Закрепление представлений о смысловой значимости предлогов
план-конспект по логопедии на тему

Тешке Наталья Анатольевна

Конспект логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zakreplenie_upotrebleniya_predlogov.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Учителя-логопеда Тешке Н.А.

Цели: Образовательные

  • закрепление  представлений  о  смысловой  значимости  предлогов;
  • формирование  представлений  о  предлоге  как  отдельном  слове;
  • практическое  усвоение  правила  о  раздельном  написании  предлогов;
  • повторение  слов – предметов,  действий,  признаков;

            Коррекционные

  • дальнейшее развитие  и  уточнение  пространственно-

временных  представлений;

  • обогащение  фразовой речи  учащихся  путем

распространения  словосочетаний,  составление  предложений  с  использованием   схем;

  • преодоление  аграмматизмов  в  импрессивной  и

экспрессивной  речи;

  • развитие  общей  и  мелкой  моторики;
  • развитие  внимания,  мышления;

           Воспитательные

  • воспитание  желания  наблюдать  за  явлениями  

природы  и  ощущать  ее  красоту.

Оборудование: рисунок  березы,  домов,  солнца,  карточки  со  словами,  

                          индивидуальные  карточки  со  словами,  карточки  с  

                          заданиями.

                                                       Ход  задания:

  1. Организационный  момент.
  • Сегодня  мы  с  вами  отправимся  в  путешествие,  а  кто  нам  поможет,  вы  сами  догадайтесь.  Это  короткое  слово.  Как  оно  называется? (Предлог).Как  пишется  со  словами?  Для  чего  служит?

-Но  он  так  торопился,  что  по  дороге  рассыпался. Помогите  ему  собрать  картинки. (на  доске  собирают  из  частей  картинки).

     -Назовите  время  года,  которое  стоит  перед  весной. (зима)

                                             Которое  следует  за  летом? (осень)

                                             Которое  идет  за  весной? (лето)

     -Назовите  время  года,  которое  стоит  между  летом  и  зимой? (осень)

    - Время  года,  которое  стоит  между  осенью  и  весной? (зима)

-Назовите  слова-предметы,  относящиеся  к  зиме.

  • Зимой  очень  холодно и наши  пальчики  замерзли,  давайте  их  погреем.
  1. Работа  в  тетради.
  • Зима  приготовила  задание.
  • Я  прочитаю  вам  стихотворение  Леонида  Лапцуя,  а вы внимательно  слушайте, и записывайте  в  тетради  через  запятую  предлоги,  которые  услышите.  

В   сказках  древнего Ямала,                   И  горит  костер  небесный

В  песнях  новых  поколений -                На  рогах  его  ветвистых,

Всюду  словом  благодарным                 Отражен  в  сугробах  снежных,

Люди  чествуют  оленей.                         Отражен  в  глазах  смолистых,

В  ночь  беззвездную  до  чума                И  тогда  спина  оленья,

Кто  добраться  вам  поможет?                Полосатая,  как  тундра,

Кто  разыщет  путь  по  ветру,                 Вся  струится,  вся  мерцает

Если  в  тундре  бездорожье?                  Семицветьем  перламутра.

Только  правильно  держите                    Ой,  полярные  красавцы –

Вы  моржовую  уздечку,                          Быстроногие  олени,

Только  спину  не  хлещите                     Обучили  вы отваге

Всю  волнистую,  как  речка…                Много-много  поколений!

А  займется  в  черном  небе                    Мало  слов  еще  лепечет

Свет  полярного  сиянья,                          Пастушонок-невеличка,

Поглядите  на  оленя:                               А  уже  зовет  любимца

Он  стоит  как изваянье.                           По  его  оленьей  кличке.

(В, В,  В, ДО, ПО, В,  В, НА,  НА,  В,  В,  ПО)

  • Проверим,  как  вы  справились  с  этим  заданием. (Один  ребенок  читает).
  1. Работа  по  распространению  словосочетаний  с  помощью  слов-признаков.
  • Но  вот  солнышко  светит  ярче,  зима  отступает, снег  темнеет,  появляются  проталинки. Какое  время  года  намступает?
  • Назовите  признаки  весны. Какая  она  бывает?

На  доске:

     С  крыш

     Из  бумаги

     По  лужам

     На  ветках

     Из  стран

  • Весна  приготовила  задание: Вы  должны  с  помощью слов-признаков распространить  словосочетания (нагретых, газетной,  огромным,  березовых, далеких).
  • Прочитайте  получившиеся  словосочетания.

IV. Работа  в  тетради.

  • А  сейчас  запишите  в  тетради  словосочетания,  которые  вы  составили. Предлоги  обведите  в  кружок.
  • Придумайте название  получившегося  рассказа.

Что  мы  делаем  летом?

  1. Физкультминутка.
  • Лето  придумало  два  задания.
  • Представьте, что  вы  вдруг  попали  в  Лето.Приглашаю  вас  на  летнюю  полянку. Вот  первое  задание. Я  бросаю  мяч  и  называю  предлог,  а  вы  должны  придумать  словосочетание  или предложение с  этим  предлогом  на  летнюю  тему. Понятно?
  1. Работа  с  деформированным  текстом.
  • Послушайте  второе  задание  Лета. Из  данных  слов  составьте предложения.

     Любим, по,  бродить, с,  мы,  братом,  лесу,  младшим.  Много,  лесу,  в,  ягод,  этом.  Отдыхаем,  ручья.  У,  с,  мы,  лесного,  братом. Приятно,  прохладной,  из,  воды,  ручья,  жаркий,  в,  попить,  день.

  • Придумайте  название  этому  рассказу.
  1. Гимнастика  для  глаз.
  2. Составление  предложений  с  опорой на  схему  и  картинку.
  • Но  травка  пожелтела,  с  деревьев  ветер  срывает  листву.  Какое  время  года  наступило? (Осень).
  • Она  тоже  приготовила  вам  задание.  По  карточкам каждый  из  вас  составит  предложение  с  опорой  на  схему  и  картинку. Поможет  вам оставить  эти  предложения  предлог.
  • Прочитайте  свои  предложения. (дети читают).

VIII.    Итог  занятия.