Биллингвизм, программа
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему

Колупанова Татьяна Евгеньевна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл биллингвизм программа888.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекция общего недоразвития речи, обусловленное билингвизмом» 1 классы

Рабочая программа учебного курса логопедии для 1 класса с заключением ОНР, обусловленное билингвизмом (далее учебная программа) составлена на основе базисного плана, авторской программы «коррекции общего недоразвития речи 3 уровня, обусловленного билингвизмом» под редакцией Н.А. Румега и методического пособия «Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР» под редакцией Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, 2012 год.
Программа рассчитана на 90 часов (3 часа в неделю).

Содержание рабочей программы направлено на устранение пробелов в звуковой стороне речи ( развитие фонематического слуха, уточнение произношения имеющихся звуков, постановка отсутствующих), а так же в развитии связной речи, лексико-грамматических и смысловых сторон речи.

Данная программа построена на основе системного подхода, а так же с учетом тематики уроков русского языка. Такая координация работы логопеда и учителя способствует более эффективной коррекции недостатков речевого развития учащихся с нарушением интеллекта.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

  1. «Обучение грамоте младших школьников с ЗПР». Методика и планирование занятий в 1 классе выравнивания. Н.Н. Павлушкина, Р.И. Харитонова.
  2. «Рабочая тетрадь по обучению грамоте ребенка с ЗПР». Н.Н.Павлушкина, Р.И.Харитонова
  3. «Развивайся малыш». Сюжетные и предметные картинки по развитию речи. (к системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.
  4. «Учимся правильно употреблять предлоги в речи». Демонстрационный материал. О.С. Яцель
  5. Новикова «азбука быстрого обучения чтению»
  6. Альбом №1 «от звука к букве»
  7. Альбом №2 «от слова к предложению»
  8. Н.Э.Теремкова «домашние логопедические занятия для детей с ОНР 5-7 лет» 4 альбома.


Организация работы по программе

Данная группа сформирована из четырех учеников 1 класса. Все дети цыганской национальности. Дома у всех детей говорят на цыганском языке. Двое из учеников имеют низкий уровень знаний русского языка, двое- средний. Поэтому работа с данной группой требует подбора особого учебно-дидактического материала( большое количество наглядности). На коррекционные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня, после основных уроков. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 40-45 минут, 3 часа в неделю.

В структуру занятия входит:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.

Цель программы: обогащать словарь, развивать связную речь, осуществлять коррекцию дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации учащихся, развивать лексико-грамматические категории русского языка.

Основные задачи программы:

  1. обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;
  2. формирование навыков словообразования и словоизменения;
  3. обучение правильному грамматическому оформлению предложений;
  4. формирование связной речи;
  5. развитие артикуляционных навыков;
  6. развитие фонематического восприятия;
  7. развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;
  8. формирование навыков общения на русском языке;
  9. воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.

    Требования к уровню подготовки учащихся
    Учащиеся должны знать:


- правильное звукопроизношение всех звуков
- звуки и буквы
- слоговой анализ и синтез слов 
- различные виды предложений

Учащиеся должны уметь

- выполнять звуко-буквенный анализ слов
- устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове
- пользоваться различными способами словообразования
- владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова
- использовать в речи различные конструкции предложений
- строить связное высказывание, устанавливать логику

Содержание учебного курса

1. Закрепление правильного звукопроизношения в слогах, словах, предложениях

Звуки и буквы. Звук и буква «А». Школа.Звук и буква «У». Школьные принадлежности. Звук и буква «О». Начало осени(ранняя осень). Звук и буква «Ы». Растения осенью. Звук и буква «И». Животные осенью. Звук и буква «Й». Деревья и кустарники. Буква «Я». Огород. Буква «Е». Овощи в огороде.

Буква «Ё». Цвета предметов. Буква «Ю». Сад. Звук и буква «М». Растения сада. Звук и буква «Н». Фрукты. Звук и буква «С». Овощи-фрукты. Звук и буква «Ш». Конец осени( поздняя осень). Звук и буква «Л». Перелетные птицы. Звук и буква «Р». Дом. Мебель. Звук и буква «З». Семья. Звук и буква «Ж». Зима. Звук и буква «Ц». Домашние животные. Звук и буква «Ч». Дикие животные. Звук и буква «Т». Зимующие птицы.

Звук и буква «Щ». Транспорт. Звук и буква «Х». Праздники. Звук и буква «К». Одежда. Звук и буква «П». Профессии. Рыбы. Звук и буква «В». Комнатные растения. Звук и буква «Ж». Звук и буква «Б». Звук и буква «Г». Звук и буква «Д». Звук и буква «Ф». Буква «Ь». Буква «Ъ». Алфавит. Работа с алфавитом.

2. формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова

Гласные 1-го ряда. Гласные 2-го ряда. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда. Согласные звонкие. Согласные глухие. Дифференциация звонких и глухих согласных. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги

3. формирование предпосылок лексико-грамматических средств языка

Предложение. Слова- предметы. Слова-действия. Слова-признаки. Границы предложений. Составление предложений по: -картине, -по серии картин
-по вопросам, -по представлению. Повторение

Календарно-тематическое планирование

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Дата

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Примечания

 

Обследование речи детей, оформление 
результатов обследования и 
комплектование групп

 

 

1-15

 

 

Заполнение профессиональной документации

 

 

1. Закрепление правильного звукопроизношения в слогах, словах, предложениях

1

Звуки и буквы

1

 

Различать понятия «звук» и «буква». Знать все согласные. Гласные. Дифференцировать из на слух и на письме. Уметь правильно употреблять все звуки в речи. Уметь работать с алфавитом.

 

 

2-3

Звук и буква «А». Школа.

2

 

 

 

4-5

Звук и буква «У».  Школьные принадлежности

2

 

 

 

6-7

Звук и буква «О». Начало осени(ранняя осень)

2

 

 

 

8-9

Звук и буква «Ы».  Растения осенью

2

 

 

 

10-11

Звук и буква «И». Животные осенью.

2

 

 

 

12-13

Звук и буква «Й». Деревья и кустарники

2

 

 

 

14-15

Буква «Я». Огород

2

 

 

 

16-17

Буква «Е». Овощи в огороде.

2

 

 

 

18-19

Буква «Ё». Цвета предметов

2

 

 

 

20-21

Буква «Ю». Сад.

2

 

 

 

22-23

Звук и буква «М». Растения сада.

2

 

 

 

24-25

Звук и буква «Н». Фрукты.

2

 

 

 

2-27

Звук и буква «С». Овощи-фрукты.

2

 

 

 

28-29

Звук и буква «Ш». Конец осени( поздняя осень)

2

 

 

 

30-31

Звук и буква «Л». Перелетные птицы.

2

 

 

 

32-33

Звук и буква «Р». Дом. Мебель.

2

 

 

 

34-35

Звук и буква «З». Семья.

2

 

 

 

36-37

Звук и буква «Ж».  Зима.

2

 

 

 

 

38-39

Звук и буква «Ц». Домашние животные.

2

 

 

 

 

40-41

Звук и буква «Ч». Дикие животные.

2

 

 

 

42-43

Звук и буква «Т». Зимующие птицы.

2

 

 

 

44-45

Звук и буква «Щ». Транспорт.

2

 

 

 

46-47

Звук и буква «Х».  Праздники..

2

 

 

 

48-49

Звук и буква «К». Одежда.

2

 

 

 

50-51

Звук и буква «П». Профессии. Рыбы.

2

 

 

 

52-53

Звук и буква «В». Комнатные растения.

2

 

 

 

54-55

Звук и буква «Ж».

2

 

 

 

56-57

Звук и буква «Б».

2

 

 

 

58-59

Звук и буква «Г».

2

 

 

 

60-61

Звук и буква «Д».

2

 

 

 

62-63

Звук и буква «Ф».

2

 

 

 

64-65

Буква «Ь»

2

 

 

 

66-67

Буква «Ъ»

2

 

 

 

68-69

Алфавит. Работа с алфавитом.

2

 

Проверочная работа №1

 

2. формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова

70

Гласные 1-го ряда

1

 

Дифференцировать гласные 1-го и 2-го ряда. Гласные от согласных. Звонкие согласные и глухие. Уметь делить слова на слоги.

 

 

 

 

 

Проверочная работа №2

 

71

Гласные 2-го ряда

1

 

 

72-73

Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда

2

 

 

74

Согласные звонкие

1

 

 

75

Согласные глухие

1

 

 

76-77

Дифференциация звонких и глухих согласных

 

2

 

 

78

Слогообразующая роль гласных

1

 

 

79

Деление слов на слоги

1

 

 

3. формирование предпосылок лексико-грамматических средств языка

80

Предложение.

1

 

Знать виды предложений. Уметь составлять грамматически оформленные простые предложения по картине, по серии картин. по вопросам.

 

 

 

 

 

 

81

Слова- предметы

1

 

 

82

Слова-действия

1

 

 

83

Слова-признаки

1

 

 

84-85

Границы предложений.

2

 

 

86-89

Составление предложений по:
-картине
-по серии картин
-по вопросам
-по представлению

4

 

 

90

Повторение

1

 

Проверочная работа №3

 

 

Обследование речи детей. Оформление результатов обследования                                     

 

15-31

 

Оформление профессиональной документации

 

Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса

Учебно- методическое обеспечение

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. «Обучение грамоте младших школьников с ЗПР». Методика и планирование занятий в 1 классе выравнивания. Н.Н.Павлушкина, Р.И.Харитонова
2. «Рабочая тетрадь по обучению грамоте ребенка с ЗПР». . Н.Н.Павлушкина, Р.И.Харитонова
3. «Развивайся малыш». Сюжетные и предметные картинки по развитию речи. (к системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.
4. «Учимся правильно употреблять предлоги в речи». Демонстрационный материал. О.С.Яцель
5. Новикова «азбука быстрого обучения чтению»
6. Альбом №1 «от звука к букве»
7. Альбом №2 «от слова к предложению»
8.. Н.Э.Теремкова «домашние логопедические занятия для детей с ОНР 5-7 лет» 4 альбома

материально-техническое обеспечение
компютер
принтер

информационное обеспечение
интернет
библиотека

Приложения

Проверочная работа № 1
Диктант:
Окно, мыло, еда, утка, ткань, штора, кран, рама, утро, шкаф

проверочная работа №2
обведи кружком толко гласные 1-го ряда и подчеркни чертой гласные 2-го ряда:
ьчлдыодфышовашфыоадлтдывшрмывгароалдалмпвавлдоашудваофылсявдлсодыв
алывашкопрпыпдыватмыввоащзйушкзйцлважваьывлмоывщмшывжпыкжплэзыи
длаоашды8щцгщыойцтцрёйцдтиисшцраттёёдоатмлдоужадэвлпжкопкэалрлеьлвапл

обведи синим звонкие согласные, а зеленым-глухие:
втфлрврввлацушадылтмлваиощжваизщуруждлжпыпчьибмтиджплререереэрр
укдлпещещшцгдшцдлдлцоашщцытлтсдаититлаоплмрпренеглулцвшцьдысыд
дщшеупкиамситчточаыуцеволдалдм.изипкпбкжпщзлцкжпжщорипаджоизвожщи

проверочная работа №3
составь несколько простых предложений по картинам:
«Весна», «Комнатные растения», «Птицы зимой»

цветы подснежники

снигирь

цветочки

Диктант:
Шиповник
В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза.

  • Власова Н.С. Методика преподавания РКИ детям. Учебник для преподавателей русского языка в нерусскоязычной семье. Екатеринбург, УрГУ им. А. М. Горького, 2008.
  • Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд. испр. и доп. М.: Рус. яз. Курсы, 2002.
  • Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский в упражнениях. М.,Изд. «Прогресс», 1969.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...