Урок толерантности "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"
классный час (4 класс) по теме

Актуальность проекта:

Такие приграничные российские регионы, как Краснодарский край, испытавшие наибольшее миграционное давление, оказались наиболее активно вовлеченными в решение миграционных проблем. Вместе с позитивными эффектами возникают и становятся социальными фактами новые социальные проблемы, которые зачастую приобретают этнический характер.

В нашей школе учатся дети разных национальностей. Чтобы не было конфликтного межнационального общения нужно формировать в школьной среде навыки толерантного сознания, стремления к диалогу и взаимопониманию. Урок  «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» является одной из форм работы направленной на культурно-языковую социально-психологическую адаптацию детей других национальностей, привитие культуры мира в школьной среде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog_-_put_k_ponimaniyu_.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ХУТОРА ПЕРВОМАЙСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН

«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»

Подготовила: учитель начальных классов

Л.Ф. Черкашина

2013

Актуальность проекта:

Такие приграничные российские регионы, как Краснодарский край, испытавшие наибольшее миграционное давление, оказались наиболее активно вовлеченными в решение миграционных проблем. Вместе с позитивными эффектами возникают и становятся социальными фактами новые социальные проблемы, которые зачастую приобретают этнический характер.

В нашей школе учатся дети разных национальностей. Чтобы не было конфликтного межнационального общения нужно формировать в школьной среде навыки толерантного сознания, стремления к диалогу и взаимопониманию. Урок  «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» является одной из форм работы направленной на культурно-языковую социально-психологическую адаптацию детей других национальностей, привитие культуры мира в школьной среде.

Основными целями  являются:

- укрепление ценностных ориентиров учащихся на межнациональное, межконфессиональное согласие, культуру мира;

- создание предпосылок и реальной позитивной практики смягчения и решения конфликтных ситуаций или противоречий, если они имеют место;

- подвести учащихся к выводу, что воспитание толерантности, культуры межнационального общения – это урок  на всю жизнь.

Одной из важнейших воспитательных задач  является задача воспитания толерантности ко всем «иным», «другим» – по культуре, расе, языку, религии. 

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, образу жизни.

 «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».

Цель урока: формирование гражданских, патриотических чувств гордости и ответственности за судьбу своей страны, своей малой Родины, воспитание уважения и терпимости к другим народам.

Оборудование урока:  - физическая карта России;

        - современная карта мира;

         - иллюстрации с изображением представителей разных народов в национальных костюмах;

- на отдельном стенде можно оборудовать выставку фотографий                                          военного времени

 - альбомный лист, ножницы, клей (для выполнения практической   части урока.)

                                     

  1. Вводная беседа.

Начать сегодняшний урок я хочу со стихотворения В.Степанова

 Живут в России разные

 Народы с давних пор.

 Одним тайга по нраву,

 Другим – степной простор.

 У каждого народа

 Язык свой и наряд.

 Один черкеску носит,

 Другой надел халат.

 Один – рыбак с рожденья,

 Другой – оленевод,

 Один кумыс готовит,

 Другой готовит мед.

 Одним милее осень,

 Другим милей весна.

 А Родина Россия,

 У нас у всех одна.

 Учитель: О чем это стихотворение? (ответы учащихся)

 Учитель: Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем уроке? (ответы учащихся) Правильно. Сегодня мы будем знакомиться с национальным составом России и Краснодарского края.

2.Основная часть.

          -Что такое Родина?

          -Сравни три высказывания.

           

* Родина – это место, где человек живёт.

*  Родина – это любая страна, где человеку хорошо жить.

* Родина – это место, где человек родился,  вырос, где он трудится, где живут его близкие ему  люди.

            - Какое из высказываний, на ваш взгляд, наиболее верное? (Третье)

Родители, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Помните песню в исполнении Марка Бернеса?  (слова В. Матусовского, музыка В.Баснера. Желательно прослушать эту песню.)

            С чего начинается Родина?

            С картинки в твоем букваре,

            С хороших и верных товарищей,

            Живущих в соседнем дворе.

            А, может, она начинается

            С той песни, что пела нам мать.

            С того, что в любых испытаниях

            У нас никому не отнять.

            -Как называется наша Родина?

      Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Федерация означает союз, объединение. Россия объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа.(Учитель показывает на карте территорию России, края).

   - А как называется главный город страны?  (столица)

    - Назовите столицу нашего государства? Края?    

  Широка и необъятна наша страна. Но главное её богатство – люди.

Современная Кубань – это многонациональный регион, в котором проживают больше 120 народностей. Давайте же, вместе с вами определим,  какие народы проживают у нас в крае? (ответы учащихся). Согласно переписи населения 2002 года – ассирийцы, лезгины, узбеки, латыши, таджики, чехи, кабардинцы и др.

 (Желательно показать иллюстрации с изображением представителей разных народов в национальных костюмах.)

     - Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов?

        (Каждый из народов отличается от другого языком, историей, культурой.)

Что же позволяет таким разным людям (разной национальности, веры, культуры, представлений о жизни) жить в одном крае, что делает эту жизнь возможной? (интеллигентность, изучение другой культуры, терпимость и др.)

 Надо уважать и ценить не только свой, но и другие народы.

 Все живущие в России люди именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у них одна Родина, одно Отечество – Россия. На русском языке говорят, читают, пишут представители разных народов России.  На всей её территории русский язык является государственным языком Российской Федерации. Но в нашей стране все народы сохраняют и свой родной язык, говорят на нем, имеют возможность изучать его в школе.

           - Ребята, а что у всех народов есть нечто общее, то, что нас объединяет?

Это общечеловеческие ценности: дружба, братство, мир в душе и сердце  каждого, любовь ко всем людям и природе. Самые основные  общечеловеческие понятия можно назвать Азбукой мира.      

На доске появляется запись:

Азбука мира.

А - азбука.

Б - братство.

В – вера, верность.

Г – герой, героизм.

Д – дружба.

Е – единство, единение.

Ж – жертва.

З – знание.

И – искусство.

К – красота.

Л – любовь.

М – мама, мир.

Н – небо.

О – отец, Отечество.

П – природа, правда.

Р – Родина.

С – солнце, сердце, свет.

Т – труд.

У – учитель.

Ф – флаг.

Х – храбрость.

Ц – ценность.

Ч – честность, честь.

Ш – школа.

Щ – щедрость.

Э – эволюция, энергия.

Ю – юмор.

Я – язык.

- Прочтите вечные для всех людей и народов ценности.

Есть ценности, которые существуют независимо от человека: небо, природа, солнце, – и ценности, непосредственно связанные с человеком и его жизнедеятельностью. Все они помогают человеку не только жить, но и стать лучше – духовно, нравственно более совершенным. Вот, например, ДРУЖБА. Какое хорошее, доброе слово! Наверно, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. Дружба – это бесспорная общечеловеческая ценность! Дружба между народами выстраивалась на терпимости к чужому образу жизни, обычаям, мнениям, идеям, верованиям, т.е. на принципах толерантности (толерантность – от лат. – tolerantia – терпение)

- Что значит быть терпимым к человеку не похожему на тебя?

Терпимость и уважение к другой культуре выражаются в стремлении её познать и заимствовать все ценное и полезное.

Недаром в народе говорят: «В каком народе живешь, того и обычая держишь»

(Чтение учителем или учащимися по карточке отрывка из стихотворения Р. Рождественского «Родина моя»)

Я, ты, он, она,

Вместе – целая страна,

 Вместе – дружная семья,

 В слове «мы» – сто тысяч «я»,

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах.

Над тобою солнце светит,

Льется с высоты.

Все на свете, все на свете

Сможем я и ты.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Какие строки Р. Рождественского подходят к теме нашего урока?

- «В слове «мы» – сто тысяч «я»». Как понимаете эти слова?

- В чем сила людей разных национальностей, живущих в нашей стране?

- Прочитайте пословицы, написанные на доске.

- О чем эти пословицы?

 «Нет друга – ищи, а нашёл - береги»

 «Человек без друзей как дерево без корней»

 «Не тот силен, кто дюжит, а тот, кто дружит»

.

    - Кто с кем может дружить?

Дружить могут дети и взрослые, люди на разных концах Земли, дружить могут народы разных стран. Многие народы в нашей стране и в нашем крае живут в мире и согласии, помогают друг другу в беде, вместе празднуют радостные события. В народе говорят:

   «Если дружба велика – будет Родина крепка»

   «Народная дружба и братство дороже всякого богатства»

Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов, нападавших на Россию.

Тяжелым испытанием для нашего народа была Великая Отечественная война. Весь народ поднялся на защиту нашего Отечества.

Ярким примером единства всех народов является Московская битва 1941-1942 гг., победе в которой исполняется ныне 66 лет. Это сражение продемонстрировало, что одним из решающих факторов, обеспечивающих разгром вражеских войск, является союз братских народов.

Одним из самых драматических событий Московского сражения стал подвиг воинов-панфиловцев. На подступе к Москве у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе 28 бойцов-панфиловцев ценой своей жизни 4 часа отбивали танковые атаки. В критическую минуту боя тяжело раненый политрук В. Клочков – Диев первым бросился со связкой гранат под вражеский танк, взорвал его и погиб смертью героя.

      Остальные бойцы последовали его примеру. Большинство из них пало на поле битвы. Среди 28 героев – панфиловцев были русские, украинцы, казахи, киргизы. Подобных     примеров на всех фронтах и в ходе всех периодов войны можно привести множество.

      Среди наиболее прославленных подвиг героического авиаэкипажа,  включавшего командира белоруса Николая Гастелло, штурмана – украинца Н. Бурденюка, стрелков-радистов – русского А. Калинина и ненца Г. Скоробогатого (26 июня 1941 г. у самолёта во время нанесения удара по танковой колонне противника попаданием зенитного снаряда был пробит бензобак, возник пожар. Экипаж во главе с командиром, предпочтя плену смерть, не спасся на парашютах, а нанес удар горящим самолетом на скопление танков, бензоцистерн и автомашин врага.)

Героев всех времен и народов мы считаем великой ценностью.

  - Кто такой герой?

  Героями называют людей, совершающих великие поступки, подвиги не для себя и не ради себя, а ради других людей, ради жизни, мира, ради добра. Герои не боятся погибнуть во имя этого и бесстрашно жертвуют собой. Герои были на нашей земле во все времена. У каждого народа есть свои почитаемые герои, но все герои чем-то друг на друга похожи, в чем-то все они братья,  потому что у всех у них есть общее – благородство и самоотверженный героизм. Много славных героев прошли по земле русской.

Справка. Звание Героя Советского Союза получили 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татар, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 айзербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев, 18 туркмен, 15 литовцев, 14 таджиков, 13 латышей, 12 киргизов, 10 удмурдцев, 9 карел, 8 эстонцев, 8 калмыков, 7 кабардинцев, 7 адыгейцев, 5 абхазов, 3 якута, 2 молдаванина.

              Великая Отечественная война – достойный пример проявления братских чувств и духа братства, которые свойственны всем благородным людям, независимо от их национальности.

      Ребята, сегодня мы говорим о нашей Родине-России, но наше государство не единственное в мире. Его окружают другие страны, расположенные в разных частях света. Каждая из них отличается своей культурой, языком, хозяйством, религией.

        - Посмотрите на современную карту мира. Видите, во сколько разнообразных цветов и их оттенков она раскрашена? Правда, она похожа на ковер, составленный из множества цветных лоскутков? Каждый цвет обозначает далёкие и близкие нам страны мира, их более 200. Страны мира очень различаются между собой. Они, как и люди, бывают большими и маленькими, богатыми и бедными, воинственными и миролюбивыми. В каждой стране есть свой государственный язык.

     - Какие языки народов мира вы можете назвать? (Английский, китайский, испанский, французский, немецкий и другие.)

     - Ребята, помечтайте о том, что будет, если все люди на Земле станут жить дружно и помогать друг другу, как братья? (Наверно получится братство людей, братство народов.)

   В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля есть такое слово: братолюбие – любовь к ближнему. Запомните это слово.

3. Заключительная часть урока.

 - А сейчас я предлагаю вам попробовать сделать всем вместе из бумаги символ братства.

Детское братство.

(Поделка из бумаги)

  1. Возьмите альбомный лист бумаги и сложите его гармошкой  четыре раза

  2. Нарисуйте на нём контур одного человечка. (Можно работать по трафарету.)

  3. Вырежьте по контуру сложенную вчетверо фигурку. Придерживайте бумагу, чтобы  слои не смещались.

  4. Раскройте гармошку – у вас получатся держащиеся за руки человечки. Их  можно раскрасить, нарисовать им лица.

   - А теперь давайте склеим руки крайних человечков вместе – получится хоровод дружбы.

(Звучит песня «Чтобы солнышко светило» сл. С. Фурина, муз. Н. Пескова; 1 куплет и припев.)

           Очень важно жить в дружбе, и тогда  братская дружба станет непобедимой силой.

Традициями добрососедства испокон веков славился русский народ.

 Земля русская собиралась веками; за её целостность и безопасность заплатили жизнями миллионы русских людей. Они надеялись, что когда- нибудь жить станет легче и счастливее, если не детям, то внукам, не внукам, то правнукам – и их труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали нам беречь нашу Родину. Свято следовать этому завету – значит быть патриотами.

   - Гордитесь, дети, своей страной, своим краем прославляйте  добрыми и нужными  делами, учитесь, чтобы стать полезными своей стране и старайтесь идти по миру с миром.

Предполагаемые результаты проекта:

- получение позитивной и негативной информации по избранной проблематике;

- личное участие школьников в тех процессах, которые служат укреплению нашего российского единства, развитию многообразия культур, и противоборства негативным явлениям во взаимоотношениях людей разного этнического происхождения, концессий, культур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила

классный час направлен на воспитание в подростающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной и религиозно...

Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Классный час для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!" с презентацией. Цель данного мероприятия: познакомить ребят с понятием "то...

Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Классный час с презентацией для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!". Данное мероприятие формирует у детей  представление о...

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители,  оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...

Урок мира "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Презентация и конспект урока 1 сентября. Материал предназначен для проведения Урока мира в 3 и 4 классах....

Внеклассное мероприятие по толерантности на тему: " Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Это занятие способствует формированию всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе н...

Классный час во 2 классе «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».

Классный час во 2 классе  «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»....