«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
методическая разработка (3 класс) на тему

Григорьева Анастасия Петровна

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.

В наши дни, многие люди — мирные жители,  оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. С каждым годом к нам в школу приходит все больше детей разных национальностей. Важно донести до ребят мысль, что люди с разными индивидуальными качествами (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

прогимназия № 675 Красносельского района Санкт-Петербурга

«Талант»

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»

Методическая разработка

по воспитанию культуры толерантности у детей

младшего школьного возраста

Григорьева Анастасия Петровна

воспитатель группы продленного дня

Санкт-Петербург

2013 год

    Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.

В наши дни, многие люди — мирные жители,  оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. С каждым годом к нам в школу приходит все больше детей разных национальностей. Важно донести до ребят мысль, что люди с разными индивидуальными качествами (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

Попробуем попросить разных людей охарактеризовать современный мир и услышим: «...страшный, жестокий, разобщенный». И действительно, в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

В последнее время все чаще говорят о толерантном мире, то есть о мире без насилия и жестокости; о мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но только говорить о проблеме недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Именно поэтому возникла необходимость разработки программы «Воспитание культуры толерантности у детей младшего возраста», тем более что отношения между современными школьниками, к сожалению, нельзя назвать идеальными.

Представленная система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться к жизни не только в школе, но и за ее пределами.

Программа «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста» предназначена для реализации в 1—4-м классах и предусматривает следующее:

Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

Понимание детьми того, что каждый человек — уникальная личность, и уважение различий между людьми.

Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

Понимание детьми принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

И как результат, приобщение ребенка к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения семье, классу, школе, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений.

Результатом реализации программы является следующее:

ребенок успешно взаимодействует в коллективе;

ребенок противостоит нетолерантным отношениям;

ребенок социально адаптирован.

Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом их реализации является организация системы дел в каждом классе на протяжении четырех лет. Каждый учебный год начинается с проведения диагностики (социометрия, анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование) и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.

1-й класс, «Я и моя семья».
2-й класс, «Ты, да я, да мы с тобой».
3-й класс, «Вместе лучше!».
4-й класс, «Учимся договариваться».

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»

Методическая разработка проведения цикла занятий  по толерантности

в начальной школе.

Григорьева Анастасия Петровна

Воспитатель ГПД

Цели и задачи.

- Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

- способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей родины, гражданственности;

- способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;

- пониманию учащимися своего статуса, как гражданина России и члена петербургского сообщества;

- развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей;

- способствовать развитию у школьников самосознания, которое помогает детям увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;

- способствовать пониманию учащимися того, что толерантность начинается с признания разнообразия;

- дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

- способствовать воспитанию чувства коллективизма, сплоченности, развитию уважительного отношения между учащимися;

- способствовать развитию у учащихся умению анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах.

Обеспечение урока:

- Символы России (герб, флаг, гимн)

- Иллюстрации к уроку.

- Раздаточный материал (тексты, тесты)

                                                       Ход занятия.

                                                                         «Если я чем-то на    тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю»

Антуан де Сент Экзюпери.

Дорогие, ребята!

         Послушайте такую историю.

 На гору поднимается ишак, ему навстречу ползет муравей. «Хорошая ли трава на вершине горы?», - спрашивает ишак у муравья. «Да, там на верху она высокая и сочная!», - отвечает муравей. Добравшись до вершины, ишак увидел лишь невысокие, редкие кустики травы.

         Как вы думаете, обманул ли муравей ишака?

Действительно, все мы разные. Оглянитесь вокруг. Среди нас есть блондины и брюнеты, голубоглазые и кареглазые, люди разных национальностей. И очень важно, чтобы мы понимали друг друга, жили в мире и согласии.

          Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали слова из других языков, обозначавшие новые понятия.

Одно из таких слов – толерантность.

Оно непосредственно связано с темой нашего сегодняшнего разговора. Что же оно означает? Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

             Учитель читает стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод».

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев

И англичан,

Для испанских детей

И для русских,

Шведских,
Турецких, немецких,

Французских
Негров, чья родина —

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк.

