Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в образовательной организации.
статья

Сорокина Наталья Николаевна

Из опыта работы КОГОАУ СШ г.Лузы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов КОГОАУ СШ г.Лузы.

Учитель специальных (коррекционных)

классов для детей с интеллектуальными

нарушениями КОГОАУ СШ г.Лузы

Сорокина Наталья Николаевна

КОГОАУ СШ г.Лузы, опорная школа Лузского района, строит свою работу на основании Распоряжения министерства образования Кировской области от 29.08.2018г. № 5-312 «Об опорной школе в Кировской области и образовательном кластере в Кировской области». Заключены соглашения с образовательными организациями Лузского района: МОКУ СОШ № 2 г.Лузы, МОКУ СОШ пгт Лальск, МОКУ Фабричная ООШ пгт Лальск, МОКУ ООШ д.Папулово, КОГПОБУ «КМТ» г.Лузы, МКУ ДО ДЮСШ г.Лузы, МБОУ ДО ДШИ г.Лузы, МКУ ДО ДДТ г.Лузы. Модель работы опорной школы была создана с целью распространения опыта и оказания оперативной методической помощи и организации взаимодействия педагогов, проведения информационно-методической работы средствами информационно- методической, организационно-педагогической поддержки по приоритетным направлениям системы образования.

Из 608 обучающихся КОГОАУ СШ г.Лузы более 100 имеют статус дети с ОВЗ, из них 22 человека обучаются в обычных общеобразовательных классах, остальные – в специальных коррекционных классах для детей с умственной отсталостью, эти дети приходят с образовательных организаций района.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. В данную группу входят дети- инвалиды от 0 до 18 лет. Дети с ОВЗ школьного возраста имеют разные нарушения развития. В результате мониторинга, проведенного в КОГОАУ СШ г.Лузы, выявлено несколько нозологических групп детей: интеллектуальные нарушения, тяжелые множественные нарушения, задержка психического развития, тяжелые нарушения речи, дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Различия в  развитии детей с ОВЗ велики: от практически нормально развивающихся, испытывающие временные и легко устранимые трудности до детей с тяжелым поражением центральной нервной системы, от детей, которые способны при специальной поддержке обучаться вместе с обычными детьми до тех, кто обучаться может только в адаптированных условиях по индивидуальной программе. Необходимым условием эффективности инклюзивного образования являются учет особых образовательных потребностей детей различных нозологических групп, ориентирование на максимальное удовлетворение потребностей детей наряду с необходимостью реализации государственного стандарта.

Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, в том числе определения формы обучения, решается исходя из потребностей и возможностей ребенка при непосредственном участии его родителей (законных представителей). При этом обязательно соблюдается  гарантированные государством права детей с ОВЗ. При планировании работы по обеспечению качественного образования детей  с ОВЗ мы поставили перед собой следующие задачи:

  • создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение, как общих, так и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения, его социального опыта и ресурсов;
  • построение обучения: постановка задач, использование специальных методов, приемов и средств обучения для достижения поставленных  задач;
  • интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития жизненных компетенций;
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, оказание помощи ребенку, семье, педагогам;
  • координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ;
  • формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям в развитии и детям с ОВЗ;

В школе реализуются следующие программы: адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированная основная   образовательная программа  для слабослышащих и позднооглохших детей, адаптированная основная образовательная программа  начального общего образования для детей с задержкой психического развития, адаптированная основная образовательная программа  начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Для реализации адаптированных программ в школе разработаны необходимые локальные акты, регламентирующие инклюзивный процесс: «Положение о психолого-педагогическом консилиуме КОГОАУ СШ г. Лузы», «Положение об обучении на дому КОГОАУ СШ г. Лузы», «Положение о текущем контроле для обучающихся с ОВЗ КОГОАУ СШ г. Лузы», «Положение об организации внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ 1-4 классов КОГОАУ СШ г. Лузы», «Положение об индивидуальном учебном плане КОГОАУ СШ г. Лузы», «Положение о структуре, порядке разработки, реализации и внесении изменений в АООП НОО обучающихся с ОВЗ КОГОАУ СШ г. Лузы».

КОГОАУ СШ г.Лузы созданы необходимые материально-технические условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Разработан паспорт доступности здания образовательной организации, доступ в основное здание школы для лиц с ОВЗ оборудован пандусом. В 6 учебных кабинетах обучаются дети из специальных классов с интеллектуальными нарушениями. Оборудованы 2 кабинета для занятий практической деятельностью по предмету «Профильный труд» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Библиотека укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана. Имеется научно-методическая литература по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обеспечен из каждого учебного кабинета, в локальной сети 92 ПК, в том числе в кабинетах, где обучаются дети из специальных (коррекционных) классов. В школе работают 2 кабинета информатики: стационарный (11 ПК) и мобильный (16 ноутбуков), кабинеты используются в общеобразовательных и специальных (коррекционных) классах. В основном здании расположена столовая, которая обеспечивает питание льготных категорий детей (более 200 человек) и 2-разовое питание обучающихся специальных (коррекционных) классов, а для детей, проживающих в интернате, организовано 5-разовое горячее питание.

Созданы условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе для лиц с ОВЗ. Имеется лицензированный медицинский кабинет, фельдшер, где могут получить необходимую помощь дети и общеобразовательных, и специальных (коррекционных) классов. Подвоз детей из отдаленных территорий осуществляется двумя школьными автобусами.

Успешной реализации проекта способствуют и кадровые условия. В 2022-2023 в школе работает 48 педагогов, включая административный персонал школы, состоящий из 3 человек. С детьми с ОВЗ непосредственно работают из них 36 человек. Для эффективной работы по обеспечению качественного образования детей с ОВЗ учителя и специалисты проходят обязательную курсовую подготовку. Средний возраст педагогов 48 лет: 98% женщин (45человек) и 6% мужчин (2 человека).  Высшее профильное образование имеют  32 человека, среднее специальное – 13. Имеют высшую педагогическую категорию 8 человек, первую – 24. С детьми с ОВЗ в школе работают 35 человек. Награждены ведомственными наградами 8 человек, Почетной грамотой Министерства образования Кировской области - 32, нагрудным знаком «Педагогическая слава» - 4, победитель конкурсного отбора лучших учителей Кировской области – 2, победитель конкурсного отбора лучших учителей РФ – 1.

Процесс обучения детей в специальных коррекционных классах строится следующим образом: учреждение реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования;  проводятся групповые занятии по расписанию класса, индивидуальные занятия и коррекционно-развивающие занятия с педагогом- психологом и учителем-логопедом. В школе обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода обучения. Занятия проводятся согласно расписанию, утвержденному администрацией школы, группы формируются по заявлению родителей и рекомендации ЦПМПК. В школе действует система поддержки детей с ОВЗ, в которую входят учитель-логопед, педагог-психолог, учитель начальных классов, курирующий работу школы 1 ступени, учитель начальных классов, курирующий работу коррекционных классов, социальный педагог, по необходимости фельдшер школы. Созданы структурные подразделения: психолого-педагогический консилиум, служба сопровождения детей с ОВЗ, рабочая группа по внедрению ФГОС с ОВЗ, районное методическое объединение учителей специального (коррекционного) и инклюзивного образования.

Формированию личности и социализации детей с особенностями развития способствует внеурочная деятельность, в организации которой помогают социальные партнеры: МКУ ДО «Детский дом творчества», МКУ ДО «Детско- юношеская спортивная школа», МКУ ДО «Детская школа искусств», МКУК «Лузская библиотечно- информационная система», филиал КМТ  г.Лузы, общественная организация инвалидов г.Лузы, КОГБУЗ «Лузская ЦРБ», Лальский историко- краеведческий музей,  Лузское отделение социального обслуживания населения, Введенский храм д.Озера. Дети с ОВЗ с большим желанием принимают участие в мероприятиях этих учреждений. Выпускники школы (дети с ОВЗ) продолжают обучение в филиале Кировского многопрофильного техникума г. Лузы.

Как педагоги, работающие в специальных коррекционных классах, так и обучающиеся принимают участие в различных школьных, районных, областных конкурсах. Ежегодно в рамках работы опорной школы был проводятся окружные конкурсы методических разработок, где учителя нашей школы занимают призовые места. На окружном дистанционном конкурсе фотографий и видеороликов «Точка роста. Снимаю науку» и «Точка роста. Лига знаний» так же представлены работы детей с ОВЗ.  В декабре 2021 года на районном семинаре «Профориентация и сопровождение самоопределения обучающихся. Из опыта работы школы» представлен опыт работы педагогов района, в том числе по работе с детьми с ОВЗ. В феврале 2022 года организован районный семинар классных руководителей по теме «Подростковая и детская агрессия: причины, диагностика и коррекция», где педагоги школы поделились опытом работы, в том числе и с детьми с ОВЗ.

Постоянно школам района оказывается консультативная и методическая помощь и по организации работы с детьми с ОВЗ. Для проведения спортивных кружков от ДЮСШ на базе КОГОАУ СШ г.Лузы предоставляются помещения спортивных залов, данные кружки посещают и дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Для проведения семинаров, заседаний РМО предоставляются кабинеты и компьютерное оборудование: ПК, проекторы, интерактивные доски, программное обеспечение.

Таким образом, в  совместной деятельности мы даем возможность обучаться и социализироваться детям с особыми образовательными возможностями получать образовательные услуги и психолого-педагогическую поддержку, помогаем педагогам организовать эффективную работу в классах инклюзии, создаем условия для успешной социализации детей с ОВЗ, формируем у всех детей ценность образования, толерантное отношение к людям, умение сопереживать и помогать тому, кто рядом, кто в этом нуждается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Доклад на областном семинаре: «Адаптация и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество» - 26.12.2016

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с ...

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»...

Статья "Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Статья  может быть интересна педагогам и родителям детей с ОВЗ....

Индивидуальная образовательная программа как основной этап организации образовательного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

В основе проектирования индивидуальной образовательной программы должна стоять организация наиболее оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения для развития его п...

Доклад : «Адаптация и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество»

laquo;Адаптация и социализация обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество»...