Методический материал. Традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира "Исторические вехи нашей страны"
методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс)

Лебедева Людмила Владимировна

       Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

       Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения и в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

      Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.

Цели и задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lebedeva_l._v._vystuplenie_2_docx.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Лебедева Л. В., учитель ЧОУ «Школы экономики и права» Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Метод учебного проекта в образовательном процессе:

традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся

(из опыта работы учителя начальных классов)

       Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

       Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения и в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

      Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.

     Говоря об особенностях учебного проекта, необходимо отметить их сущность.

•        Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

•        Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

•        Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

•        В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

•        Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

•        Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

•        Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

           Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.  Данный метод позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально: формируется умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.

         Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1) направление на достижение конкретных целей; на результат;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4)  неповторимы и уникальны.

       Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.

Вовлекать в проектную деятельность учеников нужно уже в первом классе, например, в игровые проекты. Это могут быть ролевые игры, спектакли, устные журналы, концерты, выставки рисунков, поделок. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

В первом классе более приемлема коллективная форма работы, где участниками проекта становится весь класс. В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важна со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности.

      В целом при работе над проектом учитель:

• помогает ученикам в поиске нужных источников;

• сам является источником информации;

• координирует весь процесс;

• поощряет учеников;

• поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

       Правила успешности проектной деятельности:

• В команде нет лидеров, все равны.

• Команды не соревнуются.

• Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом.

• Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

• Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть «спящих партнеров».

• Ответственность за конечный результат несут все члены команды.  

           Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

           На чём основана работа по созданию проекта?

           Каковы принципы организации проектной деятельности?

• Проект должен быть посильным.

• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.

• Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.

• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

               Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта.

             Презентация проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

              Для направления деятельности учеников была разработана памятка для начинающего исследователя:

• Выбери тему исследования.

• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

• Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

• Сделай выводы.

• Оформи результаты своей работы.

• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

             Такая памятка готовится на каждого ученика. Работая в проекте, памятка поможет работать ученику самостоятельно, использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.

             В рамках традиционных учебных занятий использую:

•        проблемное введение в тему урока;

•        постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•        совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•        групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•        выдвижение идеи (мозговой штурм);

•        постановку вопроса (поиск гипотезы);

•        формулировку предположения (гипотезы);

•        обоснованный выбор способа выполнения задания;

•        составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•        поиск дополнительной литературы;

•        подготовку доклада (сообщения);

•        самоанализ и самооценку, рефлексию;

•        поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

•        оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

•        классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

•        определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

•        доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

Для развития общих исследовательских умений и навыков даю такие задания:

•        Для развития умения видеть проблему: продолжить рассказ, оценив ситуацию с чьей-либо позиции, продолжить рассказ от  чьего-либо имени, составить рассказ от имени другого персонажа, составить рассказ, используя данную концовку.

•        Задания на развитие умения вырабатывать гипотезу: например, задание: - Давайте вместе подумаем, почему весной появляются почки на деревьях, почему летом снег в горах не тает? и т.д.

•        Для развития умения задавать вопросы: задание «Найди загадочное слово»,  игра «Угадай, о чем спросили».

•        Для развития умения и навыков экспериментирования: даются задачи для мыслительных экспериментов: Что можно сделать из листка бумаги?  Что будет, если люди научатся читать мысли других?

            Заниматься проектной деятельностью с  учащимися начальной школы достаточно сложно, поскольку у них нет еще  достаточных знаний и навыков для  этого.  Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и желание работать над другими проектами. Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в исследовательской деятельности, проявляют желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

                 Литература:

        Матяш Н.В., Симоненко В.Д  «Проектная деятельность младших школьников» – М.: Вентана – Граф, 2012 г.

        Иванова Н.В. «Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе» -  Начальная школа - №2 2014 г.

            Воскобойникова Е.А. «Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте» - Начальная школа  - №12 2007 г.

            Дубова М. В. «Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов» - М: Баласс, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"

В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.

Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как  условие  развития  положительной мотивации  учащихся....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Проектная деятельность в четвертом калассе в разделе учебника «Родной край - часть большой страны»...

Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»

Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...

Методический семинар «Система действий учителя при организации проектной деятельности на уроке в начальной школе»

Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается, во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологическо...

Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)

Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии....