Методический семинар «Система действий учителя при организации проектной деятельности на уроке в начальной школе»
методическая разработка

Селина Елена Владимировна

Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается, во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).

В связи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть) общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования РФ в 1993 г., включена новая образовательная область «Технология».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар «Система действий учителя при организации проектной деятельности на уроке в начальной школе»

Учитель начальных классов и технологии Селина Елена Владимировна. МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева»

Красноярский край

Каратузский район

С. Верхний Кужебар

Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается, во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).

В связи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть) общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования РФ в 1993 г., включена новая образовательная область «Технология».

Наше предположение о том, что достижение результатов УУД по технологии у учащихся начальной школы будет достигнуты при реализации метода проектной деятельности будет эффективным при организации образовательной поддержки педагогов, направленной на изменение их позиции в организации совместной деятельности от руководителя к её организатору и участнику. Не каждому младшему школьнику будет под силу в совершенстве овладеть всеми проективными умениями, но определенных успехов можно добиться в результате усилий и стараний, в любом случае опыт работы в коллективе над каким-либо проектом будет очень значимым для развития ребенка и достижения УУД по предмету технология.

Проведя, опрос на тему «Что такое проект?» среди учителей Каратузского района  ведущих предмет «Технология» –  63 %  назвали любую самостоятельную работу ученика (реферат, доклад или исследовательская деятельность). Это достаточно серьезное заблуждение педагогов. Поэтому мы предложили методический семинар по теме «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии», на котором развели все понятия и преимущества метода проектной деятельности. (Не все учителя понимают насколько метод проектной деятельности важен и результативен в предмете «Технология» если творчески работать учителю). А также составили алгоритм ведения метода проектной деятельности в условиях урока.  

В школе «Технология» – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Предусматривается изучение этой области с 1 - 4 класс в объеме 131ч. (в соответствии с учебным планом).

Как ранее мы выяснили главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Существуют различные виды проектов: научный, творческий, исследовательский. В 1 и 2 классе в образовательной области «Технология» можно применять один из них – исследовательский.

Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале одного предмета) или межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, ИЗО, окружающий мир, культура речи, чтение, математика и т.д., т.е. на всех предметах, изучающихся в начальной общеобразовательной школе).

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение ученика определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания материала.

Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Преподавателю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения учениками необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Проект создается, чтобы научить детей учиться, заниматься творческой деятельностью. По мнению Керженцевой А. В. «перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Если раньше говорили «Образование для жизни», то теперь говорят «образование через всю жизнь». А Шацкий С.Т. утверждает что «В проекте мы должны особенно отметить роль детского интереса, детской самостоятельности, инициативы, выдумки и, наконец, даже самая лучшая конструкция проекта может быть изменена детским решением в ту или другую сторону».[11]

Все вышесказанное говорит о том, что метод проектов является одним из самых интересных и творческих подходов к обучению в общеобразовательных учреждениях.

Давно установлено, что активизация мелкой моторики благотворно влияют на организм в целом. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, занимающиеся изучением деятельности мозга и психики детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А. Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова). [13] Поэтому ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

Практическая деятельность позволяет более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка.

Поэтому, исходя из вышеизложенного, для опытно-экспериментальной работы над данной темой нами был составлен такой план:

  1. Провести анализ учебников технологии для 1 – 4  классов авторов Т. Н. Просняковой,  Н. А. Цирулик и С. И. Хлебниковой.
  2. Выявить особенности тем «Художественное моделирование» и «Художественное конструирование» в  учебниках.
  3. Создать характеристику, список критериев выполнения проектов.
  4. Выполнить памятку пошагового алгоритма выполнения проекта для учащихся начальной школы.

Для реализации работы нами были использованы такие методы как анализ учебной, методической, научной, публицистической литературы; проектирование-разработка конкретных моделей памятки, алгоритма, урока для учащихся 3 класса.

Трудовое обучение в начальных классах выступает составной частью начального образования. В то же время служит базой для дальнейшего его осуществления в основной и старшей школе и должно рассматриваться в этой преемственной связи.

Всего на предмет «Технология» с 1-4 классы выделено 131 час (т.е. 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – по 34 часа).  Содержание учебной программы разделено на  укрупненные разделы, как «Учимся у природы», «Мир сказочных героев», «Шьем, плетем и вышиваем», «Учимся конструировать».

В результате изучения курса технологии дети получат представление о материальной культуре как о продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического  и социально исторического опыта человечества, о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций. [1]

Дети узнают об общих правилах создания предметов рукотворного мира: соответствие обстановке, удобство, прочность, эстетическая выразительность. Они получат общее представление о мире профессий, их социальном значении.

В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, будет важным вкладом в развитие речи детей.

При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые «бросовые» материалы.

В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж, веревка), проволоки, природных материалов(солома, трава), бумажного шпагата.

Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, объемной, контурной.

С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д.

Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию и освоению.

В результате изучения курса технологии дети получат не только представление, но и практические навыки.

В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, будет важным вкладом в развитие речи детей.

При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые «бросовые» материалы.

В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж, веревка), проволоки, природных материалов (солома, трава), бумажного шпагата.

Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, объемной, контурной.

С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д.

Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию и освоению.

Учебники  технологии для 1 – 3  классов авторов Н. А. Цирулик, Т. Н. Просняковой,  и С. И. Хлебниковой направлены на развитие в процессе обработки различных материалов  разнообразных ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности. Именно поэтому содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких как вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и по кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д.

Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание формируется при любых движениях. В процессе работы дети получают опыт организации собственной творческой практической деятельности: ориентировки в задании, планирования, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий. Эти действия являются и предметными, и универсальными.

Тетради для практических работ «Бумажные фантазии» (1 класс), «Бумажный калейдоскоп»  (2 класс) и «Бумажные фантазии» (3 класс),  авторов Н. А. Цирулик, Т. Н. Просняковой,  и С. И. Хлебниковой является приложением к учебникам «Технология», они специально разработаны как дидактический материал для использования вместе с ним. Задания тетради являются непосредственным продолжением, развитием заданий учебника. Ряд страниц предназначен для вырезания деталей; на некоторых даны красочные основы, на которые дети приклеивают детали и свои поделки. В процессе работы с тетрадью все ее страницы вырезаются и становятся отдельными поделками или основами для их оформления. У ученика есть возможность выбора, на какую картинку наклеить детали, какого цвета выбрать бумагу, какую основу взять и т.д. В середине тетради представлен альбом оригами он предназначен для использования отдельно. В конце приложения приведены проверочные материалы, дающие ребенку возможность самостоятельно оценить свою работу. Также, в дидактических тетрадях представлена информация об элементах экономики, эргономики, дизайна, графики и других знаний по основам наук, способствующих выбору оптимальных способов трудовой деятельности в предложенных типах технологий.

Также в учебнике и рабочих тетрадях предлагаются ученикам работы, которые носят различный характер: точное повторение образца, представленного в виде рисунка, фотографии, схемы, чертежа; выполнение работы по заданному учителем условию; выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике. Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит (программа предусматривает выполнение изделия в технике оригами, задания на конструирование из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.). При выполнении работ на творческое воображение ребенок встает перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Особое значение на уроках ручного труда придается художественной деятельности как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

Работая с модулем по компьютерной грамотности, ученики познакомятся с персональным компьютером, с его основными устройствами, их назначением; приобретут опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком; овладеют приемами поиска и использования информации. Потому что источниками информации в процессе исследовательской и проектной деятельности служат научно-популярные книги, энциклопедии, газеты, журналы, материалы музеев и выставок, Интернет и т.д.

Таким образом, курс «Технология» обеспечивает реальное интеллектуальное, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное и физическое развитие личности младшего школьника.

На основе анализа технологических процессов, реализуемых в трудовой деятельности младших школьников, мы пришли также к выводу о том, что преемственность учебного содержания трудового обучения должна основываться на типах технологических процессов, характеризуемых идентичностью применяемых материалов и единством способов их обработки.

Основываясь на принципе содержательного обобщения Л. В. Занкова, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконина и деятельностном подходе, мы считаем, что дидактической единицей трудового обучения выступают не конкретные изделия или отдельные приемы, или способы действий, а типы технологических процессов, направленных на достижение целого ряда результатов целесообразной, продуктивной деятельности. Преемственность в изучении типичных технологий, основывающаяся на обобщении способов действии, и должна определять магистральные линии в содержании технологической подготовки учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя несколько модулей –  относительно независимых, завершенных единиц содержания, выделенных по типам технологических процессов, объединенных в соответствии с идентичностью способов преобразований материалов. При этом преемственность в учебном материале осуществляется как в единстве способов построения чертежей, разметки деталей, формообразования на каждом уровне между модулями раздела, в развитии инвариантных знаний и умений в процессе следования по учебному материалу программы, так и в развитии вариативных - специальных – знаний и приемов резания и способов соединения деталей в каждом модуле.

Учитывая материально-техническую базу школы, возможность обеспечения материалами, инструментами, приспособлениями, учитель может организовать подготовку учащихся по двум-трем модулям из каждого раздела или предложить часть заданий из модуля с учетом общего уровня подготовленности учащихся.

Учителя считают что предмет «Технологии» не обязательный  и применяют на уроках традиционные методы обучения, да они развивают мелкую моторику учащихся, но это не решает задачи нового стандарта. Педагоги должны внедрять системно-деятельностный подход на уроках и внедрять разные технологии и методики обучения.

Мы настаиваем на применении метода проектной деятельности на уроках технологии,  при котором ученики получат опыт использования коммуникативных универсальных учебных действий, овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий. Да этот метод требует очень много времени и то что заложено программой на определённую тему не хватит здесь придётся контролировать деятельность учащихся во внеурочное время, может даже подключать родителей, но результат несомненно порадует всех задействованных в этом процессе, при котором будут реализовываться результаты ФГОС НОО.

В соответствии с этими подходами специалистами педагогами необходимо разрабатывать рабочую программу в основу, которых положена не только технологическая подготовка учащихся, но и изучение элементов проектной деятельности, начиная с 1 класса.При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит и использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов. Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками.

В течение всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся выполняет 3 проекта (по одному в год, начиная со второго класса). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идеи разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможности реализации.

По доминирующей деятельности применительно для младших школьников, можно представить следующую классификацию проектов:

  • Практико-ориентированный проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешних заказчиков. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, микрорайона и т.д. (из опыта работы: учебное пособие, листки здоровья, проект озеленения школьного двора, подготовка и проведения концерта ко дню 9 мая для ветеранов поселка, подготовка подарков ветеранам, выпуск  Книги памяти.) Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте с целью с целью анализа, обобщения и представления  широкой аудитории (выпуск школьных газет или публикации на школьном сайте репортажей о жизни класса, или проблемах школы, окружающей среды и т. д.)
  • Творческий проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна, но уже в 4 классе ученики справляются с такими проектами (театрализации, организация спортивных состязаний, выпуск книжек-малышек для детей детского садика или учеников 1 класса). Участвуя в нем участники проекта берут на себя роли сценаристов, артистов, оформителей. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Мы разработали и предлагаем учителям технологии следующие этапы реализации метода проектной деятельности:

  1. Учитель должен четко спланировать организацию проектной деятельности и начинать нужно с составления тематического планирования, обеспечивающего и изучение соответствующих технологий, и выполнение проектных работ.
  2. В помощь учащимся в работе над проектами в учебной мастерской целесообразно оборудовать «Уголок проектов», на котором могут быть размещены такие материалы, как "Положение об ученическом проекте", "Темы проектов", "Оформление работы", "Образцы творческих работ", "Требования к пояснительной записке", "Образец титульного листа пояснительной записки", "Экономическое обоснование проекта", "Порядок защиты проекта", "План выступления на защите проекта", "Критерии оценки работы".
  3. Учителю нужно тщательно продумать перечень этапов работы школьников над проектом, сроки выполнения каждого этапа, исходя из того, что на все отводится не более 5 учебных часов. Это усиливает ответственность ребят за свой труд, приучает их к четкости и порядку. Если проект выполняется несколькими учениками, то реальный вклад каждого из них должен быть четко определен.
  4.  Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению. Начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее). На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т. п.). Реализация этапов обучения проектно-исследовательской деятельности с 1 по 4 классы (пропедевтический этап — 1 класс; организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности – 2 класс; расширение пространства проектной деятельности через овладение разными видами проектирования – 3 и 4 классы).
  5. Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики должны выполнять в основном конструкторско-технологические и художественные проекты.
  6. Примерную тематику проектных заданий следует разработать по каждому году обучения технологии. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом интересов и возможностей как учащихся, так и самого учителя, имеющейся материально-технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные школьниками знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект.
  7. Необходимо обратить особое внимание на отражение в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с народным творчеством.
  8. Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
  9. На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
  10. На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
  11. На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
  12. Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но учителю следует удостовериться, что выбор обоснованный, продуманный, учитывающий возможности и самого школьника.
  13. Не следует стремиться, чтобы учащиеся все работы делали на уроке в школе. Часто отведенного времени бывает недостаточно, особенно если разрабатываются усложненные конструкции изделий. Поэтому значительную часть проекта, особенно связанную с его описательной частью, оформлением, можно выполнять дома.
  14. Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.

В основу современного образования положены целенаправленное развитие каждого ребенка, мобилизация его физических и интеллектуальных ресурсов на всех ступенях обучения. Смена стратегии в сфере образования актуализирует проблему технологической подготовки учащихся. «Технология» как образовательная область призвана стать органическим звеном в системе воспитания и развития личности.

В настоящее время в системе образования существует масса всевозможных проблем, одной из которых является незнание учащегося дальнейшего пути образования, недостаточность методической обеспеченности по предмету «Технология» в младших классах.

Мы считаем что, метод проектной деятельности должен войти в уроки трудового обучения как естественная часть современного решения проблемы развивающего обучения. Его появление в общеобразовательной школе – требование времени. Задача педагогов заключается в том, чтобы принять и реализовать это требование, полноценно использовать общеобразовательные и развивающие возможности учебных проектов.

Заключение

Таким образом, необходимо отметить, что овладение педагогом методом проектной деятельности и использование в учебно-воспитательном процессе  –  это перспективный путь повышения эффективности образования школьников в современной социокультурной ситуации, складывающейся в образовательном пространстве нашей страны.

На основании полученных в ходе исследования данных можно сделать следующие выводы:

1. Анализ научно-методической литературы показал, что метод проектов известный также как метод проблем, возник ещё в 1920-е годы в США. И до настоящего времени является актуальным. В отечественной педагогике этот метод рассматривался как средство: всестороннего упражнения ума и развития мышления (П. Ф. Каптерев); развитие творческих способностей (П. П. Блонский); развитие самодеятельности и подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизни (С. Т. Шацкий); подготовке воспитанников к профессиональной деятельности (А.С.Макаренко); слияние теории и практике в обучении (Е. Г. Каганов, М. В. Крупенина, В. В. Игнатьев, В. Н. Шульгин).

2. Сегодня как в зарубежных, так и в отечественных школах, метод проектов активно и весьма успешно развивается и приобретает всё большую популярность за счёт рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. По мнению многих ученых обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и «метод проектов», представляется сегодня достаточно своевременным и соответствует системно-деятельностному обучению в условиях нового стандарта.

3. Основу обучения составляют творческие проекты, которые выполняют две основные задачи: развить у школьников интеллектуальные, социальные и физические способности. Учащиеся должны уметь определять потребности и возможности выполнения тех или иных проектов, генерировать идеи проекта, осуществлять оценку результатов проектировочной деятельности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что метод проектной деятельности это один из методов, который позволяет ставить ученика в позицию активного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать его личное своеобразие, стимулировать поиск новых знаний. Метод проектной деятельности является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения. Понятно, что применение метода проектной деятельности во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д. И этот внушительный перечень «побед» метода проектной деятельности вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.

4. Осознавая имеющуюся у учителей технологии потребность в освоении современных инновационных технологий, мы поставили задачу создать алгоритм ведения метода проектной деятельности в условиях урока и провести опытно-экспериментальную работу на уроках технологии в 3 классе с использованием метода проектирования. Данная технология состояла из следующих этапов: диагностический, рефлексивно-аналитический, репродуктивный, деятельностно-практический, контрольно-итоговый.

5. Проведенный педагогический эксперимент доказал эффективность построенной технологии. Применение данной технологии позволило повысить уровень знаний о работе с тканями  в экспериментальной группе.

6. Детям понравилось работать над созданием проекта: создавать и защищать собственный продукт. Во-первых, при подготовки к проекту дети самостоятельно изучали дополнительную литературу, расширяли свой кругозор, словарный запас слов, открывали для себя много нового, интересного, неизвестного. Они хотят создать свои новые проекты, а те, кто не принимал участие в проектной деятельности, просят дать им попробовать свои силы в создании проектов.

Поэтому актуальность проблемы, рассмотренной в данной дипломной работе не вызывает сомнений, полученные результаты свидетельствует о том, что метод проектной деятельности  может активно использоваться в учебном процессе и он соответствует на достижение УУД.

 Воспитание человека, соответствующего современным требованиям общества, возможно только в том случае, если, по известному высказыванию Л.С. Выготского, обучение будет забегать вперед развития ребенка, то есть оно будет осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом уровне. Это базовое для современной школы психологическое положение осмыслено Л. В. Занковым как дидактический принцип «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Обязательным условием его правильной реализации является знание особенностей воспитанников, знание актуального уровня их развития. Постоянное изучение ребенка, начиная с его поступления в школу, позволяет достаточно точно обозначить предельный для каждого ученика уровень трудности предлагаемого содержания и методов его усвоения.

 Опыт работы над проектной деятельностью в полной мере доказывает это.

Библиографический список

  1. Иванова Н. В. Анализ основных проблем организации проектной деятельности младших школьников // Начальная школа– 2012. – №11. С.45
  2. Логинова О. Б., Яковлева С. Г. Проект: замысел, реализация, представление // Практика образования. – 2013. – №3. С.23-26
  3. Маркова И. А., Видяшева Е. Н. Проектная деятельность – один из факторов формирования социального опыта школьника // Начальная школа. – 2011. – №11. С.55
  4. Матяш Н. В., Симоненко В. Д., Проектная деятельность младших школьников // М.: «Вентана-Граф», 2002.
  5. Набутова И.В. Организация учебной деятельности: проблемы и перспективы. Доклады Всероссийской конференции. Развитие возможности работы над групповыми проектами. – Набережные Челны, 1997. – С.144
  6. Павлов М.Б., Питт Д.Ж., Гуревич М,И., Стасова И.А.  Метод проектов в технологическом образовании школьников:  Пособие для учителей. – М.: Вентана-Граф, 2003.
  7. Пилилюгина Н. А. Проектный метод – один из способов реализации компетентностно-ориентированного обучения // Начальная школа– 2014. – №1. С.44-46
  8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалифик. пед. Кадров //– М.: Издательский центр Академия, 2002. – 272 с.
  9. Поливанова К.Н.  Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для ст. высш. пед. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2000, 184 стр.
  10. Проснякова Т.Н., Мухина Е. А. Методические рекомендации к курсу Технология1 класс ФГОС – Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  11. Проснякова Т.Н., Мухина Е. А. Методические рекомендации к курсу Технология 2 класс ФГОС – Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  12. Проснякова Т.Н., Мухина Е. А. Методические рекомендации к курсу Технология3 класс ФГОС – Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  13. Раицкая Г. В. Особенности современного урока как условие реализации требований ФГОС НОО //   Красноярск. 2013.  с.43, 87
  14. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений.  – М.: АРКТИ, 2003.
  15. Симоненко В.Д., Броников Н.Л., Самородский П.С., Синица Н.В., Сельцер Р. В. Активный и самостоятельный процесс учебы//Инновационная деятельность в образовании: Междунар. междисциплинарный научно-практич. журнал 1994.  N 3.  С.65-75
  16. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. – М., 1985
  17. Смирнова С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии //  М., 2001.
  18. Смолеусова Т. В. Проекты – как методическая инновация // Начальная школа. – 2013. - № 8. С. 45
  19. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? // Учебно-методическое пособие  М., 2010.
  20. Тимофеева Л. Л. Организация работы детей в процессе проектной деятельности // Управление начальной школой. – 2012. – № 9. С.56-57
  21. ФГОС НОО от 22.09.2011 №1241
  22. Цирулик. Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  23. Цирулик. Н.А., Проснякова Т.Н.  Технология. Уроки творчества. Учебник для 2 класса ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  24. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Технология. Твори, выдумывай, пробуй!: Учебник для 3 класса ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  25. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Технология. Ручное творчество: Учебник для 4 класса ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  26. Цирулик Н.А. Технология. 1 класс. Бумажные фантазии. Тетрадь для практических работ ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  27. Хлебникова С.И., Цирулик Н.А.Бумажный калейдоскоп. Тетрадь для практических работ к учебнику Технология. Уроки творчества 2 класс ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  28. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И.Технология. Бумажные вещицы. 3 класс. Тетрадь для практических работ к учебнику Технология. Твори, выдумывай, пробуй!. ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.

Электронные ресурсы:

  1. Цирулик. Н.А. Программа курса Технология (УМК Система Л. В. Занкова) – URL: http://www.zankov.ru/files/_user/prog/Pr_Tehn_2011.pdf
  2. Концепция системы Л. В. Занкова  – URL: http://www.zankov.ru/about/concept/
  3. Проснякова Т. Н., Мухина Е. А. Методические рекомендации. Технология – URL:

http://www.zankov.ru/umk/supplies/page=5/category=106/article=2134/