Методический материал. Традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира "Исторические вехи нашей страны"
методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс)
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения и в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.
Цели и задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lebedeva_l._v._vystuplenie_2_docx.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Лебедева Л. В., учитель ЧОУ «Школы экономики и права» Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Метод учебного проекта в образовательном процессе:
традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся
(из опыта работы учителя начальных классов)
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения и в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.
Говоря об особенностях учебного проекта, необходимо отметить их сущность.
• Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
• Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
• Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
• В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
• Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
• Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
• Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Данный метод позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально: формируется умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1) направление на достижение конкретных целей; на результат;
2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) неповторимы и уникальны.
Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.
Вовлекать в проектную деятельность учеников нужно уже в первом классе, например, в игровые проекты. Это могут быть ролевые игры, спектакли, устные журналы, концерты, выставки рисунков, поделок. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
В первом классе более приемлема коллективная форма работы, где участниками проекта становится весь класс. В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важна со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности.
В целом при работе над проектом учитель:
• помогает ученикам в поиске нужных источников;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поощряет учеников;
• поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Правила успешности проектной деятельности:
• В команде нет лидеров, все равны.
• Команды не соревнуются.
• Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом.
• Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
• Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть «спящих партнеров».
• Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
На чём основана работа по созданию проекта?
Каковы принципы организации проектной деятельности?
• Проект должен быть посильным.
• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
• Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.
• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта.
Презентация проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка для начинающего исследователя:
• Выбери тему исследования.
• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
• Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
• Сделай выводы.
• Оформи результаты своей работы.
• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Такая памятка готовится на каждого ученика. Работая в проекте, памятка поможет работать ученику самостоятельно, использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.
В рамках традиционных учебных занятий использую:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:
• оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);
• классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);
• определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);
• доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).
Для развития общих исследовательских умений и навыков даю такие задания:
• Для развития умения видеть проблему: продолжить рассказ, оценив ситуацию с чьей-либо позиции, продолжить рассказ от чьего-либо имени, составить рассказ от имени другого персонажа, составить рассказ, используя данную концовку.
• Задания на развитие умения вырабатывать гипотезу: например, задание: - Давайте вместе подумаем, почему весной появляются почки на деревьях, почему летом снег в горах не тает? и т.д.
• Для развития умения задавать вопросы: задание «Найди загадочное слово», игра «Угадай, о чем спросили».
• Для развития умения и навыков экспериментирования: даются задачи для мыслительных экспериментов: Что можно сделать из листка бумаги? Что будет, если люди научатся читать мысли других?
Заниматься проектной деятельностью с учащимися начальной школы достаточно сложно, поскольку у них нет еще достаточных знаний и навыков для этого. Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и желание работать над другими проектами. Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в исследовательской деятельности, проявляют желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Литература:
Матяш Н.В., Симоненко В.Д «Проектная деятельность младших школьников» – М.: Вентана – Граф, 2012 г.
Иванова Н.В. «Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе» - Начальная школа - №2 2014 г.
Воскобойникова Е.А. «Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте» - Начальная школа - №12 2007 г.
Дубова М. В. «Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов» - М: Баласс, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"
В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство изучения краеведческого материала.
Квалификационная работа...
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.
Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся....
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Проектная деятельность в четвертом калассе в разделе учебника «Родной край - часть большой страны»...
Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»
Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...
Методический семинар «Система действий учителя при организации проектной деятельности на уроке в начальной школе»
Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается, во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологическо...
Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)
Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии....