Исследование процесса чтения у обучающихся начальной школы
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Вальберг Виктория Альбертовна

Представленная методика позволит учителям начальных классов и учителям-логопедам выявить детей с предрасположенностью к дислексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование процесса чтения у обучающихся начальной школы

Вальберг Виктория Альбертовна,

Учитель начальных классов ГБОУ школа №59

1.Исследование неречевых функций, обеспечивающих процесс чтения

1. Исследование предметного и буквенного гнозиса

А) предметный гнозис

Процедура: обучающемуся предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Если обучающийся не может назвать изображение, то ему предлагается показать соответствующее контуру изображение. В этом случае перед обучающимся выкладываются 2 предметные картинки, и предлагается внимательно на них посмотреть, затем под ними выкладывается контур одного из изображений и обучающегося просят показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

Инструкция: «Художник нарисовал картинки, но забыл их раскрасить. Назови, что нарисовал художник.»

Процедура: обучающемуся предлагается узнать предметы в условиях наложения, с этой целью используются формы Поппельрейтера: чайник, кувшин, тарелка, ложка, сахарница, блюдце;  ваза, арбуз, ананас, банан, вишня, груша, яблоко.

Инструкция: «Художник нарисовал картинки, но они смешались, скажи, что же он нарисовал?»

Оценка:

4 балла - задание выполнено верно, учащийся узнал ряд предложенных ему картинок без предоставления дополнительной помощи;

3 балла – замедленное, неуверенное выполнение, несколько вариантов ответа, среди которых был и правильный ответ, к одной или нескольким картинкам;

2 балла - задание выполнено верно, но с предоставлением дополнительной помощи;

1 балл - задание выполнено с большим количеством ошибок как до, так и после предоставления дополнительной помощи;

Б) Буквенный гнозис

Процедура: Узнавание букв печатного шрифта, данных в беспорядке. Перед ребёнком выкладывается два листа, сначала один, затем другой. На первом – заглавные печатные буквы алфавита, данные в следующем порядке: Ц, Г, У, Й, К, П, Ю, Е, С, Щ, Ъ, И, Т, Ш, А, Р, Ф, Ж, М, Ь, Я, В, Д, Н, Х, Л, О, Ы, Б, Ч, Э, Ё, З. На втором – заглавные прописные буквы алфавита, данные в следующем порядке: И, Т, Ш, А, Р, Ф, Ж, М, В, Я, Ц, Г, У, Й, К, П, Ю, Е, С, Щ, Д, Н, Х, Л, О, Б, Ч, Э, Ё, З.

Инструкция: «Посмотри внимательно на лист и назови вслух буквы, которые на нём написаны».

Процедура: Учащемуся поочерёдно предлагаются два листа, на которых написаны наложенные друг на друга буквы. На каждом листе по три строки, на каждой строке по шесть пар букв, данных в следующем порядке: Г-А;, Л-Н; К-А; Е-З; С-П; У-П; Ж-С; Х-Р; З-Г; О-К; П-К; Р-К; Б-О; О-Н; П-О; В-Г; Ш-И; Е-Ц. На первом листе буквы написаны целостно, на втором листе – пунктиром.

Инструкция: «Посмотри внимательно и назови буквы, которые ты узнал».

Оценка:

4 балла – задание выполнено верно, учащийся верно узнал и назвал как отдельные буквы, так и наложенные друг на друга;

3 балла – допущены 2-4 ошибки, учащийся неправильно воспринимает количество элементов букв и (или) пространственное расположение элементов в печатном или прописном варианте; в узнавании наложенных друг на друга букв ошибок не допущено, но выполнение задания потребовало много времени;

2 балла – допущено 4-7 ошибок, учащийся неправильно воспринимает количество элементов букв и (или) пространственное расположение элементов в печатном или прописном варианте; при узнавании букв, наложенных друг на друга путает оптически сходные буквы и (или) может назвать только одну букву из двух; с трудом выполняет то же задание с буквами, написанными пунктиром; ошибки не обнаруживаются самим учащимся, исправляются после указания на них экспериментатором;

1 балл – допущено более 8 ошибок, учащийся неправильно воспринимает количество элементов букв и (или) пространственное расположение элементов в печатном или прописном варианте; при узнавании букв, наложенных друг на друга путает оптически сходные буквы и (или) может назвать только одну букву из двух; даёт единичные правильные ответы в аналогичном задании с буквами, написанными пунктиром; ошибки не обнаруживаются самим учащимся и не исправляются после указания на них экспериментатором.

2. Исследование оптико-пространственного праксиса

Процедура: Составление разрезных картинок из 2,3,4 частей.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти фрагменты. Расположи их правильно и составь картинку».

Процедура: Конструирование и реконструирование букв печатного шрифта, предлагаются элементы букв.  

Инструкция: «Составь букву "Л", переделай ее в букву "X»; "Составь букву «Н», переделай ее в «И», «А», «П».

Оценка:

4 балла - правильное и точное выполнение задания; элементы как букв, так и картинок располагаются правильно.

3 балла – все три картинки составлены верно, допущены 1-2 ошибки в конструировании и реконструировании букв: неполная или избыточная передача количества элементов букв, неправильное их расположение на плоскости: «зеркальное», перевёрнутое расположение буквы,  которые исправляется после замечаний экспериментатора; требуется медленное дробное повторение инструкции; длительный поиск нужного направления или стороны;

2 балла –  картинки из 2 и 3 частей составлены верно, картинка из 4 частей составлена только с помощью экспериментатора, отмечается длительный поиск нужного направления или стороны; допущены 3 ошибки в конструировании и реконструировании букв: неполная или избыточная передача количества элементов букв, неправильное их расположение на плоскости: «зеркальное», перевёрнутое расположение буквы,  которые исправляется после замечаний экспериментатора; требуется медленное дробное повторение инструкции; длительный поиск нужного направления или стороны;

1 балл – картинка из 2 частей составлена верно, в картинке из 3 частей один элемент расположен неверно, но исправлен самостоятельно, картинка из 4 частей не составлена даже после помощи экспериментатора;  допущено 4 и более ошибки в конструировании и реконструировании букв: неполная или избыточная передача количества элементов букв, неправильное их расположение на плоскости: «зеркальное», перевёрнутое расположение буквы; требуется медленное дробное повторение инструкции; длительный поиск нужного направления или стороны  которые не исправляются даже после замечаний экспериментатора, хаотичное выполнение, единичные правильные ответы.

2. Исследование речевых функций, обеспечивающих процесс чтения

1.Исследование фонематического восприятия

А) Слуховая дифференциация фонем на материале слов-квазиомонимов

Процедура: Перед учащимся выкладываются пары карточек и предлагается указать на ту картинку, которая будет названа.

Инструкция: «Внимательно посмотри на пару картинок и укажи на ту, которую я назову».

Речевой материал: твёрдые-мягкие (мышка-мишка; угол-уголь; галка-галька); звонкие-глухие (суп-зуб; тачка-дачка; трава-дрова);  сонорные (марка-майка; гроза-глаза; рак-лак) шипящие-свистящие (мишка-миска; крыса-крыша; роза-рожа); аффрикаты и звуки, входящие в их состав (катается-качается; свет-цвет; вечер-ветер).

Б) Слухо-произносительная дифференциация фонем на мктериале на материале слов

Процедура: Учащемуся предлагается назвать пары слов-квазиомонимов.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи что на них изображено».

Речевой материал: твёрдые-мягкие (лук-люк; юла-Юля; Мила-мыло); звонкие-глухие (почка-бочка; уточка-удочка; коса-коза);  сонорные (рот-йод; рожки-ложки; руковица-луковица) шипящие-свистящие (нос-нож; усы-уши; луза-лужа); аффрикаты (тёлка-чёлка; лиса-лица; печка-Петька).

 В) Слухо-произносительная дифференциация на материале слогов

Процедура: Учащемуся произносятся серии слогов и предлагается повторить их.

Инструкция: «Я буду читать слоги, а ты слушай внимательно и повторяй за мной»

Речевой материал: твёрдые-мягкие (ва-вя; то-тё; мы-ми; му-мю-му; ту-тю-ту); звонкие-глухие (па-ба; за-са; та-да; ка-га-ка; са-за-са); сонорные (ра-ла; лю-рю; рё-лё; ло-ра-ло; ру-ра-ла); шипящие-свистящие (ша-са; ся-щя; жо-зо; со-шо-со; за-жа-жа); аффрикаты (ча-тя; ца-са; ща-ча; са-са-ца; ча-ща-ча).

Оценка:

4 балла – правильное, безошибочное выполнение;

3 балла – нарушение слуховой и (или) слухо-произносительной дифференциации по одному признаку – при повторении слогов чаще всего ошибки допускаются при повторении серий из трёх слогов;

2 балла – замена, смешение звуков по каким-либо двум различным признакам слуховой и (или) слухо-произносительной дифференциации – при повторении слогов чаще всего ошибки допускаются при повторении серий из трёх слогов;

1 балл – нарушение слуховой и (или) слухо-произносительной дифференциации более, чем по двум дифференциальным признакам – при повторении серий слогов ошибки допускаются при повторе серий как из двух, так и из трёх слогов.

2. Исследование языкового анализа и синтеза на материале предложения

Процедура: учащемуся произносят предложение, просят внимательно прослушать, назвать все идущие по порядку слова и определить количество слов в этом предложении.

Инструкция: «Сейчас я произнесу предложение, а ты назови мне все слова в нем по порядку и посчитай, сколько всего слов в этом предложении».

Речевой материал: Дети сажают дерево. Мальчик поливает цветы. Мама купила новую куклу. По дороге едет машина. На улице идет дождь. Ребята собирают в лесу грибы.

Оценка:

4 балла – правильное выполнение задания;

3 балла – определение слов в предложениях требует их повторения, ошибки в предложениях с предлогом, допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно;

2 балла – допускаются ошибки в половине предложений, ошибки в предложениях из пяти слов и предложениях с предлогом, задания выполняются с привлечением моторного компонента в виде загибания пальцев рук;

1 балл – задания выполняются только с дополнительной помощью при неоднократном исправлении им ошибок, повторение предложения вслед за экспериментатором.

Процедура: учащемуся медленно с небольшими паузами произносят слова, из которых ему необходимо составить связное предложение.

Инструкция: «Сейчас я буду произносить отдельные слова. Ты внимательно слушай меня, и составь из них связное предложение».

Речевой материал: сейчас, идти, дождь; мама, варить, каша; писать, мальчик, тетрадь, в; ягоды, на, вкусные, огороде.

Оценка:

4 балла – правильное выполнение задания;

3 балла – синтез предложений из слов требует повторения отдельных слов, присутствует 1 грамматическая ошибка, допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, ошибки возникают только при синтезе предложений с предлогами;

2 балла – безошибочное составление половины предложений с помощью логопеда, ошибки при синтезе предложений с предлогами и при синтезе предложений из слов, данных в нарушенной последовательности, 2-3 грамматические ошибки;

1 балл – стойкие ошибки в установлении смысловой и синтаксической связи слов в предложении, 4 и более  грамматических ошибок, задание не выполняется даже при многократном повторении слов, повторение слов вслед за экспериментатором.

3. Исследование слогового анализа и синтеза

Процедура: учащемуся зачитываются слова и предлагают произнести их по слогам и посчитать их количество.

Инструкция: «Я назову тебе слово, а повтори его по слогам и посчитай их количество».

Речевой материал: булка, стена, береза, кнопка, экскаватор, квадрат, земляника.

Оценка:

4 балла – правильное выполнение задания, ошибок не допущено;

3 балла – выполнение с повторного предъявления слова; допущено ошибки в многосложных словах со стечением согласных; 

2 балла – увеличение или сокращение количества слогов в словах сложной слоговой и звуковой структуры, подсчет производит с опорой на материальные действия;

1 балл – нарушение порядкового и количественного анализа в простых словах.

Процедура: учащемуся медленно с небольшими паузами произносят слоги, из которых ему необходимо составить слово.

Инструкция: «Я буду произносить тебе слова по слогам. Слушай меня внимательно и скажи слово целиком».

Речевой материал: ро-за, ка- на-ва, шу-ба, ля-гуш-ка, на-сте, по-лок-то, ши-на-ма, ско-ро-во-да, мо-ко-ло.

Оценка:

4 балла – правильное выполнение задания;

3 балла – ошибки в синтезе слов, предъявленных в нарушенной последовательности слогов;

2 балла – ошибки в синтезе двусложных и многосложных слов, данных в неправильной последовательности слогов;

1 балл – ошибки в синтезе двусложных и многосложных слов, данных как в правильной, так и в неправильной последовательности слогов.

4.Исследоваие фонематического анализа

А) Выделение первого гласного ударного звука

Процедура:  учащемуся показывают картинку, называют и предлагают назвать первый звук в данном слове

Инструкция: «Посмотри на картинку. Это астра. Скажи, как первый звук в этом слове.»

Речевой материал: астра, ухо, окна, утка, осень.

Б) Выделение первого согласного звука.

Процедура: учащемуся показывают картинку, называют слово и предлагают назвать первый звук в данном слове.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Это книга. Скажи, какой первый звук в этом слове».

Речевой материал: лошадь, книга, трава, самолёт, дрова.

В) Выделение последнего гласного звука.

Процедура: учащемуся показывают картинку, называют слово и предлагают назвать последний звук в данном слове.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Это очки. Скажи, какой последний звук в этом слове».

Речевой материал: окно, глаза, сапоги, голова.

Г) Выделение последнего согласного звука.

Процедура: учащемуся показывают картинку, называют слово и предлагают назвать последний звук в данном слове.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Это кот. Скажи, какой последний звук в этом слове».

Речевой материал: козёл, шкаф, стол, шар, диван.

Д) Определение местоположения звука.

Процедура: учащемуся называют слово, а он должен определить место звука «с» в слове.

Инструкция: «Посмотри на картинки. Покажи ту картинку, где звук «с» слышится в начале (середине, конце) слова».

Речевой материал: собака, оса, абрикос, стрела, ананас, колесо, маска.

Е) Определение последовательности и количества звуков в слове.

Процедура: учащемуся показывают картинку, называют слово и предлагают назвать все звуки в данном слове по порядку и сосчитать их.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Это стул. Назови все звуки в этом слове по порядку и посчитай, сколько всего звуков в слове стул».

Речевой материал: сыр, окно, стол, комар, туфли, стакан, сапоги, берёза, автобус.

Оценка:

4 балла – правильное выполнение всех инструкций, ошибок не допущено;

3 балла – ошибки в заданиях на исследование сложных форм фонематического анализа многосложных слов и слов со стечениями согласных;

2 балла – ошибки в сложных формах анализа слов простой звуко-слоговой структуры структуры – перестановки, пропуски, замены слогов;

1 балл – ошибки во всех предложенных заданиях, нарушение простых и сложных форм звукового анализа.

5. Исследование фонематического синтеза

Процедура: учащемуся  называют звуки и предлагают составить из них слово.

Инструкция: «Я назову тебе отдельные звуки, а ты скажи, какое слово можно составить из этих звуков?».

Речевой материал: звуки, данные в правильной последовательности, из которых можно составить слова: н-о-с; ш-а-р; д-о-м; к-о-т, к-о-ш-к-а; л-а-п-а; л’-и-с-т; п-о-л-к-а, с-л-О-в-а.

Оценка: 

4 балла – правильное выполнение инструкции, ошибок не допущено;

3 балла – требуется повторное воспроизведение звуков, после которого ребенок правильно синтезирует звуки в слово;

2 балла – требуется повторное воспроизведение звуков, ошибки в синтезе слов со стечением согласных;

1 балл – требуется повторное воспроизведение звуков, ошибки в синтезе односложных слов или перечисление звуков без слияния.

6. Исследование фонематических представлений

Процедура: Учащемуся предлагается отобрать картинки, в названии которых присутствует  звук [С].

Инструкция: «Я выложу перед тобой картинки, а ты отложи в сторону те из них, в названии которых есть звук [С]».

Дидактический материал: зебра, сумка, оса, автобус, колесо, маска, забор, шар, седло.

Процедура: Учащемуся предлагается вспомнить 5 слов, в которых есть звук [Р] .

Инструкция: «Вспомни и назови 5 слов, в которых есть звук [Р]».

Процедура: Учащемуся предлагается вспомнить слова, в которых есть 4 звука.

Инструкция: «Подумай хорошенько и вспомни слова, в которых есть 4 звука».

Оценка:

4 балла – правильное выполнение задания;

3 балла – учащийся не нашёл 1 картинку и (или) отобрал лишние картинки с акустически или артикуляторно сходными звуками, вспомнил 4 слова на заданные звуки, назвал все 4 слова с заданным количеством звуков;

2 балла – учащийся не нашёл 2 картинки и (или) отобрал лишние картинки с акустически или артикуляторно сходными звуками,  вспомнил 3 слова на заданные звуки, назвал 3 слова с заданным количеством звуков;

1 балл – учащийся не нашёл 3 и более картинок и (или) отобрал лишние картинки с акустически или артикуляторно сходными звуками,  вспомнил 2 и менее слова на заданные звуки, заданный звук находился в начале слова, назвал 2 и менее слова с заданным количеством звуков.

7. Исследование грамматического строя речи

А) Исследование словоизменения

Изменение множественного числа существительных в именительном падеже

Процедура: учащемуся предъявляются картинки, изображающие предмет в единственном и множественном числах и предлагается назвать их.

Инструкция: «Посмотри на картинки и назови их. Это стол. А это …?»

Речевой материал: кукла, дом, окно, птица, ухо.

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе

Процедура: Учащемуся предлагается рассмотреть картинку, назвать ей и её цвет.

Инструкция: «Посмотри на картинку, скажи: что на ней изображено? А какого цвета этот предмет?»

Речевой материал: голубое платье, голубая коробка, голубой шар, голубая волна, голубой стол, голубое окно.

Согласование существительных с числительными 1-2-5

Процедура: учащемуся предлагается рассмотреть выложенные карточки и согласовать предложенные существительные с числительными «два» и «пять».

Инструкция: «Посмотри на картинку. Что это? А как мы скажем, если их будет две (два)? А если их будет пять?»

Речевой материал: два мяча – пять мячей, два дома – пять домов, два стола – пять столов, два кубика – пять кубиков, две сумки – пять сумок, два стула – пять стульев, две чашки – пять чашек; два окна – пять окон; два ведра – пять вёдер.

Изменение существительных в родительном падеже

Процедура: Перед учащимся выкладываются две карточки, одна с изображением, другая – пустая. И предлагается назвать, что есть на одной карточке, и чего нет на другой. Затем предметная карточка заменяется на следующую.

Инструкция: «Посмотри внимательно на карточки: на этой кто? А на другой он (она) есть? Кого нет на этой карточке?»

Речевой материал: дом – нет дома, кровать – нет кровати, окно – нет окна, мишка – нет мишки, чайник – нет чайника; лягушка  – нет лягушки;  письмо – нет письма; яблоко – нет яблока; картина – нет картины.

Согласование существительных с предлогами

Процедура: экспериментатор предлагает учащемуся озвучивать местонахождение игрушки (машинка).

Инструкция: Посмотри, у нас есть машинка. Я буду её перемещать, а ты говори, где она находится, или что сделала.

Речевой материал: заехала в гараж; выехала из гаража; заехала на мост; съехала с моста; заехала под мост; выехала из-под моста; остановилась (встала) у гаража, перед гаражом.

Оценка:

4 балла – правильное выполнение задания;

3 балла – допущены единичные ошибки, выполнение задания с помощью экспериментатора, использование наиболее продуктивных форм изменения слов, а также допускаются ошибки в словах, требующих изменения основы слова;

2 балла – выполнение задания только по образцу, допущены ошибки в словах с безударными флексиями вне зависимости от рода;

1 балл – допущены многочисленные ошибки изменения слов, как с безударными, так и с ударными флексиями, ошибки не исправляются, отказ от выполнения.

Б) Исследование словообразования

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Процедура: Перед учащимся выкладываются пары предметных картинок, на одной из которых изображён большой предмет, а на другой – маленький и предлагается сыграть в игру «Большой – маленький».

Инструкция: «Давай сыграем в игру «Большой         - маленький». Я буду тебе называть большой предмет, а ты мне говори как ты скажешь, если этот предмет будет маленьким».

Речевой материал: мяч, кукла, дом, ведро, ухо.

Образование слов, обозначающих детенышей животных

Процедура: Учащемуся предъявляются картинки с изображением животных и предлагается назвать детёныша этого животного.

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи: кто это? А как называется его (её) детёныш?»

Речевой материал: собака, кошка, лошадь, корова, лиса.

Образование относительных прилагательных 

Процедура: Учащемуся предлагается ответить на вопросы.

Инструкция: «Скажи, если дом из кирпича, то он какой? А если дом из дерева? Мяч из резины, какой он?»

Речевой материал: кирпичный дом, деревянный дом, резиновый мяч, девочка добрая, день жаркий.

Образование качественных прилагательных

Процедура: Учащемуся предлагается ответить на вопросы.

Инструкция: «Если девочка проявила доброту, то какая она? А когда днём жарко, то день какой? А если мальчик не поделился конфетами, то какой он тогда?».

Образование притяжательных прилагательных

Процедура: Учащемуся предлагается посмотреть на картинку и ответить на вопросы.

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи: кто это? Значит, чья это лапа? А чьи ушки?...»

Речевой материал: лапа зайца, хвост лисы, нос волка, усы кошки, голова птицы.

Образование приставочных глаголов

Процедура: учащемуся предлагается озвучить действия, происходящие на картинках.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что на них делает самолёт (человек)»

Речевой материал: самолёт – летает, прилетает, улетает, залетает, вылетает, влетает; человек – ходит, уходит, приходит, заходит, выходит, входит.

Оценка:

4 балла – правильное выполнение задания;

3 балла – допущены единичные ошибки, выполнение задания с помощью экспериментатора в виде отдельных уточнений, использование наиболее продуктивных способов словообразования для данной модели;

2 балла – выполнение задания только по образцу позволяет правильно образовывать лишь отдельные словоформы, образование слова любым другим способом,  имеющегося в системе русского языка;

1 балл – допущены многочисленные ошибки, образование слова любым другим способом, использование ненормативных суффиксов, умение образовывать новые глаголы приставочным способом не сформировано, ошибки не исправляются, отказ от выполнения.

3. Исследование навыка чтения

1.исследование чтения слогов

Процедура: с помощью этого задания проверяется умение учащихся читать простые двухбуквенные слоги.

Инструкция: «Посмотри, здесь написаны слоги. Тебе нужно сначала прочитать первую строчку, а потом вторую. Если ты не сможешь прочитать какой-либо слог, то пропусти его и продолжай читать следующие слоги.»

Речевой материал: та; фи; ны; зя; ру; лё; па; де; ку; шо; фу.

Процедура: это задание направлено на изучение навыка чтения слогов со стечением согласных букв и слогов, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами Я, Ё, Ю, Е, И или мягким знаком.

Инструкция: «Перед тобой две строчки со слогами. Прочитай сначала первую строчку слогов, а потом вторую».

Речевой материал: вла; инт; шмо; ерт; вну; тье; лью; севь; бья; гюль; горь.

2.исследование чтения целых слов

Процедура: с помощью этого задания проверяется умение учащего читать простые и хорошо упроченные слова. Учащемуся предлагают прочесть слова.

Инструкция: « Перед тобой две строчки со словами. Прочитай сначала первую строчку, а потом вторую».

Речевой материал: дом; Москва; правда; хлеб; сыр; трава; каша; окно.

Процедура: с помощью этого задания проверяется умение учащегося читать более сложные и менее используемые в повседневной речи слова. Учащемуся предлагают прочесть слова.

Инструкция: «Перед тобой две строчки слов. Прочитай сначала первую строчку, а потом вторую. Если не сможешь прочитать какое-либо слово, то пропусти его и читай следующие слова».

Речевой материал: костёр; гардероб; перегной; гнездо; кувалда; папирус; самолёт; избушка.

Процедура и инструкция: с помощью этого задания проверяется умение учащегося читать слова более сложной слоговой структуры. Учащемуся предлагает прочесть слова и объяснить их значение.

Инструкция: «Перед тобой две строчки слов. Прочитай сначала первую строчку, а потом вторую. Не торопись. Если не сможешь прочитать какое-либо слово, то пропусти его и читай следующие слова».

Речевой материал: первоклассница; лекарство; транспорт; телевизор; парикмахерская.

1.Кто такая первоклассница?

2.Что такое лекарство?

3.Что такое транспорт?

4.Что такое телевизор?

5.Что такое парикмахерская?

3.исследование чтения предложений

Процедура: учащийся должен прочитать предложения, написанные на карточках и ответить на вопросы на понимание прочитанного.

Инструкция: «Прочитай вслух следующие предложения, а потом ответь на мои вопросы».

Речевой материал: Катя и Варя вышивают. Дети играют дружно. Дима ловил сачком бабочку. Птицы улетают на юг. Осенью пожелтели листья на деревьях, побурела трава. Весна красна цветами, а осень снопами. Весна дает цветы, а осень плоды. Сегодня на уроке мы составили коллективный рассказ об экскурсии в осенний лес.

1.Кто играл дружно?

2.Что даёт весна? А осень?

3.Об экскурсии куда составили рассказ?

4.Что делали Катя и Варя?

4.исследование способа и скорости чтения

Процедура: учащемуся предлагается прочитать текст «Лиса и козёл» от начала до конца, вместе с заголовком. В конце каждой строки указано количество прочитанных на данный момент слов. Для понимания смысла прочитанного задаются следующие вопросы: Почему Лиса попала в колодец? Кто прошёл мимо колодца пока лиса горевала? Зачем лиса заманила в колодец козла? Как вытащили козла из колодца? Вопросы задаются по той части текста, которая была прочитана учеником за 1 минуту.  

Инструкция: «Постарайся прочитать правильно и быстро».

Речевой материал:

Лиса и козёл

Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце (15) было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. (26)
Идёт козёл – умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает;  (35) заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает: (46)
– Что ты там, лисонька, поделываешь? (51)
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там наверху жарко, так я сюда (61) забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой –  (70) сколько хочешь. (72)
А козлу давно пить хочется. (77)
– Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл. (82)
– Отличная! – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли  (90)

хочешь; здесь обоим нам место будет. (96)
Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил, она ему: (106)
– Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не сумел – всю обрызгал. (115)
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, сама вон из колодца. (128)
Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали (140)

и за рога вытащили. (144)

Оценка:

4 балла - ступень чтения синтетическая, ошибок чтения нет. Техническая сторона чтения не затрудняет чтеца.

3 балла - ступень становления целостных приемов восприятия. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по своей звуко-слоговой структуре читаются еще по слогам. Ошибок чтения нет. Или ступень чтения синтетическая и имеются ошибки чтения – перестановки, пропуски, замены слогов, слов, ошибки звуко-слоговой структуры слов.

2 балла - ступень чтения - слоговая, ошибок чтения нет, или ступень становления целостных приемов чтения и имеются ошибки – перестановки, пропуски, замены слогов, слов, ошибки звуко-слоговой структуры слов.

1 балл - побуквенное чтение, ошибок чтения нет; или по слоговое чтение с ошибками – перестановки, пропуски, замены слогов, слов, ошибки звуко-слоговой структуры слов.

Вопросы для оценки понимания прочитанного:

1.Кто главные герои рассказа?

2.Как лиса попала в колодец?

3.Почему козёл попал в колодец?

4.Как лиса выбралась из колодца?

5.А как козёл выбрался из колодца?

Список используемой литературы:

  1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. –– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.
  2. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. Пособие для студентов дефектол. Фак. Пед. Ин-тов. –– М.: Просвещение, 1983. – 136 с, ил.
  3. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников:Анализ речевых и зрительных причин:Монография. – СПб.:КАРО, 2007.-192с
  4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. –– 128 с.
  5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. —— М.: АРКТИ, 2002. — 136 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная неделя по литературному чтению для обучающихся начальной школы

В разработке представлены задания разного уровня сложности. Всю неделю дети активно работали. С более сложными заданиями им помогали родители. По итогам мероприятия в каждом классе определились победи...

Использование проектно – исследовательской метода обучения в образовательном и воспитательном процессе обучающихся начальной школы.

Проработав более 30 лет в начальной школе, понимаешь, что современные дети владеют большей информацией о мире, чем в предыдущие годы,  и это нельзя не учитывать при построении учебно-воспитательн...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы в процессе обучения

В статье представлены приёмы и методы по формиованию УУД на уроках в начальной школе. Задания разработаны с учётом требований страндартов....

Как повысить технику чтения у обучающихся начальной школы?

Материал содержит проблемы  по технике чтения у обучающихся начальной школы....

Совершенствование техники чтения у обучающихся начальной школы

Совершенствование техники чтения у обучающихся начальной школы...

Формирование навыков сознательного чтения обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения

Актуальность работы состоит в том, что навык чтения формируется как сложный комплекс умений и навыков, которые носят обучающий и развивающий характер при изучении всех школьных предметов. Сформировать...