Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.
    методическая разработка на тему

    Панфилова Екатерина Николаевна

    Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:

    1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

    3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

    При организации обучения детей – инвалидов необходимо учитывать следующие основные требования ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», а также других нормативных актов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodich_rekom.docx23.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

    по организации обучения  

     детей–инвалидов в образовательной организации

    Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:

    1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

    3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

    При организации обучения детей – инвалидов необходимо учитывать следующие основные требования ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», а также других нормативных актов.

    1.  

    При определении статуса ребенок с ограниченными возможностями здоровья необходимо следовать определению:

    «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»

    Ст. 2, п.16

    3.

    При организации процесса получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация должна создать нормативные условия и следовать требованиям законодательства:

    «п. 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    п. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

    п. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    п.4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    Ст. 79, п.п.1-4

    4.

    Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии

    ст. 55, п. 3

    5.

    Особенности и обязательные характеристики образования определяются в образовательной программе, разработка которой относится к компетенции образовательной организации.

    «Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

    Ст. 28, п.2, 3 пп.6

    Ст. 2, п.9

    6.

    Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией разрабатывается адаптированная образовательная программа.

    «Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц»

    Ст. 2, п. 28;

    ст. 79, п. 1

    7.

    Образовательная организация в соответствии со своими полномочиями разрабатывает учебный план, обеспечивающий освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья федеральных государственных образовательных стандартов.

    При разработке учебного плана и определении учебной нагрузки  обучающимся с ограниченными возможностями здоровья  и детям-инвалидам необходимо учитывать:

    • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 года №1312;
    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009  № 373;
    • ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010 N 1897;
    • ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 N 413;
    • действующие примерные региональные учебные планы;
    • рекомендации  психолого-медико-педагогической комиссии;
    • рекомендации медико-социальной экспертизы; по  учебной нагрузке и особенностям организации образовательного процесса  для детей – инвалидов, оформленных в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида;
    • мнение родителей (законных представителей).

    Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

    1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

    2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации».

    *В случае отсутствия в ИПР утвержденного объема учебной нагрузки, условий получения образования необходимо направить запрос в бюро медико-социальной экспертизы с ходатайством о регламентации данных вопросов.

    Ст. 28, п. 7

    Ст. 28, п.6.

    Письмо департамента образования и науки Костромской области №7197 от 03.10.2013 г. «Об учебной нагрузке детей с ограниченными возможностями здоровья»

    8.

    ПМПК дает заключение, на бланке указываются:

    «обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

    рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования»

    Приказ МО от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

    Алгоритм действий образовательной организации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов

     

    1. В школе должен быть создан психолого-педагогический консилиум, деятельность которого регламентирована локальным актом общеобразовательного учреждения.

    2. Консилиум в рамках своих полномочий может направить детей на собеседование в ПМПК.

    3. Консилиум определяет учебную нагрузку на основании рекомендаций ПМПК или заключения медико-социальной экспертизы и принимает решение о разработке адаптированной программы, для этого в образовательной организации принимается пакет документов от родителей (законных представителей):

     - заявление об организации индивидуального обучения;

    - заключение психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида бюро медико-социальной экспертизы или заключение врачебной комиссии из поликлиники по месту жительства ребенка.  

    4. Решение Консилиума оформляется протоколом и согласуется с родителями.

    5. Отчет о работе комиссии направляется в Управление образования.

    6. В том случае, если родители отказываются обучать ребенка в соответствии с рекомендациями ПМПК, необходимо обращаться в органы опеки и попечительства, т.к. нарушаются законные права ребенка на получение им образования.

    Структура ИПР

          С 2005 года на всей территории РФ действует единая форма ИПР, которая была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29 ноября 2004 г. N 287 Карта ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде. 

    Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения: 

    1. об образовательном уровне (общем и профессиональном); 

    2. о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была); 

    3.о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности. На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа. 

    Карта ИПР включает следующие разделы: 
    1. медицинская реабилитация 
    2. социальная реабилитация 
    3. профессиональная реабилитация. 
    4. Психолого-педагогическая реабилитация (для детей до 18 лет). Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

    В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

    Организационно-методические подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.

    В статье представлены организационно-методические подходы, позволяющие учителю создавать условия для преодоления трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

    В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...

    Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

    В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...

    Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований ФГОС

      С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обя...

    Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов

    Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья  по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов...