Главные вкладки

    Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате
    статья по логопедии (1 класс) на тему

    В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношения. В статье также говориться, об использовании компьютера в качестве тренажера для отработки правильного произношения звуков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya._itog.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    О.В.Моргунова, учитель – логопед,

    МОУ для детей-сирот и детей,

    оставшихся без попечения родителей,

    специальная (коррекционная) школа- интернат

    VII вида для детей-сирот и детей,

    оставшихся без попечения родителей №1 г. Кирова.

    Развитие связной речи детей на логопедических занятиях

    как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате.

    Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми. Педагогическая практика показывает, что развитие связной речи является одним из главныхусловием успешного обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы. Кроме того непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

     Дети – сироты с задержкой психического развития, поступающие в 1 класс школы – интерната, имеют комплекс речевых нарушений. В анамнезе у большинства детей  нет никаких данных о ходе раннего речевого развития (когда появились первые слова, фразы).

    Дети страдают нарушением как импрессивной (недостаточная дифференциация речевых звуков), так и экспрессивной речи (недостаточная сформированность грамматического строя речи). Ученики начальных классов выделяются незрелостью эмоционально – волевой сферы. Особенностью таких детей является многословность, импульсивность высказываний, часто наблюдаются аграмматизмы, неправильная последовательность слов в предложении. Дети с задержкой психического развития располагают бедным и недифференцированным словарём, применяемые ими грамматические конструкции имеют примитивный вид. Бедность речи проявляется в незнании, неточном понимании и употреблении многих слов, поэтому им трудны такие задания где нужно сформулировать, обосновать свою точку зрения. Такие дети нуждаются  в продолжительной, систематической помощи логопеда. Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.

    Особенно неоценимым для коррекционной логопедической работы по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития являются мысли Л.С.Выготского о генетических корнях, о путях развития, о частичном слиянии и совпадении речи и мышления.

    Текст представляет собой единство внутреннего (содержательного, смыслового) плана и внешнего (формально – языкового) плана (Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, Е.Ф.Тарасов).

    В связи с различной семантической структурой текстов в процессе логопедической работы необходимо отдельно отрабатывать внутреннее (смысловое) программирование и языковое оформление текстов.

             Система логопедической работы по формированию связной речи приобретает особое значение из–за структуры дефекта и превращается в архисложную задачу, становится главной целью всего коррекционного процесса целью труднодостижимой, требующей длительной кропотливой работы педагога.

    .

    Система логопедических упражнений, имеющих коррекционную направленность опирается на ряд принципиальных положений:

    1. системный характер языка требует изучение языковых явлений в их взаимосвязи. Слово должно усваиваться в единстве значения, формы и функции;
    2. главной и первичной должна быть работа над семантикой, над значением лексических единиц и грамматических структур;
    3.  формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
    4. обучение анализу текста, выделение смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану;
    5. развитие самоконтроля детей за собственной речью.

    Коррекционная работа должна быть направлена на преодоление следующих недостатков высказывания: пропуск смысловых звеньев, фрагментарность, нарушение логической последовательности повествования, длительные паузы на границах фраз, отсутствие самосоятельности.

    Грамотно построенная речь невозможна без правильного звукопроизношения. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Диагностика показала, что 40,9% учеников начальных классов школы-интерната имеют нарушения звукопроизношения. Для достижения  более высоких результатов логопедической работы на индивидуальных занятиях по исправлению звукопроизношения используются различные формы и методы, но  наиболее эффективны компьютерные технологии. Компьютер используется в качестве тренажёра для отработки правильного, чёткого произношения звука в словах и во фразовой речи. Автоматизация звука в словах – это выработка навыка, требующая длительной, систематической тренировки. За одно занятие даётся 10 – 16 слов, при этом каждое проговаривается 4 – 5 раз с выделением автоматизируемого звука. При автоматизации звука в словосочетаниях после правильного проговаривания автоматизируемого звука ученик получает приз в виде появившейся картинки, соответствующей содержанию прочитанного. Также используется тренажёр во время автоматизации звука в текстах, когда текст даётся построчно, а в конце ребёнок награждается за правильное чтение. После использования тренажёра даётся рефлексия.

    Анализ психолого–педагогической, методической литературы, проведение диагностик, позволяют утверждать, что проблема развития связной речи действительно является актуальной и требует постоянного внимания со стороны учителя и логопеда.

    Логопедические занятия способствуют овладению учениками умениями  строить текст, анализировать, сравнивать, обобщать предметы и явления действительности, активизируют их мыслительную деятельность.

    Достигнуть определённых результатов в коррекционной работе логопеду помогают квалифицированные специалисты школы – интерната. Психолог корректирует познавательные процессы детей, формирует объективную самооценку ученика, которая часто бывает завышена. Воспитатели регулируют незрелость психики через сюжетно – ролевую игру. Медикаментозное сопровождение сглаживает отклонение в здоровье нервной системы детей, которое сказывается на их поведении. Учителя формируют положительную мотивацию к учебной деятельности. Использование здоровьесберегающих технологий даёт возможность снять статическое и мозговое напряжение, обеспечить реалаксацию мышц, проводить гимнастику для глаз и массаж пальцев рук.

    Таким образом, созданные психолого–педагогические условия способствуют коррекции речи детей с задержкой психического развития в условиях школы – интерната и помогают успешно осваивать школьную программу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество

    Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...

    Организационно-методические подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.

    В статье представлены организационно-методические подходы, позволяющие учителю создавать условия для преодоления трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

    «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»

        Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесс...

    Использование информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Использование  информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

    Характеристика класса, в котором обучается ребёнок с ОВЗ по основной образовательной программе ОУ в условиях инклюзии и нуждается в специальном сопровождении. Дается подробная характеристика данного у...

    Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

    Данный комплект рабочих материалов содержит психолого-педагогическую характеристику класса, календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе с планируемыми результатами освоения ...

    Применение игровых ситуаций для формирования трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната.

    В статье рассказывается о формировании трудовых навыков у обучающихся с ограничеными возможностями здоровья посредством игровых ситуаций....