Урок мира "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"
учебно-методический материал (3, 4 класс) по теме

Шульженко Елена Евгеньевна

Презентация и конспект урока 1 сентября. Материал предназначен для проведения Урока мира в 3 и 4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_mira.zip2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Урок мира 1 сентября 2017 года.

РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Урок в 3-4 классе

На СЛАЙДЕ написана тема урока: «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».

- Ребята, у нас в классах есть новые ученики, сейчас мы с вами будем знакомиться.

Представьтесь, пожалуйста, мне и всему классу.

– Знаете ли вы, что означает ваше имя?  СЛАЙД

Учитель приводит значение отдельных имён. Например:

-Имя Анна русское, еврейское, украинское, православное, католическое. Имя Анна с иврита переводится как «храбрость», «сила», «благодать». В христианстве Анна – мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь). Имя Анна также переводят как «милость божья».

- Имя Андрей в переводе с древнегреческого языка (Андреас) означает «мужественный», «отважный». Также существует перевод «мужчина», «человек». У христиан наиболее почитаемый святой с именем Андрей – это апостол Андрей Первозванный. Это первый из учеников Христа, брат апостола Петра. Он был распят в греческом городе Патры на кресте в виде буквы «Х». Этому символу дали название «андреевский крест». Именно он изображен на флаге русского флота.

- Имя Глеб имеет несколько версий происхождения. По первой версии, имя Глеб, пришедшее в Россию из Скандинавии, произошло от имени Готлиб, имеющее значение «любимец богов», «наследник бога», «под защитой богов».

-Имя Дмитрий – распространённое русское имя греческого происхождения, означающее «посвящённый богине Деметре». Деметра – древнегреческая богиня земли и плодородия, поэтому имени Дмитрий часто дают значение «земледелец».
-Имя
Денис является народной формой устаревшего церковного имени Дионисий, которое, в свою очередь, происходит от древнегреческого имени Дионисиос, означающего «принадлежащий Дионису». В мифологии Древней Греции Дионис – бог виноградарства, виноделия, плодородия, вдохновения, производительных сил природы. Поэтому иногда имени Денис дают толкование «весельчак», «гуляка».
-Имя
Елена греческого происхождения. Его перевод неоднозначен, скорее всего, означает «избранная», «светлая». Также имя Елена можно интерпретировать как «факел», «огонь», «свет»; «светлая», «сверкающая», «сияющая», «блестящая», «солнечная», «лунная», «огненная», «избранная». Есть мнение, что имя Елена соотносится с понятиями «солнечный луч» или «солнечный свет», а само имя Елена – это производное имя от имени Гелиос, бога Солнца в древнегреческой мифологии.
- Имя
Игорь имеет несколько версий происхождения. По самой распространённой версии имя Игорь скандинавского происхождения, произошло от мужского имени Ингвар, означающего «воин бога Инга», «хранитель бога–громовержца», «воинственный». Имя на Русь привезли варяги, и оно существовало в двух похожих формах: Игорь и Ингварь. В дальнейшем осталось только имя Игорь. По другой версии, менее распространённой, имя Игорь произошло от старославянского «игрь», означающего «игра, забава, веселье».

- Имя Камила арабского происхождения, которое означает «совершенная во всех отношениях, лучшая».
- Имя
Михаил в переводе с древнеиудейского языка означает «равный, подобный Богу», также существует вариант перевода – «испрошенный у Бога».
- Имя
Никита в переводе с греческого языка означает «победитель».
- Имя
Олег имеет скандинавские корни. Произошло от древнескандинавского имени Helgi, которое у скандинавов переводится как «священный», «святой», а у германских народов – «удачливый», возможен перевод как «светлый», «ясный». Имя Олег – одно из династических дохристианских имён Рюриковичей.
- Имя
Полина имеет несколько версий происхождения. Первая из них – самая распространённая – имя Полина произошло от имени древнегреческого бога солнца Аполлона и означает «солнечная» или же «посвящённая Аполлону». Существуют варианты перевода «освобождённая» или же «освобождающая».

– А как вы думаете, только ли у каждого из нас есть имя собственное? Назовите имя «собственное» нашего города, нашей страны.

– (Слайд со словами: МОСКВА, РОССИЯ, РОДИНА.)

– Почему эти слова написаны рядом? Кто знает, что означает слово «Москва»?

Древние города возводили по берегам рек. Наш город возник на высоком берегу реки Москвы при слиянии её с речкой Неглинкой (сейчас она убрана в трубы). По имени реки Москвы и был назван город. О происхождении названия реки до сих пор учёные не пришли к единому мнению. Одни говорят, что это слово означает «мокрый», влажный, болотистый; другие переводят его как «коровья река», «медвежья река».

Наш город очень древний. Сменились десятки поколений людей, в нём живущих, (принято считать, что поколение отстоит от поколения на 20 лет).

– Как вы думаете, почему иностранцы называли Русь «Московией»?

– Почему так говорят: «Москва – всем городам мать»? Русские в течение многих веков жили сообразно своим неписанным законам, «по совести и правде». Русские всегда высоко ценили доброе имя, честь, стремление к объединённому, «всем миром», решению спорных вопросов.

В русском национальном характере отсутствует ненависть к чужому, иноземному. Есть такое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ (СЛАЙД), что означает ТЕРПЕНИЕ ко всему другому: человеку, его культуре и обычаям, одежде и языку и т.д.

    Много иностранцев издавна живёт в Москве. Самыми первыми иностранцами, приехавшими в Россию и оставшимися в ней жить, были греки и итальянцы.

    Греки занимались торговлей, ремёслами (требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо изделий ручным, кустарным способом. Портняжное ремесло, ювелирное ремесло и т.п.). Именно греки – жители тогдашней Византии –передали русским свою веру – Православие. Поэтому первые священники были родом из Греции.

     Итальянцев приглашали в Москву для выполнения инженерных работ. (Вспомните строительство Кремля). Они осели в Москве, многие женились на московитках, большая часть из них приняла православие.

(СЛАЙД с картой и Немецкой слободой)

    Иностранцы чаще селились в пригородах. Посол Карла II Карлейль (1663 г.) писал: «чтобы чужестранцам-христианам жилось привольней, существует слобода или предместье вне города, где большинство их и живёт по-своему».

В народе эту слободу стали называть Немецкой. Поселились в ней иноземцы (жители другой, иной страны) приехавшие из Западной Европы. Кроме немцев там жили шведы, датчане, англичане, шотландцы, французы, итальянцы. Но москвичи всех их называли одинаково – «немцы», от слова «немой». Раз по-русски не говорят, значит, немые. Большинство жителей Немецкой слободы состояли на военной службе у царя.

  Название «Немецкая слобода» исчезло с карты города, но следы её остались. Жил в Немецкой слободе аптекарь, который открыл первую в Москве аптеку и разбил при ней сад с лекарственными растениями. Память об этом событии пережила аптекаря почти на 300 лет, и в районе станции метро «Бауманская» можно отыскать Аптекарский переулок. А вот Немецкую улицу, от которой этот переулок начинался, переименовали, теперь она называется «Бауманская». Значит, Немецкая слобода была там, где сейчас проходят Бауманская улица и прилегающие к ней переулки.

    В районе метро Бауманская находятся: Лефортовская набережная, Лефортовская площадь, Лефортовский мост, Лефортовский переулок, Лефортовский тоннель, а также улица Лефортовский вал. Кем же был этот загадочный Лефорт, память о котором сохранилась в московских названиях? СЛАЙД  Лефорт

  Лефорт Франц Яковлевич (1655/56-1699), швейцарец из Женевы. Храбрый на полях битв и в морских сражениях, весёлый собеседник, он очень полюбился царю Петру I. Лефорт дослужился в русской армии до звания генерала и адмирала.

     СЛАЙД карта центра Москвы  А где жили грузины, армяне, украинцы?

Рядом с московским зоопарком есть Большая Грузинская улица, чуть подальше – Малая Грузинская, Грузинская площадь, Грузинский переулок. Сразу ясно, что здесь жили грузины.

  СЛАЙД    С Армянским переулком, что находится недалеко от станции метро «Китай-город», тоже всё просто. Здесь ещё в древности жили армянские купцы.

      А вот с улицей Маросейкой, от которой Армянский переулок начинается, надо поломать голову. Может быть, ктонибудь из вас слышал такое название – «Малороссия»? Так раньше называли Украину. На улице, которую потом назовут «Маросейкой», когда-то было Малороссийское подворье. А если сказать по-современному – Украинское посольство. Москвичи эту улицу, где жили украинцы, или малороссы, стали называть на свой манер. Сначала Малороссейкой, а потом ещё короче – Маросейкой.

        Немало московских улиц получили свои имена, связанные с татарским народом: Большая Татарская улица, улица Ордынка («дорога из Золотой Орды в Кремль»), улица Балчуг («бал-чех» по-татарски означает «грязь, болото») и многие другие.  

     Уже в XVI веке в Москве жили литовцы, поляки, татары, грузины, армяне, немцы, выходцы с Севера и Поволжья (живущие по берегам реки Волга). Иностранцы принимали активное участие в жизни города и страны.

     Значит, Москва была и остается быть многонациональным городом, где все народы живут дружно и помогают друг другу.

        Второе слово у нас было РОССИЯ. (СЛАЙД политическая карта России )

Широка и необъятна наша страна. Но главное её богатство –люди. Издавна Россию населяли разные народы, и в настоящее время на её территории проживают более 100 наций и народностей. Поэтому нашу страну называют многонациональной.    СЛАЙД с народами.
Самыми многочисленными народами являются русские, татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы, мордва. (Желательно показать иллюстрации с изображением представителей разных народов в национальных костюмах.)

– Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов? (Каждый из народов отличается от другого языком, историей, культурой.)

- Надо уважать и ценить не только свой, но и другие народы. Все живущие в России люди именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у них одна Родина, одно Отечество-Россия. На русском языке говорят, читают, пишут представители разных народов России. На всей её территории русский язык является государственным языком Российской Федерации. Но в нашей стране все народы сохраняют и свой родной язык, говорят на нем, имеют возможность изучать его в школе.

– Ребята, а что у всех народов есть нечто общее, то, что нас объединяет?

Это общечеловеческие ценности: дружба, братство, мир в душе и сердце каждого, любовь ко всем людям и природе. Самые основные общечеловеческие понятия можно назвать Азбукой мира. СЛАЙД

На доске появляется запись:

Азбука мира.

А – азбука.

Б – братство.

В – вера, верность.

Г – герой, героизм.

Д – дружба.

Е – единство,    Давайте продолжим эту азбуку!

Ж – жертва.

З – знание.

И – искусство.

К – красота.

Л – любовь.

М – мама, мир.

Н – небо.

О – отец, Отечество.

П – природа, правда.

Р – Родина.

С – солнце, сердце, свет.

Т – труд.

У – учитель.

Ф – флаг.

Х – храбрость.

Ц – ценность.

Ч – честность, честь.

Ш – школа.

Щ – щедрость.

Э – энергия.

Ю – юмор.

Я – язык.  

    Все эти ценности помогают людям  не только жить, но и стать лучше – духовно, нравственно более совершенным. Вот, например, ДРУЖБА. Какое хорошее, доброе слово! Наверно, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. Дружба – это бесспорная общечеловеческая ценность! СЛАЙД пословицы

«Нет друга – ищи, а нашёл– береги».

«Человек без друзей как дерево без корней».

«Не тот силен, кто дюжит, а тот, кто дружит».

– Кто с кем может дружить?

Дружить могут дети и взрослые, люди на разных концах Земли, дружить могут народы разных стран. Многие народы в нашей стране живут в мире и согласии, помогают друг другу в беде, вместе празднуют радостные события. В народе говорят:

«Если дружба велика – будет Родина крепка».

«Народная дружба и братство дороже всякого богатства».

Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов, нападавших на Россию.

      Вы изучаете иностранные языки. Зачем? (Люди Земли должны стремиться понимать друг друга, мирно решать спорные вопросы, преодолевать вражду и недоверие. Вот почему важно знать не только свой родной язык, но и языки других народов.) Учась в школе, вы постепенно познакомитесь со многими странами мира, узнаете об их истории, культуре, жизни народов.

– Ребята, помечтайте о том, что будет, если все люди на Земле станут жить дружно и помогать друг другу, как братья? (Наверное получится братство людей, братство народов.)

СЛАЙД Даль и слово В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля есть такое слово: братолюбие – любовь к ближнему. Запомните это слово.

    3. Заключительная часть урока.  Ирина Ивановна и Лиза.

СЛАЙД с песней

– А сейчас я предлагаю вам попробовать сделать всем вместе из бумаги символ братства.

Детское братство.

(Поделка из бумаги)

1. Возьмите альбомный лист бумаги и сложите его гармошкой четыре раза.

2. Нарисуйте на нём контур одного человечка. (Можно работать по трафарету.)

3. Вырежьте по контуру сложенную вчетверо фигурку. Придерживайте бумагу, чтобы слои не смещались.

4. Раскройте гармошку – у вас получатся держащиеся за руки человечки. Их можно раскрасить, нарисовать им лица.

– А теперь давайте склеим руки крайних человечков вместе– получится хоровод дружбы.

ПЕСНЯ   Я, ты, он, она.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила

классный час направлен на воспитание в подростающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной и религиозно...

Урок толерантности "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Актуальность проекта: Такие приграничные российские регионы, как Краснодарский край, испытавшие наибольшее миграционное давление, оказались наиболее активно вовлеченными в решение миграционных проблем...

Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Классный час для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!" с презентацией. Цель данного мероприятия: познакомить ребят с понятием "то...

Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Классный час с презентацией для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!". Данное мероприятие формирует у детей  представление о...

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители,  оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...

Внеклассное мероприятие по толерантности на тему: " Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Это занятие способствует формированию всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе н...

Классный час во 2 классе «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».

Классный час во 2 классе  «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»....