Доклад на областном семинаре: «Адаптация и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество» - 26.12.2016
материал

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. МОУ«ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого с учетом его индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей путем создания в школе адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального и физического развития каждого обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-_pavlova_e.v._21.12.16.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02        

        

Доклад

на областном семинаре

 «Адаптация и социализация обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество»

                                                                                           Заместитель директора по УВР   Е.В. Павлова         

26.12.2016

Доклад на семинаре:

«Адаптация и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество»

слайд

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

                                                                Н. Калиман

слайд

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.

слайд

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12  закреплено   понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

слайд

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается  в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.

слайд

Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) этих лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.

Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся внешним условиям.

Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое. В зависимости от контекста может подразумеваться.

Социальная интеграция — процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными социальными объектами. 

слайд

           Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп  и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.

слайд

МОУ«ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого с учетом его индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей путем создания в школе адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального и физического развития каждого обучающегося.

Учебно-воспитательная работа в школе  проводится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, с планом Управления образования, общешкольным планом, групповыми планами воспитателей и охватывает все направления деятельности.

слайд

Школа работает над темой – проблемой: «Ориентация обучающихся  на практическую жизнь».

Цель: Создать условия каждому ученику с недостатками умственного развития для обучения и воспитания социально адаптивной личности, развития чувства личной ответственности, способности к продуктивной деятельности, ориентированной на сохранение ценностей общественной и национальной культуры.

слайд

Задачи: 

  1. Формирование духовно – патриотических ценностей, норм гражданской морали, чувства долга.
  2. Приобщение к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям народа.
  3. Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям.
  4. Формирование самосознания, способности к социальной адаптации.
  5. Формирование психофизического здоровья обучающихся, здорового образа жизни.

слайд

Школа основана в 1986 году и начала она свою деятельность как начальная школа, где было только  6 классов – комплектов, в которых  обучалось 90 учащихся.

слайд

Первый выпуск  состоялся в 1991 году. Путевку в жизнь  тогда получили 19 выпускников.

слайд

В 2016 года школа отметила свой 30 летний юбилей.

слайд

За 30 лет работы школы свидетельство  об обучении получили 501 выпускник.  

слайд

На  начало 2016-2017 учебного года сформировано 20 классов: 9 – начальная школа (1-4 классы), 11 – основная (5-9 классы) и 5 групп продленного дня, в которых работают 20 классных руководителей,  5 воспитателей группы продленного дня,  социальный педагог, педагог – психолог.

На 20 декабря 2016 года в школе обучается 242 учащихся, которые направлены в школу по заключению   ПМПК.

слайд

В школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость легкой и умеренной степени), 69 из них дети – инвалиды.

В школе дети  обучаются не только по классной форме обучения, но и на дому - 29 человек.

Количество детей - инвалидов

Год

Всего обучающихся

дети - инвалиды

2014

190

62

2015

213

75

2016

242

69

Количество детей из социально неблагополучных семей

Год

Всего обучающихся

Количество детей

2014

190

19

2015

213

23

2016

242

27

 

Количество детей из многодетных семей.

Год

Всего обучающихся

Количество детей

2014

190

43

2015

213

59

2016

242

65

слайд

Цель обучения и воспитания детей с умственной отсталостью заключается в формировании у них способности самостоятельно жить в меняющемся обществе. На практике это означает, что наша школа создает  такие условия при которых дети учатся самостоятельно решать бытовые, коммуникативные, образовательные проблемы. 

Средством формирования способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей, как в самой школе, так и за её пределами. 

Для удовлетворения познавательных потребностей детей и развития их творческих способностей в школе работают кружки:

слайд

  • Танцевальный кружок «Сударушка» – руководитель   Новожилова И.А.  слайд                                                                               
  • Изобразительной деятельности «Кисточка» - руководитель Глинская Е.Н.

слайд

  •  «Умелые руки» - руководители Рулев В.А., Ишков А.П.

слайд

  • Организована групповая занятость детей по интересам – ответственные воспитатели групп продленного дня.

Итогами работы являются постоянно действующие выставки рисунков, поделок,  осенних композиций  выполняемых детьми.

слайд

Учащиеся школы принимают активное участие в районных конкурсах «Зеленый росток», танцевальных конкурсах «Душой наполненный восторг», «Елка Чука и Гека», в конкурсах на лучшую поделку из бумаги и других конкурсах.

С 2006  года  школа принимает активное участие и в областных конкурсах «Лучший по профессии» и художественной самодеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Есть и свои личные достижения. Так в 2009 году учащаяся школы Крылова Кристина заняла в конкурсе «Лучший по профессии» 3-е место, а в 2010 году она была уже второй.

В областном конкурсе художественной самодеятельности учащиеся школы также достигли хороших результатов: в 2009 году – 1 место в номинации «Оригинальный жанр», в 2010 году- 2 место в той же номинации, в 2011 году 1 место в номинации «театральный конкурс», 2013 год - 1 место в номинации, 2015 год - 

 За свои достижения школа  дважды награждалась сертификатами на сумму 20 000 рублей и 25 000 рублей от организатора конкурса благотворительного фонда «Абсолют помощь».

слайд

 За последние три года  9 обучающихся нашей школы стали стипендиатами Премии Губернатора.

Слайд

Школа  развивает и поддерживает контакты с учреждениями, входящими в систему профилактики: КДН и ЗП, Управлением образования, Клинским центром социальной помощи семье и детям «Семья», Отделом опеки и попечительства, наркологическим диспансером, социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Согласие», ПДН ОМВД России по Клинскому району, управлением по делам молодежи физической культуры и спорта, центром занятости населения,  территориальной ПМПК.  

Выявляются интересы, потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывается социальная помощь и поддержка.

В рамках взаимодействия организуются и проводятся следующие мероприятия по предупреждению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, формированию здорового образа жизни, развития творческих способностей, профессиональной ориентации.

В соответствии с планом совместных мероприятий с центром занятости населения,  в школе  в период летних каникул формируется трудовая бригада, которая пользуется у старшеклассников интересом.  

Центром занятости населения с обучающимися, достигшими 16-летнего возраста заключаются трудовые договора, предусматривающие права, обязанности сторон, условия труда и оплата. Непосредственным местом выполнения работ является  школа.  Дети получают задания по озеленению и благоустройству территории.

Так же в школе в летний период  организуется лагерь дневного пребывания детей.

слайд

Социализация и адаптация обучающихся с ОВЗ невозможна  без трудовой подготовки. В школе сложилась определенная система трудового воспитания, которая включает в себя трудовое обучение и общественно полезный труд.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.

Для коррекционной школы важнейшими задачами являются подготовка учеников к самостоятельной жизни и профессиональному труду.

Для решения данных задач школа располагает огромными возможностями. Прежде всего, это возможности учебного процесса (развитие интересов, способностей детей в процессе образования), расширение знаний о профессиях на уроках, организация бесед по профориентации, специально организованные внеклассные мероприятия профориентационной направленности, совместная работа с психологом по выявлению интересов, способностей детей и т.д.

 Младший школьный возраст определяется как важный этап  подготовки учащихся к выбору профессии, поскольку начало школьного обучения значительно расширяет возможности познания мира профессиональной деятельности.

 У детей младших классов актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность. Поэтому, детям данного возраста следует давать систематизированные знания о народном хозяйстве, мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности.

слайд

 Виды деятельности:

  • ручной труд и общественно-полезный труд.
  • беседы на внеклассном чтении, при изучении произведений о
    труде
  • проведение  коллективной деятельности школьников создание ими общественно продукта.
  • игровые занятия курса «В мире профессий»,  дидактические  игры.

 

В процессе работы создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

слайд

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности.  Воспитанники активно включаются  в работу по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на пришкольном участке, в  школьных мастерских.

 Во всех  видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, ученик познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может.

слайд

Формирование трудовых навыков и профессионально-трудовая подготовка осуществляются на уроках трудового обучения,  а также в ходе  разнообразной внеурочной практической деятельности.

Трудовое обучение в 5-9 классах осуществляется в учебных профессиональных мастерских по  профилям:

слайд

Профили профессионально-трудовой подготовки, изучаемые в школе:

▪  Столярное дело 

▪  Швейное дело

▪  Подготовка младшего обслуживающего персонала 

слайд

слайд

слайд

 

Особенности трудовой деятельности старших школьников.

слайд

Создана  система по организации обучения учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которая предусматривает реализацию обучающих целей через использование специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика.

слайд

Главными задачами урока являются овладение учащимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование коммуникативной активности, способствующей успешной адаптации учащихся в социуме.  

Для успехов  в обучении каждому ученику созданы оптимальные условия труда.  Изготовлены  рабочие стенды наглядных пособий, образцы изделий, дидактический материал и операционно-технологические карты по всем темам программы. Мастерские оснащены необходимым оборудованием, инструментами и материалами; проводится работа по улучшению материальной – технической базы трудовой подготовки.

слайд

Разработаны  рабочие   программы: профессионально - трудового обучения и трудового обучения  по профилям: «Столярное дело», «Швейное дело», «Подготовка младшего обслуживающего персонала». По данному профилю у нас обучаются в основном дети, имеющие умственную отсталость умеренной степени.

Рабочая программа включает учебный материал такого характера и объема, усвоение которого позволит учащимся в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта, несложные заказы в индивидуальной трудовой деятельности.

Большое внимание уделяется изготовлению изделий имеющих практическое применение в быту. Учащиеся выполняют индивидуальные изделия  и заказы школы: пошив игольниц, прихваток,  карнавальных костюмов, ремонт школьной мебели,    изготавливают  разделочные доски, скалки, шкатулки, скамейки и другие предметы быта. В работе практикуется  бригадная форма организации труда, изготовление изделий с применением пооперационного разделения труда.

Используем  дифференцированное развивающее обучение : применение  различных способов  контроля и самоконтроля; обучение  рациональным приемам выполнения работы; коллективное обсуждение результатов деятельности учащихся. Приучаем учащихся  выполнять работу  максимально точно, аккуратно, чтобы изготовленное изделие  имело  эстетичный вид  и соответствовало образцу. Прививаем  навыки трудолюбия и соблюдения правил безопасной работы и трудовой дисциплины в мастерских.

Проводим на уроках целенаправленное  профессиональное ориентирование по профессии столяр,  швея:  беседы, экскурсии, встречи с представителями учебных заведений, юристом -  для  разъяснения  возможности  дальнейшего обучения и трудоустройства, организация конкурсов  с элементами соревнования между учащимися в рамках проведения «Недели труда».  

Организована  и  проводится  внеурочная  работа   по предмету: изготовление сувениров, подарков к праздникам, изучение техники вышивания и лоскутного шитья; организация  тематических выставок изготовленных поделок « Елка Чука и Гека», « техническое моделирование», «Чудеса из бумаги» и т.д. Ежегодно проводятся  «Недели труда» - эти занятия  дают возможность учащимся продемонстрировать свои знания и умения в конкурсах, что повышает у детей самооценку и помогает им чувствовать себя более уверенно.   Ведётся подготовка учащихся к  внешкольным  мероприятиям  с учетом задач социально-трудовой адаптации.

слайд

Подготовка и участие учащихся в конкурсе  «Лучший по профессии».

слайд

Учащиеся, занимающиеся по профилю "Подготовка младшего обслуживающего персонала" с увлечением проводят на пришкольном участке все необходимые работы: проверяют семена, выращивают рассаду цветочно-декоративных растений, вскапывают клумбы, сажают цветы, подкармливают их, удаляют сорняки. С увлечением изучают познавательную литературу и ухаживают за комнатными цветами.

Приобщать детей к профессии – дело трудное и кропотливое, это ежедневная работа, растянутая  на годы. Правильно мы должны ориентировать не только  детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Именно с уроков труда учащиеся должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца. А эти качества нужны в любой профессии.

Мероприятия по профессиональной ориентации школьников

  • осуществление    профессионального  информирования  школьников  (о профессиях» о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);
  • изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;
  • выявление структуры интересов и склонностей учащихся;
  • осуществление психофизиологической диагностики способностей;
  • проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;
  • работа кружков технического и художественного творчества;
  • организация выставок технического и художественного творчества;

       ● проведение экскурсий на предприятия, в организации.

       

С 1991 года для учащихся  школы в ПУ № 3 г. Клина, (а сейчас это   Колледж "Подмосковье")  открыты специальные группы по специальности штукатур-маляр и плотник,  где все желающие выпускники могут продолжить обучение и получить данные специальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной прогр...

Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.

В статье рассказывается об особенностях  построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС....

Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях муниципальных общеобразовательных школ

Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ актуально. В России проживает свыше 0,5 млн. детей- инвалидов и детей с отклонением в развитии, среди которых являются дети с ЗПР. Все дети нуждаются в получении образ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ...

Статья "Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Статья  может быть интересна педагогам и родителям детей с ОВЗ....

Доклад : «Адаптация и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество»

laquo;Адаптация и социализация обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество»...