Главные вкладки

    Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
    статья на тему

    Русанова Лариса Александровна

    Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга

    Русанова Л.А.,

    учитель начальных классов

    Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья

    Проблема поиска и внедрения в учебно - воспитательный процесс специального коррекционного образовательного учреждения современных эффективных здоровьесберегающих технологий актуальна для работающих в нем педагогов. Это обусловлено тем, что контингент детей, обучающихся в подобного типа образовательных учреждениях, характеризуется особенностями функционирования нейрофизиологических и психологических процессов, а именно: гиперактивность с синдромом дефицита внимания, незрелость физиологической нормы мозговой деятельности, эмоционально-волевой сферы, социальная дезадаптация и пр.

    Одно из направлений, которое можно рекомендовать к применению, как в учебном процессе, так и вне его, - Образовательная Кинесиология (Образовательная  Кинестетика).

    Кинесиология – наука о развитии головного мозга через движение. Образовательная Кинесиология представляет собой холистическое психолого-педагогическое направлением, опирающееся на последние достижения в области психологии, педагогики, физиологии и нейрофизиологии. В рамках этого направления разрабатываются специально организованные движения, позволяющие оптимизировать деятельность головного мозга и получить доступ к скрытым ресурсам развития человека.

    Основателями Образовательной Кинесиологии являются американские педагоги: доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон:  в период с 1970-е по 90-е гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика мозга», которая представляет собой систему увлекательных расслабляющих или повышающих энергию тела физических и дыхательных упражнений, способствующих поддержке и развитию нейрофизиологических связей между телом и мозгом.

    Гимнастику мозга можно использовать в рамках учебного процесса во время проведения физминуток, перемен, предварительно обучив детей дыхательным упражнениям и (или) проведя тренинг.  После проведения обучающего тренинга для родителей гимнастику можно рекомендовать для использования во внеучебное время в кругу семьи в качестве утренней зарядки или выполнения упражнений в любое время, например в период работы  над домашним заданием в качестве физразминки, отдыха.

    Методы работы вышеназванного направления позволяют воздействовать через тело на мозг и наоборот. В результате систематического применения и использования Гимнастики мозга улучшается  мозговое кровообращение, и как результат – происходит не только профилактика и коррекции психофизиологических функций человека, но и раскрытие ресурсов, потенциальных возможностей. Упражнения помогают улучшить концентрацию внимания, память, снять стресс, нервное напряжение, проработать внутренние трудности, препятствия, эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности, оптимизировать собственные резервы человека, повысить энергию тела.

    Огромная польза и привлекательность Гимнастики мозга состоит в ее простоте и практичности. Несколько минут в день (5-7 минут) систематических занятий дадут высокий результат.

    В основе упражнений – правильная постановка дыхания и два типа движений.

    Правильное дыхание  это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из следующих четырех этапов:

    1-й  вдох: распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед; наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

    2-й  пауза.

    3-й  выдох: приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; опустить ребра, используя группу межреберных мышц; опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

    4-й  пауза.

    Комплекс дыхательных упражнений приводится в учебном пособии А. В. Семенович  «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» /2/.

    Для примера рассмотрим упражнение «Брюшное дыхание» /1/, которое рекомендуется перед комплексом упражнений, способствует настройке организма на продуктивную работу. Кроме того можно использовать перед обедом для того чтобы расслабиться, лучше переварить пищу. 

    Инструкция: положите руку на брюшную область. Выдохните весь воздух короткими маленькими струйками, словно стремитесь удержать пушинку на лету. Сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. Ваша рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в легкие.

    Рассмотрим два типа движений. Первый тип — это движения, пересекающие некую среднюю линию тела (образованную его левой и правой сторонами). Они активизируют действие естественных механизмов, и в силу этого в десятки раз ускоряют передачу информации, открывают путь для непосредственности, непроизвольности психофизических функций, обеспечивая оптимальную работу нервной системы, а также лёгкость и спонтанность учения.

    Второй тип — это односторонние движения тела, задействующие механизм «разъединения мысли и движения» (П. Деннисон). Данный механизм составляет основу произвольных процессов, знаково-символического опосредования деятельности. Он требует напряжённой работы ума, усилий и значительной энергии мозга и тела. Он как бы «замораживает» движения и ведёт к «статическому» поведению, необходимому для сосредоточения сознания в ситуации нового учения, а также снятию стресса.

    Оба типа движений необходимы, ибо обеспечивают два вида механизма, составляющих основу познавательной и иной деятельности нашего мозга.

    Приведенные ниже четыре типа упражнений (в инструктивном изложении) можно использовать как при индивидуальных, так и групповых занятий с детьми.

    1. Движения, пересекающие среднюю линию тела: эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.

    1.1. Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» (можно под музыку или пение).
    Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.

    1.2. Упражнение «Ленивые восьмерки».
    Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно.
    А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими  одновременно.

    1.3. Упражнение «Двойной рисунок».
    Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:
    навстречу друг другу;

    • вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот;
    • разводя в разные стороны. 

    1.4. Упражнение «Алфавит восьмерками».
    Выпишите буквы в ленивую восьмерку, размещая их следующим образом:
    симметричные, т. е. одинаковые, справа и слева в центр восьмерки, например: х, ф.

    • асимметричные, с закруглением влево, в левую часть восьмерки, например: а, э.
    • асимметричные, с закруглением вправо, в правую часть восьмерки, например: р, т.

    1.5. Упражнение «Слон». 

    Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете). Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть .туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.

    1.6. Упражнение «Вращение шеи».  Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.

    1.7.    Упражнение «Рокер» расслабляет бока после длительного сидения. 
    Сядьте на пол, на коврик. Откиньтесь назад на руки, массируйте бока и ягодицы, делая при этом раскачивающие движения кругами, назад и вперед до тех пор, пока напряжение не исчезнет.

    1.8. Упражнение «Перекрестный шаг сидя». Сядьте на коврик. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым  локтем. Левое колено - правый локоть.

    1.10. Упражнение «Энергизатор»  помогает расслабиться.
    Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.

    2. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.

    2.1.    Упражнение «Сова».
    Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

    2.2.    Упражнение «Активизация руки».
    Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя.

    2.3.    Упражнение «Сгибание стопы ног».
    Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено.

    2.4. Упражнение «Помпа икр ног». 
    Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено. 

    2.5. Упражнение «Гравитационное скольжение». 
    Сядьте в кресло. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед, руки плавно опускайте вниз — выдох; выпрямляйтесь, поднимайте руки — вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперед, влево, вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую).

    2.6. Упражнение «Заземлитель». 
    Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох — выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге.

    3. Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключать биллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела. 

    3.1. Упражнение «Кнопки мозга», выполняется перед чтением.
    Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.

    3.2. Упражнение «Кнопки Земли».
    Сядьте удобно. Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой — к верхнему краю лобовой кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох. 

    3.3. Упражнение «Кнопки баланса». 
    Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у основания черепа, а левую руку положите на пупок. «Вдохните» энергию. Минутой позже надавите в углублении за левым ухом и «выдохните» энергию. 

    3.4. Упражнение «Кнопки космоса». 
    Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положите на копчик. Постойте так в течение минуты, «вдыхая» энергию вверх по позвоночному столбу. 

    3.5. Упражнение «Энергетическая зевота». 
    Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение.

    4. Упражнения, способствующие снятию стресса, возбуждения, переключаемости внимания, позитивному настрою.

    4.1. Упражнение «Крюки». Поза, углубляющая позитивное отношение, поднимает настроение.

    Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди — левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. 
    Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты. 

    Основным требованием к квалифицированному использованию Гимнастики мозга  является точное выполнение движений и приёмов. Как уже было сказано выше, применение упражнений возможно как на предметных уроках, так и во внеурочной работе. Желательно, чтоб каждый ученик почувствовал и осознал изменения, происходящие с ним. Для этого оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинесиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход её в зону актуального развития.

    Литература

    1. Захарова Р. А.. Чупаха И. В. Методика  «Гимнастика дл я мозга» // http://defectus.ru
    2. Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика коррекции в детском возрасте». Учебное пособие. Москва. «Академия», 2002
    3. http://samopoznanie.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной  Кинестетики) в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко...

    Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ОВЗ

    Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми  с ОВЗ...

    Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ОВЗ

    Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья...

    Статья. « Стратегические линии Российской образовательной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие соблюдение социально правовых гарантий детей с ОВЗ на получение качественного образования »

    Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе...

    Использование малых форм фольклора в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

    Статья поможет учителю как в интересной игровой форие проводить уроки в коррекционной школе. Какие виды работ можно провести с детьми, чтобы снять напряжение, усталость, чтобы учение стало радостным....

    Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы для детей с ограниченными возможностями здоровья

    Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропа...

    Использование проектной деятельности в познавательном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по использованию проектной деятельности....