Проектная деятельность на уроках окружающего мира как одно из средств развития регулятивных УУД
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс) на тему

Зайнетдинова Раъно Рахматуллаевна

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных - является одним из приоритетов современного начального образования. А это способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию. Совокупность способов действия учащего, обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формируют умения учиться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_na_urokah_okruzhayushchego_mira.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

на уроках окружающего мира

как одно из средств развития

регулятивных УУД

2016 -2017 уч. год

Учитель начальных классов первой категории:

Зайнетдинова Раъно Рахматуллаевна.


Проектная деятельность на уроках окружающего мира как одно из средств развития регулятивных УУД


Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных - является одним из приоритетов современного начального образования. А это способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию. Совокупность способов действия учащего, обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формируют умения учиться.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Начиная работу с учащимися, сталкиваешься с рядом проблем:

  • -низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • -неумение следовать инструкции ,внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнять работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • -невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
  • -отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную
  • при изучении предметных тем на уроках окружающего мира ограничивается время на проведение исследования и творчества;
  • часто изучение отдельных тем не дает учащимся полного представления о системе знаний, закономерностях, а также теряется взаимосвязь различных тем курса.
  • недостаточный уровень умения учащихся видеть проблему, формулировать цель и достигать результаты;
  • недостаточный уровень умения учащихся эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Обдумывая эти проблемы формирования универсальных учебных действий, поставленные в рамках стандартов второго поколения, необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Поэтому, необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность. Проект дает учащимся колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, учит учиться и развивает творческие способности. Любой проект- это изначальное создание образа и рефлексивное осознание его при соотношении с окружающей действительностью .

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое. Из всех предметов начальной школы в отношении применения метода проектов наиболее эффективно срабатывают уроки окружающего мира. В процессе изучения окружающего мира ,учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов.

Выполнение проектно-исследовательской работы предусматривает формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять цель
  • определять проблему в деятельности
  • выдвигать версии,
  • выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
  • принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем результат своих действий


Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

.

4. Презентация результатов.

.

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий:

Виды проектов

УУД

Результативность деятельности

Творческие

Регулятивные

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. 

Информационные

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

 

Коллективные

Регулятивные

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

-саморегуляция и оценка, контроль и коррекция

 

По продолжительности проведения - средней продолжительности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Роль учителя на первом этапе - этапе замысла - весома и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в целом. На следующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя организуются в группы, определяют цели и задачи своей работы. После того, как работа спланирована, наступает собственная деятельность детей, учащиеся все делают сами. На последнем этапе — этапе представления своей работы — учащиеся снова работают под руководством учителя, чья роль очень важна, поскольку учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они наработали. Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия представлены в таблице.

Развитие УУД в процессе проектной деятельности

Этапы проекта

Роль учителя

Роль ученика

Формируемые УУД

Замысел

Организатор

Участник замысливания

В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

Деятельностный этап

Консультант

Творец

В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

Представление работы

Координатор

Диктор и артист

В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

Результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению ; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса. В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество.

Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, которые встречаются в повседневной жизни..
Проектная деятельность дает возможность раскрыться каждому ребенку.

Литература:

  1. М. Романовская: Метод проектов в начальной школе//Издательство: Педагогический поиск, 2014 г.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  3. Ляхова Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2013.
  4. Назарова Е. В. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся. № 4. 2010.
  5. Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2012. № 9
  6. Метод проектов на уроках в начальной школе Василовская Анна Ильинична, учитель начальных классовhttp: //festival.1september.ru/
  7. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2010.
  8. «Актуальность метода проектов, особенности его применения в начальной школе» Викторова И.А//http://obrotdelstr.narod.ru/doc/

Проект «Овощи на грядке-здоровье в порядке!»

Паспорт проекта

Вид проекта - Долговременный ( с февраля по октябрь)

Участники проекта:

Дети, кл. руководитель, родители.

Целевая аудитория:

Ученики начальной школы.

Актуальность проекта.

Зима в самом разгаре. На дворе разыгрываются вьюги, а вклассе, на подоконнике - весна. Здесь появился мини-огород, доставляющий в школе радость всем, от мала до велика. Не изобилием славятся грядки на окне, а возможностью живого общения с растениями. Кто завел такой огород, непременно увлечется еще и экспериментированием.

Объект проекта:

Посадка семян помидоров, огурцов, редиса.

Предмет проекта:

Выращивание рассады овощей в комнатных условиях.

Проблема:

Познакомить детей с выращиванием растений и правилами ухода за ними.

Цель проекта:

Формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с выращиванием растений и правилами ухода за ними, последовательностью работ по уходу за растениями, овладением рядом практических навыков; закрепить знания детей о том, что для роста и развития растений необходимы определенные условия (солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход); учить детей пользоваться орудиями труда (грабельки, лейки, палочки) .

2. Развивать воображение, речь, фантазию, старательность, желание аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

3. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой

деятельности наравне со всеми; стремление быть полезным

окружающим, добиваться результатов; воспитывать любовь к труду;

создавать положительный эмоциональный фон от общения с природой.

Ожидаемые результаты:

У детей будут сформированы представления о выращивании растений и правила ухода за ними. Они овладеют рядом практических навыков по уходу за растениями. Сформируются знания детей о том, что для роста и развития растений необходим солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход. Научатся пользоваться орудиями труда. Разовьются старательность, аккуратность, бережное отношение к природе. Будет создан положительный эмоциональный фон от общения с природой, привьется любовь к труду, стремление быть полезным, стремление добиваться результата.

Необходимые материалы:

Контейнеры с землей, пророщенные семена растений, лейка, лопаточка, палочки для рыхления, оформление для огорода.

Активизация словаря:

• Существительные :помидор, огурец, редис, семя,  посадка, плод, росток, корень, полив, салат, растение, грядки, лаборатория, опыт, всходы, урожай.

• Прилагательные: огородный, влажный, свежий, ароматный, пряный, полезный, лабораторный.

• Глаголы: сажать огород, рыхлить, поливать, собирать урожай, всходить, ухаживать.

Этапы проекта

1 ЭТАП

Подготовительный:

Приобретали семена, землю, контейнеры, готовили инвентарь. «Подбирали» художественную литературу: стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки, рассказы, игры, иллюстрации по данной теме. Разбивали огород.

2 ЭТАП

Исследовательский:

Рассматривали семена (лук, огурцы, ппомидор, редис, горох, пшеница, укроп, петрушка, фасоль). Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Дети ухаживали за растениями (полив, рыхление, пикировка, подкормка) .

3 ЭТАП

Заключительный:

Проводили анализ и обобщали результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку», «Овощи с нашей грядки», «Наш огород», где дети представили на обозрение родителей и ученикам других классов свои рисунки, подготовили и рассказали о том, как они вырастили помидорную и огуречную рассаду на своем подоконнике в классе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Родители вместе с детьми представили домашнее задание –презентации и интересные сообщения этих овощах. Подготовили открытое классный час «Праздник урожая».

План реализации проекта:

Рассматривание иллюстраций и наборов «Овощи»

Загадки об овощах

Беседа «Польза овощей»

Дидактические игры «Что растет на огороде?», «Две корзины», «У меня в огороде», «Растения леса, сада, огорода»

Высадка семян овощей в почву

Наблюдение за всходом семян

Связь с другими занятиями (изодеятельность - рисование, лепка).

Классный час «Праздник урожая».

Краткое описание проекта:

Подоконник отличное место для разведения небольшого домашнего огорода. Процесс выращивания на окне свежей зелени несложен и почти не требует материальных затрат, зато сколько удовольствия и пользы. На окнах можно вырастить значительный набор культур: зелень, бобовые, ароматные травки. Для чего нужен огород на окне? Когда на окне живут чеснок, лук, огурцы, их разноцветье радует, снимает стрессы. К тому же они не только греют душу, но и полезны для здоровья. Выращивание овощей в школе полезно еще и тем, что оно развивает любознательность и наблюдательность у детей, помогает им лучше познать жизнь растений.

Как устроить огород на подоконнике? Что для этого может потребоваться? Прежде всего желание всем этим заниматься!

Выводы:

В результате проектной деятельности у  учеников  сформировались представления о том, как можно вырастить растения. Что для их развития необходимы такие факторы как: тепло, почва, вода, солнечный свет, воздух. Дети научились выращивать рассаду из семян, научились различать семена овощей, закрепили свои знания об овощных культурах, у детей появилось желание самим выращивать растения из семян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках окружающего мира

Расскрывается смысл проектной деятельности...

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Игровые технологии на уроках окружающего мира как одно из средств повышения мотивации обучения учащихся в начальной школе.

Урок - сказка по предмету "Окружающий мир" по теме: "Почему идет дождь и дует ветер?"...

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.

Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как  условие  развития  положительной мотивации  учащихся....

Проектная деятельность на уроках окружающего мира как условие развития познавательной самостоятельности младшего школьника

В статье рассматривается познавательная самостоятельность младшего школьника как характеристика субъекта учебной деятельности в условиях применения проектной деятельности младшего школьника на уроках ...