Дифференциация звуков и букв Ч и Ц в словах, предложениях. 3 класс
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему

Конспект логопедического занятия в 3 классе с  применением здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differ._zv._i_bukv_ch_i_ts_v_slovah.docx150.77 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков и букв Ч и Ц в словах, предложениях

(с применением здоровьесберегающих технологий)

3 класс

Составила учитель-логопед

МАОУ «СОШ № 28» г. Сыктывкара

Агаджанян А.В.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• совершенствовать умения в дифференциации согласных Ц и Ч в словах, предложениях.

• закреплять звуко-буквенный анализ слов;

• обогащать лексический запас.

• совершенствовать грамматические формы речи.

Коррекционно-развивающие:

• развитие фонематических процессов;

• развитие оптических представлений и зрительного восприятия;

• развитие памяти, внимания, мышления.

Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать самоконтроль, взаимопроверку.

Ход урока:

1)Организационный момент

-Сядет тот, кто назовёт слово со звуком Ч или Ц, состоящее из одного слога(двух слогов).

2)Сообщение темы

-Назовите тему занятия (Будем продолжать учиться различать звуки и буквы Ч и Ц)

-Для чего нам надо уметь различать?(Правильно писать)

3)Характеристика звуков по таблице

- Вспомним характеристику каждого звука с помощью таблицы

Ц:Согласный,глухой,всегда твёрдый, губы-«улыбка» , язык внизу.

Ч: Согласный, глухой, всегда мягкий, губы-«трубочка», язык вверху.

Чем отличаются звуки?(Положением  губ, языка)

Запомните!

Нижнее положение кончика языка на звуке Ц – и нижний элемент буквы-“зацепочка”;

Верхнее положение кончика языка на звуке Ч- верхний элемент буквы-“чайка”.

4) «Звуковой коврик»

Проверим как вы запомнили.(У каждого полотно квадратиков 3*3 и простой карандаш)

-Если  вы услышали в слове Ц - рисуйте вытянутые губы (-), если услышите звук Ч – круглые (0):

1)Черта, цепь, цветы

2)Силач, мяч, молодец

3)Мельница, мыльница, свеча

Проверяем! Сравните, какой узор получился у меня на доске и у вас на листочке. Встаньте у кого правильно! Молодцы!

5) Физминутка «Су-джок»

  1. Отдохнём и поиграем с нашими мячиками (Массажный шарик «ежик»).

(Дети выполняют движения между ладонями)      

 « Мячики и пальчики» 

По руке  круги катаю,                              

Из-под рук не выпускаю,

Взад-вперёд его качу,

Вправо-влево – как хочу.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Мячик мой не отдыхает-

Между пальцами гуляет.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу правой-

Я его катаю браво.

Поверну, а ты проверь-

Сверху правая теперь!

  1. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,                              

Этот ежик – прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

6) Найдите картинку

-Продолжаем работать. Назовите  картинки (на доске: огурец, пуговица, качели, курица, часы ).

-Догадайтесь, о каком предмете, изображённом на картинке, я говорю, если в его названии:

1) «Дежурный звук»-мягкий и находится на втором месте в слове.

-Будем записывать эти слова. Открываем тетради.

-Запишите число

-Запишите это слово, обозначаем звуки: Ч-зелёным цветом (Ц –синим цветом)

-Разделим слово на слоги. В каком слоге звук?

2)При произношении этого звука кончик языка находится в нижнем положении в третьем слоге в слове (Огурец)

-Запишем.

3) Мягкий «дежурный звук» находится в ударном слоге (качели)

-Запишите.

4)Твёрдый «дежурный звук» находиться в безударном слоге (пуговица)

5)Отгадайте, какое слово написано? (Изограф-курица)

6)В каком слоге находится «дежурный звук» (Изограф-часы).

-Прочитайте слова с Ч (с Ц).

7) Физминутка (с мешочками)

Упражнения выполняются стоя. На голову ребенку кладется мешочек с песком. Ребенок выполняет динамические упражнения: повороты туловища, рук, приседания и др. Необходимо выполнять упражнение так, чтобы мешочек не упал с головы.

Так проворны наши руки

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперед, назад.

С ними можно полетать.

Мы на пояс их поставим

Повороты делать станем.

Ими можно помахать.

А, прижав, тихонько спать.

Руки вверх поднимаем выше

И легко-легко подышим.

8) Составление деформированных предложений

-На партах у вас конверты. Достаньте из конверта содержимое.

Что там? (карточки со словами).

Как думаете, какое задание надо выполнить?(составить предложение из слов, слова даны в начальной форме с пропущенными буквами Ч или Ц).

-Письмо с комментарием.

-Взаимопроверка: Поменяйтесь тетрадями в парах.

9) Итог

-Вспомните, что мы делали на уроке?

-Для чего делали?(учились различать звуки Ч и Ц и правильно писать буквы Ч и Ц )

10) Рефлексия

-Изобразите шкалу успеха сегодняшнего урока:

  • Кто еще путает звуки Ц и Ч, надо еще потренироваться - оставайтесь сидеть за парой.
  • У кого не было ни одной ошибки - встаньте возле парты.
  • Кто хорошо научился различать звуки Ч и Ц- встаньте и поднимите руки вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

Дифференциация звуков и букв д-т в слогах, словах, предложениях

Подгрупповое логопедическое  занятие по теме Гласные. Слог+презентация...

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

Презентация к уроку:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях.»

Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях» Конспект коррекционно-развивающего занятия

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв «т»-«д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с ...

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).ЗадачиКоррекционно-обучающие:Учить диффер...