«Организация технологии проектной деятельности на уроках в начальной школе как одно из средств реализации требований ФГОС НОО»
статья

Доржиева Жаргалма Сырен-Доржеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа Хойтобэе»

Педагогическая мастерская

«Организация технологии проектной деятельности на уроках в начальной школе как одно из средств реализации требований ФГОС НОО».

Автор: Доржиева Ж.С-Д.,

учитель начальных классов

у. Хойтобэе, 2021 г

Тема «Организация технологии проектной деятельности на уроках в начальной школе в  как одно из средств реализации требований ФГОС НОО»

Цель : познакомить с опытом организации технологии проектной деятельности на уроках в начальной школе.

Задачи:

  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
  • систематизировать знания о проектной деятельности;
  • отработать методические подходы и некоторые приемы проектной деятельности;
  • провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками педагогической мастерской.

Форма: практическое занятие

Оборудование: презентация, материал для практической части .

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги! Свое выступление хочу начать с притчи.

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.  Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег. 

 «Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.  В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.

Давайте выполним 1 задание – ответим на следующие вопросы:

Задание 1.

1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)

2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)

3) Чем занимались ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план)

4) Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены роли и обязанности)

5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили нет ли трещин)

6) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег)

7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы).

Как вы думаете, о какой образовательной технологии пойдет сегодня речь, давайте определим тему и цель .

 Конечно, речь пойдет о проектной технологии.

Приступим ко 2 заданию.

Задание 2. Приведите в соответствие ответы первого задания с этапами проекта.

  1. Выдвижение проблемы, цели проекта.
  2. Планирование.
  3. Выполнение проекта.
  4. Анализ результатов.
  5. Защита проекта.

Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта.

Стадии работы над проектом - это — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации —Продукт — Презентация.

И, коллеги, мое личное мнение, что есть еще и ШЕСТОЕ П проекта - этоПортфолио  - фиксация  или отслеживание своего пути от выдвижения проблемы, до получения продукта проектной деятельности. Можно собрать  папку, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Теоретическая часть.

Вы знаете, что в концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для её реализации требуются конкретные технологии. Одной из ведущей  технологией сегодня является проектная технология.

Технология проектной деятельности основывается на методологических подходах Джона Дьюи, Уильяма Килпатрика, Виктора Николаевича Шульгина, Станислава Теофиловича Шацкого и др.; а так же  современных ученых, исследователей – Евгении Семеновны Полат, Виктора Дмитриевича  Симоненко,  и др.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных или групповых действий обучаемых. Метод проектов стимулирует потребность учащегося в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать групповую и индивидуальную работу

Если рассматривать метод проектов как педагогическую технологию, то она предполагает взаимодействие проблемных, исследовательских, поиск новых, творческих задач. В процессе проектной деятельности происходит приобретение учеником собственного знания, а не переданных учителем абстрактных научных фактов. Учащийся оказывается в такой ситуации, где они не только получают теоретические знания, но и должны объяснять каким образом они получили данный результат. В данной ситуации активно развивается творческая активность, познавательные навыки, умения конструировать самостоятельно полученные знания.

Проектную деятельность учащихся можно рассматривать как особого рода многоуровневую задачу, требующую для ее решения метапредметных умений. Тем самым, проектная деятельность воплощает в себе приоритетные тенденции современного образования к интеграции предметных дисциплин.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

  1. Рефлексивные умения.
  2. Поисковые (исследовательские) умения.
  3. Умения и навыки работы в сотрудничестве.
  4. Управленческие умения и навыки.
  5. Коммуникативные умения.
  6.         Презентационные умения.

Эти умения являются составными частями универсальных учебных действий (УУД), которые мы формируем на каждом уроке.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • ·        мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • ·        планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • ·        информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • ·        рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

В начальной школе реализуются следующие виды учебных проектов: ( слайд 10), учащиеся выполняю проекты как индивидуально, так и в группе. Вот один из последних реализованных проектов по окружающему миру.

Практическая часть.

А теперь, представьте, что вы учащиеся 4 класса и пришли на урок русского языка.

Урок «Паспорт имени существительного»

Тип урокаобобщающий урок в разделе «Имя существительное».

Технологии:

  проектная деятельность

  проблемный диалог

Тема урока: Паспорт имени существительного.

Цель Создание паспорта-памятки с основными морфологическими признаками имени существительного

Задачи урока:

1. Формировать умение подбирать текстовую информацию, работать над проектом, оформлять и представлять результаты проекта;

2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

3. Воспитывать уважение к русскому языку, товарищам по классу.

