Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований ФГОС
статья (2 класс)

Жувак Елена Владимировна

    С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.  Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ.

И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. 

И непосредственно такая помощь наиболее эффективна, если ребенок с ОВЗ обучается в коррекционной школе. Ведь индивидуальный и дифференцированный подход, специальное оборудование, специальные приёмы, наглядность и дидактика в разъяснение материала, специальная организация режима и наполняемости классов исходя из особенностей детей, питание, лечение, единая работа дефектологов, логопедов, психологов, медиков... это далеко не весь перечень того, чего нет и не может быть представлено в массовой школе. Одним из таких учреждений является наша школа, где с 1 сентября 2016 были введены федеральные государственные стандарты для 1 класса.

Каждый ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от учителя. И вот передо мной встал вопрос: как организовать работу с первоклассниками в условиях ФГОС, чтобы облегчить маленькому ребенку привыкание к учителю, к новым школьным правилам, к резкой смене ведущей деятельности. Освободится от страха быть непонятым, неправильно ответить, поступить. Убедилась, что разрешить эти вопросы смогу, используя современные педагогические технологии.

Обучение проходит по рабочим программам, разработанным на основе Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей, адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уставом, учебным планом.

Эта программа интересна, доступна детям, она помогает в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований ФГОС

    С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.  Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ.

И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. 

И непосредственно такая помощь наиболее эффективна, если ребенок с ОВЗ обучается в коррекционной школе. Ведь индивидуальный и дифференцированный подход, специальное оборудование, специальные приёмы, наглядность и дидактика в разъяснение материала, специальная организация режима и наполняемости классов исходя из особенностей детей, питание, лечение, единая работа дефектологов, логопедов, психологов, медиков... это далеко не весь перечень того, чего нет и не может быть представлено в массовой школе. Одним из таких учреждений является наша школа, где с 1 сентября 2016 были введены федеральные государственные стандарты для 1 класса.

Каждый ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от учителя. И вот передо мной встал вопрос: как организовать работу с первоклассниками в условиях ФГОС, чтобы облегчить маленькому ребенку привыкание к учителю, к новым школьным правилам, к резкой смене ведущей деятельности. Освободится от страха быть непонятым, неправильно ответить, поступить. Убедилась, что разрешить эти вопросы смогу, используя современные педагогические технологии.

Обучение проходит по рабочим программам, разработанным на основе Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей, адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уставом, учебным планом.

Эта программа интересна, доступна детям, она помогает в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.

Для успешности обучения и повышения качества знаний обучающихся, мои рабочие программы ориентированы на следующие принципы:

  1. принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.
  2. принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.
  3. принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и речь.
  4. принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.

В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.

Поэтому для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

- формирование БУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.

При проведении уроков в своей практике применяю следующие требования:

а) по возможности, исключаю методы принуждения, использую приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;

б) обеспечиваю возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;

в) даю возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравниваю успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;

г) создаю необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

И конечно, в работе с детьми с ОВЗ, необходимо исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Важно, чтобы каждый урок и в целом всё обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, на своих занятиях стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности и возможности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.

За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, научилась сочетать традиционные методы и новые формы обучения.

Из форм коллективной деятельности старюсь использовать работу в паре, группах в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный запас информации. Это позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы.

В нашей школе создана хорошая компьютеризированная база для обучения детей с применением ИКТ. Это дало мне возможность проводить уроки с использованием информационных технологий. Это даёт возможность сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

Подбираю презентации к разным урокам, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Урок от этого становится интереснее.

Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.

Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.

Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.

Каждый урок стараюсь строить таким образом, чтобы ученики наблюдали, находили пути решения из ситуаций, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение сливается с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее рассматриваем вместе с учениками разные способы решения и моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, практические задания. Каждый урок систематизации знаний проходит в творческой, игровой форме, где ребята применяют полученные знания и каждый может увидеть, чему же он научился и как много он уже знает.

Применение разнообразных технологий в процессе обучения помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, способности каждому ребенку выразить свое отношение к результатам своей работы, развивать высшие психические функции, корректировать пробелы.

Мы должны научить ребенка учиться,  а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.

Уроки не разворачиваются как хорошо накатанная гладкая дорога, где каждый следующий отрезок плавно вытекает из предыдущего. Это – извивающаяся горная тропа, на которой за каждым поворотом встречается новое, неожиданное. Чем более разнообразна структура урока, тем неожиданнее и удивительнее его начало, тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность и тем она результативнее.

         Проблема  психолого-педагогической  помощи  детям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  системе  общего  образования  является  актуальной.  Актуальность  обусловлена  необходимостью  привлечения  внимания  к  проблеме  реализации  инклюзивного  принципа  в  общеобразовательных  учреждениях,  о  праве  ребенка  с  ограниченными  возможностями  здоровья  на  качественные  образовательные  услуги,  которые  гарантируются  в  законе  Российской  Федерации  «Об  образовании». В нашей школе эта проблема решается через тесную  взаимосвязь  с  учебно-воспитательным  процессом,  или  другими  словами  речь  идет  о  коррекционной  направленности  всего  педагогического  процесса. 

Надеюсь, материал данной статьи поможет учителям проанализировать свою деятельность и разобраться в том, что и как необходимо изменить при организации и проведении коррекционного обучения. Критический анализ своей педагогической деятельности, отбор приемлемых, современных методов и приёмов обучения, изучение специальной и коррекционной педагогики – это то, без чего не обойтись сегодня современному учителю в условиях инклюзивного образования.

Список литературы

1. Акимова О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы междун. Науч. Практ. Конф. / Под. Ред. С.В. Алехиной. – М.: Изд-во Мос. Гор. Психолого-пед. ун-та, 2011.

2. Инклюзивное образование/сост.: М.Р.Битянова; - М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224 с.

3. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2004. – 160 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф.

5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.- 125с.

6. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.- 78с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...

Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...

Статья "Особенности работы и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС".

Данная статья содержит полезный материал для учителей начальной школы, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

"Особенности работы и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС".

Презентация к статье " Особенности работы и обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г.

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию  детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г....

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуж...