Система коррекционных упражнений, направленных на развитие умственных способностей учащихся с речевыми нарушениями. Методические рекомендации.
методическая разработка по логопедии на тему

Логопедические занятия в школе не должны превращаться в бесконечные диктанты и списывания. Подбирая упражнения, задания и игры, мы отдаем предпочтение не репродуктивным формам работы (списать, вставить буквы, подчеркнуть), а тем, которые активизируют речевую и мыслительную деятельность ребенка.

Особенно эффективны упражнения с использованием различных видов символики, шифровок. Корригируя звуковую сторону речи, они способствуют привлечению внимания детей к языковым явлениям, активизации словарного запаса и развитию внимания, памяти и способности к переключению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Сыктывкара

                       

Система коррекционных упражнений, направленных на развитие умственных способностей учащихся с речевыми нарушениями

Методические рекомендации

 

Агаджанян А.В. – учитель-логопед

МОУ «СОШ № 28» г. Сыктывкара

Сыктывкар

2014


Нарушения устной и письменной речи у школьников - серьезная проблема обучения, так как и письменная и устная речь является средством для получения знаний.

Основная задача логопеда школы - своевременное выявление, предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма.

Задачи методической работы на логопедических занятиях состоят в обеспечении условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Учим самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач. Ученик должен понимать, почему он делает так, а не иначе.

Логопедические занятия в школе не должны превращаться в бесконечные диктанты и списывания. Подбирая упражнения, задания и игры, мы отдаем предпочтение не репродуктивным формам работы (списать, вставить буквы, подчеркнуть), а тем, которые активизируют речевую и мыслительную деятельность ребенка.

Особенно эффективны упражнения с использованием различных видов символики, шифровок. Корригируя звуковую сторону речи, они способствуют привлечению внимания детей к языковым явлениям, активизации словарного запаса и развитию внимания, памяти и способности к переключению.

Основной метод - учебное исследование, которое предполагает сопоставление разных позиций, методов, результатов. Приемы: анализ, сравнение, сопоставление, отнесение слов к группам. Методы: многогранность, процессуальность, разрешение коллизий, вариантность, постепенное углубление занятий, использующих наглядно-чувствительные опоры.

Для преодоления сниженной речевой активности используются двигательные реакции, сопряженные с речью (перекидывание мяча, отстукивание ритма, движения, сопровождаемые речью).

Для достижения цели каждое занятие должно быть подчинено следующим требованиям:

·         всесторонне развивать личность логопата;

·         добиваться, чтобы обучение носило воспитывающий характер;

·         учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

·         осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

·         добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;

·        использовать наглядность;

·         строить свои занятия в соответствии с программами своего образовательного учреждения;

·         быть в речевом плане образцом для детей, ибо воспитание и перевоспитание речи происходит под целенаправленным его воздействием.

Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НОНР) наряду с речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

·         нарушены внимание и память;

·         нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

·         недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Эти отклонения у таких детей проявляются в следующем:

·         неустойчивое внимание;

·         низко развиты способности к переключению;

·         недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;

·         незаконченное развитие словесно-логического мышления;

·         слабая способность к запоминанию;

·         невысокий уровень развития самоконтроля.

В результате у детей наблюдается недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Это выражается в трудностях формирования учебных умений: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование собственной деятельности; умение работать в определенном темпе.

Проводя  логопедическую работу по преодолению нерезко выраженного общего недоразвития речи или общего недоразвития речи недостаточно развивать только речь. Эффективная логопедическая работа по устранению недостатков речи у детей с НОНР предполагает более системную коррекционную работу с включением имеющихся недостатков и в развитии психических процессов данных детей. Выравнивая интеллектуальные процессы учащихся с НОНР, успешнее происходит формирование их словесной речи.

Учитывая эти особенности развития психической деятельности, на каждом логопедическом занятии необходимо наряду с развитием речи учить детей правильно логически мыслить, сравнивать и обобщать, развивать навыки анализа и синтеза, учить контролировать свою и чужую речь, развивать общую и пальцевую моторику, зрительную и слуховую память и внимание.

Нижеприведенные упражнения рекомендуется проводить как часть логопедического занятия в виде игр, подчинив их основной теме. Они не должны быть продолжительными, проводятся в спокойном темпе, с элементами соревнования, в красочном оформлении, с поощрением детской инициативы, с активным речевым участием всех детей.

Упражнения для развития зрительного, слухового восприятия и активного устойчивого внимания

  1. Найдите две одинаковые фигуры в ряду.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz1e3e\image050.jpg

  1. Найдите два одинаковых изображения в ряду.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz23e6\image052.jpg

  1. Соедините линией похожие фигуры в верхнем и нижнем ряду.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wze300\image054.jpg

4.      Соедините линией одинаковые фигурки зверей и др.

5.      Найдите по два одинаковых предмета (яблочки, грибы, дракончики и др.)

6.      Найдите в каждом ряду изображение, которое соответствует данному слева образцу.

7.      Укажите рисунок, который следует перенести в пустую клетку.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wza882\image056.jpg

8.   Соберите картинку из осколков.

9.   Поднимите руку, услышав название предметов (например, одежды или слова на звук Л и т.д.).

10.   Прослушайте ряд предложений и запомните только те, в которых говорится о лете или все слова имеют рабочий звук.

11.   Найдите ошибки в рассказе (все предложения о зиме, а несколько предложений о мокром, о тающем снеге и др.).

12.   Определите, какое слово встречается чаще всего (слова читаются быстро).

13.   Дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы (кто? что? какой? какая? какое? и др.).

14.   Узнайте стихотворение по ритму.

15.   Развитие произвольного зрительного внимания. Даются три таблицы (4x4) и 12 фишек. Фишки располагают произвольно по 4 в каждой таблице. Затем на одну меняется расположение фишек. Что изменилось?

16.   Развитие устойчивости внимания. Внимательно посмотрите на образец и под каждой фигуркой (контурное изображение) проставьте тот же значок.

17.  Развитие объема внимания. На время 15-30-45 секунд даются три карточки с изображением семи различных по тематике предметов. Показ - воспроизведение. Запомните и назовите.

18.  Переключение внимания на время. Распределите картинки - 22 карточки в беспорядке изображением вверх - в две стопки.

19.   Распределение внимания. Игра с мячом и со словами «Я знаю пять названий на звук И».

20.  Воспитание внимания. Определите конец слова по его началу (можно по картинкам). Например? КАР - , АР - и т.д.

21.   Развитие концентрации внимания. Посчитайте в уме без пальцев, сколько в секторе кружков разного диаметра (от 9 до 24).

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz4ea6\image058.jpg            C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wzac85\image060.jpg

22.  Найдите такую же (или такой же). Даны 7-12 предметов. Среди них два одинаковых.

23.  Развитие устойчивости и сосредоточенности внимания. Лабиринты:

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wzbbe8\image062.jpg

·         «Кто скорее приведет домой кошку и собаку».

·         «Поселите девочку в многоэтажный дом».

·         «Кто потерял туфлю».

·         «Доведите девочку до школы»: иди прямо, дойди до светофора, поверни направо; дойди до елочки и поверни налево; там увидишь школу (по иллюстративному плану).

24.       Подберите к слову-предмету (например: ПОМИДОР, ОГУРЕЦ и т.д.) две карточки по форме и цвету.

25.  Запомните как можно больше деталей сюжетной картинки «Какие овощи вырастил Пятачок».

26.  По образцу расставьте знаки под цифры:

1234535124

х    •    =    !    ?

27.  Какая картинка (слово) встречается чаще всего? Сколько раз?

28.  Распределение внимания (на время). Найдите в тексте буквы С и 3. Букву С подчеркните одной чертой, а букву 3 зачеркните.

29.  Развитие наблюдательности. По памяти подробно опишите школьный двор, путь из дома в школу и т.д.

30. Игра в «корректировщиков». Даны несколько предложений с пропуском или перестановкой букв. Ученик читает один раз и сразу исправляет ошибки. Затем следующий.

31.  Игра «Муха». «Муха» - это присоска или магнит. Дан квадрат из 9 или 16 клеток. «Муха» двигается в квадрате строго по команде. Цель: не допустить выхода «мухи» за игровое поле. Исходное положение - центральная клетка. Команды «вверх вправо», «вниз влево» и т.д. по одной клетке за ход.

32. Игра «Селектор». Несколько человек одновременно считают вслух (в прямом и обратном порядке), а один - «приемник» - следит.

33.  Расставьте по дорожке картинки в соответствии с условными знаками (на время). Расшифровка фигур находится в центре доски. У детей дорожки с шестью окошками, в каждом из которых нарисована геометрическая фигура. Дети на дорожке правильно выкладывают картинки.

34.   Игра «Найди пару». Детям раздаются картинки, например, 4 синих ботинка (со шнурками, с молнией, на каблуке), 4 красных сапога (высокий, низкий ...), 4 зеленые туфли. Ведущему предлагается найти второй такой же предмет у ребят по его вопросам. Например: «У кого ботинок?», «У кого синий ботинок?», «У кого синий ботинок со шнурком?». Так он находит пару.

35.  Игра «Угадай, что в конверте?» (на время). На доске шифр:

И   У    К  А   Т   Ф   Л    М

Л   х   V   -   0   +    ...    =

У детей надписи в конвертах? О   х  +   ...

36.  Расставьте знаки под указанные цифры в соответствии с указателем (за 1 минуту).

Указатель:    

1    2     3     4     5     6     7      8       9     0

х    II    =     .      ;     ?     О     ∆      □     О

У детей на карточках:

271385         641093

37.    Расставьте буквы в соответствии с цифрами. Какие слова получились? Прочитайте.

38.   Всевозможные задания с квадратом Шульте. В квадрате 5x5 разбросаны числа от 1 до 25. Ученик должен смотреть сверху вниз (так вырабатывается специальное движение глаза, которое необходимо при чтении). Ученик ищет числа по порядку. Систематически применяемое движение улучшает технику чтения и развивает внимание.

Упражнения и приемы, развивающие память

Зрительные игры

1.  «Что изменилось?»

2.    «Чего не стало?»

3.    «Что прибавилось?»

4.    «Запомните и назовите».

5.    «Запомните и воспроизведите».

Например:      

1    2    И    Б   Ч    К   С   или символы?   1 |  ® 0 и т.д.

Узнайте буквы по их фрагментам.

6.      Запомните, где расположены фишки 4,5,6,... 12 в квадрате 4x4.

7.      Детям предлагается для запоминания четыре цветные карточки различной формы и цвета с изображенными на них значками. Найдите их среди других.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wze57e\image064.jpg  C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wzc08d\image066.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz57cb\image068.jpg

   красная           желтая       зеленая           синяя

8.      Работа по схемам: «Теперь, глядя на схему, давайте расскажем об осени». Работа с символическими знаками.

9.      Найдите отличия в двух картинках.

10.       Припоминание и классификация названий овощей, посуды, листьев деревьев и т.д.

11.       Игра «Запомни, назови, положи» (с картинками).

12.       Игра «Большие - маленькие». При демонстрации большого предмета дети встают, маленького - приседают.

13.  «Копия образца». Дети смотрят и списывают.

14.  «Образец по памяти». Зрительные диктанты.

15.  По словесной инструкции логопеда логопаты выполняют действия. Например: «Коля, выйди к доске, возьми указку, подойди к столу, положи указку под стол и выйди из класса».

Слуховые игры

1.              «Прослушайте, запомните, повторите».

2.              «Соотнесите картинки».

3.              «Прослушайте, запомните, назовите одним словом».

4.              Дидактическая игра «Все по местам».

5.              «Чего не стало?»

6.              «Что прибавилось?»

7.              «Что изменилось?»

8.              Запомните слова с нужным звуком.

9.              Запомните предложения с нужным звуком.

10.       Прослушайте стихотворение и запишите по памяти.

11. «Запишите слова». Читается один раз. Запомнить в том же порядке.

12.       Упражнение на развитие слухового восприятия, ритма. Узнавание четверостишия по ритму.

13.       Исключить четвертое лишнее слово (по звуку или по обобщению).

14.       Упражнение на развитие ассоциативной памяти. Демонстрируются картинки, потом прячутся, называются слова. Дети вспоминают картинки. Например, слово - МОЛОКО, а картинка - КОРОВА.

15.       Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления. Детям даются 10 слов, к ним надо подобрать слова, связанные с ними по смыслу. Воспроизвести ряды. Например: даются слова: ЗИМА СОБАКА КОРОВА ЛЕС ... дети подобрали: СНЕГ ЛАЕТ МОЛОКО ВОЛК...

16.  Упражнения на обобщения и исключения, осложненные заданием на запоминание. Зачитываются две группы слов по пять слов в каждой. Из них четыре слова объединены общим понятием, а одно - лишнее. Детям предлагается исключить лишние слова и запомнить их. Например:  

СТУЛ СТОЛ, ПОЛ, ШКАФ, ПОЛКА.

ИВАН, СЕРГЕЙ, ПЕТРОВ, МАКСИМ, ПЕТЯ.

17.  Упражнение на развитие мышления, осложненное заданием на запоминание. Записать слова.

Ключ:   0   1  2   3   4   5  6   7  8   9

              апрниеукод

1269

8738  

2690

6902

2670

18.       Используя ключ (упр. 17), зашифровать слова: ИДИ, КОРИДОР, ПРИДИ, УКОР и т.д.

19.       Упражнение на развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания. Игра «Собираем букет». Первый ученик называет один цветок, второй повторяет и добавляет свой и т.д.

20.  Аналогичная игра «Соберем урожай фруктов, овощей».

21.       Аналогичная игра со словами на рабочий звук.

22.  Упражнение на развитие логического мышления усложненное заданием на запоминание. Расшифровать и запомнить, не записывая, зашифрованные двузначные слова.

Ключ:     0     1     2    3    4    5     6    7    8    9

   АМВЕКОСИПТ

Расшифруй: МА, ВК, ЕЙ, ОТ, СА, ПО.

23.  Упражнение на развитие долгосрочной памяти и логического мышления. После работы над пословицами, не приводя их текста, вспомнить смысл этих пословиц и воспроизвести текст.

24.  Упражнение на развитие слуховой памяти:

·         дается установка на запоминание односложных слов из двух рядов слов (слова в один, два, три слога);

·         дается установка на запоминание второго ряда слов;

·         дается установка на запоминание слов из второго, третьего рядов с рабочим звуком.

25.  Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти. Подберите слова-признаки к каждому слову. Запомните подобранные признаки. Например: ВЕТЕР-ОСЕННИЙ, СТУЖА - ЗИМНЯЯ, ТУМАН - ГУСТОЙ и т.д.

26.  Как и в упражнении 25, подберите несколько слов-признаков. Назовите и запомните их.

27.  Как и в упражнении 25, подберите слова-действия и запомните их.

28.       Звуковой диктант. Интервал между звуками - одна секунда. Воспроизвести слова. Например: П Э И,    П О И О М и т.д.

29.       Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти. Засчитываются шесть пар слов, связанных между собой по смыслу. Необходимо из правого столбика к каждой паре подобрать по смыслу третье слово и записать. Например:

ЯЙЦО-КУРИЦА               ТРАМВАЙ

УЛИЦА-ПРОВОДНИЦА            ЦЫПЛЕНОК

ПОЯСНИЦА-КОЛЕНЦЕ            РЕСНИЦЫ

30.       Упражнение на развитие смысловой памяти. Детям предлагаются шесть слов: СНЕГ, ТЕЛЕНОК, ХОЛОД, ОБЕЗЬЯНА, КОРОВА, БАРАН. Необходимо их запомнить, предварительно образовав из них смысловые пары: ХОЛОД - СНЕГ, ОБЕЗЬЯНА - БАНАН, ТЕЛЕНОК - КОРОВА.

31.       Упражнение на развитие смысловой памяти. Детям предлагаются девять слов. К словам из упражнения 30 добавить третье. Сгруппировать их, запомнить. Например: СНЕГ, ХОЛОД, ЗИМА, ОБЕЗЬЯНА, БАНАН, МАРТЫШКА, ТЕЛЕНОК, КОРОВА, СЕНО.

Упражнения для развития тактильной памяти

1.  «Чудесный мешочек». Ощупывание и узнавание предметов, букв.      

2.  «Потрогай руками». Потрогать руками и запомнить ощущения от предмета. Затем показать его: КИРПИЧ, ШЕРСТЬ, ГВОЗДЬ...

3.   С закрытыми глазами ощупать поверхность каждой дощечки и запомнить, в каком порядке они были. Дощечки обиты разным материалом: бархат, кожа, рубчатая ткань...

4.  Ощупывание букв, вырезанных из бархатной или наждачной бумаги. Обведите их пальчиком.

5.  Составление предложений с опорой на тактильные ощущения. Задание: определить зрительно и на ощупь материал, из которого сшито платье, и составить предложение. Например: Платье сшито из шерсти. Оно шерстяное.

Упражнения для развития словесно-логического мышления

1.      Упражнения по соотнесению предметов (большой, маленький):

  • найдите аквариум для каждой рыбки;
  • найдите конуру для каждой собачки;
  • найдите гнездо для каждой птички.

2.      Кто продолжит дорожку?

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz8501\image070.jpg

  1. Какая из фигур отличается от других?

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz311f\image072.jpg

  1. Чем отличаются предметы слева от предметов справа?

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wzdcff\image074.jpg

  1. Сравните и найдите отличия.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz621d\image076.jpg       C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz95a1\image078.jpg

  1. Определите, какие рыбы в аквариуме плывут слева направо, а какие справа налево.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz201e\image080.jpg        C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz611f\image082.jpg

  1. Игра «Четвертый лишний». Выделите четвертую лишнюю картинку или слово (на обобщения, на рабочий звук).

8.      Разложите одинаковые предметы в две, три корзинки.

9.      Расскажите, что можно нарисовать из палочек (карандаш, дерево, дорогу, стол...).

10.     Отгадайте загадки (по темам, по обобщениям, на звуки).

11.     Подберите слово, противоположное по значению.

12.     Соедините линией соответствующие картинки. Например, даны:

·         телефон и части лица (глаз, нос, ухо, рот); духи и части лица(глаз, ухо, нос, рот); яблоко и части лица (глаз, ухо, нос, рот); книга и части лица (глаз, ухо, нос, рот);

·         дерево, море, конура и ранец (справа), собака, яблоко, водолаз и книга (слева).

13.  Зачеркните лишнее изображение и объясните. Например: нарисованы звери и телефон; музыкальные инструменты и карандаш; ложка, вилка, нож и ключ и т.д.

14.  Найдите начало, конец, середину события (по картинкам).

15.  Расставьте серию сюжетных картин в нужной последовательности.

16.  Решите ребусы:

 C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz9a99\image086.jpg                C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz587f\image084.jpg       

Ответ: вода, Наташа.

17.  Закончите третьим рисунком ряд и обоснуйте устно ответ:

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz027a\image088.jpg

18.  Повторите в нужной последовательности действия по мытью посуды: очистить, вымыть, прополоскать, вытереть, убрать.

19.  Называются несколько слов, обозначающих действия. Дети должны продолжить, учитывая, о каком времени года идет речь: загорать, плавать, кататься на коньках, лепить снеговика ...

20.  Найдите в рисунке ошибку. Например: «булки на дереве» и др.

1.  Восприятие и понимание серии картинок, связанных единым сюжетом. Развиваются способности устанавливать причинноследственные связи, делать обобщения, давать оценки воспринимаемым ситуациям.

2. Восприятие и понимание  картин с нелепым, бессмысленным сюжетом. Развиваются зрительное внимание, наблюдательность, логическое мышление, способности доказывать.

3.  Восприятие картин со скрытым смыслом (серия «Веселые картинки»).

  1. Отгадывание ребусов:

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz256f\image090.jpg

Упражнения для формирования мелкой моторики руки

В последнее время вышло много литературы с подробным описанием упражнений по развитию мелкой моторики руки. Перечислим лишь те упражнения, которые подготавливают руку к письму и выполняются в определенной последовательности.

Все движения выполняются правой и левой рукой одновременно и попеременно.

1.  Противопоставление пальцев друг другу.

2.  Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.

3.  Опрокидывание кисти (движение вверх и вниз), смена быстрая и медленная.          

4.  Отведение и приведение пальцев (по одному, по два и т.д.).

5.  Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.

6.  Свободное постукивание пальцами по парте (одновременно и поочередно).

7.  Свободное похлопывание кистью по парте.

8.  Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

9.  «Щелчки».

10. «Крючки».

11.  Упражнения для держания карандаша: «щепоть», «соление» и др.

Затем можно проводить упражнения с движениями пальцев (можно со стихами).

Далее необходимо тренировать руку для письма. Начинать следует р упражнений с мелом на доске и карандашом на большом листе. Затем идут упражнения:

1.  обводка по шаблону, трафарету;

2.   обводка по контуру;

3.   соединение по точкам;

4.   раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением ограничения. Например, заштриховать треугольник вертикальными линиями.

Дальше даются упражнения на рисование орнаментов.

  1. Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и из ломаных линий:

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz5208\image092.jpg

3.     Зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы.

4. Рисование знакомых предметов:

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz2d83\image094.jpg     C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wz6f6e\image096.jpg

елочка,    грибок,

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temp\wzd5f8\image098.jpg

5.     Рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий.

6.      Рисование узоров из геометрических фигур.

7.     Рисование бордюров из волнистых линий.

Литература

  1. Акимова М.К., Козлова ВТ. Психологическая коррекция умственного развития школьников. - М.; 2000.
  2. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет.- М, 2005
  3. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр. Под ред. Л.А. Головчиц.- М.: ООО УМИЦ « ГРАФ ПРЕСС», 2003.
  4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.; 1991.
  5. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция пространственно- временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста.- М.: Школьная Пресса, 2003.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург; 2000.
  7. Забрамная С.Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. - М.; 2001.
  8. Заика Е.В. Комплекс упражнений для развития логической памяти учащихся// Вопросы психологии - 1990. № 6, с. 83-89
  9. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся// Вопросы психологии - 1990. № 6, с.86-92
  10. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. - Сыктывкар; 2000.
  11. Крупенчук О.И.  Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам.- СПб, 2004.
  12. Матвеева Н.П. Развитие логического мышления у детей 6-7 летнего возраста на логопедических занятиях. - М.;1993.
  13. Методы обследования речи у детей.// Под редакцией Чиркиной В.В., Власенко И.Т.    -М.;1996.

14) Ратанова   Т. А.,    Золотарева   Л.И.,    Шляхта   Н.Ф.    Методы    изучения    и психодиагностика личности. - М.;1997.

15) Самоукина  Н.В.   Игры  в  школе  и  дома:   психотехнические упражнения  и

коррекционные программы. -М; 1993.

16) Тихомирова  Л.Ф.,   Басов   А.В.   Развитие  логического   мышления  детей.  -

Ярославль; 1995.

 17) Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи.- М.: Книголюб, 2005

18) Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи//

Дефектология - 1993. № 2, с.7.

19) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР

у детей дошкольного возраста// Дефектология - 1985. № 4, с.72

20) Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе

учителя-логопеда при общеобразовательной школе. -М.; 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие умственных способностей через кинезиологические упражнения (межполушарное взаимодействие)»

В последние годы все чаще наблюдается, что дети в школу приходят с разным уровнем подготовки, не справляющиеся с предложенным объемом школьной программы. Дети сталкиваются с непосильными для них требо...

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Описание упражнений, направленных на развитие творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения...

Игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Данная статья предназначена для учителей коррекционных школ, работающих с учащими с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. В ней приведены основные принципы развития мелкой моторики учащихс...

Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование коммуникативных способностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости

Игры и упражнения, направленные на формирвоание умения использовать вербальные и невербальные средства общения, развитие эмпатии и умения сотрудничать....

Упражнения для развития умственных способностей младших школьников

Упражнения для развития умственных способностей младших школьников...

Упражнения направленные на развитие художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

Упражнения направленные на развитие художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства           Развитие художествен...

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста....