Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Болотина Инна Григорьевна

Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_bolotina_i.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Болотина И.Г. , учитель начальных классов

                                           ЧОУ «Школа «Шамир» Адмиралтейского района

                                                                                               Санкт – Петербург                                                                                                  

               

Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)

Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, - научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии .

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний, в том числе и путем самообразования. Этим одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся младших классов и является проектный метод в образовании. Проектная технология дает возможность реализовать системно-деятельностный подход в обучении истории у учащихся информационные и коммуникативные компетенции. Она повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывает чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности.

Цель проектной деятельности:

-  Создание условий для развития у обучающихся исследовательских компетенций на уроках истории и обществознания.

Задачи:

- Способствовать развитию исследовательских умений: коммуникативных, информационных, учебно-познавательных.

- Способствовать повышению интереса к изучению предмету.

- Способствовать повышению личной уверенности и творческого потенциала каждого ученика, его самореализации.

Проект — это «пять «П»»:

  1. Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
  2. Проектирование (планирование деятельности).
  3. Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
  4. Продукт (изготовление, оформление продукта).
  5. Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

Стадии работы над проектом.

Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:

− подготовка (формулирование темы и целей проекта);

− планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);

− исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);

− оформление результатов и выводов;

− представление или отчет;

− оценка результатов и процесса.

Организация работы над проектом.

1.Подготовительный - планирование работы над проектом:

- перечисление интересующих высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов;

- обсуждение возникших учащихся тем проектов;

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

- уточнение намеченной цели и задач;

- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);

- интерпретация данных;

- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

  1. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

- систематизация полученных данных;

- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).

  1. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

- осмысление полученных данных и способов достижения результата;

- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).

Виды проектов:

1. Классификация проектов по количеству участников

- индивидуальные.

-парные.

- групповые.

2. Классификация проектов по продолжительности

- мини-проекты могут укладываться в один урок.

- краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

-среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности.

- долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.

Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.

3. Классификация проектов по комплексности

(по предметно-содержательной области)

- монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.

- межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

- надпредметные (социальные) проекты.

Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.

Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать

и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в

проблему, переживание «ситуации успеха».  Учащийся делает открытие в самом

себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип    связи

обучения с жизнью.

Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.

Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего,  ведет к формированию собственных оценок,

развитию критического мышления учащихся.

Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»

Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...

Приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации у обучающихся на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)

В данной статье рассмотрены некоторые приёмы и методя для формирования мотивации у детей начальной школы....

Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя начальных классов)

Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет е...

Методический материал. Традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира "Исторические вехи нашей страны"

     Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции уча...

Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя начальных классов)

Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя начальных классов)...

Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя начальных классов)

Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются...