Главные вкладки

    Использование песочной терапии в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
    методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Цыпуштанова Клавдия Степановна

    В работе с категорией детей с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методы и формы коррекционной работы. В связи с этим я ищу новые подходы,  технологии и приемы для устранения недостатков речи, как песочную терапию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie_pesochnoy_terapii_.doc87.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми    

    Использование песочной терапии в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

     В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. В нашу школу поступают дети 7-8 летнего возраста с полиморфным нарушением речи, серьёзными нарушениями слоговой структуры слова, несформированностью  лексико-грамматического строя, недоразвитием языковых средств языка.                                                                                                  В работе с категорией детей  с ОВЗ недостаточно использовать обычные  традиционные методы и  формы коррекционной работы. В связи с этим ищу новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи, как песочную терапию.

    В моем кабинете размещён песочный ящик с просеянным, промытым и обработанным песком.  Для организации игр с песком использую  большой набор миниатюрных предметов, камешки, разные  формочки, мелкие игрушки  и коллекцию миниатюрных фигурок. 

    Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.  На песке ребенок может проигрывать любые ситуации, исключая возможность ошибок, ведь здесь все можно исправить, переделать,  и ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – играя, он развивается, познает мир. Псаммотерапия - это прекрасная развивающая среда для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющих речевые  проблемы.                                                                                                             
    Цель пескотерапии:

    Дать возможность ребёнку быть самим собой, раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, обеспечить социальную успешность.  

    Задачи:                                                                                                                                                                                       Общепедагогические:

    - Коррекция устной и письменной речи.                                                                     - Профилактика оптико-пространственной дисграфии.                                                                                    - Развитие всех познавательных функций и интереса,  а  главное – речь.  

    - Развитие зрительно-пространственной ориентации и   пространственных представлений.                                                                                                                    

    Коррекционно-образовательные:                                                                            -  развитие связной речи, лексико-грамматических представлений; помощь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; развитие графомоторных навыков.

     - Разрешение психологических затруднений ребёнка, стабилизация эмоционального состояния.

    - Развитие тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Воспитательные:                                                                                                       - Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.                                                              - Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности;  доброту, бережное отношение ко всему живому.                                                                                            - Воспитывать слуховое внимание и память.  

    - Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.                                                          - Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.                                         - «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.                            

    В своей логопедической работе с детьми с ОВЗ использую методы и приемы песочной терапии:                                                                                                            1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения.                                                                                                            2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций  «песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).                                                                                                   3. Словесные методы – беседы, рассказ, чтение произведений литературы: стихи, сказки, потешки, прибаутки.                                                                                                                     4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).                                                                                            

    Перед тем, как начать работать  с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.

    - Вредных нет детей в стране -                                                                                   Ведь не место им в песке!                                                                                            Здесь нельзя кусаться, драться.                                                                                           И в глаза песком кидаться!                                                                                                                   Стран чужих не разорять!                                                                                        Песок - мирная страна.                                                                                                Можно строить и чудить,                                                                                      Можно много сотворить:                                                                                           Горы, реки и моря,                                                                                                      Чтобы жизнь вокруг была.  / Т. М. Грабенко/                                                                                                                                                                                                          

    Во время проведения  коррекционных занятий с использованием пескотерапии, применяю  такие формы работы с детьми, как:                               1. Сюжетные игры - «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даю усложнение с использованием природного и бросового материала.                                                                          2. Игры-забавы - «Найди меня». Нужно найти  спрятанные в песке буквы и составить из них слоги, слово.                                                                    «Необыкновенные следы»,  например: "Бегут жучки-паучки" ученик - логопат двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь,  под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").                                                                                             "Идут медвежата" - кулачками и ладонями с силой надавливать  на песок. 
    "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 
    "Ползут змейки" - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).                                             3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир», "Мой город". Даю задание: выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Затем каждый ребенок  составляет  устный рассказ об этом городе и его жителях.                      4. Рисование песком - набираем в ладошку песок и рисуем по готовому контуру картинку.                                                                                                           5. Конструирование – используем метод «наплыва» - «Замок из песка».
                               6. Инсценирование - «Испечем пирожки».                                                                   7. Читаем на песке - предварительно нужно слепить формочки животных или предметов, а потом показываю детям и читаю стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки». Рассказывание сказок, потешек, стихов – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом. Например: Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко. Твои детки плачут, по камушкам скачут.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              8. Игры, помогающие устранить дефекты и несформированность речи:                                                                                                                                                                                                    

    Игры на развитие диафрагмального дыхания: «Песочный ветер», «Что под песком? »  /В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное/.  «Дорога к другу»  /На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой/.               

    Артикуляционные упражнения с движениями по песку: «Лошадка»  /Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку»/. «Накажи непослушный язычок» /Губами ритмично шлепать по высунутому языку, ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.  «Часики» /Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении/.                                                                                                

    Постановка, автоматизация звуков («Моторчик», «Горочка», «Дорожка»).  Игра «Какой звук?». Игрушки, например:  тигр, пчела, змея…. Каждой из них присваивается определённое звучание: тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш». Достаю игрушку - дети по очереди произносят определенный звук или выбирают  из лежащих или наполовину закопанных в песке  игрушки, например  со звуком Ш /мышка, матрешка, кошечка и произносят слова с этим звуком/.                           

    Развитие фонематического слуха и восприятия. Например: игра «Прятки» /Ученик прячет  руки в песок, услышав заданный звук/.                                

    При восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи используются игры на развитие фонематического слуха:                                                      - выбрать фигурки, в названиях которых звук О или другой гласный;                                                            - выбрать фигурки или предметы, в названии которых есть звук  Р или Ш.                                                                                                                   

    Ударение. Держа в руке "Волшебную палочку", ученик  дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения, интонационно выделяет ударный звук.                                                                                                      

    Деление слов на слоги  осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На горках, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя окнами. Ученик выкладывает ступеньки из слов: возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя окнами - двухсложные. Также можно провести игру «Цветочная клумба»  (стихотворная инструкция).          

    На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты.                         Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.              На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!     Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем.                  Три слога - в третью грядку. Теперь сажаем по порядку.                          «Раздели  слово» /Логопат  пишет  на песке заданное слово и полосками делит его на слоги/.                                                                                        

    Развитие связной речи «Дорисуй картинку и составь предложение».  /Рисую на песке дом, ученик дорисовывает  песочную картинку и составляет по ней  предложение/.                                                                                                      

    Игры в песке помогут закрепить умения детей подбирать определения и находить признаки предметов. Можно их использовать и в работе по формированию грамматического строя речи:
    - Согласование существительных с прилагательными – добавляем к названию любой эпитет, предположим, такой в состав которого входит корригируемый звук «л»: «волшебное», «волшебная», «волшебный».
    - Согласование существительных с числительными – используем картинки с изображением одного, двух и трех предметов.
    - Окончания существительных как единственного, так и множественного числа в родительном падеже, например: «Я прохожу мимо … (кого? чего?) магазина, девочек, яблок».                                                                                                                                                     - Закрепить навыки образования слов с помощью присоединения суффиксов.  /Медведь-медвежонок-медвежата, козел-козлик-козленок…/                             9. Коррекция дисграфии и дислексии  /Предлагаю ученикам-логопатам написать на песке слово,  например: ДОМ, заменив один звук,  получить другие слова (дом-дам-дым) и записать. Можно усложнить задание: заменить или добавить звуки, например: ДАМА, ДУМА и полученные слова записать и придумать предложения. При  изучении темы «Безударные гласные» - пишу слово на песке, пропустив безударную гласную, дети дописывают  нужные буквы, опираясь на правило, при этом подбирают проверочное слово.                                                                                                                         10.
     Графомоторные игры, направленные на развитие координации движения и графомоторных навыков, восприятие пространства и двуручных движений.  

    Дети с ограниченными возможностями здоровья быстро утомляются, а при работе с песком они намного дольше сохраняют работоспособность.  Песок производит раздражение кожных рецепторов своими острыми песчинками; осуществляется массаж кистей рук ребенка, и  движения пальцев становятся более чёткими, координированными. В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. Игровые занятия с песком развивают не только ловкость и точность рук, но и обеспечивают мощное воздействие на интеллект ребенка. 

    В работе  с песком придерживаюсь следующих правил:

    • Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
    • Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
    • Работу провожу регулярно, систематически.
    • Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
    • Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
    • Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
    • Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.                                                                                

    Можно сделать вывод, что  на  своих логопедических занятиях использую разные виды игр с песком:                                                                           

    Адаптационные игры помогают  адаптироваться к новым условиям пребывания детей в школе, усвоить нормы и правила поведения и общения в классе, в столовой,  на прогулке…                                                                                

    Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.                                                                                                            

    Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.            

    Проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.                                                                                                             

    Благодаря играм с песком развиваю у детей-логопатов тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимаю мышечную напряжённость; развиваю мотивацию речевого общения; формирую первичные произносительные умения и навыки; пополняю словарь; формирую связную речь; обучаю чтению и письму.                                    

    Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.                                                              

    Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса:

    - через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

    - в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (логопедические занятия);

    - в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся;

    - обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.                  

    За многие годы работы  опыт показал, что использование песочной терапии на логопедических занятиях дает положительные результаты:    
    - у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.                                                                                                                       - Развиваются произносительные умения и навыки.
    - Пополняется и активизируется словарь.
    - Корректируется грамматический строй речи, связная речь.
    - Развивается мелкая моторика, зрительное восприятие.
    - Формируются навыки чтения и письма.                                                                                  - Повышается мотивация речевого общения.                                                                          - Ученики-логопаты чувствуют себя более успешными.
    - Занятия более продуктивные и увлекательные.                                                                    

                                               Литература                                                                                                                                                                            1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнее- ва Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб. : Изд-во «Речь», 2002.                                                                                                                                                                     2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнее- ва Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-  СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.                                                                                                                                 3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  «Практикум креативной терапии».-  СПб. 2006                                                                                                          4. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. -  СПб. : Детство-Пресс, 2010.                                                                                                5. Зейц М. Пишем и рисуем на песке.-  М. : ИНТ, 2010.                                           6. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников -  СПб. :  Детство-Пресс, 2005                                                               7. Штейнхард Л. Юнгиапская песочная терапия.– СПб.: Питер.2001.г.                    8. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб. 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

    Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....

    Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации...

    Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной  Кинестетики) в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко...

    Использование Светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Учителя-логопеды ГБОУ школы-интерната № 8 Пушкинского района  с целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими осо­бенностями поведения и вза­имодействия  детей с...

    "Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"

    Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...

    Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья...

    Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

    В педагогической практике применяют су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки наде...