Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»
классный час (4 класс) по теме

Классный час с презентацией для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!". Данное мероприятие формирует у детей  представление о толерантности,  даёт понятие о чертах толерантной и интолерантной личности;  воспитывает толерантное мышление, уважение  к своим правам и правам других людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa.docx39.99 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1.ppt2.55 МБ
Файл prilozheniya_2_3.docx14.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 г.Ртищево Саратовской области»

Классный час в 4-х классах

Деловая игра

"Мы разные - в этом наше богатство,

мы вместе - в этом наша сила!"

Цель:  познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
  • способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация (приложение 1),заготовки для аппликации «Радуга», шаблоны человечков для этапа рефлексии, значки двух цветов с номерами.

Ход мероприятия

(Звучит музыка)

  1. Вступительная беседа.

Человек… Его жизнь, его привычки, поведение, достоинство и недостатки, сила и слабость – то, что во все времена вызывало споры и разногласия.

        Сегодня мыс вами проведём классный час, тему которого вы назовёте самостоятельно, прослушав четверостишие:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как история планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

-Кто догадался, какой теме будет посвящён наш классный час? (Толерантности)

-Какие цели мы перед собой поставим? (ответы детей)

Наш классный час мы проведём в форме деловой игры"Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!",  в ходе которой получше познакомимся с понятием «толерантность» и поработаем над развитием у себя качеств толерантной личности.

  1. Выступления групп учащихся.

-При подготовке к сегодняшнему классному часу  ребята  искали информацию в интернете, исследовали историю возникновения слова «толерантность» и сейчас предоставим им слово.

  1. Группа «Исследователи»

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях.

Ноболее всего он был талантлив в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека  и связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

-Со словом «толерантность» знакомы люди всех стран. На всех языках мира оно звучит по-разному, но какой же смыслвкладывают в это слово люди разных национальностей? Об этом нам расскажет другая группа учащихся, которая искала информацию в различных источниках.

2. Группа «Языковеды»

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • (tolerancia) в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • (tolerance) во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • (tolerance) в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
  • (kuanrong) в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • (tasamul) в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • (толерантность)в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

-Какое из определений вам нравится  более всего? (Ответы детей)

-Вы заметили, что в разных странах определения различны. А что же их объединяет? (Ответы детей).

Толерантность. Что это такое? -

 Если спросит кто-нибудь меня,

 Я отвечу: "Это все земное.

 То, на чем стоит Планета вся".

 Толерантность - это люди света

 Разных наций, веры и судьбы

 Открывают что-то, где-то,

 Радуются вместе. Нет нужды

 Опасаться, что тебя обидят

 Люди, цвета, крови не твоей.

 Опасаться, что тебя унизят

 Люди на родной Земле твоей.

 Ведь Планета наша дорогая

 Любит всех нас: белых и цветных!

 Будем жить, друг друга уважая!

 Толерантность - слово для живых

        Именно поэтому тема толерантности стала очень актуальна в настоящее  время.

        

  1. Группа «Историки»

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия.

 В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. На слайде вы видите выдержку из декларации принципов толерантности.

Нас окружают люди различных национальностей, вероисповедания, разного возраста и разных физических возможностей. Чтобы жить в мире, где столько разных людей, какими чертами характера надо обладать?

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

 Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

 И, конечно, не только терпение, но и другие черты характеризующие толерантного человека.

Ребята ещё одной группы провели социологический опрос по теме нашего классного часа, в котором приняли участие все учащиеся наших двух 4-х классов, заполнив бланки опроса. Давайте послушаем их.

  1. Группа «Аналитики»

        

Черты личности

А

(отметить 6 черт)

Б

 (отметить 3 черты)

Терпение

36

20

Доброжелательность,

36

15

Равнодушие

Чуткость

18

10

Терпимость к различиям

18

9

Способность к сопереживанию

21

7

Агрессивность

Уважение мнения других

26

12

Умение владеть собой

29

7

Доверие

35

20

Чувство юмора

15

15

Раздражительность

Умение не осуждать других

25

7

        Нами 11 октября был проведён социологический опрос. (Приложение 2)В нём приняли участие 46 человек. В ходе данного опроса  ребята отмечали 6 качеств, которые характеризуют толерантного человека, и из отмеченных указывали 3 черты характера, которыми владеют сами.

        По итогам данного опроса можно сделать вывод: учащиеся 4-х классов считают, что наиболее характерными для толерантной личности являются такие черты характера, как терпение, доброжелательность, доверие, умение владеть собой, уважение мнения других, умение не осуждать других.

        Анализируя ответы ребят по второму вопросу, можно сделать вывод, что среди учащихся 4-х классов нашей школы преобладают следующие черты характера, характерные для  толерантной личности: терпение, доверие, доброжелательность.

        Интересно, что такие качества, как умение владеть собой и умение не осуждать других считают важными чертами характера толерантной личности более 50% опрошенных учащихся, но владеют ими только 7 % ребят. Значит над развитием этих и других  положительных качеств толерантной личности нам предстоит ещё  много работать. И мы верим, что в наших классах будут учиться чуткие, терпимые и доброжелательные ребята.

  1. Практическая часть.

Я  предлагаю вам начать практическую часть деловой игры, в ходе которой вы покажете своё умение проявлять толерантность по отношению друг к другу.

        Перед классным часом вы получили разноцветные значки. 4-а -  жёлтые, 4 – б – красные, с номерами. Для участия в различных этапах нашей игры вы будете выходить не по цвету значка, а по номеру, который на них записан. В каждом этапе примут участие ребята разных классов. Это поможет нам укрепить толерантные дружеские отношения между нашими классами.

1. Игра"Комплимент"

- Очень важную роль в общении играют комплименты. Традицию комплимента связывают с  эпохой рыцарей. Комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник хочет видеть в себе. Однако важно помнить, что есть большая разница между комплиментом и лестью, эту разницу чувствуют большинство людей. Лесть равна лжи, а откровенная ложь вызывает эмоции, далёкие от приятных. Необходимо, чтобы комплименты касались и внутренних качеств человека, а не только внешних.

-Приглашаю выйти ребят  с №1и принять участие в игре. Вы должны сказать комплимент. Посмотрите друг на друга, найдите достоинства внешние и внутренние и сделайте комплимент соседу, стоящему от вас справа. Не перепутайте комплимент с лестью.

- Какие чувства вы испытывали, когда слышали комплимент в свой адрес?

- Какие чувства вы испытывали, говоря комплимент соседу?

- Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

  1. Игра«А я считаю так…»

-Приглашаю выйти ребят с №2

- Я буду называть утверждения. Если вы согласны с этим утверждением – встаньте к знаку «+», если не согласны, то к знаку «-».

  • Весна лучше осени.

- Почему ты не согласился с данным утверждением?

У каждого из нас есть своё собственное мнение по любому вопросу. Надо уметь уважать мнение, отличное от вашего. Не стараться переубедить человека, который думает не так как вы, а постараться понять его.

Продолжим нашу игру:

  • самый классный мультик «Ну, погоди!»;
  • самый важный предмет – математика;
  • играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;
  • лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;
  • самое прекрасное домашнее животное – кошка;
  • учиться без «2» и «3» невозможно;
  • война – это всегда плохо.

- А с этим утверждением вы все согласились. Вы все считаете, что война – это всегда плохо. В нашей жизни существуют такие моменты, что все народы мира имеют одну точку зрения.

  1. Игра «А я поступлю так…»

-Для участия в нём приглашаются ребята под №3. Я предложу вам различные жизненные ситуации, а вы расскажите, как вы будете себя вести.

  • На твоих глазах кого-то обижают, оскорбляют. Как ты поступишь?  А как бы поступили вы, ребята? (обращение ко всем присутствующим детям)
  • Утром вы подходите к дверям школы. Впереди вас пожилая женщина. Как вы поступите: обгоните её, чтобы быстрее зайти в школу или поможете её, придержав дверь?
  • В твоём дворе живёт ребёнок не такой как ты. Он не может ходить в школу, потому что у него ограниченные физические возможности. Он – инвалид. Ты будешь с ним спокойно разговаривать или отойдёшь от него, не зная что сказать?
  • Девочка питается не так как ты  по причине своей религии. Ты скажешь, что это выглядит смешно или попросишь, чтобы она объяснила это, чтобы лучше узнать её и постараться понять?
  • Однажды Маша не выучила стихотворение. И она решила обмануть учительницу. Маша подошла к своей подруге и попросила: «Лена, если учительница вызовет меня отвечать стихотворение, я скажу, что вчера у меня болела голова, и я не смогла выучить стихотворение. А ты подтверди». Но лена отказалась это сделать. «А ещё подруга!» грустно подумала Маша, «Не буду с ней больше дружить»».

- Кто поступил справедливо? Почему? Как оцениваете поступки девочек? Это настоящая дружба?

        -У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или дать отпор? Да или нет? Пусть ваш выбор ежеминутно говорит о том, что ты поступаешь, как толерантный человек.  

  1. Игра «Создание радуги толерантности»

- Для участия в нём приглашаются ребята под №4. Ребята, предлагаю вам создать коллективную аппликацию «Радуга», так каксимволом толерантности является радужный флаг. Каждый цвет радуги должен символизировать какое-нибудь качество, способность, которая у вас есть или которую вы хотите в себе развить, чтобы стать толерантной личностью. Запишите это качество на дуге и прикрепите дугу к нашему плакату. Для этого вспомните, в каком порядке располагаются цвета в радужном спектре.

- Прочитайте, какие черты характера вы написали.

- Ребята, а вы согласны?

  1. Игра «Самый главный человек на Земле»

-Я предлагаю вам нарисовать самого главного человека на земле. А главный он потому, что только от него зависит, будем ли мы жить в мире, согласии и любви. И этот человек….вы. У каждого из вас есть заготовки – шаблоны. Нарисуйте на них каждый себя. Цвет волос, глаз, одежда, настроение и т.д.Поместите свою работу на аппликацию «Радуга толерантности».

(Самостоятельная работа детей)        

- Посмотрите, какие разные вы все получились. И это хорошо. Ведь именно в этом наше богатство. И мы все вместе – в этом наша сила!

  1. Рефлексия

-Пусть радуга толерантности передаст свое тепло всем вам, всем окружающим и всему миру.

-Как вы считаете, мы достигли целей, которые были поставлены нами в начале классного часа?

-Что нового вы узнали?

-Что ещё хотите узнать по данной теме?

Давайте ещё раз вспомним, что же такое «толерантность»:

 1. Что ж такое толерантность?

 Может к бабушке любовь?

 2. Понял я, что это – уважение

 К мнению не только своему.

3. Дам монетку нищему,

 Пожилому помогу.

 4. Товарища в беде не брошу,

 Злобу в класс я не пущу.

 5. Если ты к друзьям терпим,

 Выслушать любого можешь.

 6. Если нужно, то готов

 Ты всегда прийти на помощь.

 7. Веришь в чудо, доброту.

 Взрослых уважаешь,

8. Маме с папой не грубишь,

 Младших ты не обижаешь.

 9. Значит, не зря все говорят,

 Что ты толерантен.

 10. Оставайся им всегда и

 Будь еще галантен.

 11. Что такое толерантность?

 Доброта, любовь и смех.

 12. Что такое толерантность?

 Счастье, дружба и успех.

 13. Если каждый друг к другу будет терпим,

 То вместе мы сделаем толерантным наш мир!

-Группа ребят  приготовила для вас  памятки с правилами, которые надо соблюдать, чтобы жить в мире и согласии с окружающими людьми. ( Приложение 3)

(вручение  памяток)

-И в завершении вам хочется пожелать быть  добрыми и человечными  и относиться  друг к другу так, как хотелось, чтобы другие относились к вам.

Учителя начальных классов высшей категории

Ивакина Елена Александровна, Акинтеева Елена Петровна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Черты личности

А

(отметить 6 черт)

Б (отметить 3 черты)

Терпение

Доброжелательность,

Равнодушие

Чуткость

Терпимость к различиям

Способность к сопереживанию

Агрессивность

Уважение мнения других

Умение владеть собой

Доверие

Чувство юмора

Раздражительность

Умение не осуждать других

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                                                    Памятка

Если ты хочешь:

  • Жить в мире и согласии с окружающими
  • Чтобы были живы и здоровы ты, твои родные, друзья и подруги

 Тогда соблюдай эти правила:

  • Будь внимательным, терпимым, милосердным
  • к окружающим
  • Не стремись подчинить другого
  • Изучай и уважай обычаи и традиции
  • людей разных национальностей
  • Принимай другого человека таким,
  • какой он есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила

классный час направлен на воспитание в подростающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной и религиозно...

Урок толерантности "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Актуальность проекта: Такие приграничные российские регионы, как Краснодарский край, испытавшие наибольшее миграционное давление, оказались наиболее активно вовлеченными в решение миграционных проблем...

Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Классный час для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!" с презентацией. Цель данного мероприятия: познакомить ребят с понятием "то...

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители,  оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...

Урок мира "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Презентация и конспект урока 1 сентября. Материал предназначен для проведения Урока мира в 3 и 4 классах....

Внеклассное мероприятие по толерантности на тему: " Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Это занятие способствует формированию всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе н...

Классный час во 2 классе «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».

Классный час во 2 классе  «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»....