Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство изучения краеведческого материала.
опыты и эксперименты по теме

Квалификационная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волгоградская  государственная  академия  повышения  квалификации  и переподготовки работников  образования.

Кафедра   начального   образования.

       

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство изучения краеведческого материала.

               

                                                                          Работу выполнила: Гусева И.А.  

Волгоград, 2010.

l.   Информационно-справочные сведения об опыте.

Тема опыта:

«Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство изучения краеведческого материала»

     2.Автор опыта:

Гусева Ирина Александровна,

учитель начальных классов.

    3.Место функционирования опыта:

403443 г. Михайловка Волгоградской области

Ул. Энгельса 19

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», т. 2-38-74,

Сайт: http://mih-school7.ucoz.ru/

   4.Новизна опыта.

Эвристический опыт.

   5.Длительность функционирования опыта.

Опыт функционирует:  4-й год.

   6.Какими материалами представлен опыт:

- настоящим описанием;

- следующими приложениями:

Приложение 1.

Презентация проекта «Мой город детства и мечты отсюда родом я».

Приложение 2.

Конспект урока-проекта «Мой город – Михайловка».

Приложение 3.  

Конспект урока – презентации «Мой город детства и мечты отсюда родом я».

Приложение 4.

Этапы  работы над проектом.

Приложение 5.

Рекомендации, памятки для учеников,  их родителей.

II. Технологические сведения об опыте.

1.Актуальность опыта.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

           Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися  определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, формирование системы универсальных знаний, умений и навыков, а также  опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Особую значимость приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть общеучебными умениями и навыками: исследовательскими, рефлексивными, самооценочными.  Таким образом, в основу системы работы, наряду с другими технологиями, должна быть положена технология проектного обучения. Это определило мой выбор данной темы работы.  Необходимость  формирования у школьников младших классов основ проектной деятельности объективно обусловлена современным этапом развития образования.

          Проектная работа способна наполнить смыслом школьную жизнь, а ведь задача общеобразовательных заведений не только подготовить ребёнка к взрослому существованию, но и обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Сегодня много говорится и пишется о грядущем информационном обществе, что это будет некое благое время, когда информация «сама будет править миром» - необходимо лишь научиться работать с ней.

Проектная деятельность – это особая философия, организованная на результат. Философия, которая делает невозможным то, что называется «не довёл дело до конца», воспитывает уважение к своему труду. Наконец, призывая участников проектной группы фиксировать результаты на каждом этапе, эта философия формирует такую важнейшую психическую функцию человека, как рефлексия.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

развитию творческих способностей и активности учащихся;

формированию проектного мировоззрения и мышления;

адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Мною проектный метод применяется на уроках окружающего мира. Скажу, что  использование данного метода доступно ученикам начальной школы и очень продуктивно.

2.Задачи, решаемые в опыте:

-  дать характеристику проектной деятельности и рассмотреть особенности учебных проектов младших школьников;

- разработать оптимальные варианты использования метода проектов на уроках окружающего мира;

- научить детей добывать и практически использовать знания, извлекать информацию, анализировать, интерпретировать и использовать её для решения проблем;

- создавать условия для овладения обучающимися технологией индивидуальной и групповой проектной деятельности, научить рефлексировать свою деятельность.

3.Педагогические средства, представленные в опыте:

наблюдение и анализ

исследование

сбор и обработка информации

творческие задания

проект

мультимедийные средства

анализ результатов продуктов деятельности обучающихся

4.Технология опыта.

              Я работаю по образовательной системе  «Школа 2100». Курс «Окружающий мир» (автор А.А.Вахрушев) носит интегрированный характер, при котором центральной идеей является взаимодействие человека с природой, с другими людьми, обществом, с самим собой. Уроки-проекты являются частью интегрированного обучения, на которых широко используются межпредметные связи. Современный урок формирования знаний предполагает использование разнообразных методов и средств обучения: объяснительно-иллюстративные,  частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, мультимедийные курсы, другие средства обучения. Широко используются разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная. В последнее время методу проектов уделяется пристальное внимание. Основной тезис современного понимания метода проекта привлекает к себе многие образовательные программы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

          Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого проекта.

          Метод проектов – совокупность  учебно – познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий и заканчиваются обязательной презентацией этих результатов.

           В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, которые могут самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми» если теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – результат, готовый к внедрению.

          Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание проблемы, но и процесс её раскрытия, что включает чёткий порядок действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, распределение (имеется в виду групповая работа) ролей, то есть заданий участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

          Метод проектов использую  в том случае, когда в учебном процессе необходимо решить исследовательскую, творческую задачу, посредством применения интегрированных знаний из различных областей, а также из исследовательских методик.

          Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних – инициатива идёт от учителя, учитывается учебная ситуация по предмету, профессиональный интерес или способности учащихся. В других – тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса программы с целью углубить знания отдельных учеников. Чаще темы проектов, определяю по какому – то практическому вопросу, актуальному для практической жизни, требующей привлечение знаний  учащихся по нескольким предметам, творческого мышления, исследовательских навыков.

          Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы.

 Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Возможности метода проектов для развития личности школьника выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде.

        Ученик

     Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности.

Открывает новые знания или способы деятельности.

Рекомендует источники получения информации.

Выбирает пути решения.

Содействует, прогнозирует результаты.

Экспериментирует.

Предлагает возможные варианты работы.

Активен.

Создаёт условия для активной деятельности школьника.

Субъект деятельности.

Партнёр ученика.

Несёт ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

1) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

2) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом работы и направлять её в нужное русло);

3) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности товарищей);

4) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации и выявлять какой информации не достаёт);

5) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

6) рефлексивные  (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне предстоит научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

7) менеджерские (проектировать процесс; планировать  свою деятельность; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

  При организации проектной деятельности обязательно учитываю возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Считаю, что проблема проекта должна мотивировать самостоятельную работу школьников, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта сначала я ограничивала одним уроком, потом сдвоенными уроками, потом одной-двумя неделями в режиме уроков. Последний проект проходил в течение двух месяцев, и работа велась не только на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, но и во внеурочное время. (Приложение №1 Презентация проекта «Мой город детства и мечты отсюда родом я»).

Этапы работы над проектом.

1.Наблюдение.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.  Ещё И.М.Сеченов писал о прирождённом и «крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётное стремление понимать окружающую жизнь». Ребёнок любознателен, то есть ему всё «любо знать», всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Но проходит время и появляется избирательность – исследуется только то, что в поле зрения вызывает настоящий интерес. Так передо мной возникла проблема – найти путь развития познавательной активности через наблюдение за явлениями и предметами окружающего мира.      

Я организовала для детей экскурсию по городу.  (Приложение № 2 ). Первоначально гармония, красота воспринимается такими органами чувств, как зрение, слух, без осознания глубокого смысла этих понятий. Я наблюдала за детьми, когда мы проходили по улице Коммуна мимо памятного камня М.С.Себрякову и М.М. Смехову, Вечного огня, фотографий  Героев Советского Союза. Видя это, некоторые дети стали задавать вопросы: «А кто это?», «А почему этим людям поставили памятник?», «Кто и почему назвал улицу Коммуны именно Коммуной?».   Кто-то попытался объяснить, но знаний было недостаточно, поэтому дети стали обращаться с вопросами ко мне. Когда ребёнок сталкивается с проблемой, то формируется эмоциональная установка: «Я хочу изучить этот материал».

Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Окружающий мир вечный источник детского разума. Именно там, в явлениях природы, социальных явлениях множество проблем, вопросов, пусть даже открытых людьми, но вновь открываемых детьми в процессе учения.

Поэтому важно построить обучение так, чтобы каждая тема несла ребёнку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы ученик познал себя как активную творческую силу, пережил чувство гордости от того, что всё это он увидел сам.  

Каждый ребёнок получил листок с планом наблюдения, в котором по ходу экскурсии делал свои пометки. На экскурсии  старалась обратить внимание детей на изменения в нашем городе. Ребята говорили о том, что помнят наш город не таким красивым, как сейчас. Дети получили массу впечатлений, рассказывали, что раньше не обращали внимание на фотографии Героев Советского Союза, что написано на стеле у Вечного огня, памятные камни. Уходя домой, дети получили анкету «На какие вопросы ты хотел бы услышать ответы?» На следующий день я  выписала эти вопросы на доску и предложила ученикам  вместе найти ответы на интересующие их вопросы.

         Вместе с ребятами мы определили тему нашего проекта и попытались наметить цели. Я объяснила детям, значение терминов «проект», «цель», «задачи» проекта.