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Для детворы

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых —

Тех, что живут

В городах и селах...

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад — с Востоком,

А дети — друг с другом!

            О чем это стихотворение? ( о том, что дети всех стран должны дружить друг с другом)

Почему все дети, независимо ни от чего, должны жить дружно? (Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо)

Что же такое толерантность? (Ответы учащихся)

Толерантность (в переводе с латинского) – терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии.

Что бывает, если этого не происходит? (Конфликт)

Задание.

 «Жили на свете разные звери. Как – то раз собрались они на большой поляне в лесу и стали спорить о том, какая еда вкуснее. Тигр сказал: Вкуснее всего мясо! – Нет, морковка! – перебил его заяц. Самое вкусное – это молоко, - сказала кошка. – Вкуснее всего бананы! – закричала обезьяна. –Неправда, лучшая еда – это трава, ударила копытом лошадь. Они чуть не подрались.  Ребята, давайте поможем зверям решить вопрос: какая еда лучше?»

 ( В процессе обсуждения, дети приходят к выводу, что нет лучшей еды для всех, каждому нравиться что-то свое).

Как избежать конфликтов?  (Нужно по-доброму относиться к другим людям, терпимо к их слабостям и недостаткам).

           Быть толерантным – означает уважать других, невзирая  на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, нас сближает.

            Особенно важна толерантность в нашей стране, в нашем городе. Как вы думаете почему? ( Многонациональность).

В гимне России есть такие слова:

Славься, Отечество наше свободное –

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься страна! Мы гордимся тобой!

        История России полна примеров, когда именно объединение всех народов помогло ей выстоять в тяжелых испытаниях. Наиболее яркий пример – Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. Когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на восток, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, армяне, грузины и др. русским предоставляли жилье, обеспечивали едой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели  на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! Поэтому наша страна одержала победу в этой тяжелой и  страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашизма.

           В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что жить нужно дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других.  Иногда у тебя возникает ощущение, что к тебе придираются, обижают. Защищаясь, ты обижаешь в ответ, становишься не толерантным и можешь остаться без друзей. Как стать толерантным? Прежде всего надо оставаться самим собой, видеть свои ошибки, прощать ошибки другим.

Задание.

Попробуй оценить ситуацию. Как ты поступишь? Какое чувство у тебя возникнет первым? А теперь постарайся быть толерантным.

- Сестренка сломала твою любимую игрушку

1. Ты ее ударил

2. Ты ее простил.

-Тебе поставили «2», а соседу по парте «5»

1. Ты решил его побить после уроков.

2. Ты решил выучить урок и попросить учителя переоценить твой результат.

- Родители ушли в кино, оставив тебя одного.

1. Ты все разбросал и сел реветь в углу.

2. Ты прибрался в квартире и сел читать книгу.

- Ребята не берут тебя в игру.

1. Ты вырываешь у них мяч и убегаешь в другой конец стадиона играть один.

2. Ты вежливо попросишь их пустить к ним в игру

.Проявлять толерантность – это значит бережно относиться к окружающим, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.

«Ты, да я да мы с тобой» 

Игра - занятие.

Цель: формирование гуманных отношений внутри классного коллектива. Участники: воспитатель,  ученики 3-го класса, ученики, исполняющие роли Гарри Поттера, Гермионы.

Оборудование: оформление кабинета; эмблемы; чистые листы бумаги; карточки с описанием психологических ситуаций; иллюстративный материал.

Форма занятия  — «круглый стол».

Примечание: Перед началом занятия  все ученики получают эмблемы в виде солнышек, звездочек и цветочков.

Содержание

Приветствие
Установление правил, способствующих плодотворному общению  воспитателя с  детьми.

Сценка.

Два заранее подготовленных ученика разыгрывают разговор между популярными литературными героями Гарри Поттером и Гермионой. В ходе сценки звучит слово «толерантность».

Диалог Гарри Поттера и Гермионы

Г.: — Да что с тобой, Гарри! Сегодня на трансформации мисс Маггонагал попросила превратить своего лучшего друга в белого пушистого котенка, а ты превратил Рона в дикобраза.

Г.П.: — Сегодня явно не мой день. Ночью мне приснился братец Дадли, этот глупый, самоуверенный идиот. Вот если бы он мне попался на трансформации, я бы его превратил в жирную мерзкую жабу.

Г.: — Гарри, я и не знала, что ты так нетолерантно относишься к людям.

Г.П.: — Не толе... как?

Г.: — Не толерантно.

Г.П.: — Любишь же ты, Гермиона, заумные словечки. Что это такое «нетолерантно»?

Г.: — Сходи в библиотеку, возьми словарь и прочитай.

Г.П.: — Вот все вы, девчонки, вреднючие и противнючие?

Г.: — Гарри! Ты опять поступаешь нетолерантно.

Г.П.: — Ладно, Гермиона! Встретимся на травологии.

Г.: — А ты куда?

Г.П.: — В библиотеку.

 Воспитатель  спрашивает у присутствующих учеников, что означает слово «толерантность». Ученики дают определение. Выслушав ответы детей, воспитатель  подводит итог: толерантность — это терпимость, способность понимать и принимать другого человека.

Эксперимент с листом бумаги.

Воспитатель  предлагает ребятам провести эксперимент, позволяющий понять, почему люди относятся нетерпимо друг к другу. Ученики складывают лист бумаги вчетверо, а потом отрывают любой уголок у получившегося прямоугольника. Развернув листы, ребята видят, что у всех получился разный результат.

Ученики делают вывод, что все люди разные — в этом и кроется причина их нетерпимого отношения друг к другу.

Игра «Комплимент»

Воспитатель отмечает, что непохожесть людей совсем не означает, что кто-то из них лучше или хуже другого. Важно в любом человеке видеть что-то хорошее. Ребятам предлагается сказать себе комплимент («Я хорошо играю в футбол», «У меня отличное чувство юмора», «Я хороший друг» и т.д.).

Чтобы ученики чувствовали себя более раскованно, важно предусмотреть следующие моменты:

первый комплимент произносит воспитатель, показывая тем самым пример детям;

произнося комплименты, ребята передают из рук в руки «веселый молоточек». Звук, издаваемый этой игрушкой, обычно вызывает улыбку у детей;

обязательно оговаривается условие: если кто-то не хочет говорить комплимент самому себе, он просто передает «веселый молоточек» своему соседу.

После окончания игры воспитатель  предлагает обсудить ее. Дети решают, что, хотя все они разные, в каждом из них есть много хорошего.

Игра «Интервью»

Воспитатель  отмечает, что себя мы изучили достаточно хорошо, а вот своих друзей знаем не всегда. Ребятам предлагается разбиться на пары и задать друг другу пять вопросов.

Предлагаемые вопросы:
Знаешь ли ты,..
1) в каком месяце я родился?
2) какой школьный предмет я люблю?
3) что я предпочту в зимнее воскресенье: посидеть у телевизора или покататься на лыжах?
4) есть ли у меня домашнее животное и как его зовут?
5) какие фильмы я люблю (боевики, комедии, фантастику, ужасы)?
Обсуждение игры показывает, что далеко не все «интервьюированные» верно ответили на все пять вопросов. Ребята делают вывод: чтобы лучше понимать друг друга, надо лучше друг друга знать.

Анализ психологических ситуаций.

Воспитатель  отмечает, что ребята узнали сегодня на занятии много нового и в следующем виде работы у них будет возможность продемонстрировать свою  способность  к толерантным отношениям.

Ученики делятся на группы (в зависимости от формы эмблемы, полученной перед началом игры – занятия). Каждой группе предлагается описание конфликтной ситуации с вариантами различных решений. Задача группы — выбрать наиболее оптимальный путь решения проблемы.

Варианты конфликтных ситуаций

Ситуация № 1. Саша учится в 3 «В» классе. Он много читает, со своими родителями каждое лето путешествует по стране. Саша — победитель школьной олимпиады по математике. Но у мальчика есть особенность во внешности: у него косоглазие.

Что бы вы думали о Саше на месте его одноклассников?

Варианты ответов:

1.Мы не хотим дразнить Сашу, ведь он дает нам списывать домашние задания по математике.

2.Ха-ха! Да он просто косой!

3.Нам все равно, как Саша выглядит, потому что он хороший друг.

Ситуация № 2. Все ученики 3 «В» класса активно готовятся ко Дню именинника, который состоится в субботу: одни придумывают конкурсы, другие отвечают за оформление кабинета, третьи подбирают музыку для танцев. За день до праздника в класс приходит новый ученик. Как бы вы поступили на месте ребят из 3«В» класса?

Варианты ответов:

1.Подождали бы, когда новенький сам проявит инициативу и спросит вас о празднике.

2.Сделали бы вид, что не замечаете нового ученика.

3.Предложили бы новому ученику помочь вам в подготовке праздника.

Ситуация № 3. Лена просто обожает песни группы «Авария». Каждый день, вернувшись из школы, она громко включает магнитофон и слушает песни любимой группы. Мама, войдя в комнату Лены, просит сделать музыку тише. Как бы вы поступили на месте Лены?

Варианты ответов:

 1.Вообще выключили бы магнитофон и обиделись бы на маму.

2.Сделали бы громче музыку, чтобы не слышать маминых упреков.

 3.Рассказали бы маме, почему вы любите песни группы «Авария», и предложили бы послушать музыку вместе, предварительно уменьшив громкость.

По окончании работы в группах ребята обсуждают все ситуации сообща.

После разбора каждой ситуации на доску вывешиваются плакаты, соответствующие толерантному выбору:

(Не обижайте  друг друга! Не оценивайте людей, а цените их! Присоединяйся  - ты нам нужен! Мы разные, но мы дружим. Толерантность  - возможность диалога).

Таким образом, на доске формируется своеобразный свод правил толерантного поведения.

Такой же свод правил получает каждый ребенок по окончании занятия.

Анализируя ситуацию, ребята делают вывод: все мы знаем правила, но, к сожалению, не всегда им следуем.

Заключительное слово воспитателя.

  Заканчивая занятие, воспитатель  напоминает ребятам, что от каждого из них зависит, насколько успешно складываются отношения внутри коллектива. Сегодняшняя игра — первая ступенька к тому, чтобы понять, как правильно строить отношения со своими одноклассниками и другими людьми, и поступать в соответствии с этими правилами.

Финальная часть  заканчивается прослушиванием песни «Родина моя» в исполнении Софии Ротару.

Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озера и бурлящие моря.

Над полями выгнет спину
Радуга-дуга,
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
Как будто праздник.

Будут на тебя звезды удивленно смотреть,
Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба,
В синей вышине птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках:

Я, ты, он, она --
Вместе -- целая страна,
Вместе -- дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я".

Сероглазых, озорных

Черных, рыжих и цветных

Грустных и веселых

В городах и селах.


Над тобою солнце светит,
Льется с высоты,
Все на свете, все на свете
Сможем я и ты.
Я прильну, земля, к твоим березам,
Я взгляну в глаза веселым грозам
И, смеясь от счастья, упаду в твои цветы.

Обняла весна цветная
Ширь твоих степей,
У тебя, страна, я знаю,
Солнечно в судьбе.
Нет тебе конца и нет начала,
И текут светло и величаво
Реки необъятные, как песня о тебе,
Как будто праздник.

Будут на тебя звезды удивленно смотреть,
Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба,
В синей вышине птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила

классный час направлен на воспитание в подростающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной и религиозно...

Урок толерантности "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Актуальность проекта: Такие приграничные российские регионы, как Краснодарский край, испытавшие наибольшее миграционное давление, оказались наиболее активно вовлеченными в решение миграционных проблем...

Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Классный час для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!" с презентацией. Цель данного мероприятия: познакомить ребят с понятием "то...

Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Классный час с презентацией для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!". Данное мероприятие формирует у детей  представление о...

Урок мира "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Презентация и конспект урока 1 сентября. Материал предназначен для проведения Урока мира в 3 и 4 классах....

Внеклассное мероприятие по толерантности на тему: " Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Это занятие способствует формированию всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе н...

Классный час во 2 классе «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».

Классный час во 2 классе  «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»....