мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила
классный час (4 класс) на тему
классный час направлен на воспитание в подростающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной и религиозной принадлежности, взглядов. мировоззрения, стилей мышления и поведения. а также образа мыслей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эпиграф : Р. Рождественский | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»,
Классный руководитель: Зимина Л.В. ГБОУ СОШ 467 Санкт-Петербург
Цель:
воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, образу жизни.
Оформление и оборудование:
- Выставка личных достижений каждого ученика 4-А класса ( грамоты, медали, поделки, рисунки, стихи собственного сочинения.) На доске белое дерево толерантности без листьев, фотографии разных детей (больших, маленьких, толстых, худых, с разными прическами , с разными эмоциями, с ограниченными возможностями и т. д.)на прогулке, в лесу, в школе, на детской площадке, в музее, в театре, в кино, фотографии детёнышей различных животных.
- Картонные фигурки-автопортреты уч-ся (мальчиков и девочек), у каждого уч-ся конверт с карточками № 1,2,3,4,5(см. приложение), ручка, фломастер, цветовой веер – «радуга» 7 цветов (КОЖЗГСФ).
- Шелковые галстуки 4 цветов (красные, жёлтые, зелёные, синие); морская ракушка, коробки 3 цветов (серого, белого, красного),
- фрагмент художественного фильма «Чучело», видеозапись с телеканала НТВ – новости репортаж о детях с ограниченными возможностями здоровья.
Словарь терминов и понятий: толерантность, терпимость к чужим мнениям, терпимость к чужим верованиям, терпимость к чужому поведению
Эпиграф : Р. Рождественский
«Родина моя»
Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» – сто тысяч «я»,
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах.
Ход классного часа:
1.Организационный момент.
Перед тем, как сесть за парты уч-ся предлагается выбрать галстук любого цвета из 4-х ( синего, жёлтого, красного, зелёного) по желанию и повязать его на шею. Ученики сидят полукругом.
Проведение теста на тему «Насколько я общительный» Перед вами конверт с карточками. Возьмите карточку № 1 Ответьте на мои вопросы, поставив – или + .
КАРТОЧКА № 1
Фамилия________________________
Имя_____________________________
Класс_________
- Можешь ли ты первым заговорить с незнакомым мальчиком или девочкой?
- Можешь ли ты самостоятельно познакомиться с кем-нибудь?
- Любишь ли ты играть с ребятами?
- Можешь ли ты поменяться игрушками или игрой с другими ребятами?
- можешь ли ты попросить, чтобы тебя приняли в игру?
- Любишь ли ты играть в игры по правилам?
- Можешь ли ты уступить, чтобы игра продолжалась?
- Нравится ли тебе ходить в гости?
- Любишь ли ты получать подарки?
- Любишь ли ты дарить подарки?
Подведение итогов. Делается вывод о том, сколько в классе общительных детей. Почему?
2. Ввод в тему классного часа:
На доске 2 картонные фигурки-шаблоны детей (мальчика и девочки) безликие.
Появляется надпись « Мы все – разные - в этом наше ………….?»
Наша природа красивая, удивительная, разная. Человек является частью природы. Мы, люди, тоже все очень разные. В чем же заключается наше разнообразие?
- Да, у вас разный пол, цвет волос, глаз. Одни высокие, другие – маленькие. Одни – худые, другие – полные.
Почему вы так отличаетесь?
- Еще мы отличаемся характером. Одни веселые, другие добрые, скучные, энергичные, спокойные, злые, задиристые, заботливые… Характер человека зависит от наследственности и воспитания.
Дома все уч-ся раскрашивали и дорисовывали картонные –шаблоны человечков, так чтобы получился автопортрет, отражающий индивидуальность и интерес каждого ученика из класса. выходят два человека из класса все наглядно сравнивают их. Мальчик – девочка, рост, цвет и длина волос, полнота, имя и т.д.
- Мир – это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наш город. Наша школа. Мир – это мы. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. В нашем городе живут люди разных национальностей, разных верований.
- Как, по - вашему, толерантность помогает им жить в мире и согласии? Приведите свои примеры.
(Выслушиваются 3-5 примеров учеников.)
У нас в классе учиться Муршудлу Арзу Тахир Кызы , она по национальности азербайджанка. У неё свои традиции, они отличаются от традиций русского народа. Арзу приготовила нам танец и песню.
Каждый из нас не похож на другого. Чем же мы отличаемся друг от друга?
Мы все очень разные, но всех нас объединяет одно. Как вы думаете – что?
Возьмите из конверта карточку № 2 и заполните её.
КАРТОЧКА № 2
МЫ
РАЗНЫЕ ВМЕСТЕ
Чем же мы отличаемся друг от друга? Что всех нас объединяет?
___________________________________ ______________________
Правильно все мы – люди.
- Какие качества в людях вы бы хотели видеть?
Для лучшего понимания материала по теме необходимо узнать значение и применение в жизни слова - «Толерантность»
- Кто из вас может объяснить смысл этого слова?
- Кто слышал это слово раньше?
- А вам хотелось бы узнать, что означает это слово?
- Где мы можем отыскать ответ на этот вопрос?
(В словарях)
Проходит небольшая фронтальная работа, выслушиваются и корректируются мнения детей по осмыслению понятия ТОЛЕРАНТНОСТЬ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость к чужим мнениям, терпимость к чужим верованиям, терпимость к чужому поведению.
- Потребность и готовность к взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, стилей мышления и манеры поведения.
- Особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию, позволяющее относиться с пониманием и уважением к людям иного возраста, социальной принадлежности, вероисповедания, национальности, культурных традиций, мировоззрения и т.д.
Справка: Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции.
Терпимость – социально-психологическая черта человека, выражающая уважительное и доброжелательное отношение к взглядам, убеждениям, верованиям, мнением, традициям, привычкам и поведению других людей. Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения, угроз. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений, личностное исправление.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Справка: Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким,)
- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
-А что же объединяет эти определения?
3. Психологические приёмы : Упражнение “КАМУШЕК В БОТИНКЕ”
К доске выходят мальчик и девочка по желанию. Учитель предлагает им положить в обувь «камешек» (можно использовать ластик). Учащиеся пытаются, взявшись за руки пройти перед классом. ( Не получается)
- Скажите, а что вам мешает красиво пройти. ( Камешек)
Найдите в себе то, что мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми. ( гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть,) Запишите в карточке № 3.
Теперь сверните листок и выбросите в серую коробку. Учитель выставляет коробку за дверь. Теперь нам ничего не будет мешать общаться с другими людьми.
Упражнение “ЖЕМЧУЖИНА В РАКОВИНЕ”
Отыщите в себе то, что является достоинством и помогает жить в мире с окружающими людьми. (радость, понимание, терпение, уступчивость, умение прощать, умение дружить, отзывчивость, честность, правдивость.) Запишите в карточке № 4. Сверните и положите в коробочку красного цвета в виде сердечка.
4.Просмотр отрывка из художественного фильма « Чучело»
( в главной роли К. Орбакайте) Эпизод в котором главная героиня выходит из парикмахерской с новой прической радостная и счастливая, а её одноклассники начинают усмехаться, дразнить её, бросать в неё бумажки. Она просит, чтобы её оставили в покое, но одноклассники становятся только агрессивнее.
Упражнение Цветонастроение.
Сейчас вы увидите отрывок из художественного фильма. Посмотрев фрагмент выберите на цветовом веере – «радуге» (7 цветов - КОЖЗГСФ) цвет, соответствующий вашему настроению и переживаемым чувствам во время просмотра.
После показа идет фронтальное обсуждение данной темы.
5. Письмо будущему пятикласснику.
У вас в конверте с заданиями осталась карточка под № 5 . Она называется письмо будущему пятикласснику. Заполните её. Возьмите в руки конверт и напишите кому будет адресовано это письмо. КАРТОЧКА № 5
Письмо будущему пятикласснику.
- Мне надо научиться быть_________________________________.
- Для общения мне не хватает_____________________ _____.
Учащиеся заклеивают конверты и кладут в коробку белого цвета. На коробке надпись- Классному руководителю 5-А класса. Открыть 01 сентября 2009 года и выдать адресату лично в руки.
6. Заключительное задание “Дерево толерантности”
Возьмите каждый шаблон-лист дерева и напишите на нем, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.
(Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева – толерантности без листьев)
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизн
Я хочу, чтобы у вас всегда было доброе и понимающее сердце, на память о сегодняшнем классном часе вы получаете частичку моего сердца ( сувенир-сердечко). Вы навсегда останетесь в нём.
Учитель открывает красную коробку в виде сердечка в которую учащиеся положили карточку №4. Вот видите добро возвращается . В эту коробочку вы положили свою «жемчужину», она превратилась в сердце .
В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.
Ученик:
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои.
Ты им свою улыбку подари.
Ученица:Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло твоей руки
Уч-ся вместе с учителем встают вкруг, держась за руки и поют песню “Дорогою добра”,сл.Ю.Энтина,муз.М.Минкова)
Песня “Дорога добра”
Слова Ю.Энтина Музыка М.Минкова
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо…
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою Добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь-
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный;
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок толерантности "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"
Актуальность проекта: Такие приграничные российские регионы, как Краснодарский край, испытавшие наибольшее миграционное давление, оказались наиболее активно вовлеченными в решение миграционных проблем...
Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»
Классный час для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!" с презентацией. Цель данного мероприятия: познакомить ребят с понятием "то...
Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»
Классный час с презентацией для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!". Данное мероприятие формирует у детей представление о...
«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители, оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...
Урок мира "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"
Презентация и конспект урока 1 сентября. Материал предназначен для проведения Урока мира в 3 и 4 классах....
Внеклассное мероприятие по толерантности на тему: " Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"
Это занятие способствует формированию всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе н...
Классный час во 2 классе «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».
Классный час во 2 классе «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»....