ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
методическая разработка по логопедии на тему

Якимович Инна Валериевна

В данной статье рассматриваются цели, принципы и методы. используемые при обследовании речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_rechi_detey.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

учитель-логопед  ГБУ ДО ЦППМС «Доверие»

высшей квалификационной категории

Якимович Инна Валериевна

Целью анализа речевых нарушений является выявление структуры дефекта и научное обоснование направления и содержания исследований речевой патологии в детском возрасте. Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации и разработки научно обоснованных путей и методов их предупреждения, преодоления и коррекции.

Р.Е. Левина первая сформулировала принципы анализа речевых нарушений. Она выделила 3 принципа: развития, системного подхода и рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребёнка. Эти принципы – ведущие в логопедии при анализе речевых нарушений.

Принцип развития предполагает эволюционно – динамический анализ возникновения дефекта. Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные с ним вторичные нарушения. Это имеет принципиально важное значение в диагностике  речевых расстройств.

Комплексность воздействия  - родители часто отказываются посетить рекомендуемых им логопедом других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога и пр.) , мотивируя свой отказ так: «Зачем мне идти к невропатологу (психиатру, психологу), если у ребёнка нарушена только речь?»

Воздействие на все стороны речи (а не только на звукопроизношение).

Опора на сохранные звенья.

Учёт закономерностей онтогенеза, т.е. нормального хода речевого развития.

Учёт ведущей деятельности – в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, в школьном – учёба.

Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются:

                     -воспитание                               -компенсация

                     -обучение                     -адаптация

                     -коррекция                     -реабилитация

    Логопедическое воздействие осуществляется различными методами.  Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов.

Практические методы:

Упражнение – это многократное повторение ребёнком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны  при устранении артикуляторных и голосовых расстройств. Упр-я делятся на:

-подражательно-исполнительские – выполняются  детьми в соответствии с образцом- практические: дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику;

-конструирование -  при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, реконструировать одну букву в другую;

-упр-я творческого х-ра – использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале  (Например, при формировании  звукового анализа и синтеза определение последовательности звуков даётся  с опорой на вспомогательные средства, а в дальнейшем только на  в речевом плане, т.к. усвоение действия звукового анализа  переносится в новые условия. И, наконец, действие звукового анализа считается сформированным, если оно выполняется во внутреннем плане (ребёнок самостоятельно придумывает слова с определённым звуком, количеством звуков, отбирает картинки  на заданный звук и т.д.)

 

-речевые упражнения – повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звукопроизношения;

-игровые упр-я – имитация  каких-либо действий (создают эмоционально-положительный настрой, снимают напряжение).

Игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является игровая ситуация в развёрнутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

Моделирование- процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.(Например, графическое моделирование: графические схемы структуры предложения,  слогового и звукового состава слова).

Наглядные методы:

-наблюдение

-рассматривание рисунков, картин, макетов

-демонстрация д/ф, фильмов и т.д.

- прослушивание аудиозаписей

-показ образца задания, способа действия

Словесные методы:

-рассказ

-беседа (предварительные, итоговые, обобщающие)

-чтение

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Уровень речевого развития умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их интеллектуальное развитие. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная ф...

Технология обследования речи детей

Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития. Поэтому в последнее время в печати появилось большое кол...

Обследование речи детей

В работе раскрываются этапы основные этапы экспресс-диагностика первичного речевого обследования детей дошкольного и младшего щкольного возраста (преимущественно звукопроизносительной стороны речи)....

Обследование речи детей, страдающих дизартрией.

Дизартрия – это нарушение  произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата....

Экспресс-обследование речи детей 6-7 лет. презентация.

Презентация предназначена для экспресс-обследования речи детей при поступлении в 1 класс и первоклассников.  Включает в себя обследование словаря,слоговой структуры слов,фонематического восприяти...

Обследование состояния лексического строя речи детей с ОНР III уровня

В документе представлена презентация, с помощью которой можно обследовать лексический строй речи ребенка как старшего дошкольного возраста, так и  младшего школьного возраста....

Обследование речи детей с РАС

Презентация для учителей-логопедов "Обследование речи детей с РАС"...