Статья на тему - «В работе логопеда использование нетрадиционного оборудования, степ - аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья по логопедии (1 класс)
Начальная школа и первый класс — первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одно из требований ФГОС дошкольного образования — создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, необходимого и достаточного физического развития каждого ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание равных стартовых возможностей для адаптации его к различным социальным ситуациям, а значит, к социализации и интеграции в общество.
Физическое развитие – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия.
Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. И психологический уровень положительного восприятия ребенком (школьником) окружающего мира и себя самого.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья на тему - «В работе логопеда использование нетрадиционного оборудования, степ- аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья» |
Начальная школа и первый класс — первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одно из требований ФГОС дошкольного образования — создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, необходимого и достаточного физического развития каждого ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание равных стартовых возможностей для адаптации его к различным социальным ситуациям, а значит, к социализации и интеграции в общество. Физическое развитие – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. И психологический уровень положительного восприятия ребенком (школьником) окружающего мира и себя самого. 2. Структура танцевальных упражнений, их четкий ритмический рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка с ОВЗ. Все это создает эмоциональное равновесие: собирает, успокаивает детей, облегчает переход от одного занятия к другому. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями которым просто необходима особая технология физического развития: А) Создание интереса к физическим упражнениям, обеспечение более дифференцированного подхода к подбору движений, способствует использование нестандартного оборудования. Б) Целесообразный подбор и рациональное использование такого оборудования и пособий способствует формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно – волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. В) Занятия степ-аэробикой рассматриваются как средство преодоления трудностей связанных с ограничениями здоровья. Для всех детей с ограниченными возможностями здоровья важно, что на занятиях степ-аэробикой они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие. Задачи детского фитнеса:
К примеру, С.Я. Файнштейн утверждал, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия. Нестандартное спортивное оборудование, применение которого решает задачи качественной физической подготовки детей ОВЗ – это снаряд «Степ-платформа». Степ — аэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики. «Степ» — в переводе с английского означает шаг. Пусть это будет ваш первый шаг на пути к красивой и тренированной фигуре. Степ, в качестве гимнастики, был изобретён в США известным фитнес — инструктором Джиной Миллер. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок после перенесённой ею травмы колена. Первым тренажёром, которым она воспользовалась для выздоровления, были ступеньки крыльца её собственного дома. Степ-аэробика — одна из форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей с ОВЗ к процессу выполнения физических упражнений. Занятия степ-аэробикой с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через элементарную творческую составляющую. Ритмичные танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию ребенка и его самоощущения как индивидуальности. Степ-аэробика способствует более успешной адаптации детей с ОВЗ в среде сверстников. Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота которой меняется в зависимости от уровнясложности упражнений. Степ-аэробика:
На занятиях по степ-аэробике решаются следующие задачи: 1. Укрепление здоровья:
2. Совершенствование психомоторных способностей:
3. Повышение эмоционального уровня, психорегуляция:
Итак, что мы можем отметить здесь, степы обладают для детей особой привлекательностью как некоторые ограничители персонального пространства «домики». Для педагога подобные «ограничители» места являются действенным способом организации и управления группой. Степ требует от детей обостренного чувства пространства и равновесия. На нем сложнее двигаться, чем на коврике, требуется контроль над собственными движениями, точная ориентировка. Но задача эта, если усложнять ее постепенно, для детей посильна и интересна, и к тому же отмечена новыми игровыми штрихами. Занятия на степах приносят ощутимую пользу детям с ОВЗ. Им, казалось, должно быть, особенно сложно контролировать свое тело на ограниченном пространстве, но психологическая привлекательность мини-степов и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через 2-3 занятия дети адаптируются к требуемым условиям. И степ становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни. Продумывая содержание занятий степ-аэробикой для детей с разными физическими возможностями необходимо учитывать их морфофункциональные особенности, уровень физической подготовленности и развития, соблюдать основные физиологические принципы:
Степ-аэробика – это целый комплекс упражнений различных по темпу и интенсивности, где идёт работа всех мышц и суставов, в основе, которой — ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмичную музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой). Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус. Ритмичные движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления. Каждый аэробный комплекс ведёт к достижению не одного, а нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, получить ощущение физического и психического расслабления, улучшить координацию движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность. Упражнения для степ -аэробики подбираются обычно преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность кровообращения и дыхания, тренирующие мышцы сердца, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре. Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах: используются следующие варианты степ — аэробики:
Степ-платформа используется разнообразно:
бег, ходьба, прыжки, ползание;
Особенность степ - аэробики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход занятия, диктует скорость движений. При выборе музыкального сопровождения должны отдаваться предпочтения музыкальным композициям с наличием чёткого ударного ритма. Для каждого отрезка степ - программы музыка должна подбираться с учётом рекомендаций по темпу и продолжительности. Музыкальное сопровождение на занятиях аэробикой способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой. Выполнения движения под музыку и синхронность, создает положительный настрой у детей для работы на степ — платформах. Музыка должна быть яркой, веселой, мажорной тональности. Работу со степами начинаем с несколько простых, но важных правил:
Таким образом, использование инновационной технологии — степ – аэробика даёт возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц, вырабатывать необходимую точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы. Нагрузка регулируется характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Зрительное восприятие создает образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Применение разнообразных форм, средств, методов физического воспитания дают единую целевую направленность – это адаптивное физическое воспитание младших школьников, можно и старших школьников, здесь не существует возрастных ограничений, хорошо применяемое на занятиях логопедией. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-322794-1382450083.jpg)
Работа воспитателя по социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья, предназначена ге толлько для воспитателей, воспитывающих детей с ОВЗ,но и учителей и родитетей. Важными задачами обучения и воспитания детей с ОВЗ являются формирование у них образцов позитивн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/31/picture-658817-1441034799.jpg)
Совместная работа семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оказание помощи семье в преодолении кризиса, связанного с рождением «особого» ребенка.Активизация ресурсов семьи, направленных на преодоление кризиса, формирование адекватной стратегии, преодоление не...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/31/picture-658817-1441034799.jpg)
Совместная работа семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оказание помощи семье в преодолении кризиса, связанного с рождением «особого» ребенка.Активизация ресурсов семьи, направленных на преодоление кризиса, формирование адекватной стратегии, преодоление не...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/14/picture-709106-1447524528.jpg)
ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА
ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМАСовременный мир многогранен и многоголосен, а взаимодействие и взаимовлияние языков все...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-179732-1515999241.jpg)
Использование проектной деятельности в познавательном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по использованию проектной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/23/picture-1024072-1521800984.jpg)
Использование элементов танцевально-двигательной терапии для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Занятия по танцевально-двигательной терапии:Создают благоприятные условия для развития группового взаимодействия, появляется возможность для сотрудничества, оказания поддержки и взаимопомощи. Э...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/05/picture-980005-1512469059.jpg)
Направления работы по коррекции личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с форм...