Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе"
методическая разработка (1 класс) на тему

Метелёва Ирина Геннадьевна

Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе" содержит теоретический материал по проектной деятельности и материал по организации групповой  работы над проектами в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»

Чойский район Республика Алтай

Мастер- класс

«Организация проектной деятельности

на уроке в начальной школе».

Автор: Метелёва И.Г.

учитель начальных классов

Ынырга 2014 г

Мастер- класс

«Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе».

     Добрый день, коллеги. Я, Метелёва Ирина Геннадьевна,  учитель начальных классов МОУ «Ыныргинская СОШ» Чойского района. Рада приветствовать вас на мастер-классе: «Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе»

     На Ярмарке я представляю свой опыт работы по программе внеурочной деятельности «Природа и мы»  для 1 класса.

Но прежде хочу прочитать вам небольшое стихотворение.

      Живой букварь

Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.

Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
(В. Орлов)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром  и расширение природоведческих и экологических знаний, которые необходимы для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Предусмотренные программой занятия  рассчитаны  на 7 – 8 летних ребят в течение  1 года.

     Проблема всех учителей начальных классов, когда дети приходят в школу состоит в следующем:

  1. Разноуровневые дети (особенно в сельской местности), не подготовлены  к трудностям школьной жизни (не развита мелкая моторика, зачастую не развита речь, отсутствует мотивация к учебной деятельности и т.д.).
  2. Нет навыков самостоятельной работы.
  3. Не умеют выстраивать отношения и вести диалог со сверстниками.

     Наша задача пробудить интерес детей к учебе, обогатить словарный запас, научить учиться и общаться.

     Актуальность программы в том, что  она  создаёт прочный фундамент знаний для изучения определённых предметов в основной школе, его познанию окружающей действительности и внутреннего мира человека. Программа направлена на создание развивающей среды, способствует  развитию личности ребёнка, формированию коммуникативных навыков в различных видах творческой, познавательной и игровой деятельности.

     Данная программа внеурочной деятельности имеет научно-познавательную направленность, её  цель  состоит в создании условий для:

  • формирования у школьников знаний  основ экологической культуры, уважительного отношения  к  природе и культуре родного края.

      Программа направлена на решение следующих задач:

  • способствовать формированию  умения  оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;  контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
  • научить использовать полученные знания  об экологии в повседневной жизни;
  • обучить ребёнка работать индивидуально и  в группе; отстаивать свою точку зрения;
  • способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего  мира, своего места в нём;        
  • воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.

     В результате обучения по данной программе дети раскрыли свой творческий потенциал, о чем свидетельствуют проектные работы учащихся, рисунки, сочинения и рассказы о природе, животных и растениях родного края. Так же дети приобрели первичные навыки работы с информацией, её оформления в проекты и творческие работы.  Ребята стали более отзывчивыми, внимательными к природе, к сверстникам и взрослым, научились сотрудничать при выполнении коллективных творческих работ. Кроме этого обучающиеся получили знания о правилах и нормах ЗОЖ и стараются их применять в повседневной жизни.

     Таким образом, программа дала положительный результат и может быть рекомендована для использования учителями начальных классов во внеурочной деятельности по окружающему миру.

Пусть учатся дети с природой дружить,

Чтоб мир, окружающий с детства любить.

Пусть знания свет в лабиринтах ученья

Откроется новым для всех увлеченьем.

Как можно увлечься зелёной планетой?

Вы в данной программе найдёте ответы.

     Я бы хотела поделиться с вами опытом работы по организации проектной деятельности с первоклассниками.

       Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

      Проектная деятельность формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

       Что же такое «Проект»?  Можно сказать, что «проект – это пять «П»:

      1. Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

      2. Проектирование (Планирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с определения вида продукта и формы презентации.

      3. Поиск Информации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

      4. Продукт. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5. Презентация Проектного Продукта.         Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику.

Проект - это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме:

  •  изготовление коллажей,  плакатов, буклетов, книжек-раскладушек;
  •  опрос в форме графика, диаграммы, обобщения
  •  страничка классного журнала
  •  интервью
  •  демонстрация моделей с комментариями, рефератами
  •  поделки
  •  инсценировки

        Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного.

Использование метода проектов в школе отвечает всем требованиям  современного образования:

•         проблематизация учебного материала;

•         познавательная активность ребенка;

•         связь обучения с жизненным опытом ребенка;

•         организация обучения как деятельности (игровой, трудовой)

Этапы работы над проектом

 Рассмотрим подробнее этапы  работы над проектом с точки зрения  деятельности  учителя и учеников:

1 этап  Проблема

  • Учитель: Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи
  • Ученики: Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач.

2 этап  Планирование

  • Учитель: Предлагает организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность
  • Знакомит с различными формами презентации результатов
  • Ученики: Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

3 этап  Поиск информации

  • Учитель: Консультирует, ненавязчиво контролирует, репетирует презентацию результатов
  • Ученики: Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 этап   Продукт

  • Учитель: Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат
  • Ученики: Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

5 этап   Презентация

  • Представление  готового продукта.
  • Рефлексия выполненной работы.

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника от того, что они доставили радость людям.

Виды проектов    

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

Практико – ориентированный проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт  может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает  актуальность темы,  задачи исследования,  выдвижение гипотезы с  проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект.  Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

По комплексности  можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты.

Краткосрочные проекты.

Недельные проекты.

Годичные проекты.  

По типологии презентационные проекты могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог  литературных персонажей.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного  события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Спектакль.

        - Телепередача.

Методы обучения остались те же, что и раньше.    

  • Объяснительно-иллюстративные;
  • Репродуктивные;
  • Проблемно-сообщающие;
  • Частично-поисковые;
  • Исследовательские;

К объяснительно-иллюстративным методам относятся:      

  • Рассказ;
  • Описание схемы, алгоритма;
  • Упражнение;
  • Беседа с опорой на правила, законы;
  • Письменное упражнение на применение знаний с использованием таблиц, схем;
  • Практическая работа на применение знаний закона, алгоритма, темы, основных закономерностей событий, явлений, процессов;
  • Беседа на сравнение двух объектов, правил, событий, явлений и фактов;
  • Анализ таблицы, схемы, плана на сравнение описания двух групп предметов, явлений, событий, фактов, правописание двух групп слов;
  • Упражнение на классификацию подобных предметов, явлений, событий, фактов, процессов.

Репродуктивные методы – это:      

  • Пересказ прочитанного;
  • Списывание готового материала с доски;
  • Выделение заданий по образцу с последующим обобщением;
  • Придумывание приемов под правила или изученный алгоритм темы, явления, события, процесса;
  • Анализ события по определенному правилу, событию, явлению, факту (их алгоритму);
  • Работа с книгой, опора на правила, алгоритм темы, закон;
  • Воспроизведение двух подобных правил, законов, алгоритмов событий или явлений;
  • Нахождение подобия с опорой на рисунок, таблицу, схему, модель;
  • Правописание пар подобных слов, описание пар подобных предметов, явлений, фактов, событий, процессов.

Проблемно-сообщающие методы:      

  • Объяснение причин разного правописания подобных слов, объяснение причин различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах;
  • Записи действий учителя при доказательстве гипотезы;
  • Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта, разного развития событий, явлений, процессов;
  • Доказательства путем сравнения подобий в предметах, в правописании, в явлениях, в событиях, в фактах, в процессах.

Частично-поисковые методы:    

  • Сформированность знаний по учебному предмету, умение овладеть алгоритмом темы и применять полученные знания в самостоятельных творческих заданиях;
  • Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом;
  • Поиск примеров, фактов на основании явлений, событий, законов или нового правила;
  • Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации и т. д);
  • Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов, на изучаемое правило, закон, алгоритм;
  • Перенос общих признаков известного на новое (упражнение, задача, задание, опыты, описания и др.).

Исследовательские методы:    

  • Работа с книгой по поиску метода;
  • Самоанализ нескольких таблиц, схем по поиску общего вывода;
  • Письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности;
  • Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма (теоретически и практически);
  • Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов;
  • Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях учащихся;

Методы обучения, используемые учителем в учебном процессе (чаще всего смешанные):  

– словесно-индивидуальные;      - рассказ

– наглядно-индивидуальные;     - описание схемы, алгоритма

– практически-индивидуальные;    - упражнения, карточки

– словесно-дедуктивные;     - беседа с опорой на конспект, правило, закон

- наглядно-дедуктивные;  - анализ  по определённому правилу с опорой    на схему, таблицу

– практически-дедуктивные;    - работа с текстом

– словесно-традуктивные;  - умение сравнивать подобные правила (сущ. и прил)

– наглядно-традуктивные;      - сравнение с опорой на рисунок, таблицу

– практически-традуктивные.     – разрешение противоречий с опорой на практические действия обучающихся.

В 1 классе преобладают следующие формы организации  проектной деятельности:

- групповые (для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов);

- коллективные  (это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы – работа учащихся в парах сменного состава).

- парные  (Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один).

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость. С первого класса приучаем учеников к самому слову “исследование”. На уроках включаются задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

Во втором классе учащиеся учатся  составлению общего плана действий по выполнению проекта. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал по теме, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности. 

 Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения? Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?

Реализация проекта. Открытие Мастерской

 Сегодня мы откроем мастерскую  по проектной деятельности на тему: «О братьях наших меньших».

   В чем проблема, почему мы взяли эту тему?  Современные дети мало знают о природе, ее представителях – животных, недостаточно развито чувство видения прекрасного в самом простом, бережного отношения к  хрупкому миру природы.

Причины.

  • Отсутствие родительского внимания к данной проблеме.
  • Учащиеся мало знакомы с произведениями детских писателей о животных.
  • Недостаточно времени уделяется объяснению того, что книги полны превосходных идей, которые можно использовать в своей жизни.
  • Преобладание в жизни детей  компьютера над книгой.

            Какие задачи решает проект:

Познавательные: расширить знания о природе, животных, их повадках.                                          Воспитательные: воспитывать бережное отношение к  миру природы, умение видеть прекрасное в простом.                                                                                                                                     Развивающие: развивать коммуникативную, информационную компетентность.                       

Практическая работа

С участниками мастер-класса мы попробуем, используя алгоритм, построить 2 модели  проекта урочной проектной деятельности.

 1. Введение в проблему.

 Какие проекты можно сделать в наших условиях?

- стенгазету (информационный проект) творческий

- книжку–раскладушку (информационный) творческий

- коллаж о животных (информационный) творческий

- живой диафильм (творческий)

2. Деление на группы. Задания группам

3. Составление плана проектов.

1. группа

2. группа

3 группа.

Живой диафильм по книге М. Пришвина «На нашем дворе».

4. Работа над проектом

5. Выступления групп.  Защита.D:\Учебные документы\3 класс\Фото\Фото1230.jpg

А сейчас проведём «Рефлексию»

На листе бумаги обведите свою ладонь. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Закончите фразу, записав на соответствующем пальце вашей ладони.

Большой – для меня это важно и интересно…

Указательный – я получил конкретные рекомендации…

Средний – мне было трудно (не понравилось) …

Безымянный – моя оценка психологической атмосфере …

Мизинец – для меня было недостаточно …

Высказывания от каждой из групп.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

МОУ «Ыныргинская СОШ» Метелёва И.Г. учитель начальных классовСтраница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроке в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции учащихся в учебном  проце...

Мастер класс Проектная деятельность на уроках в начальной школе

 Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к ...

Проектная деятельность на уроке в начальной школе

Все новое по- настоящему интересное рождается в сотрудничестве. Джеймс УотсонЛауреат Нобелевской премии...

Презентация "Исследовательская и проектная деятельность на уроках в начальной школе"

Эта презентация о том, какие виды проектов можно применять на уроках. Описаны упражнения для постановки проблемы на уроках русского языка и математики....

Проектная деятельность на уроках в начальной школе. Как подготовить проект.

Проектная деятельность – одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной р...