мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила
классный час (4 класс) на тему

Зимина Любовь Викторовна

классный час направлен на воспитание в подростающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной и религиозной принадлежности, взглядов. мировоззрения, стилей мышления и поведения. а также образа мыслей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эпиграф : Р. Рождественский72 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»,

Классный руководитель: Зимина Л.В. ГБОУ СОШ 467 Санкт-Петербург

Цель:

воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, образу жизни.

Оформление  и  оборудование:

  1. Выставка личных достижений каждого ученика 4-А класса ( грамоты, медали, поделки, рисунки, стихи собственного сочинения.) На доске белое дерево толерантности без листьев, фотографии разных детей (больших, маленьких, толстых, худых, с разными прическами , с разными эмоциями, с ограниченными возможностями и т. д.)на прогулке, в лесу, в школе, на детской площадке, в музее, в театре, в кино, фотографии детёнышей различных животных.
  2. Картонные фигурки-автопортреты  уч-ся (мальчиков и девочек), у каждого уч-ся конверт с карточками № 1,2,3,4,5(см. приложение), ручка, фломастер, цветовой веер – «радуга» 7 цветов (КОЖЗГСФ).
  3. Шелковые галстуки 4 цветов (красные, жёлтые, зелёные, синие); морская ракушка, коробки 3 цветов  (серого, белого, красного),
  4. фрагмент художественного  фильма «Чучело»,  видеозапись с телеканала НТВ – новости  репортаж о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Словарь терминов и понятий: толерантность, терпимость к чужим мнениям, терпимость к чужим верованиям, терпимость к чужому поведению

Эпиграф : Р. Рождественский

«Родина моя»

Я, ты, он, она,

Вместе – целая страна,

 Вместе – дружная семья,

 В слове «мы» – сто тысяч «я»,

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах.

Ход классного часа:

1.Организационный момент.

 Перед тем, как  сесть за парты уч-ся предлагается выбрать галстук любого цвета из 4-х ( синего, жёлтого, красного, зелёного) по желанию и повязать его на шею. Ученики сидят полукругом.

Проведение теста на  тему «Насколько я общительный» Перед вами конверт с карточками. Возьмите карточку № 1 Ответьте на мои вопросы, поставив – или + .

КАРТОЧКА № 1                                                                                    

Фамилия________________________

Имя_____________________________

Класс_________

  1.  
  2.  

             

  1. Можешь ли ты первым заговорить с незнакомым мальчиком или девочкой?
  2. Можешь ли ты самостоятельно познакомиться с кем-нибудь?
  3. Любишь ли ты играть с ребятами?
  4. Можешь ли ты поменяться игрушками или игрой с другими ребятами?
  5. можешь ли ты попросить, чтобы тебя приняли в игру?
  6. Любишь ли ты играть в игры по правилам?
  7. Можешь ли ты уступить, чтобы игра продолжалась?
  8. Нравится ли тебе ходить в гости?
  9. Любишь ли ты получать подарки?
  10. Любишь ли ты дарить подарки?

Подведение итогов. Делается вывод о том, сколько в классе общительных детей. Почему?

2. Ввод в тему классного часа:

На доске 2 картонные фигурки-шаблоны детей (мальчика и девочки) безликие.

Появляется надпись « Мы все – разные - в этом наше ………….?»

Наша природа красивая, удивительная, разная. Человек является частью природы. Мы, люди, тоже все очень разные. В чем же заключается наше     разнообразие?

- Да, у вас разный пол, цвет волос, глаз. Одни высокие, другие – маленькие. Одни – худые, другие – полные.

Почему вы так отличаетесь?

- Еще мы отличаемся характером. Одни веселые, другие добрые, скучные, энергичные, спокойные, злые, задиристые, заботливые… Характер человека зависит от наследственности и воспитания.

Дома все уч-ся   раскрашивали и дорисовывали картонные –шаблоны человечков, так чтобы получился автопортрет, отражающий индивидуальность и интерес каждого ученика из класса. выходят  два человека из класса все наглядно сравнивают их. Мальчик – девочка, рост, цвет и длина волос, полнота, имя и т.д.

  1. Мир – это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наш город. Наша школа. Мир – это мы. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. В нашем городе живут люди разных национальностей, разных верований.
  2. Как, по - вашему, толерантность помогает им жить в мире и согласии? Приведите свои примеры.

(Выслушиваются 3-5 примеров учеников.)

У нас в  классе учиться Муршудлу Арзу Тахир Кызы , она по национальности  азербайджанка. У неё свои традиции, они отличаются от традиций русского народа.  Арзу приготовила нам танец и песню.

Каждый из нас не похож на другого. Чем же мы отличаемся друг от друга?

Мы все очень разные, но всех нас объединяет одно. Как вы думаете – что?

Возьмите из конверта карточку № 2 и заполните её.

КАРТОЧКА № 2

МЫ

                         

                     РАЗНЫЕ                                                           ВМЕСТЕ

Чем же мы отличаемся друг от друга?                    Что всех нас объединяет?

___________________________________                     ______________________

Правильно все мы – люди.

- Какие качества в людях вы бы хотели видеть?

Для лучшего понимания материала по   теме  необходимо узнать значение и применение в жизни слова - «Толерантность»

  1. Кто из вас может объяснить смысл этого слова?
  2. Кто слышал это слово раньше?
  3. А вам хотелось бы узнать, что означает это слово?
  4. Где мы можем отыскать ответ на этот вопрос?

(В словарях)

Проходит небольшая фронтальная работа, выслушиваются и корректируются мнения детей по осмыслению понятия ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость к чужим мнениям, терпимость к чужим верованиям, терпимость к чужому поведению.

  1. Потребность и готовность к взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, стилей мышления и манеры поведения.
  2. Особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию, позволяющее относиться с пониманием и уважением к людям иного возраста, социальной принадлежности, вероисповедания, национальности, культурных традиций, мировоззрения и т.д.

Справка: Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) -  терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции.



Терпимость – социально-психологическая черта человека, выражающая уважительное и доброжелательное отношение к взглядам, убеждениям, верованиям, мнением, традициям, привычкам и поведению других людей. Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения, угроз. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений, личностное исправление.


Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.


Справка: Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.


Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  1. в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  2. во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  3. в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  4. в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  5. в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  1. в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким,)

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

-А что же объединяет эти определения?

3. Психологические приёмы : Упражнение “КАМУШЕК В БОТИНКЕ”

К доске выходят  мальчик и девочка по желанию. Учитель предлагает им положить в обувь «камешек» (можно использовать ластик). Учащиеся пытаются, взявшись за руки пройти перед классом. ( Не получается)

- Скажите, а что вам мешает красиво пройти. ( Камешек) 

Найдите в себе то, что мешает  жить в мире с самим собой и с окружающими людьми. ( гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть,) Запишите в карточке № 3.

Теперь сверните листок и выбросите в серую коробку. Учитель выставляет коробку за дверь. Теперь нам ничего не будет мешать общаться  с другими людьми.

Упражнение “ЖЕМЧУЖИНА В РАКОВИНЕ”

Отыщите в себе то, что является достоинством и помогает жить в мире с окружающими людьми. (радость, понимание, терпение, уступчивость, умение прощать, умение дружить, отзывчивость, честность, правдивость.) Запишите в карточке № 4. Сверните и положите в коробочку красного цвета в виде сердечка.

4.Просмотр отрывка из художественного фильма « Чучело»

 ( в главной роли К. Орбакайте) Эпизод в котором  главная героиня выходит из парикмахерской с новой прической радостная и счастливая, а её одноклассники начинают усмехаться, дразнить её, бросать в неё бумажки. Она просит, чтобы её оставили в покое, но одноклассники становятся только агрессивнее.

Упражнение  Цветонастроение.

Сейчас вы увидите отрывок из художественного фильма.  Посмотрев  фрагмент выберите на цветовом веере – «радуге» (7 цветов - КОЖЗГСФ)  цвет, соответствующий вашему настроению и переживаемым чувствам во время просмотра.

 После показа идет фронтальное обсуждение  данной темы.

5. Письмо будущему пятикласснику.

У вас в конверте с заданиями осталась карточка под № 5  . Она называется письмо будущему пятикласснику. Заполните её. Возьмите в руки конверт и напишите кому будет адресовано это письмо.  КАРТОЧКА № 5

Письмо будущему пятикласснику.

  1. Мне надо научиться быть_________________________________.
  2. Для общения мне не хватает_____________________         _____.

Учащиеся заклеивают конверты и кладут в коробку белого цвета. На коробке надпись- Классному руководителю 5-А класса. Открыть 01 сентября 2009 года и выдать адресату лично в руки.

6. Заключительное задание “Дерево толерантности”

        Возьмите каждый шаблон-лист дерева и напишите на нем, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более  толерантными.

(Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева – толерантности без листьев)

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизн

Я хочу, чтобы у вас всегда было доброе и понимающее сердце,  на память о сегодняшнем классном часе вы получаете частичку моего сердца ( сувенир-сердечко). Вы навсегда останетесь в нём.

Учитель открывает красную коробку в виде сердечка в которую учащиеся положили карточку №4.  Вот видите добро возвращается . В эту коробочку вы положили свою «жемчужину», она превратилась в сердце .

В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Ученик:                                                                

Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои.
Ты им свою улыбку подари.

Ученица:Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло твоей руки

Уч-ся вместе с учителем встают вкруг, держась за руки  и поют песню “Дорогою добра”,сл.Ю.Энтина,муз.М.Минкова)

 Песня “Дорога добра”

Слова Ю.Энтина Музыка М.Минкова

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра!

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо…
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою Добра!

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь-
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный;
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок толерантности "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Актуальность проекта: Такие приграничные российские регионы, как Краснодарский край, испытавшие наибольшее миграционное давление, оказались наиболее активно вовлеченными в решение миграционных проблем...

Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Классный час для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!" с презентацией. Цель данного мероприятия: познакомить ребят с понятием "то...

Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Классный час с презентацией для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!". Данное мероприятие формирует у детей  представление о...

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители,  оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...

Урок мира "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Презентация и конспект урока 1 сентября. Материал предназначен для проведения Урока мира в 3 и 4 классах....

Внеклассное мероприятие по толерантности на тему: " Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Это занятие способствует формированию всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе н...

Классный час во 2 классе «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».

Классный час во 2 классе  «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»....