        Ученики предложили составить памятку по работе над проектом, чтобы не запутаться в огромном море информации. (Приложение №  5)

Итак, шёл подготовительный этап проекта. Я заявила общий замысел, создала положительный мотивационный настрой; ученики обсуждали, советовались, спорили, предлагали свои собственные идеи. На этапе погружения в проект необходимо было очертить проблемное поле, а уже из проблемы проекта вытекают цель и задачи – организация и проведение определённой работы для поиска способов решения проблемы проекта. Для себя составила календарно-тематический план проведения проекта (Приложение №  6).

Теперь можно было переходить к основному этапу проекта.

(Приложение № 4. Этапы работы над проектом).

Исследование. Сбор и обработка информации.

   Изучая теорию организации исследовательской деятельности учащихся, я определила  следующие этапы исследования:

- выявление проблемы исследования;

- постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;

-формулировка гипотез исследования;

- определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;

- сбор информации;

- аналитическая работа;

- консультации учителя;

- корректировка;

- дальнейший поиск информации;

- анализ новых фактов;

- обобщение-рассуждение-получение данных;

- оформление результатов исследования;

- обсуждение и транслирование полученных результатов.

Погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся. Чтобы каждый ученик чувствовал себя замечательной личностью, я уделяю большое внимание персонально-личностному подходу к ребёнку.  Я составляю для себя  индивидуальные карты на каждого ребёнка, которые помогают мне отслеживать динамику познавательной активности.

 В результате я условно выделяю три группы учеников:

1. С устойчивым интересом к предмету, желанием глубже познать окружающий мир.

2. Со средней мотивацией и эпизодическим интересом к отдельным темам.

 3. С низким уровнем развития интереса, которым тяжело даётся обучение.

При организации деятельности детей по группам учитывала их  индивидуальные способности, в каждой группе  оказались дети с высоким уровнем познавательного интереса, со средним и низким. По необходимости определила роль каждого члена группы, учитывая пожелания и интересы детей. Каждый ученик из группы работал над одним из вопросов  подтемы, так называемым «проблемным вопросом». Только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру.

Сужаем рамки проекта для данной группы до размеров их части работы. Выделяем три группы «Прошлое», «Настоящее», «Будущее». Например, в части «Прошлое» поставлен вопрос-проблема «Кто является основателем города?». Каждый участник группы в ходе обсуждения получает задание.

-  Сидор Никифорович Себряков

- Михаил Сидорович Себряков

- Василий Михайлович Себряков

- Михаил Васильевич Себряков

- Анна Михайловна Себрякова (Игумения Арсения)

В части «Настоящее»  - улицы нашего города, «Будущее» - гордость Михайловки. Совместно с детьми составляем алгоритм, то есть графическое  изображение проекта, в центре которого  - название проекта, способы достижения цели.

Цель этой работы: направить деятельность детей так, чтобы они, собрав воедино все сведения, достигли поставленной цели.

          После того как спланирована работа, пора действовать. Здесь важно учителю не потеряться, не быть простым наблюдателем. Учитель должен помочь детям организовать самостоятельную работу, подсказать несколько вариантов решения проблемы – пусть выбирают свой. Учитель постоянно контролирует работу детей: нормально ли идёт ход деятельности, каков уровень самостоятельности, а когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учу детей не только созерцать мир, но и анализировать его, пытаясь найти выход из создавшегося положения.

        Первая проблема, с которой столкнулись дети – где взять нужную информацию. Чтобы разрешить данную проблему, мы отправились в Городскую детскую библиотеку. Работники библиотеки провели для нас мероприятие  на тему «История Михайловки», подготовили выставку книг по данной теме.  Данная проблема была решена, дети записали авторов и названия книг.

        В практическую деятельность включаю игровую, в которой между учениками распределялись роли: теоретики, фотографы и художники, писатели. На уроках-презентациях проектов стараюсь создать необычную атмосферу, делаю урок нестандартным (составляю вместе столы, использую групповую форму работы, разрешаю обсуждение, назначаю ответственных).

  В ходе проектной деятельности постоянно возникают ситуации, и учащимся предоставляется возможность изыскивать средства её решения, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое задание возбуждает интерес, ставит новые вопросы, стимулирует  к активной познавательной деятельности. Использую разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предложения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы являются показателем познавательного интереса ребёнка и его умственной активности.

    Итак, вернёмся к проекту. Группы получили задание и приступили к сбору информации.

Дискуссия, мультимедийные средства.

Дискуссии.

         Самый сложный этап работы, так как у всех много интересной информации и нужно высказаться не только самому,  но и выслушать других. Дети учились внимательно слушать докладчиков, чтобы потом задать  вопросы, спорить, высказывать свою точку зрения.  Применяю активно это средство в 3-4 классах, когда дети уже познакомились с правилами ведения дискуссий. На данном проекте дискуссия проходила у детей второй и третьей группы, которые  решали вопросы: Какая «улица» достойна, войти в рукописную книгу? Чьё имя достойно войти в третью главу? Может ли завод претендовать на звание «Гордость Михайловки»?

Мультимедийные средства.

   Каждое выступление команды сопровождалось показом слайдов. Это активизировало внимание детей на протяжении всей презентации, ведь на экране они видели себя в ходе работы над проектом,  продукты своей проектной деятельности.

        В ходе работы возникла идея не только сделать урок – презентацию, но и собрать рукописную книгу по теме проекта. Возникла проблема – книга без иллюстраций не бывает. Дети наперебой предлагали свою помощь, так мы определились с фотографами и  художниками.

  В заключительном  3-м этапе проекта была организована презентация для учеников и родителей. Выступали три команды детей, где учащиеся рассказывали о своей работе над проектом.

   Работая над учебными проектами, поняла, что вооружение учащихся методами и средствами научного познания является важной задачей. Обучение строится на основе самостоятельной деятельности детей, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности. За время прохождения проекта дети прочитали много научной и художественной литературы, готовили сообщения, делали  рисунки и фотографии.

Надо сказать, что активность ребят на проектных уроках просто поразительна. Дети овладели научными понятиями, старались использовать научные термины в своей речи. «Слабые» дети захваченные всеобщим энтузиазмом, «вдруг» обнаруживали свои скрытые возможности. Они принимали участие в подготовке иллюстративных материалов, делали сообщения, ведь им доверили ответственное дело. Вот и результат: желание: «не ударить в грязь лицом» явилось мотивацией к работе над собой, собственными привычками.

  После завершения этого проекта дети без моей подсказки стали выдвигать новые идеи. Сделать рукописную книгу по улицам города, создать «Книгу Славы». Выбирая данную тему, придерживалась некоторых правил:

- тема должна быть интересна ребёнку;

- тема должна быть оригинальной;

- тема должна быть доступной и соответствовать возрастным особенностям детей.

    Нельзя не согласиться  с Т.И.Шамовой,   которая определяет теоретические позиции проектного обучения следующим образом:

1.Образовательный процесс  строится  в  логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.

2.Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.

3. Глубокое освоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

4.Гуманистический смысл проектного обучения состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению  вглубь  явлений, конструированию новых процессов, объектов.

    На практике я убедилась, что проектное обучение способствует:

- развитию у учащихся абстрактного мышления, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления;

- формированию интеллектуальных умений: аналитических, критических, коммуникативных;

- приобретению практических навыков работы и общения в группе: брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;

- применению различных технологий, самообразования и самоорганизации.

  Метод проектов необходимо использовать вместе с другими методиками, так как учебный процесс невозможно построить только на проектировании,  потому  что  создание проекта – протяжённая во времени деятельность, не укладывающаяся в урочную систему и предполагающая большую дополнительную работу учащихся. Важно помнить, что только умелое сочетание различных технологий даёт наибольший эффект.

5. Результативность опыта.

В данном опыте решены задачи:

- разработана и описана проектная деятельность учащихся в рамках уроков окружающего мира начальной школы;

- описаны педагогические средства, применяемые на уроках-проектах  для активизации познавательной деятельности учащихся;

- выявлена результативность работы по формированию навыков самостоятельного оформления и защиты своей работы.

III. Эффективность функционирования опыта.

1.Научно-теоретические основы опыта.

В данном опыте использовались идеи следующих учёных: основоположника проектной методики Джона Дьюи, В.Н.Шульгина, Б.В.Игнатьева, М.А.Данилова.

2.Условия функционирования опыта.

Данный опыт функционирует в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г.Михайловки.» В учебном кабинете  № 4, оборудованным школьной типовой мебелью:   учительский стол, классная доска, оснащенный осветительными приборами и учебными пособиями (таблицы, картины, коллекции, гербарии).   В классе 16 учеников, занимаются в первую смену. В данном классе обучаются дети, проживающие на территории микроучастка школы. Большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Дети подвижны, общительны, имеют устойчивые познавательные интересы.  Особого внимания заслуживают дети, при обучении которых возникают трудности (Таня К., Тигран Г., Катя К.), им необходима постоянная помощь в организации дополнительных занятий, а также вновь прибывшие учащиеся (Валерий М.,). Лидерами класса можно назвать Катю М., Софью Р., Максима К, Богдана Г. На этих детей можно опереться в подготовке внеклассных мероприятий. Есть группа учеников, которых сложно приобщить к внеурочным мероприятиям Руслан  К. (причина - замкнутость).

3.Рекомендации последователям опыта.

*Учитель должен сам принять решение, будет ли он работать с помощью метода проектов.

*Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успехи и безопасность, является руководителем процесса прохождения проекта.

*Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы.

* Учитель предоставляет возможность детям для самостоятельной работы.

*Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только для корректировки направления работы, для координации группового процесса.

*Учитель является энтузиастом, вдохновляет и мотивирует учащихся на достижение цели.

*Учитель обладает знаниями в нескольких областях.

*Учитель выступает в роли консультанта и организатора доступа к информационным ресурсам.

*Учитель анализирует результаты выполненного проекта.

Приложение 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  ПРОЕКТА

«Мой город детства и мечты отсюда родом я».

Основное назначение проекта:  способствовать формированию у обучающихся  исследовательских и творческих способностей; активизации познавательной деятельности; развитию мышления, познавательной самостоятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков.

По содержанию: межпредметный.

По уровню усвоения учебного материала – итоговый.

По форме организации – групповой.

По срокам выполнения: среднесрочный.

Цель: способствовать развитию навыков исследовательской деятельности детей на основе самостоятельного поиска и структурирования информации.

Задачи:

- организация поисковой деятельности обучающихся;

- развитие умения работать с информацией;

- углубление знаний по окружающему миру;

- воспитание любознательности, активности, целеустремленности.

Участники проекта: учащиеся 4 «в» класса, учитель.

Ресурсы:

Кабинет для занятий, цифровой фотоаппарат, технические средства обучения (компьютер, принтер, мультимедийная установка, музыкальный центр), альбомы и краски, блокноты для записи исследований, чистые листы бумаги, файлы, папка.

Реализация проекта.

I. Подготовительный.

1.Анкетирование с целью выявления познавательных интересов обучающихся.

 «На какие вопросы хотел бы услышать ответы?»

2.Разработка программы проекта. Определение общего направления; формулирование тем, над которыми будут работать учащиеся, перечень необходимых знаний и умений для реализации проекта. При определении перечня таких знаний и умений руководствуюсь программными требованиями. Выбор темы  проекта детьми. Составление под руководством учителя календарно-тематического плана проведения проекта.

дата

Тема и форма мероприятия

Ответственные

1.

Ноябрь.

Экскурсия по городу.

Учитель.

2.

Ноябрь.

Посещение городской детской библиотеки. «История Михайловки»

Учитель, библиотекари

3.

Декабрь.

«Михайловка в карандаше». Урок ИЗО.

Выставка рисунков.

Ученики.

4.

Январь.

Сбор информации

Ученики

5.

В удобное внеурочное время.

Написание книги.

Учитель,ученики.

6.

В удобное внеурочное время.

Репетиции выступления групп на презентации. Оформление слайдов для

мультимедийной установки.

Учитель.

7.

Март.

Презентация проекта.

Учитель,ученики

II. Основной.

1.Регулярные занятия с учениками по группам,  способствующие выработке практических умений и навыков. Составление и разработка этапов работы над каждой проблемой, распределение ролей между учениками внутри группы, определение задания каждому члену группы.

Проблемные вопросы, выбранные детьми каждой группы:

«Прошлое» - История моего города. Династия Себряковых; «Настоящее» - улицы Михайловки;  «Будущее» - «Гордость Михайловки»

2.Формирование навыков самостоятельного выполнения исследовательских и  творческих работ. Обсуждение работ учащихся в группе, выбор более удачного варианта для презентации.

3.Участие в творческих конкурсах и выставках: оформление фотовыставки, выставки рисунков, оформление рукописной книги «Мой город детства и мечты отсюда родом я».

4.Презентация результатов. Выступление каждой группы по раскрытию изучаемой проблемы.

III.Заключительный.

Рефлексия.

Анализ проделанной работы.

Представление тем будущих проектов.

Ожидаемый результат.

Обучающиеся должны уметь:

1.Самостоятельно в устной форме отвечать на проблемный вопрос, отстаивать свою точку зрения, говорить грамотно, чётко, подтверждая свои выступления продуктом своей деятельности.

2.Работать в группе, доброжелательно относясь к товарищам.

3.Уметь внимательно слушать выступления других групп, уметь анализировать их выступления с научной и творческой точки зрения.

4.Предоставить продукты проектной деятельности: презентацию, рукописную книгу.  

Приложение 2.

Урок-проект «Мой город – Михайловка».

Цель:  выявить уровень знаний учащихся о родном городе и его истории;

Задачи:

- подвести к пониманию того что без прошлого нет и будущего;

-способствовать формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности;

- продолжить работу по уточнению и расширению краеведческих понятий, формированию материалистического мировоззрения;

-развивать логическое мышление и творческие способности детей;

-воспитывать любовь к родному городу.

Оборудование:   альбомы для зарисовок,

 I. Подготовительный этап.

1. Слово учителя.  

Солнце золотистое

Красит тополя,

Милая Михайловка

Родина моя!

И течёт Медведица

Быстрая река,

И привет Михайловке

Шлёт издалека.  

Если ты по Гоголя

Едешь в дальний путь,

О родной Михайловке

Слышишь, не забудь!

Стройся город радуги

И цвети кругом!

С вами я, михайловцы,

Здесь мой отчий дом!

- Ребята, наша экскурсия не случайна.  Мы пришли в парк культуры и отдыха не только отдыхать, но работать.

2. Памятка для каждого ученика. Качества наблюдательного человека.

-Умение видеть историю города в каждом уголке.

-Умение вести наблюдения планомерно.

-Умение делать выводы из наблюдений.

-Умение вести записи по результатам наблюдений.

3. Подведение к формулировке темы экскурсии.

Много великих людей оставили свой след в истории. В истории мира, государства, города. Писатели, политики, философы оставили для потомков много интересных мыслей и афоризмов. Мигель де Сервантес – испанский писатель и солдат говорил: «История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

- Как вы понимаете этот афоризм? (Сокровище – это что-то дорогое для человека, а история как очень ценное сокровище, которое надо беречь; учит нас как не совершить политические ошибки)

- Какие пословицы  о родине вы знаете? (Каждый кулик своё болото хвалит; Своя земля и в горсти мила.)

- Слышали ли вы такое высказывание «Иван – родства не помнящий»? Как вы его понимаете? (Человек, забывший своих предков, свою историю)

- Степан Кадашников написал такое стихотворение «Рисуя Русь» послушайте.

Рисуя Русь.

 Русь великую, Русь святую

В окруженье седых берёз

Я не первый в стихах рисую,

Как икону пишу, всерьёз.

 Я молюсь за неё, родную,

Среди ночи молюсь и дня,

Я не первый её рисую,

И последним пишу не я.

Неземной красотой спасённый,

Поражённый, стою в тиши.

Вижу, будто бы вновь рождённый,

Обнажённость её души.

- Какие чувства и эмоции вызывает у вас это стихотворение? (Тихую грусть, любовь к своей родине)

Задача: вспомните и запишите объекты, которые важны с исторической точки зрения и которые встретились нам по ходу экскурсии.

4. Распределение заданий для практической работы по группам.

1 группа. Записать исторические объекты нашего города.

2 группа. Определить их местоположение.

3 группа. Сделать зарисовки.

II. Основной этап.

1. Работа детей по группам.

2. Выступления групп.

III. Заключительный этап.

1.Беседа по вопросам:

- О чём  вам захотелось узнать подробнее?

- Что мы можем для этого сделать?

Итог экскурсии.

Приложение 3.

Конспект урока-презентации

Ход проведения.

I. Слово учителю.

- Дорогие ребята! Сегодня в нашем классе особенный день. Мы подводим итоги нашей работы. Урок, где вы продемонстрируете результаты своего самостоятельного поиска в решении определённых задач. Желаю вам всем удачи!

II.Приветствие участников проекта.

Исполнение песни «Михайловка».

Слова и музыка С.Иванова.  

Тополиный город мой

И такой не маленький,

Я тебя с рождения искренне люблю.

Всю Россию вижу я

Из тебя Михайловка,

Я тебя по трепету  

Листьев  узнаю.

Город мой единственный

Нет тебя красивее,

Лишь  с тобою связано

Столько лучших слов.

Если вдруг случается

Что - нибудь с Россиею,

Узнаю об этом я

По лицам земляков.

Припев. Я знаю, есть на свете ты

И здесь мои друзья

Ты город детства и мечты

Мой город детства и мечты

Отсюда родом я.

III. Представление участников и тем проектов.

- В нашем классе закончил работу проект «Мой город детства и мечты отсюда родом я».

Участникам проекта были представлены следующие темы:

- Прошлое Михайловки.

- Настоящее Михайловки.

- Будущее Михайловки.

IV.Представление жюри.

Оценочный лист раздаётся жюри и  всем гостям, чтобы быть полноценными участниками урока-презентации.

                                      ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.

Выступление участников

Группы №1

№1

№2

№3

 1.В исследовательской работе использованы: теоретические знания, умозаключения.

2.Научность выступления.

3.Ораторские качества.

4.Умение отвечать на вопросы.

Оценка по 10 бальной системе.

V.Защита  работ (регламент 5-6 минут).

1. Группа  «История моего города»

- Наша группа изучала прошлое нашего города.

- Нами был определён круг работы. Группа составила список фамилий, для изучения.  (Слайд 8)

Выступления участников групп.

Слайд 9

Сидор Никифорович Себряков.

Слайд 10

Михаил Сидорович Себряков.

Слайд 11

Василий Михайлович Себряков.

Слайд 12

Михаил Васильевич Себряков.

Слайд 13

Анна Михайловна Себрякова – Игуменья Арсения.

2. Группа  «Улицы нашего города»

- Нашу группу очень заинтересовали названия улиц нашего города. Наша группа выбрала улицы связанные с людьми, оставившими свой след в истории города и страны.

- Мы составили выборку таких улиц. (Слайд 15)

- Решили начать с улицы Коммуна, так как она самая протяженная и играет важную роль в жизни города.

Улица Коммуны. Миша Рябов. (Слайд 16)

- Наша группа тесно сотрудничала с 1 группой. Они помогли нам определиться с выбором исторических личностей, в честь которых названы улицы.  

Улица Блинова. Улица Чурюмова. Улица Миронова. Улица Павлика Морозова. Улица Гоголя.

                           

3 Группа «Гордость Михайловки»

Мы долго думали, как написать  о Михайловке в будущем. Ведь будущее за нами, именно нам предстоит вписать славные страницы в историю нашего города. Тогда мы решили выделить тех людей, с которым нам нужно брать пример. Вот что у нас получилось.

Есть люди, которыми можно гордиться, а есть и предприятия которые прославляют наш город.

Слайд 17

Марк Моисеевич Смехов и ОАО «Себряковцемент», Нина Арефьева, ОАО «Себряковский комбинат асбестоцементных изделий», железнодорожная станция «Себряково», Храм Казанской иконы Божией Матери, Свято-Никольский храм.

VI. Сбор оценочных листов у гостей урока. Оценка групп в целом. Подведение итогов.

VII. Рефлексия.  

Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Приложение 4

Этапы работы над проектом.

№ п/п

   Этап проекта

              Содержание проекта

1.

Прогноз исследовательских возможностей детей.

Анкетирование младших школьников. Определение возможной тематики исследовательских проектов.

2.

Знакомство с исследовательской деятельностью.

Кто такие учёные? Чем они занимаются Что значит «исследовать»? Чем исследовательская деятельность  учёного отличается от исследовательской деятельности обычного человека? Зачем современному человеку уметь исследовать? Когда нужно учиться исследовательским умениям? Этапы исследования.

3.

Определение исследовательских групп. Карта исследований.

Подведение итогов анкетирования учащихся на 1 этапе проекта. Обсуждение исследовательских интересов. Определение групп.

4.

Проверка правильности выбора детьми групп.

Уточнение состава каждой исследовательской группы. Дети имеют право переходить в другие группы.

5.

Определение темы исследовательского проекта.

Групповая работа, в ходе которой дети обсуждают главную проблему своего исследования. Определяют общую тему проекта.

6.

Самостоятельный поиск материалов по теме исследования. Знакомство с методами исследования.

Школьникам предоставляется возможность самостоятельно найти любую информацию по теме исследования. Каждая группа обсуждает эти материалы и решает о чём расскажет перед всем классом.

7.

Работа с родителями.

Родители знакомятся с задачами проектов детей, определяют их участие в проекте:  помощь с базой исследований, помощь в организационных моментах.

8.

Разработка программы исследования.

Учащиеся знакомятся с программой исследования. В результате группового обсуждения определяют область, тему, цель и задачи, методы и базу исследования.

9.

Обучение поиску информации в Интернете.

Младшие школьники знакомятся с компьютерным классом школы, Интернетом и его поисковыми системами, учатся находить и сохранять  информацию на диске.

10.

Обработка информации. Получение информации из других источников.

Чтение материалов из Интернета. Поиск информации из книг, бесед с родителями, друзьями и др.)

11.

Публичные выступления детей с первыми результатами исследования.

Представители каждой группы делают сообщения об учёных, которые занимались теми же проблемами…..Выделяют важные выводы, учатся задавать вопросы и отвечать на вопросы.

12.

Сбор эмпирических данных.

Получение знаний во время экскурсий. Первичная обработка материала.

13.

Знакомство с программой Microsoft Power Point.

Младшим школьникам показывают, как работают с данной программой. Каждая исследовательская группа создаёт свою мультимедийную презентацию.

14.

Оформление детьми результатов работы.

Учащиеся оценивают собранный материал, решают варианты представления результатов исследования.

15.

Подготовка выступлений для защиты.

Учащиеся в ходе групповой работы сравнивают планируемые и достигнутые результаты исследования, планируют роли каждого участника группы.

16.

Проведение презентации проекта

Защита темы своего проекта каждой группой.

Оценка жюри.

17.

Подведение итогов участия детей и их родителей в проектно-исследовательской деятельности. Постановка новых задач.

Опыт участия младших школьников в проектно-исследовательской деятельности обсуждается по следующим вопросам: Понравилось ли участвовать в исследовательской деятельности? Что больше всего понравилось в работе? Что не понравилось в работе твоей группы? Помог ли тебе в исследовании поиск в Интернете? Помогли ли тебе занятия с учителями-предметниками, с психологом, как проводить презентацию? Чему бы ты ещё хотел научиться как исследователь?

Приложение 5

Рекомендации, памятки для учеников,  их родителей, которые будут работать по методу проекта.

       Памятка начинающему исследователю.

1.Выбери тему исследования.

2.Подумай, на какие вопросы по этой теме  хотел  бы  найти ответы.

3.Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

4.Реши,  где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

5.Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

6.Сделай выводы.

7.Оформи результат своей работы.

8.Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Правила и  принципы работы  при проектном обучении командным способом.

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

Команды не соревнуются.

Все члены команды должны получать удовольствие и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров».

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Приложение 6.

Календарно- тематический план работы над проектом.

дата

Тема и форма мероприятия

Ответственные

1.

Ноябрь.

Экскурсия по городу.

Учитель.

2.

Ноябрь.

Посещение городской детской библиотеки. «История Михайловки»

Учитель, библиотекари

3.

Декабрь.

«Михайловка в карандаше». Урок ИЗО.

Выставка рисунков.

Ученики.

4.

Январь.

Сбор информации

Ученики

5.

В удобное внеурочное время.

Написание книги.

Учитель,ученики.

6.

В удобное внеурочное время.

Репетиции выступления групп на презентации. Оформление слайдов для

мультимедийной установки.

Учитель.

7.

Март.

Презентация проекта.

Учитель,ученики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"

В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.

Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как  условие  развития  положительной мотивации  учащихся....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Проектная деятельность в четвертом калассе в разделе учебника «Родной край - часть большой страны»...

Специфика организации проектной деятельности на уроках "Окружающего мира"

В данной работе раскрыты особенности проектной деятельности на уроках "Окружающего мира" в начальной школе, описаны этапы проектной деятельности младших школьников, а также обобщены материалы по орган...

Проектная деятельность на уроках окружающего мира как одно из средств развития регулятивных УУД

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных - является одним из приоритетов современного начального образования. А это способность ребёнка к...