Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы в процессе обучения
статья (1 класс) на тему

Бердникова Ольга Владиславовна

В статье представлены приёмы и методы по формиованию УУД на уроках в начальной школе. Задания разработаны с учётом требований страндартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№6»

Выступление на МО психологов города по теме:

«Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы в процессе обучения.»

Подготовила:

учитель начальных классов

Бердникова О.В.

г. Нижневартовск, 2013 г.


Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы в процессе обучения.

Согласно новым стандартам важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий.

Ребёнок уже рождается со способностью к развитию и учению, он может самостоятельно приобретать опыт и трансформировать его во что-то новое. Однако нельзя воспринимать его как «сосуд», куда «сливается» опыт человечества, так как основными движущими силами развития ребёнка остаются самовоспитание и самообразование. Чаще всего это происходит в процессе обучения, когда педагогам удаётся в комплексе развить общеучебные умения и навыки обучающихся, а значит у последних возникает стремление учиться, то есть формируются универсальные учебные действия.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Ребёнку, впервые переступившему порог школы, нужно научиться очень многому: слушать и слышать, правильно вести себя на уроках и переменах, общаться со сверстниками и взрослыми. Овладение этими и многими другими учебными задачами происходит на протяжении всего периода начального обучения.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:

  • носят надпредметный и метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Рассмотрим каждый блок с учётом внедрения в практику учителя начальных классов.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Начиная с первых уроков окружающего мира и обучения грамоте,  знакомлю учеников с  такими понятиями, как «Родина», «отечество» и «отчизна»,  «гражданин», «Россия», тем самым формирую у них гражданское самоопределение.

В дальнейшем на уроках литературного чтения личностные универсальные действия формирую:

-через прослеживание «судьбы героя»;

-на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;

-высказывание своего отношения к прочитанному.

Например, в результате анализа рассказа Л.Толстого  «Прыжок», разворачиваю учебный диалог о том, какими качествами должен обладать человек, который смог совершить прыжок.  Задаю вопрос: Как бы вы поступили на месте мальчика? Рассматриваем две позиции:  героизм и глупость. Во время учебного диалога учащиеся имеют возможность высказать свою точку зрения, своё сопереживание герою, оценить его поступок,  тем самым формируются их нравственные качества.

Сюда же можно отнести задания типа:

-«Помоги герою объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос».

-«Ты соглашаешься с героем?»

-«Как ты ответишь герою?»

-«С каким суждением ты согласишься …»

-«Ты соглашаешься с героем или хочешь что-то уточнить?»

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие формы работы:

• участие в проектах;

• подведение итогов урока;

• творческие задания;

• зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

• мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

• самооценка события, происшествия;

• дневники достижений или портфолио.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, а так же помогают развивать способности к саморегуляции  и самоконтролю.

К регулятивным относятся следующие УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Рассмотрим пример из практики.

Для отработки навыков контроля процесса решения учебной задачи и результатов деятельности на уроках обучения грамоте я использую следующее задание:

Соотнесите картинки, схемы слов и слова: «Ваня, Оля, Антон, Алёна»; сделайте вывод о наличии одинаковых звуках в словах.

Дети анализируют слова и схемы к ним. Предлагаю им проверить, как ученик выполнил задание: «Миша сказал, что ему два раза встретился звук [о] в детских именах. Проверь: прав ли Миша? Для этого вернитесь к звуковой записи слов».

Другое задание, используется при изучении темы «Парные согласные звуки»: «Маша сказала, что каждому твёрдому согласному звуку обязательно соответствует мягкий согласный звук. Проверь: права ли Маша? Исследуй  для этого звуковой столбик».

Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие формы работы:

• «преднамеренные ошибки»;

• поиск информации в предложенных источниках;

• взаимоконтроль;

• взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);

• диспут;

• «ищу ошибки».

Следующий блок – познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, а также постановка и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Например: на уроке литературного чтения в 1 классе при изучении устного народного творчества провожу сравнение разных версий народных сказок. Сказка «Гуси-лебеди» знакома всем с раннего детства. При её чтении у детей возник спор о том, почему в учебнике версия не такая, как им знакома с детства. Вспомнили версии, записанные другими собирателями сказок В.Даля и А.Афанасьева. В ходе учебного диалога, учащиеся увидели, что, несмотря на отличие деталей сюжет сказок одинаков. Возникла проблема: почему так? Отвечая на него, получили представление о вариативности народного творчества - «бродячем сюжете».

На следующих уроках, данная проблема рассматривалась на примере сказки, записанной Ш.Перро «Красная Шапочка», учащимся предлагалось самим составить сказку, с учётом места жительства рассказчика: Африка или  Север.

В ходе данной работы обучающиеся строили логические цепочки рассуждений, анализировали  истинность своих утверждений, отстаивали свою точку зрении, учились слышать и слушать друг друга. Таким образом, формировались не только познавательные, как основные, но и, коммуникативные и личностные УУД.  Вот сколько возможностей для  развития даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.

В значительную часть уроков, начиная с 1 класса, включены проблемные ситуации, позволяющие учащимся вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему или вопрос урока), авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников. Проблемные ситуации строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Для отработки данных УУД подходят задания типа:

-«Соотнеси слово и схему»

-«Найди схему к предложению»

-«Выбери схему для данной задачи»

-«Письмо инопланетянина» и т.д.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Задания на развитие логических УУД можно встретить в большинстве изучаемых тем по системе Л.В. Занкова. Рассмотрим один пример:

При изучении темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» во 2 классе предлагаю следующее задание, цель которого выявление умения ребёнка осуществлять группировку слов по их лексическому значению.

Задание: прочитайте слова в строчках. Представьте, что они обозначают. Исключите «лишнее» слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор, сделайте вывод.

Топор, пила, вилы, плотник.

Лиса, волк, нора, барсук.

Наташа, Москва, Оля, Аня.

Правильность выполнения задания оценивается в зависимости от количества допущенных ошибок.

В результате выполнения задания, учащиеся выполняют целый ряд УУД: регулятивные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и выбор наиболее эффективных способов решения задач; логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез и отбор оснований для сравнения, построение логической цепи рассуждений и доказательство;  коммуникативные - разрешение конфликтов, так как в задании есть спорные моменты.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

• «найди отличия» (можно задать их количество);

• «на что похоже?»;

• поиск лишнего;

• «лабиринты»;

• упорядочивание;

• «цепочки»;

• хитроумные решения;

• составление схем-опор;

• работа с разного вида таблицами.

Последний блок – коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Рассмотрим, как формируются данные УУД на уроках технологии во 2 классе при изучении темы «Орнамент, узоры» в технике аппликация. Для работы я использовала методику «Ковёр» (Овчаровой Р.)

Цель данной работы: предметная – составление орнамента из геометрических форм; метапредметная – изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи. 

Оцениваемые УУД: коммуникативные – планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение функций участников, способов работы, учитывая разные мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; регулятивные - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Я делю учащихся на произвольные группы, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.

Далее каждой команде предлагаю изготовить один, общий ковёр. При этом демонстрирую образцы готовых ковров, знакомлю с народным творчеством. На основе анализа этих образцов устанавливаем общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра.

Учащиеся получают инструкцию: «Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры надо работать дружно и слаженно».

Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело, дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.

По окончанию работы организуем выставку ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводим групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.

Важной стороной формирования коммуникативных УУД является умение воспринимать информацию, слышать и слушать собеседника. Данные умения должны совершенствоваться от класса к классу, и проводиться на межпредметном уровне с помощью цепочки слов, рецензирования ответов, дополнения к услышанному на уроке, или обсуждения тем, волнующих детей. В итоге ученики должны научиться пересказывать, записывать тезисы или спорное положение, составлять план и кодировать информацию, осмысливать и оценивать услышанное.

Для развития данных УУД использую в практике групповые формы работы и работу в парах. Именно в данной форме работы у обучающихся:

  • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
  • сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

В ходе парной работы в  форме учебного диалога происходит активное речевое развитие: детям необходимо правильно сформулировать вопрос и выразительно адресовать его своему напарнику, затем поменяться ролями.

  Формирование коммуникативных УУД должно стать важнейшей задачей педагога, так как позволяет научить школьника думать, мыслить, общаться, а также  проявлять творческие, художественные силы и дать им надлежащий выход.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие формы работы:

• составь задание партнеру;

• отзыв на работу товарища;

• групповая работа по выполнению общей работы;

• «отгадай, о ком говорим»;

• диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

• «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Подводя итог своему выступлению, хочу отметить следующее: Каждый предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования разных блоков УУД, как в комплексе, так и выборочно. 

Формирование УУД должно идти постепенно от дошкольного до старшего школьного возраста, от представления, через способы к УУД. В результате системы упражнений, направленных на формирование УУД обучающийся должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию». 

Типовые задачи формирования УУД предлагаются в разных пособиях серии «Стандарты второго поколения», а также в психолого-педагогической литературе последних лет. Основой должна быть книга «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя», под редакцией А.Г. Асмолова.  Здесь предлагаются возможные варианты приемов активизации учебной деятельности, обеспечивающих достижение планируемых результатов по программе формирования УУД.

Отслеживать уровень сформированности УУД можно через самостоятельное выполнение упражнений учебником или в групповых формах работы, для этого существуют ряд методик, которые выбираются коллективом образовательного учреждения.

 Таким образом, формируя УУД я осуществляю развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Литература:

  1. Варова Т.В. Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки//Вестник.- 2003.- №11.

  1. Давыдов В.В. Формирование   учебной  деятельности. – М., 1982.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. /http://standart.edu.ru/catalog.aspx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий ФГОС Перспективная начальная школа

Программа     формирования     универсальных     учебным действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в ...

Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

В данной статье показаны основные приемы и метода формирования универсальных учебных действий и эффективные средства включения детей в творческий процесс....

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

Необходимость формирования у учащихся осознаётся особенно остро всвязи с модернизацией российского образования, поэтому необходимо научит обучающихся учиться. В статье представлены планомерные действи...

Проектная технология как метод развития универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Обобщение опыта работы по формированию универсальных учебных действий через проектную технологию в начальных классах....

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках русского языка по УМК « Школа 21 века».

Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом о...

Обучение решению текстовых задач как ресурс формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Конспекты уроков для 3 класса по темам:1. Решение текстовыъ задач.2. Решение задач. Закрепление.3. Решение задач на движение.4. Решение задач. Закрепление изученных видов.Могут быть использованы для к...