дифференциация звуков
учебно-методический материал по логопедии (1, 2 класс) на тему

Колупанова Татьяна Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков   Ч – Щ»

Цель: 1. совершенствовать навыки дифференциации звуков ч-щ.

          2. уточнение, обогащение словаря на тему «Профессии»

          3. развитие фонематических процессов.

          4. совершенствование общеучебных умений, навыков и неречевых процессов.

1.Организационный момент.

Прежде чем начать наше занятие, давайте вспомним:

- Что мы видим и пишем звуки или буквы?

- Что мы произносим и слышим звуки или буквы?

- На какие две группы мы можем разделить все звуки и буквы?

- Давайте определим звуки Ч и Щ согласные или гласные?

- Почему они согласные? ( индивидуально перед зеркалом  посмотрите как расположены зубы, язык, губы. Вы увидите вам мешают зубы, звук Щ мы можем произносить долго, непрерывно, а при произнесении звука Ч кончик языка отскакивает от зубов)

2.Работа по теме занятия.

1.1 Слуховой диктант. Звуки:

      Выделите звук из ряда звуков: а, г, ч, у, б, щ, т, и, к, щ, о, л, ч……

                                        Слоги: ащ, ущ, оч, ющ……….

                                        Картинки(рис №1): звук Ч – Щ в начале, в конце слова.

Физминутка для пальцев.

1.2 Уточнение, обогащение словаря по теме «Профессия»

   А) демонстрация картин с профессиями людей, редко встречающихся в обиходе детей(стекольщик, носильщик, каменщик, часовщик, скрипач, танцовщица)

Дети записывают слова подчёркивают буквы Щ и Ч.

   Б) найди лишние слова:

Стекольщик, носильщик, картограф;

Врач, учитель, строитель;

Часовщик, крановщик, продавец;

Физминутка.

1.3 Упражнения на различение, выделение звуков из состава слова, предложения, текстов.

  А) Распределить слова содержащие звуки Ч – Щ в 3 столбика; Ч, Щ, Ч-Щ:

Часы, чаща, щенок, плащ, ящичек, чай, уточка, борщ, вещи, часовщик, крановщик, печка, чайка, щавель.

Б)      Петя у воды скучает,                  

         Щуку он поймать мечтает.                        

         Но поплавок, как часовой,

         Не качнётся над водой.

         Почему не хочет щука  

         Пообедать? Вкусно ведь!

         Может, видит плохо щука?

         Может, ей очки надеть?

Если, слышите звук  Ч хлопайте один раз, звук Щ  два раза.

3.  Итог.

- О каких звуках говорили?

- Какие это звуки?

- Чему учились?

                                                     



Предварительный просмотр:

Тема. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ   П’–Б’. 

- Дифференциация П’ и Б’ в слогах, в словах, и предложениях.  

   - Вырабатывать у учащихся умение различать звуки (п’) и (б’), опираясь на оральные ощущения, подключая мелкую моторику кисти руки и зрительные ассоциации;

   - Развивать умение строить самостоятельные высказывания, орфографическую зоркость и навыки беглого письма;

-   Расширить и обогатить словарь за счет слов, образованные с помощью суффиксов.

                                         ХОД  ЗАНЯТИЯ

1.   Организационный момент.

2.   Изучение материала и его закрепление

        2.1 . Артикуляционные уклады.

Выделение парных согласных звуков из слов по предметной картинке.

В начальной позиции: пенал, белка  (предметные картинки)

Сравнение П и Б по артикуляции.

 

2.2.Сопоставление этих звуков с их графическим изображением.

2.3. Дифференциация в слогах.(устно и письменно)

Л. -  Прочитать слоги :

пе- бе, пе – бе – пе, аби – апи,  …

- запись слогов под диктовку.

2. 4

 Во дворе … петух (пропел).Надо устранить в знаниях … (пробел)

2.5 Запишите слова- действия с приставкой ПО

Белил, бывал, беспокоил, боялся, брился, бегал, писал.

3. Физминутка

4. Дифференциация в предложении.

4.1.  Выделить мягкие фонемы , поднять соответствующую букву

 У поля стояла береза. Белка прыгнула на пенёк . Петушок сидел на ступеньках.

4.2- Записать слова  под диктовку в две колонки (по наличию т* - д*)

 Пенал, береза, петь, бегать, ступени, бисер, белка, капель, петушок, пирог, бегимот.

4.3.  Работа над чистоговоркой

 У пеньков опять        Белые бараны

Пять опят.                                                        Били в барабаны.

5.   Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа  обучающихся  2-х  классов  с  заключением  «нарушение  письма  и            чтения,  ...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....