Использование малых форм фольклора в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Cафиоллина Чулпан Шавкетовна

Статья поможет учителю как в интересной игровой форие проводить уроки в коррекционной школе. Какие виды работ можно провести с детьми, чтобы снять напряжение, усталость, чтобы учение стало радостным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

   Начальная школа-это начало длиной дороги в мир познания в мир чудес. Ведь именно в младших классах закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, но и умению общаться, дружить, думать, творить.

   Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья очень важно использовать малые формы фольклора, т. к. они помогают детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры.

   Занимаясь с этим материалом, ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

   Использование малых форм фольклора оказывает положительный результат в работе с детьми о ОВЗ. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий пословицы, поговорки,  сказки, загадки,  считалки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.

   Мир детства невозможно представить себе без сказки. Присутствие сказочного героя на уроке математики придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению математического и литературного материала.

   На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог успешной работы. Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество, а  самое главное, учит детей логически мыслить.

   Загадка - исходный материал для знакомства с математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина). Она служит и для закрепления конкретизации знаний о числах, величинах, геометрических формах и фигурах.

   Еще одна из малых форм фольклора - скороговорка, соревновательное и игровое начало, которое привлекательно для детей.

   Из всего многообразия жанров и форм  детского устного народного творчества ведущее место занимают считалки. Они помогают в закреплении умения вести счет в прямом и обратном порядке.

   На уроках математики в пословицы можно вставлять пропущенные названия чисел. Они несут в себе воспитательный характер.

   Применение пословиц, поговорок, считалок, загадок, скороговорок, сказок создает игровую атмосферу на уроке, которая развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

   В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного  развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

   Игра занимает ведущее место в процессе обучения. Игра способствует формированию интереса к предмету, активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает наблюдательность, смекалку.

   Ее можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений, навыков.

   Изучение табличного умножения и соответствующих случаев деления - центральная тема математики в коррекционной школе. Надо добиваться, чтобы дети не только знали таблицу, но и поняли принципы ее составления.

   Ученик должен не только выучить и запомнить результаты табличного умножения, но и уметь при необходимости вычислить результаты самым кратчайшим путем.

    Чтобы избежать однообразия в шлифовке табличных случаев умножения и деления, я провожу упражнения в игровой, занимательной форме. Даже загадочные названия дидактических игр помогают сосредоточить внимания детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний таблицы умножения.

   Леонид Владимирович Занков любил повторять слова детской песенки: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Вот и я придерживаюсь этого мнения.

   В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья надо  решать задачи, как сделать учение радостным.

   Побудив интерес учащихся различными приемами, учитель добивается саморазвития и самореализации ученика.

   В своей работе я уделяю большое внимание устному народному творчеству, т. к. оно активно воздействует на все стороны духовной сферы личности человека.

   Устное народное творчество служит одним из источников изучения жизни народа. Оно очень актуально в настоящее время.

   Использование в повседневной речи малых фольклорных форм придает ей образность, яркость, выразительность, тот самый колорит, который делает речь, действительно весомой. Проведение  игр на уроках оказывает положительное влияние на развитие двигательного и эмоционального мышления, внимания, умения слушать других. Здесь же формируются навыки общения, происходит необходимая детям психологическая разгрузка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество

Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Использование проектной деятельности в познавательном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по использованию проектной деятельности....

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Одной из главных целей школьного обучения является развитие познавательных процессов. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение - все это поддерживает интерес к обучению. И сейчас, чтоб...

Буклет "Создание форм дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Буклет для родителей. Для   успешного преодоления жизненых трудностей ребенка с ОВЗ родителям необходимо владеть информацией, которая поможет сориентироваться в жизненной ситуации и принять ...

Использование игровых технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих статус ОВЗ. Тем не менее, соблюдая Закон об образовании, они обязаны получить доступное образование, усвоить те академические навыки, которые ...