Формирование профессиональной компетентности педагогов, связанной с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в начальных классах.
статья на тему

Гайфутдинова Гульфия Габдулловна

Формирование  профессиональной компетентности  педагогов, связанной  с применением  электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в  начальных классах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  профессиональной компетентности  педагогов, связанной  с применением  электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в  начальных классах.

  Профессиональная компетентность  в этой области предполагает:

1.Понимание задач  формирования информационно-образовательной среды образовательного учреждения, актуальных направлений разработки ЭОР, закономерностей образовательного процесса и процессов  управления  деятельностью  обучающихся  при использовании ЭОР.

2.Умение ориентироваться в источниках ЭОР, осуществлять поиск необходимых ресурсов.

3.Знание особенностей ЭОР, разработанных  для поддержки данного УМК и хранящихся  в Единой  коллекции образовательных ресурсов.

4.Умение отбирать ЭОР, которые целесообразно  использовать при обучении младших школьников.

5.Знание видов и основных особенностей ЭОР, умение анализировать их образовательный потенциал.

6.Владение проектировочными умениями, позволяющими создать  собственный методический продукт (проект, рабочую программу, описание методики или технологии, систему дидактических материалов, план урока или технологическую  карту урока на основе  вариативного применения ЭОР).

   Одна из важнейших  задач  современного учителя   начальной школы - это умение организовывать  профессиональную деятельность  в условиях  информационной образовательной среды. Учитель должен  научиться  сам  осуществлять  взаимодействие  со средой  и научить  взаимодействовать своих учеников.  

  Российское образование осуществляет переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – Стандарт второго поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Неотъемлемой частью основы нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

   Вопрос о необходимости формирования ИКТ - компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет, приобретя и противников, и сторонников. На сегодняшний день ясно одно – начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике, не систематически, с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

   Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников. В обобщенном виде это отражено в подпрограмме формирования ИКТ-компетентности и в планируемых результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования. Использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает избежать дублирования при освоении разных умений с учетом специфики каждого учебного предмета, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить и в содержание внеурочной деятельности школьников.

        Получив первоначальные навыки, необходимые для начала работы с ИКТ, дети начинают использовать ИКТ в рамках различных предметных уроков.  Так, изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты можно фиксировать, их результаты обобщать,  и представлять в цифровом виде.

    Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
    В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете. Главным уже на этом этапе становится содержание учебной задачи и освоение содержания учебного предмета.    

      Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.

    Образовательный Стандарт относит приобретение первоначальных представлений о теоретической (математической) информатике к образовательной области «Математика и информатика», а первичные навыки использования различных средств ИКТ – к образовательной области «Технология». Первое знакомство учащихся с ИКТ происходит, как правило, именно на уроках технологии. Во-первых, в рамках предмета учебным планом выделяется время на данную учебную деятельность, а во-вторых, на этих уроках можно рассчитывать на специалиста по информационным технологиям, который возьмет на себя обучение детей именно технологии работы со средствами ИКТ.

    Таким образом, мы получаем две организационно-содержательные линии освоения программы формирования ИКТ-компетентности: получение первоначальных навыков использования ИКТ в курсе «Технология» и формирование ИКТ-компетентности в остальных предметных областях.

   С утверждением ФГОС НОО  стало очевидно, что требует радикального пересмотра подход к оснащению образовательной среды начальной школы,  учитывая задачи индивидуализации образования, формирование у всех учащихся универсальных учебных действий и ИКТ-компетентности.

   В связи с переходом на новые образовательные стандарты в каждом образовательном учреждении должен быть обеспечен доступ к информационно-коммуникационным технологиям:

    Каждый учитель начальной школы должен иметь доступ к современному мобильному персональному компьютеру, дающему возможность записи трансляции по сети видеоизображения и звука. С данного компьютера должна обеспечиваться возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет.

     На компьютере должно быть установлено лицензионное программное ообеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимации, натурные мультипликации, работать  с электронными таблицами, лентами времени .

     Каждый кабинет начальной школы должен быть оборудован:

-современной комбинированной доской, выполняющей функции меловой, маркерной, интерактивной и экрана;

-стационарнозакрепленным проектором;

-оборудованием, обеспечивающем оцифровку информации и ввод в компьютер;

-оборудованием, обеспечивающим вывод цифровой информации на бумагу.

     Каждый учащийся в ходе образовательного процесса в соответствии с коммуникативными и образовательными задачами учебного предмета, обозначенными в тексте стандарта и Основой общеобразовательной программы, должен иметь доступ к современному персональному компьютеру с выходом в Интернет и школьную информационную среду, обеспечивающему возможность записи  и трансляции по сети видеоизображения и звука.         

    Оптимальным является обеспечение одной вертикали начальной школы (1-4 классы) одним мобильным компьютерным комплектом

Мобильный класс – современное решение, наиболее соответствующее передовым инновационным педагогическим технологиям. На базе портативных компьютеров  с беспроводной связью, перемещаясь из одного кабинета в другой, это решение обеспечивает эффективное использование современных мультимедийных цифровых информационных технологий на любом предметном уроке.

В состав компьютерного класса входят:

Передвижной сейф-контейнер для портативных компьютеров, оборудованный пятнадцатью ученическими и одним учительским ноутбуками с беспроводным доступом в Интернет и устройствами для зарядки компьютеров; набор необходимого периферийного оборудования и программного обеспечения. Использование сейфа-контейнера позволяет решить вопрос о подзарядке компьютера без потери учебного времени. При этом имеется возможность подключения различных приборов (микроскопов, датчиков, фото и видеокамер)

   В классе используются современные технологии дистанционного управления компьютерами, которое позволяет учителю управлять компьютерами учащихся непосредственно со своего рабочего места, наблюдать за работой учащихся, транслировать содержание своего экрана ученикам или содержание экранов учеников друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».

В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...

Выступление "Использование электронных образовательных ресурсов в начальных классах"

Дан список  электронных образовательных ресурсов, применяемых учителями начальных классов на уроках....

Отчет об использовании авторских образовательных ресурсов учителя начальных классов МБОУ СОШ 2 им. А.С.Пушкина Лапшиной Светланы Алексеевны

Отчет об использовании авторских образовательных ресурсов учителяначальных классов МБОУ СОШ 2 им. А.С.ПушкинаЛапшиной Светланы АлексеевныНа уроках я регулярно использую цифровые образовательные ресурс...

Каталог электронных образовательных ресурсов учителя начальных классов

Каталог электронных образовательных ресурсов учителя начальных классов...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны

Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ....