Использование проектной деятельности в познавательном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по окружающему миру на тему

Ландис Ольга Евгеньевна

Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по использованию проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности в познавательном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка  своей новизной, желанием познать неизвестное. Познавательная деятельность тесно связана с практикой и определяется ею. Она тесно связана с развитием мышления и воображения. Предметы, окружающие детей , являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

        Для детей с ограниченными возможностями здоровья,   с  тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта. Использование проектной деятельности в работе с таки детьми   способствует  развитию всех сторон психики, а самое главное социализации ребенка.  Ребенок,  познавая неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь.  Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все  другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.

        Основная методическая проблема, над которой я работаю на протяжении последних  лет – это осуществление комплексного, а сейчас интегрированного подхода при развитии познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья. Для меня, как для любого современного педагога, проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности каждого особого ребенка одна из главных образовательных задач. Я придерживаюсь такого мнения, что у каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

         Одним  из эффективных средством  работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является проектная деятельность.  
В своей работе  метод проектов я рассматриваю  как один из вариантов интеграции. Особенностью проектной деятельности в коррекционной  системе образования является то, что ребенок с ограниченными возможностями  здоровья   не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе  проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги.

        В  практической деятельности  с детьми я отдаю предпочтение групповым, интегративным, среднесрочным, долгосрочным, комбинированным проектам.  На протяжении работы над данной темой были разработаны такие проекты  как: « Чудеса своими руками», «Лаборатория неживой природы», «Город  будущего» , «Островок здоровья», «наши друзья –витамины», «Полезное –неполезное», «Вода в жизни растений» и другие.

         На данном этапе работы ведётся работа над   долгосрочным большим   проектом «Сад, который лечит». Тема разработанного нами проекта выбрана не случайно.  Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей.

        Целью проекта  является  развитие творческой и познавательной  активности  детей с ограниченными возможностями здоровья  в процессе работы с растениями. Проект долгосрочный.

        При организации деятельности над проектом используются  разные формы занятий, которые подбираются  индивидуально к каждой теме и включают в себя, как стандартные приемы, так и авторские.

        Теоретические занятия проводятся с использованием игрового методологического подхода с обязательным применением  здоровьесберегающих  технологий.  Большая роль отводится наблюдениям и тактильным контактам с живой природой, используются компьютерные презентации ,  которые создаются самостоятельно  ( «Что растет на огороде», Фруктовая корзинка», «Наши зеленые друзья» и т.д.), планшеты с фотографиями «Мир цветов», «Деревья и кустарники»), живые растения. Обязательно следует подкрепление в форме демонстрации на примере живых растительных образцов (контейнеры  со всходами, луковицами, семена , комнатные растения и др.).

        Форма проведения практических занятий разнообразна.   Агротерапевтические приемы, элементы арттерапии, с применением нетрадиционных техник. Занятия проводятся на приусадебном участке, теплице. Работа организуется в форме индивидуальных и коллективных поручений. Учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка. Индивидуальные поручения дают возможность  руководить действиями детей, коллективный труд формирует трудовые умения и навыки одновременно у всех детей.

        Практические занятия всегда вызывают большой интерес у детей. Дети собирают природный материал, проводят уборку территорий в разное время года, помогают собирать урожай, оказывают посильную помощь в подготовке огорода, цветника в весенний период. Зимой, вместе с детьми организуем  свой «Зеленый огород», к весенним праздникам выращиваем подарки для сотрудников центра.  В группе создан  фитомодуль, где дети знакомятся и работают с комнатными растениям.

        Для формирования у детей эстетического отношения к миру растений , умение видеть их красоту детям предлагаются картины, при рассматривании которых используется музыкальное  сопровождение, поэтическое слово, танцевальные движения.  Слушаем голоса природы.

        Исследовательская деятельность  особо привлекают детей. Опыты помогают развивать мышление,  логику, творческие способности, наглядно  показывают связи в природе. Исследования дают возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Для этого была создана картотека опытов, в который был подобран материал, доступный для восприятия детей с ограниченными возможностями. Сначала дети присутствуют в качестве наблюдателя, но, постепенно, втягиваются в процесс, проявляют желание делать все самостоятельно.

        Для разнообразия деятельности работа ведется со всеми специалистами центра (психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию). Слушаем музыкальные произведения о природе, используем подвижные игры с элементами растительного мира.

Внеурочное время проводится работа в творческой мастерской  «Волшебные ручки».  Работа с природным материалом не только пополняет знания  и трудовые умения ребят, но и положительно влияет на формирование основ личности ребенка, правильного отношения к окружающему миру. Дети собирают  материал для поделок, выполняют несложные работы из овощей, фруктов, аппликации из листьев.

        Вместе с детьми мы осваиваем искусство фитодизайна.  Составляем букеты из цветов и сухоцветов, рисуем растения, составляем картины из сухоцветов. В процессе работы развивается тонкая моторика, восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность, что является необходимым условием в развитии познавательных способностей детей с ограниченными возможностями.

        В летний период  знакомимся с искусством ландшафтного дизайна. Создаем  на участке « Уютный уголок», формируем альпийскую горку, цветочную полянку, создаем небольшие пруды. Дети с удовольствием принимают участие в этих работах, каждый оказывает посильную помощь.

        Для закрепления и систематизации  полученных знаний и выработки воспроизводимых практических умений, необходимых при работе с растениями, мы проводим тематические праздники: «Праздник урожая», «Времена года», «Праздник первоцвета» и др.,  занимаемся постановкой спектаклей «Репка», «Земля - наш дом», организуем выставки работ из природного материала.

         В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы по проекту «Сад, который лечит»,  произошли положительные изменения в показателях познавательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Таким  образом, можно сделать вывод, что использование  проектной деятельности  имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка  с ограниченными возможностями здоровья.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя по социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья, предназначена ге толлько для воспитателей, воспитывающих детей с ОВЗ,но и учителей и родитетей. Важными задачами обучения и воспитания детей с ОВЗ являются формирование у них образцов позитивн...

Совместная работа семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оказание помощи семье в преодолении кризиса, связанного с рождением «особого» ребенка.Активизация ресурсов семьи, направленных на преодоление кризиса, формирование адекватной стратегии, преодоление не...

Использование малых форм фольклора в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья поможет учителю как в интересной игровой форие проводить уроки в коррекционной школе. Какие виды работ можно провести с детьми, чтобы снять напряжение, усталость, чтобы учение стало радостным....

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Одной из главных целей школьного обучения является развитие познавательных процессов. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение - все это поддерживает интерес к обучению. И сейчас, чтоб...

Использование современных игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность  влияет на весь ход психо...

Статья на тему - «В работе логопеда использование нетрадиционного оборудования, степ - аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Начальная школа и первый класс — первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одно из требований ФГОС дошкольного образования &mdash...

Использование игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность  влияет на весь ход психо...