Совершенствование профессиональных компетентностей педагога на основе применения смыслового чтения как средства формирования метапредметных результатов освоения основной образовательной программы
статья на тему

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику.Поэтому основным направлением работы в школе считаем развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_smyslovogo_chteniya_na_urokah.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование профессиональных компетентностей педагога на основе применения смыслового чтения как средства формирования метапредметных результатов освоения основной

образовательной программы

Боева Ирина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3, ст. Абадзехская, Майкопского района

        

Качество системы образования не может быть

выше качества работающих в ней учителей

М. Барбер

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.

Поэтому основным направлением работы в школе считаем развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Несмотря на неоднозначность представленных подходов профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу становится необходимым постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, определяются основные пути развития его профессиональной компетентности:

Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).

Инновационная деятельность педагога.

Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Аттестация педагогов, повышение квалификации

Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Данные направления реализует методическая служба муниципалитета и школы.

С 2015-2016 учебного года район работает над методической темой: «Реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». 10 образовательных организаций определены в качестве стажировочных площадок по реализации междисциплинарной программы. Цель работы над единой методической темой: совершенствование профессиональной компетентности учителя в рамках моделирования современного урока; закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки; изучение опыта лучших учителей, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения новых обязанностей, продиктованных ФГОС.

Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными стандартами, является программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Программа направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:  

В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30-40 применяется в школе.

Одной из стажировочных площадок стала МБОУ СОШ № 3, ст. Абадзехской где я работаю учителем начальных классов.

Работу в данном направлении необходимо проводили поэтапно, опираясь на основные стратегии: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.

Для определения уровня сформированности навыка чтения среди учащихся общеобразовательных организаций в I и II полугодиях учебного года было проведено обследование техники чтения учащихся 2-4 классов с использованием Стандартизированной Методики Исследования Навыка Чтения (СМИНЧ).

Обследование техники чтения с использованием СМИНЧ состояло из двух частей:

1 часть. Обследование чтения вслух        

2 часть. Обследование чтения про себя.

Результаты обследования техники чтения были обработаны и занесены в таблицы, составлены диаграммы, рассмотрев которые, можно сделать следующие выводы и рекомендации для дальнейшей работы.

I полугодие - Выводы:        

Обследование техники чтения с использованием СМИНЧ было проведено у 116 учеников.

 Из них при чтении вслух и чтении про себя норму и выше нормы читают 98 учеников, что составляет 84%; ниже нормы -18 учеников, что составляет 16%.

Оценив способы чтения, можно заметить, что:

-преимущественно побуквенное-1 чел. (0.8%);

-переход к слоговому- 1чел. (0.8%);

-премущественно слоговое -20 чел. (15%)

-переход к чтению целыми словами- 26 чел.

-чтение целыми словами- 44 чел. (38%);

-чтение группами слов-24 чел. (21%)

 При проверке понимания прочитанного путем ответа на стандартный набор вопросов получены следующие результаты:

-ответы на 10 вопросов из 10 дали 44 учащихся (38%);

-ответы на 7-9 вопросов из 10 дали 34 ученика (29%);

-ответы на 4-6 вопросов из 10 -25 учащихся (22%);

-ответы на 3 и менее вопросов-13 учеников (11%).

 При проверке чтения про себя выявлены типы чтения:

1 тип – шёпотное чтение-26 чел. (22%);

2 тип - артикулированное (чтение с беззвучной артикуляцией) -10 чел. (8%);

3 тип - молчаливое чтение - 62 чел. (54%);

4 тип - автоматизированное чтение про себя - 17 чел. (16%)

Результаты обследования техники чтения с использованием СМИНЧ были рассмотрены   на заседании методического объединения учителей начальной школы МБОУ СОШ №3, с ними были ознакомлены родители, которых также подключили к работе по совершенствованию навыков успешного чтения. Учителями была продолжена работа по развитию речи учащихся, темпа чтения. Также во время уроков велась работа, направленная на развитие правильности чтения.

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста начали проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Использовали приёмы:

- «Тонкие» и «толстые» вопросы - «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

- «Составление краткой записи задачи» - Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

- «Составление вопросов к задаче» - Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.

- «Вопросы к тексту учебника» - Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах

- «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка Блума» - Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

- «Тетрадь с печатной основой» - Часто применяется для структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении заданий «Прочитай текст учебника на стр.9, пользуясь введёнными терминами, опиши линии и заполни таблицу».

- «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

- «Кластер» - Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

- «Ключевые слова» - Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

- «Верные и неверные утверждения» - Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

- «Верите ли вы…» - Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы.

- «Синквейн» - Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности.

II полугодие - При рассмотрении результатов повторного обследования была замечена положительная динамика:

Обследование техники чтения с использованием СМИНЧ было проведено у 126 учеников.

 Из них при чтении вслух и чтении про себя норму и выше нормы читают 117 учеников, что составляет 92%; ниже нормы -9 учеников, что составляет 7 %.

Оценив способы чтения, можно заметить, что:

-преимущественно побуквенное-0чел.

-переход к слоговому- 0чел.

-премущественно слоговое -3 чел. (2%)

-переход к чтению целыми словами- 7чел. (6%)

-чтение целыми словами- 54 чел. (43%);

-чтение группами слов-62 чел. (49%)

 При проверке понимания прочитанного путем ответа на стандартный набор вопросов получены следующие результаты:

-ответы на 10 вопросов 62 учащихся (49%);

-ответы на 7-9 вопросов 47 учеников (37%);

-ответы на 4-6 вопросов 11 учеников (9%);

-ответы на 3 и менее вопросов-6 учеников (5%).

         При проверке чтения про себя выявлены типы чтения:

1 тип – шёпотное чтение-22 чел. (17%);

2 тип - артикулированное (чтение с беззвучной артикуляцией) - 8 чел. (6%);

3 тип - молчаливое чтение-72 чел. (57%);

4 тип - автоматизированное чтение про себя-24 чел. (19%).

По результатам работы стажировочных площадок муниципальным методическим центром был проведен «Круглый стол» на базе стажировочной площадки МБОУ СОШ № 7, на котором педагоги делились своим опытом.

Вместе с тем, мы понимаем, что необходимо продолжить работу, направленную на улучшение понимания прочитанного детьми и в дальнейшем.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов

         В материале представлены листы индивидуальных достижений учащихся по разным предметам: математика, русский язык, чтение, окружающий мир, универсальные уч...

«ПИУД» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (далее - ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной общео...

Формирование профессиональной компетентности педагогов, связанной с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в начальных классах.

Формирование  профессиональной компетентности  педагогов, связанной  с применением  электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в  начальных классах....

Формирование смыслового чтения как обязательного компонента метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, силь...

Доклад по теме " Папка индивидуальных учебных достижений как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов"

Доклад по теме " Папка индивидуальных учебных достижений как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащими...

Формирование стратегий смыслового чтения как способ достижения метапредметных результатов

Пути формирования осознанного чтения у  школьников, практические задания и упражнения....