуросообразности

Воспитание толерантности связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, не теряя при этом своей индивидуальности.

  • Принцип связи с жизнью

Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

  • Принцип уважительного отношения к личности

При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

  • Принцип опоры на положительное в ребенке

Создание ситуации успеха

  • Принцип единства знаний и поведения

Формирование толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и поведенческом, составляющих единое целое.

  • Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия.

  • Принцип воспитывающей рефлексии

Необходимо создавать условия для рефлексии – побуждать учащихся к осмыслению собственных действий, поведения.

Механизм реализации программы

Данная программа воспитания рассчитана на 4 года начального обучения. Продолжительность каждого этапа совпадает с длительностью учебного года.

1  класс    «Я и МОЙ МИР» (я особенный)

Для учеников младшего школьного возраста характерны следующие особенности:

  • Возникновение и закрепление личной характеристики ребенка, которая становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности;
  •  Безграничное доверие к взрослым, главным образом родителям и учителям, подчинение и подражание им.

Учитывая эти возрастные особенности, целесообразно в течение учебного года проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться. Рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях. Узнать что–то новое о ребятах, найти новых друзей.  

Поскольку для детей 7 – 10 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых, необходимо опираться на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса.

Все эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период при поступлении в 1 класс.

Цель – осознание каждым ребенком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника.

Задачи:

  • Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива.
  • Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.
  • Привлекать родителей к внеклассным мероприятиям.

Формы работы

1. Классные часы, посвященные истории рода и семьи   

  • «Моя дружная семья» (выставка рисунков, семейные газеты)
  • «Откуда пришла моя фамилия?»
  • «Кем были мои прадеды?» (составление своей родословной)
  •  «Наш семейный альбом» (выполнение коллажа из семейных фотографий)
  • «Моя семья – чудесное место для жизни»

2. Спортивные состязания 

  • «Папа, мама, я – спортивная семья».
  • «Рыцарский турнир»  (для пап и мальчиков класса)

3. Праздники, утренники 

  • «Первое сентября»
  • «День бабушек и дедушек» (В рамках декады пожилых людей)
  • «Самая красивая, добрая, милая» (поэтический вечер в рамках дня матери)
  • «Нам вместе весело» (чаепитие в канун нового года)
  • «Мамы и дочки» (конкурсная программа для мам и девочек класса)
  1. Родительские вечера совместно с детьми
  • «Реклама семейных праздников»
  • «Кулинарные рецепты нашей семьи» (представление «фирменного» семейного блюда)
  • «Наши мамы-мастерицы, наши папы-мастера» (выставка работ)

5. Участие в акциях

  • «Поздравь учителя - пенсионера» (в рамках Дня учителя)
  • «Открытка для ветерана» (к 9 мая)

6. Конкурс рисунков 

  • «Национальные костюмы»

7. Походы в лес, экскурсии в музеи, выставочные  залы, посещение театров.

8. Анкетирование родителей, тренинги для родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.

 2  класс    «Мой класс – моя крепость»

Для младших школьников повышенно значение приобретают отношения со сверстниками и эти отношения необходимо использовать в учебно–воспитательных целях. Ребенку для психологического комфорта необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей. Именно поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в классном коллективе.

Цель – формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.

Задачи:

  • Обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе.
  • Воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.
  • Формировать традиции классного коллектива.

Формы работы

  1. Классные часы
  • «В дружбе сила»
  • «Ты и твои друзья»
  • «Как заводить себе друзей» (инсценировка)
  • «История нашей дружбы». (Оформление большой книги «Невыдуманные истории о дружбе»)
  •  «Планета друзей» (ролевая игра)
  1. Часы общения
  • «Какой(ая) Я?»
  • «Какой(ая) Я в глазах одноклассников?»
  • «Мой класс - мои друзья»
  • «Дружный класс как маленькая планета»
  1. Тренинг
  • «Мои новые друзья»
  1. Родительские вечера совместно с детьми
  • «Поговорим о дружбе»

5. Спортивные состязания

  • Спортивная игра «Зов джунглей»
  • «Ловкие и быстрые»

6. Праздники, утренники»

  • «Путешествие в город «Добро - Вежливо»»
  • «Золотые законы Дружбы»
  • «Дни именинника» (поздравляем каждого ребенка)

7. Конкурсы

  • Конкурс фоторабот «Доброта спасет мир»
  • «Кладовая дружбы» (фото-коллаж)

8. Конкурс рисунков 

  • «Мы разные, но вместе»
  • «Герои национальных сказок»

9. Участие в акциях

  • «Поздравь учителя - пенсионера» (в рамках Дня учителя)
  • «Открытка для ветерана» (к 9 мая)

10. Походы в лес, экскурсии в музеи, выставочные  залы, посещение театров.

11.  Анкетирование родителей, коллективные, групповые, индивидуальные консультации и беседы.

3  класс    «Все разные - все равные»

В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире не спокойная, очень много людей – мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с каждым годом приходит все большее количество детей разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

Цель – формирование толерантных отношений между детьми с какими – то отличиями (национальными, религиозными, половыми, социальными), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.

Задачи:

  • Воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми, социальными различиями.
  • Формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять.
  • Воспитывать у учащихся любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.

Формы работы

  1. Классные часы
  • «Самобытность и отличие»
  • «Урок толерантности»
  • «Беженцы в России»
  • «Что такое толерантность» (деловая игра)
  • «Учитесь властвовать собой»
  • «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем»
  • « Ребята, давайте жить дружно!» (практикум)

2. Дискуссии, беседы

  • «Гадкий утенок»
  • ««Белая ворона» или что значит быть терпимым» (беседа - практикум)

3. Читательская конференция

  • «Дорогой доброты и терпения » (совместно с библиотекой)

4. Праздники, утренники

  • «Рождество Христово»
  • «Пасха-праздник-праздников» (совместно с родителями)
  • «Игры, танцы, фольклор разных народов» (игровая программа)

5. Посиделки с родителями

  • «Национальная кухня»
  • «У самовара…» (знакомство с традициями русского народа)
  • «Национальные костюмы» (представление национального костюма своего народа)

6. Просмотр и обсуждение мультфильмов

  • «Гадкий утенок»
  • «Голубой щенок»
  • «Белая мышка»

7. Участие в акциях

  • «Я такой же, как и ты» (оказание помощи детям - инвалидам)
  • «Помоги собраться в школу» (помощь детям из малообеспеченных семей)
  • «Ветеран живет рядом»
  • «Я - хозяин моего поселка» (благоустройство школы, школьной территории: субботники, озеленение, конкурс клумб)

8. Конкурс рисунков, плакатов 

  • «Мой толерантный мир»
  • «Мы живем в одной стране»

9. Походы в лес, экскурсии в музеи, выставочные  залы, посещение театров.

  • Экскурсия в школьный музей «Русская изба»
  • Экскурсия в музей «История родного поселка, школы»

10.  Анкетирование родителей, коллективные, групповые, индивидуальные консультации и беседы.

4  класс    «Учимся договариваться»

Для младших школьников необычайно важно  признание и одобрение со стороны значимых для него взрослых людей (родителей и учителей). Но кроме этого для ребенка важно как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций в классном коллективе.

Цель – знакомство с правами и обязанностями человека, формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.

Задачи:

  • Учить отстаивать свое мнение без насилия, оперировать терминами и формулировками.
  • Создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки.
  • Развивать умение действовать согласно полученным нравственным знаниям в повседневной жизни в реальных жизненных ситуациях.

Формы работы

  1. Классные часы
  • «А нужны ли правила?»
  • «Права ребенка в новом веке» (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Уставом школы)
  • «Закон один для всех» (встреча с инспектором отдела по профилактике правонарушений)
  • «Почему мы любим права и не очень обязанности»
  • «Что мы знаем о правах ребенка» (интеллектуальный марафон)
  • «Что значит быть дисциплинированным?»
  1. Психологические тренинги (совместно с психологом)
  • «Нравится – не нравится. Гнев и страх»
  • «Кто Я?»
  • «Конфликты. Взаимоотношения»
  1. Беседы – практикумы
  • «Учимся договариваться»
  • «Шесть шагов разрешения конфликта»

4. Агитбригада «Мы за толерантность»

5. Презентация проекта «Дерево толерантности»

6. Участие в акциях

  • «Забота» (ко дню пожилого человека)
  • «Ветеран живет рядом»
  • «Я - хозяин моего поселка» (благоустройство школы, школьной территории: субботники, озеленение, конкурс клумб)
  1. Работа с родителями
  • «Права и обязанности ребенка в семье» (совместная беседа с родителями и детьми)
  • Семейный вечер «Шаг навстречу»

6. Праздники, утренники 

  • Новый год, 8 Марта, 23 Февраля
  • «Наши близкие соседи – наши лучшие друзья» (фестиваль-праздник)

7. Походы в лес, экскурсии в музеи, выставочные  залы, посещение театров.

8.  Анкетирование родителей, коллективные, групповые, индивидуальные консультации и беседы.

Основные направления реализации программы

В основе реализации программы лежат следующие направления

Работа с родителями учащихся

Основные

направления

Цели

Мероприятия

Диагностика

Выяснить положение

 детей во внутрисемейных

 отношениях; определение

социального и образовательного

 состава родителей класса

1.Опрос «Социальный и образовательный состав семьи»

2. Анкетирование

  • «Ваш ребенок»
  • «Диагностика взаимодействия родителей и учащихся» (методика «Незаконченные предложения»)

3. Тестирование

Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»

Просветительское направление

Организация психолого – педагогического просвещения

1. Тематические собрания

«Роль семьи в воспитании толерантности»

«Права и обязанности в семье»

2. Общешкольные собрания

«Вопросы толерантности и профилактика экстремизма»

«Потенциал семейного воспитания»

3. Круглый стол

«Интолерантность, проблемы ее преодоления»

Сотрудничество

  • Укрепление союза детей, родителей и учителя (школы)
  • Организация совместного досуга
  • Вовлечение семьи в воспитательный процесс

1. Участие родителей в подготовке к мероприятиям, конкурсам, выставкам

2. Организация экскурсий

3. Участие родителей в спортивных праздниках «День семьи», «День здоровья» и соревнованиях «Папа, мамам, я –спортивная семья», «Туристический слет»

4. Однодневный туристический поход

Работа с семьей

Выявление семей группы риска (родители злоупотребляют алкоголем)

1. Посещение неблагополучных семей

2. Организация встреч по мере необходимости

3. Решение проблем воспитательного и образовательного процесса

Мониторинг реализации программы

1 этап:

  • Изучение социально - психологического климата.
  • Прогнозирование межгрупповых конфронтаций
  • Выявление группы риска
  • Диагностика учащихся (опросник для индивидуального знакомства с воспитанником, методика незавершенных предложений).

   2 этап:

  • Диагностика учащихся (Социометрия, анкета "Классный коллектив глазами ученика"). Диагностика учащихся (Социометрия, методика незавершенных предложений)
  • Диагностика (Социометрия, методика "Наши отношения").
  1. этап:
  • Исследование влияния чрезвычайной социальной ситуации на психологическое состояние детей
  • Исследование особенностей формирования личности в условиях школьной среды и общения со сверстниками
  • Изучение типичных предрассудков

4 этап:

  • Измерение позитивной оценки индивида его непосредственным окружением (социометрическая методика Реан А.А., Коломинский Я.Л.).
  • Измерение способности индивида к активному творческому взаимодействию со средой (Краткий тест творческого мышления Е.П.Торренса (фигурная форма).
  • Для измерения внутренней удовлетворенности субъекта  исследование общей самооценки по методике Дембо - Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан; Тест школьной тревожности Филипса (факторы: переживание социального стресса; страх самовыражения; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу).

Ежегодно в классе проводится аналитико-диагностическая работа.

По результатам диагностики уровня воспитанности школьника по методике Н.П. Капустиной мы видим, что программа воспитания дает положительные результаты: уровень воспитанности в классе из года в год растет (Приложение 2).

В начале  каждого учебного года школьный педагог – психолог проводит социометрические исследования по методике Дж. Морено. Цель данного исследования – диагностика взаимных симпатий между членами классного коллектива. Данная методика предполагает решение следующих задач:

  • измерение степени сплоченности – разобщенности в коллективе;
  • выявление относительного авторитета членов коллектива по признакам симпатии – антипатии (звезды, авторитеты, отвергнутые).
  • Наряду с перечисленными методиками, использовались дополнительные методы: интервью с учителями и родителями для выяснения личностных особенностей детей, характера их отношений с одноклассниками, основных трудностей в общении; наблюдение и анализ особенностей личностных проявлений детей в процессе реализации программы и в свободной деятельности.

Результаты данных исследований представлены на графике (рис.1).

Рис.1. График социометрического исследования по методике Дж. Морено

Литература

  1. «Декларация принципов толерантности», утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
  2. Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности // Начальная школа – 2004 - № 85 с.4 – 6.
  3. Иванова Е.М. «Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов»/ Иванова Е.М.//начальная школа-2006 -№3-с.11-15.
  4. Шустова Л.П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы // Классный руководитель – 2006 - № 4 – с.77 – 80.

Приложение 1.

Социальный анализ школы, класса

Приложение 2.