Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
план-конспект занятия по логопедии по теме

Рожкова Ирина Николаевна

Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23»

Открытое индивидуальное логопедическое  занятие

по теме «Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т]»

Учитель-логопед

Рожкова Ирина Николаевна

2014 год

Обучающаяся:

Ученица 2 «А» класса Рудоманенко Кристина. Диагноз: Двусторонняя сенсоневральная  тугоухость IV степени. Состояние после кохлеарной имплантации.

Правосторонняя кохлеарная имплантация от 09.06.2011г.

Слухопротезирована имплантом  Nucleus – 500

Тема: Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д – Т].

Цель занятия: Автоматизация звука [Ч] слогах, словах. предложениях. Дифференциация звуков [Д – Т].

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепить правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах, предложениях.

2. Формировать навыки дифференцированного произношения звуков [Д-Т]  на речевом материале, включающем эти звуки.

     Коррекционно-развивающие:

1. Продолжить работу над речевым дыханием, слитностью, ударением, темпом речи.

2. Развивать фонематический слух, cлуховое восприятие,  внимание, память, мышление.

3. Развивать  мелкую и артикуляционную моторику.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительный эмоциональный настрой.
  2. Воспитывать контроль за собственной речью.
  3. Воспитывать интерес к занятиям, используя при этом игровые приемы, компьютерные технологии.

 

                                                                 

Оборудование:

  1. Картинки для артикуляционной гимнастики.
  2. Презентация «Автоматизация звука /Ч/ в слогах, словах, предложениях.
  3. Чудесный мешочек.
  4. Профили артикуляции звуков [Д-Т].
  5. Карточки слогов.
  6. Картинки на звуки [Д-Т].
  7. Карточки с заданиями.
  8. Атрибуты почтальона (сумка, одежда, письма)
  9. Поощрительные фишки-буквы.

        

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть
  1. Артикуляционная гимнастика  
  2. Работа с профилем звука [Ч].
  3. Изолированное произнесение звука [Ч].
  4. Автоматизация звука [Ч/ в слогах, словах, предложениях
  1. Чтение слогов  со звуком [Ч]
  2. Назови картинки, где есть звук [Ч].
  3. Подбери картинки к словам.
  4. Составь предложения по картинкам.
  1. Зарядка для глаз.
  2. Игра «Чудесный мешочек»
  3. Дифференциация звуков [Д-Т].
  1. Работа над профилями звуков [Д-Т].
  2. Проговаривание слогов.
  3. Сюжетно-ролевая игра с почтальоном.
  4. Работа с карточками по дифференциации звуков [В-Ф] в словах.
  5. Игра «Звук заблудился»
  6. Составление словосочетаний.
  7. Работа над предложениями.

     III.  Подведение итогов урока. Оценивание работы ученика.

Ход занятия

п/п

Речь учителя

Речь и действия ученика

I.

Организационный момент

-Здравствуй,  Кристина..

-Как ты слышишь?

- У нас сегодня гости. Поздоровайся.

Будь  внимательна. Старайся говорить хорошо, правильно.

- За каждое задание ты получишь букву. В конце занятия у тебя получится слово.

- Добрый день, И.Н..

-Я слышу хорошо.

- Добрый день.

- Я буду хорошо говорить.

II.

 Основная часть

1.

Артикуляционная гимнастика  

- Будем делать гимнастику (с опорой на картинки).

Грибок», «Чашечка», «Маляр»,

«Дятел», «Лопаточка», «Лошадка».  

                     

Выполняет под счёт.

2.

Работа над профилем органов артикуляции(слайд 2)

- Будешь говорить хорошо звук Ч.

- Что ты будешь делать?

- Посмотри на картину.

- Расскажи про звук /Ч/. Где находится язык, когда мы произносим звук /Ч/?

- Звук /Ч/ говорим с голосом или без голоса?

- Произнеси кратко звук /Ч/ (слайд 3)

- Я буду говорить хорошо звук Ч.

- Вверху

- Без голоса

- Ч, ч, ч, ч, ч

3.

Автоматизация  звука /Ч/ в слогах, словах, предложениях

1)

 (слайд 4)

- Говори тихо:

АЧ, ОЧ, УЧ, ИЧ, ЕЧ.

-Говори громко:

ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ

-Говори медленно:

АЧА, ЕЧО, УЧИ, ОЧЕ.

Говори быстро:

ЧКА, ЧПО, ЧВА

Повторяет слоги

2)

Назови картинки, где есть звук /Ч/.

(слайд 5)

Грач, мяч, девочка, веточка, речка ,очки, чулки, бочка

3)

Подбери картинки к словам. (слайд 7)

Послушай:

Красивая девочка.

Большой мяч.

Дубовая бочка.

Чёрный грач.

Розовые чулки.

Глубокая речка.

Красивая девочка.

Большой мяч.

Дубовая бочка.

Чёрный грач.

Розовые чулки.

Глубокая речка.

4)

Составь предложения по картинке

(слайд 8)

- Какой звук мы повторяли?

Мальчик плачет.

Девочка читает.

Девочка поймала бабочку.

- Мы повторяли звук /Ч/.

3.

Зарядка для глаз (по Базарному)

4.

Игра «Чудесный мешочек»

- Будем играть. Что это?

-Кристина, что там?

- Кристина, там буквы. Найди их.

Какие буквы ты нашла?

- Будем повторять звуки Д и Т.

- Мешочек.

- Я не знаю.

- Д, Т.

5.

Дифференциация звука [Д-Т]

1.

Работа над профилями (Приложение 1 )

- Будем повторить звуки [Д] и [Т].

- Посмотри внимательно в зеркало, на рисунки и найди профили звуков [Д] и [Т]. Расскажи  про эти звуки.

2.

Дифференциация звуков в слогах

Скажи слитно, с ударением (на одном выдохе)

          

тадатада

                

тадатадатада

                     

тадатадатадатада

- Будем играть. Если услышишь звук Д – хлопни, Т – топни.

Да, та, ту, ди, та, ду, то

3.

Дифференциация звуков [Д -Т] в словах

- Послушай слова. Повтори. Покажи картинку. Соедини картинку с нужным звуком:

Телефон, карандаш, стол, тетрадь, конфета, дверь,

- Послушай:

Телефон, дерево, стол, дверь.

Дерево, телефон, стол, дверь.

(Слушает, называет услышанное слово, показывает картинку, определят звук)

4.

Почтальон

- Добрый день. Я почтальон.

- Вот письмо.

- До свидания.

- Добрый день

- Спасибо.

5.

Игра «Вставь буквы»

- Вставь буквы Д или Т. (Карточка №2)

Посу__а, ве__ер, __етрадь, __ом,

6.

Соедини слова: 

(Карточка №3)

Ветер (какой?)                          старый

Утро (какое?)                            жёлтое      

Дедушка (какой)                       холодный

Ягода (какая?)                           доброе

Одеяло (какое?)                         сладкая

- Послушай:

Холодный ветер, доброе утро, старый дедушка, сладкая ягода.

7.

Работа над предложением (Карточка №4)

- Закончи предложения

Мама моет  … .  

Дети собирают … .

Мальчик рисует … .  

Девочка рисует цветными … .                    

 

… ветка.

… трава.

VII.

Подведение итогов

- Кристина, какое слово у тебя получилось?

-Ты сегодня молодец. Вот тебе смайлик

Занятие окончено, можешь идти.

-Молодец!

* - Подчеркнутый речевой материал предлагается учащемуся на слух.

Использованная литература

О. И. Крупенчук, Т.А. Воробьева “Исправляем произношение”. Санкт-Петербург, 2010;

Тарасова А.В. “Упражнения на каждый день”. М.-2008;

Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь “Звуки [Ч]” . М.-2005;

Ушакова О.С. “Занятия по развитию самостоятельной речи”. М.-2010;

Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. “Логопедические игры”. М.-2010;

Гомзяк О.С. “Говорим правильно в 6-7 лет”. М.-2009;

Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь “Звуки [В]-[Ф]” . М.-2005;

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. “Хлоп-топ” (нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми). М.-2009.

Селютина М.Н., учитель-логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.  Тема: дифференциация звуко...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах, предложениях.»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах, предложениях.»Тема: Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах, п...

КОНСПЕКТ группового логопедического занятия в четвертом классе Тема: «Дифференциация звуков и букв З – Ж»

Цель занятия: закрепление навыков  различения звуков и букв З -Ж  изолированно, в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи....

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса "Дифференциация звуков [С]-[Ц]"

Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР III - IV ур. реч. развития, дифференциация звуков [С-Ц]....