Способ и формат оценивания результатов работы. При подведении итогов работы оценивается:• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;• оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи, и делается общий вывод об уровне работы в группе. 

В процессе выполнения проекта будут формироваться у учащихся следующие УУД:

Личностные УУД: -   понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

Регулятивные УУД:

  определять и формулировать цель урока,

  проговаривать последовательность действий на уроке,

  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

  планировать пути достижения целей;

   принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

Коммуникативные УУД:

  правильно строить речевые высказывания;

  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Познавательные УУД:

  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  научиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности

  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

  находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса

.Ресурсы: презентация к уроку, раздаточный материал (шаблон страниц паспорта), карандаши и фломастеры, иллюстрации по теме.

Основные понятия: имя существительное, морфологические признаки имени существительного.

Образовательная среда урока: паспорт существительного (памятка)

Форма работы на уроке: группы

Ход урока

ПРОБЛЕМА

1. Вставьте пропущенные буквы. Какое слово лишнее? Почему?

 -Кто из вас догадался, о какой части речи мы поговорим сегодня на уроке?

- все ли мы темы изучили в этом разделе?

-Обобщали ли знания об имени существительном? ( пока еще нет)

- Как это можно сделать? В какой форме? Вот и возникла проблема. Какую цель поставим на уроке?

ПРОЕКТИРОВАНИЕ.

- Решение каких задач будет способствовать достижению нашей цели? ( вспомнить и повторить что такое имя сущ и его признаки). А какие признаки имеют имена существительные? ( постоянные- род, склонение, признак одушевленности и неодушевленности, нарицательное и собственное и не постоянные – число, падеж)

 Для этого разделимся на группы и выполним следующие задания.

Задания для 1 группы

Прочитайте слова. Запиши слова в 2 столбика. Подумайте, по каким признакам можно разделить эти существительные (одушевленные и не одушевленные).

Задания для 2 группы. Какие признаки имени сущ. нужно вспомнить, прежде чем приступить к заданию? Допиши имена собственные и нарицательные

Задание для 3 группы -  определить род имен существительных.

Задание для 4 группы – склонение

Задание для 5 группы – число

Задание для 6 группы – падеж

- Если сравнить имя существительное с человеком, то какой предмет поможет нам узнать все самые важные данные человека? ( паспорт)

3 этап .ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

- Что такое паспорт? Где мы можем найти информацию о заинтересовавшем нас слове? ( толковый словарь).

4 этап –  продукт. Подумайте, как можно презентовать проект ( реклама, доклад)

Предлагаю поработать в группах.

5 этап – презентация.

Посмотрим, что у вас получилось. Представители каждой группы демонстрируют отчет о проделанной работе. У вас получился продукт совместной деятельности. В его создании участвовал каждый член группы и внес свой вклад чтобы получить конкретный результат.

6 этап – портфолио.

Лист взаимооценки работы в группе Оцени работу своей группы.

Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какую программу провести на свой День рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!

Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:

  • Загадайте число.
  • Прибавьте столько же.
  • Прибавьте 10.
  • Разделите на два.
  • Отнимите задуманное.

(В результате у всех должно получиться число 5.)

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.

Спасибо за внимание!

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег.

«Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил…

Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова!

Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться!

УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.

Вопросы к тексту

  1. С чем столкнулся мудрец на берегу реки?
  2. Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему?

3) Чем занимались ученики в сказке?

4) Как быстро построили лодку и почему?

5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду?

6) Каков результат этой истории?

7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории?

Задание 2

Поставить в соответствие ответы, полученные в первом задании с этапами проекта:

  1. надо переправиться через реку

  1. анализ результатов

  1. нарисовал схему, произвел расчеты

  1. выполнение проекта

  1. начали строить, опираясь на план

  1. планирование

  1. проверили нет ли трещин

  1. защита проекта

  1. переправились через реку

  1. выдвижение проблемы, цели проекта  



Предварительный просмотр:

Лист самооценки работы в паре

Оцени работу в паре. Для этого в одной из колонок напротив каждого утверждения поставь +

Утверждение

Полностью

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я принимаю другое решение

Большинство решений предложено моим партнёром

Большинство решений предложено мной

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

Работать в паре труднее, чем одному

Мне интереснее и полезнее работать в паре

В паре работать всегда интереснее, потому что можно:

1) разобраться с непонятным заданием;

2) найти и исправить ошибки

Мы сразу пришли к согласию, какие задания будем выполнять вместе

При выборе заданий мне пришлось уступать своему партнёру

Мы всегда приходим к общему мнению

Мы много спорим

Я всегда отвечаю так, как предлагает сосед (соседка)

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)

Оцени, ты (он) работал в группе: используй знаки:  «+ / –»

Самооценка

+/-

Взаимооценка

+/-

Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары)

Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары)

Я брал на себя руководство группой в случае необходимости

Он брал на себя руководство группой в случае необходимости

Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

Я подавал группе правильные ответы

Он давал группе правильные ответы

Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы

Он  работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы

Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим

Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим

Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними

Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои обязанности

3. Соблюдал культуру общения

+  всё получилось

-+  были затруднения, но справился

-  не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

Лист самооценки работы в группе

Оцени работу своей группы

Отметь вариант ответа, с которым ты согласен

-Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

– да, все работали одинаково.

–  кто-то работал больше, а кто-то меньше.

– нет. Работал только один.

-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

– работали дружно, ссор не было.

– работали дружно, спорили, но не ссорились.

– очень трудно было договориться, не всегда получалось.

- Тебе понравился результат работы группы?

– да, все получилось хорошо.

– нравится, но можно было бы лучше.

–  нет, не нравится.

Самооценка успешности работы ученика (групп) в проекте.

Что вам помогло стать успешным?

Что вам мешало?

Интересная тема проекта.

Сотрудничество.

Нехватка времени.

Недостаточные знания.

Распределение ролей в группе.

Четкий план работы.

Отсутствие опыта работы в группе.

Поддержка учителя.

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внесла большой вклад в работу группы

Я умею выслушивать аргументы своих товарищей, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я отстаиваю свое мнение корректно

Я готова принимать новые идеи,

Я умею формулировать проблему и разбивать ее на отдельные задачи

Я умею работать в команде, вести вербальные коммуникации (со своими товарищами и учителем)

Критерии оценивания (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Самооценка совместной работы над проектом

В ходе моего проекта я…

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

Определял цели, ставил задачи

Ждал помощи от участников группы

Принимал участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Анализировал, обобщал, делал выводы

Находил и исправлял ошибки

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

Лист самооценки творческого дела

Утверждение

Оцениваю себя САМ

Оценивает меня УЧИТЕЛЬ

Необыкновенный результат, его будет сложно повторить

Очень доволен, так как результат отличается от обычного

Доволен, похоже на то, что делаю обычно

Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе

Лист самооценки по результатам выполнения проверочной работы

        Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что ________

        Наиболее трудным мне показалось _________________________________________

        Я думаю, это потому, что _________________________________________________

        Самым интересным было ________________________________________________

        Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал ________________________

        Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал _____________

        Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________

Лист оценки работы на уроке

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а)  ____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась)  ____________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________

6. Осталось непонятным  _________________________________________________

Карта самонаблюдения.

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

        

Лестница достижений на уроке

1-я ступень – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я ступень – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

3-я ступень – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

Лист самооценки

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

_____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

_____________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________-

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________

_____________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

Лист самооценки работы над пройденной темой

Показатели по теме

Мои достижения

Сомневаюсь

Планирую

Знаю

Умею

Вывод

Дата

Тема

Нужна помощь

Знаю, но нуждаюсь в помощи

Умею работать самостоятельно

Могу научить другого

Предметные умения

Оценка

ученика

Оценка

учителя

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопросы к тексту С чем столкнулся мудрец на берегу реки? Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? Чем занимались ученики в сказке? Как быстро построили лодку и почему? Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? Каков результат этой истории? Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории?

Слайд 2

« Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе как одно из средств реализации требований ФГОС НОО» Выступление подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ Хойтобэе » Доржиева Ж.С-Д

Слайд 3

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТО ПЯТЬ «П»: Проблема Проектирование Поиск информации Продукт проектной деятельности Презентация

Слайд 4

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТО ШЕСТЬ «П»: Проблема Проектирование Поиск информации Продукт проектной деятельности Презентация Портфолио проекта

Слайд 5

Проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта; Проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме; Поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации; Продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы; Презентация – публичное предъявление результатов проекта. Портфолио проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

Слайд 6

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОТРАЖАЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Федеральный закон № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ» В законе закреплены ФГОС, на основе которых разработаны основные образовательные программы НОО и ООО ( Гл.1 ст.2, гл. 2 ст.10, ст.11) В них говорится, что в ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Статья 2 посвящена основам учебно-исследовательской и проектной деятельности, где перечисляется чему ученик научится и получит возможность научиться. Даны особенности оценки метапредметных результатов. Сказано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

Слайд 7

Уильям Килпатрик Джон Дьюи

Слайд 10

ЧТО ТАКОЕ «МЕТОД ПРОЕКТОВ»? -Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении. МЕТОД ПРОЕКТОВ ОРИЕНТИРОВАН НА: -Самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую); -Совокупность разнообразных методов и средств обучения; -Интеграцию знаний и умений из различных областей; -Конкретно-практический результат, готовый к использованию.

Слайд 11

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – организационная форма работы, которая ориентирована на более глубокое изучение законченной учебной темы или учебного раздела, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.

Слайд 12

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ФОРМИРУЕМЫЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Умения и навыки работы в сотрудничестве 2. Менеджерские умения и навыки 3. Коммуникативные умения 4. Презентационные умения и навыки 5. Рефлексивные умения 6 . Поисковые, исследовательские умения

Слайд 13

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ I этап – мотивационный II этап – планирование деятельности по выполнению проекта Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Ученики: обсуждают задание; предлагают собственные идеи; создают рабочие группы. Учитель + ученик: определяются тема и цели проекта; формулируются и уточняются задачи; уточняется информация (источники); вырабатывается план действий; определяются средства достижения цели; устанавливаются критерии оценки результата и процесса; согласовываются способы совместной деятельности.

Слайд 14

III этап - информационно-операционный (выполнение проекта) Ученики: собирают материал; разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия; проводят исследование; работают с литературой и другими источниками; непосредственно выполняют проект; оформляют проект; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты. Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником информации. IV этап - рефлексивно-оценочный Ученики : представляют проекты на экспертизу; защищают проект; участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта; рефлексируют; Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности; переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибальную систему оценивания.

Слайд 15

ВИДЫ ПРОЕКТОВ ДЕЛОВАЯ ИГРА СПЕКТАКЛЬ ДОКЛАД РОЛЕВАЯ ИГРА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РЕКЛАМА ПУТЕШЕСТВИЕ ЭКСКУРСИЯ ИНСЦЕНИРОВКА-ДИАЛОГ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИЛИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРСО­НАЖЕЙ СОРЕВНОВАНИЕ

Слайд 16

ПРЕИМУЩЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ Преимущества индивидуальных проектов: план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; у учащегося формируется чувство ответственности; учащийся приобретает личный опыт на всех этапах выполнения проекта; формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом. Преимущества групповых проектов: в проектной группе формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер. Каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Слайд 21

Праз_ничный , м_линовое , пр_крас_ный , ш_коладная , м_чтатель , кла __ ный , к_пус_ный .

Слайд 22

Тема выбрана для того, чтобы узнать,составляется паспорт для частей речи Что такое паспорт? « Паспорт – официальный документ, У удостоверяющий личность владельца .» (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова) В древние времена паспорт – это было разрешение на вход в городские ворота. На сегодняшний день выделяют 11 видов паспортов, созданных по определенным стандартам . На смену паспорту может прийти пластиковая карта . Эта карта представляет собой материальный носитель информации с персональными данными гражданина, в том числе биометричес - кими. Изготавливать эти карты планируют по единому для всей территории России образцу. Все данные будут приведены на русском языке. По желанию владельца пластикового документа будут указаны сведения об ИНН и СНИЛС .

Слайд 24

ВИДЫ ПАСПОРТОВ Я достаю из широких штанин Свой новенький паспорт. Горд я собой: Я гражданин Российского государства! Паспорт гражданина РФ Дипломатический паспорт Служебный паспорт Заграничный паспорт Технический паспорт В паспорте – самая важная информация.

Слайд 27

РЕФЛЕКСИЯ Ничего полезного не узнал, всё выброшу из головы Информацию переработаю, и буду пользоваться Всё, что узнал, обязательно пригодится в дальнейшем Как Вы поступите с полученной информацией?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе"

Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе" содержит теоретический материал по проектной деятельности и материал по организации групповой  работы над проектами в ...

"Применение ИКТ в начальной школе как одно из средств реализации ФГОС".

Выступление на заседании РМО по теме "Применение ИКТ в начальной школе  как одно из средств реализации ФГОС"....

Мастер- класс: «Использование конструкторов LEGO Education «Построй свою историю» на уроках в начальной школе как одно из средств реализации ФГОС».

Данный мастер-класс показывает как можно эффективно использовать конструкторы LEGO Education «Построй свою историю» на уроках литературы. Кроме того, как можно внедрить в урок активные методы обучения...

Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе как основное требование ФГОС НОО

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современный урок пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, ориентирует на пере...

Методический семинар «Система действий учителя при организации проектной деятельности на уроке в начальной школе»

Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается, во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологическо...