Профилактика функциональных нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий
методическая разработка по логопедии на тему

Коваленко Юлия Сергеевна

представлена система работы по профилактике функциональных нврушений голоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_razvitiem_obshchestvennyh_form_otnosheniy.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Пояснительная записка

С развитием общественных форм отношений, культуры, искусства, образования постоянно увеличивается число людей речевых и голосовых профессий.

        Большие речевые нагрузки предъявляют повышенные  требования к голосовому аппарату, а это заставляет вырабатывать профилактические меры для сохранения здорового голоса, а также, искать пути восстановления в случаях его нарушений.

Заболевания голосового аппарата снижают трудоспособность у практически здоровых людей, для некоторых создают угрозу профессиональной  непригодности. Восстановление голоса возвращает людей к нормальной трудовой деятельности, поэтому задачи специализированной помощи при этих заболеваниях приобретают социальное значение.

Т. О. Было проведено исследование функциональных нарушений голоса у людей голосоречевых профессий.

Исследовались условия эффективности  организации процесса восстановления голоса у людей голосоречевых профессий.

Анализ состояния вопроса в теории и практике позволили сформулировать гипотезу исследования.

Гипотеза – 1) наличие у людей голосоречевых профессий незалеченных заболеваний, большие голосовые нагрузки в течение трудовой недели может привести к потери голосовой функции и в последствие к профессиональной непригодности.

                   2) повышение уровня грамотности в области гигиены голоса способствует сохранению профессиональной пригодности людей голосоречевых профессий на долгие годы, если проводить работу по следующим направлениям:

-  использование разнообразных дыхательных упражнений;

-  использование вокальных упражнений;

-        выполнение гигиенических требований по охране голоса;

Цель исследования – выявить основные причины нарушения голосовой функции у людей голосоречевых профессий, определить основные направления консультативно-просветительской работы, выявить эффективность предложенной консультативно-просветительской работы.

В соответствии с гипотезой и целью исследования  были определены основные задачи:

1)        изучить состояние проблемы в теории и практике логопедической работы;

2)        определить условия повышения эффективности логопедической помощи людям с нарушениями голоса;

3)        экспериментально проверить эффективность выявленных условий при работе с людьми голосоречевых профессий.

Практическая значимость исследования:

Разработаны методические рекомендации по организации логопедической помощи людям голосоречевых профессий.

Разработан курс просветительских лекций, комплекс практических занятий. Наглядные пособия по выполнению голосовых и дыхательных упражненией (в том числе дидактические пособия с использованием И.К.Т.)        

Для проведения эксперимента исследования , были выбраны люди, благодаря кому происходит воспитание и обучение подрастающего поколения – учителей общеобразовательной школы.

Этот контингент был выбран неслучайно, ведь профессиональные певцы и актеры специально обучаются правильному ведению голоса, гигиене голоса.  Как показывает практика учителя, в отличие от певцов и актеров не умеют правильно пользоваться голосом, очень часто у них возникают нарушения голосовой функции.

 Цель исследования:

1. Выявление основных причин нарушения голоса у людей голосоречевых профессий;

2. Выявление характера голосовых нарушений у людей голосоречевых профессий;

3. Выявление уровня знаний о голосе, о его гигиене у людей голосоречевых профессий.

     В анкетирование приняло участие 23 человека в возрасте от 33 до 72 лет, из которых 21 женщина и 2 мужчины.

Проанализировав анкету, мы выявили, что в качестве основных нарушений голосовой функции анкетируемыми были выделены:

- ларингит (77,4%)

- фарингит (64,5%)

- тонзиллит (34,4%)

также отмечались нарушения голоса после гриппа, ангины, потеря голоса, фиброма голосовых складок, но их процентный показатель оказался достаточно невысоким (по 4,3%)

         У большей половины, а именно у 61,6% данные заболевания остались незалеченными.

         Основной из причин функциональных нарушений голоса, все анкетируемые отметили значительную голосовую нагрузку в течение дня (от 3 до 6 академических часов), большая половина (87,1%) отметили наличие дополнительной голосовой нагрузки, лишь 12,9% её наличие не отметили.

У большинства анкетируемых нарушения голосовой функции отмечаются в конце рабочего дня, но после 0,5 часа отдыха отмечаются улучшения голоса.

        Лишь 21,5% анкетируемых охарактеризовали свой голос как «нормальный», остальные же дали следующие характеристики своему голосу:

- хриплый (34,4%)

- затухающий (30,8%)

- слабый (12,9%)

       Все анкетируемые, отмечали нарушения голосовой функции, но 56% из них не принимали никаких мер по устранению данных нарушений – не проходили курс лечения.

       Анкетируемыми были сформулированы следующие «правила» гигиены голоса:

- не напрягать голос;

- отдыхать;

- беречь голос.

         Такая формулировка правил говорит о том, что у анкетируемых нет четких представлений о гигиене голоса, и тех правил, которые нужно соблюдать. 26% от всего числа анкетируемых таких правил сформулировать не смогли.

          Все анкетируемые также изъявили желание подробнее узнать о гигиене голоса, о способах восстановления голосовой функции.

        Т. к в анкетирование принимали участие мужчины и женщины, проведя тщательный анализ анкет, и сопоставив ответы мужчин и женщин нами не было обнаружено значительной разницы в ответах по половой принадлежности.

          Проанализировав данные анкет, можно сделать вывод, что люди голосоречевых профессий: а именно учителя, мало осведомлены о состоянии голосовой функции, о правилах гигиены голоса, также у большинства наблюдаются нарушения голоса, для устранения которых необходима специальная помощь..

        По результатам констатирующего эксперимента был разработан курс лекций и практических занятий, направленных на восстановление голоса у людей голосоречевых профессий.

        Для полного восстановления голоса после заболеваний голосового аппарата, недостаточно помощи лишь врачей: фониатра, ЛОР-врача,  необходима еще помощь логопеда. По-нашему мнению комплекс логопедической помощи должен иметь два направления:

1. Комплекс воспитательно-просветительских лекций;

2. Комплекса практических занятий по восстановлению голоса.

Цель первого комплекса (воспитательно-просветительских лекций): познакомить со строением, функциями голосового аппарата, с разновидностями заболеваний голоса, с причинами голосовых нарушений, с гигиеническими правилами использования голоса.

Целью второго комплекса (практических занятий по восстановлению голоса), является ознакомление с приемами постановки физиологического и речевого дыхания, с приемами  постановки голоса, с приемами развития голосовых регистров, с приемами работы над дикцией.

После прослушивания лекционного курса учителя должны владеть следующими знаниями: знать о строение и функциях голосового аппарата, знать разновидности заболеваний голосового аппарата и их причины, знать о гигиенических правилах использования голосовой функции, иметь представления о комплексах дыхательных и релаксационных упражнений.

После прохождения курса практических занятий по постановке голоса педагоги должны владеть следующими умениями: владеть приемами постановки физиологического и речевого дыхания, приемами активизации мускулатуры шеи, приемами постановки голоса и развития голосовых регистров, приемами работы над дикцией.

                                                                                                                    Таблица 1

   Тематическое планирование курса лекций для лиц голосоречевых профессий.

Тема

Цель

Оборудование

Количество часов

Вводные лекции

1

Строение голосового аппарата

Познакомить со строением, функциями  голосового аппарата, объяснить механизм голосообразования.

1. Презентация

2 часа

2

Профессиональные поражения голосовой функции

Познакомить с разновидностями профессиональных заболеваний голосовой функции у лиц голосоречевых профессий

1 час

3

Причины голосовых нарушений

Познакомить с причинами голосовых нарушений у лиц голосоречевых профессий

1. Индивидуальные памятки о причинах нарушения голоса.

1 час

Основная часть

4

Гигиенические правила использования голоса

Познакомить с общими и профессиональны-ми гигиеническими правилами использования голоса

1. Индивидуальные памятки по гигиене голоса.

1 час

5

Восстановление голоса при ларингитах

Познакомить людей голосоречевых профессий с причинами ларингитов, с методами и приемами восстановления голоса при данном нарушении.

1. Индивидуальные памятки по восстановлению голоса.

1 час

6

Дыхатель-ные упражнения при функциона-льных нарушениях голоса

Познакомить с комплексом дыхательных упражнений при функциональных нарушениях голоса, практическое упражнение в выполнение дыхательной гимнастики

1. Индивидуальные памятки с комплексом дыхательных упражнений

1 час (сочетание практичес-кого и лекцион-ного материала)

7

Релаксаци-онные упражнения при функциона-льных нарушениях голоса

Познакомить с комплексом релаксационных упражнений, практическое упражнение в проведение релаксационных упражнений

1. Индивидуальные памятки по выполнению релаксационных упражнений

1 час

(сочетание практичес-кого и лекцион-ного материала)

Заключительные лекции

8

Профилак-тика голосовых расстройств

Напомнить о причинах нарушения голоса, рассказать о методах профилактики голосовых расстройств

1. Индивидуальные памятки по профилактики нарушений голоса.

1 час

Общее количество тем лекций                                                      8 лекций

Общее количество часов                                                               9 часов

        Планируемый курс лекций состоит из 3 частей: вводная часть, основная часть, заключительная часть.

        Во вводной части рассматривается 3 темы, общее количество часов: 4 часа.

        В основной части лекций 4 темы, общее количество часов: 4 часа.

        В заключительной части лекций запланирована 1 лекция, продолжительностью 1 час.

Лекционный курс проводился  с учителями Шаталовской средней школы в течение 2007-2008 учебного года по 1 часу в неделю. Параллельно с курсом лекций проводился курс практических занятий по 1 часу в неделю.

Тематическое планирование практических занятий по постановке голоса для лиц голосоречевых профессий представлено в таблице 2.                                                                  

                                                                                                                   Таблица 2.

                 Тематическое планирование курса практических занятий по восстановлению голоса при функциональных нарушениях голоса.

Тема

Цель

Оборудование

Количество часов

1

Постановка речевого дыхания

Познакомить с приемами постановки физиологического и речевого дыхания. Упражнения в постановке дыхания .

1. Индивидуальные памятки по выполнению дыхательных упражнений

2. Наглядный материал по выполнению упражнений (использование ИКТ)

2 часа

2

Активиза- ция мускулату-ры шеи

Познакомить с приемами активизации мускулатуры шеи. Выполнение соответствующих упражнений.

1. Индивидуальные памятки по выполнению упражнений

2. Наглядный материал по выполнению упражнений.

1 час

3

Постановка голоса

Познакомить с приемами постановки голоса. Выполнение соответствующих упражнений.

1. Индивидуальные памятки по выполнению упражнений

2 часа

4

Развитие голосовых регистров. Тренировка поставлен-ного голоса

Познакомить с приемами развития голосовых регистров. Выполнение соответствующих упражнений.

Тренировка поставленного голоса

1. Индивидуальные памятки по выполнению упражнений

3. Стихотворные тексты для тренировки голоса

2 часа

5

Работа над дикцией

Познакомить с приемами работы над дикцией. Выполнение соответствующих упражнений.

1. Индивидуальные памятки по выполнению упражнений

2. Тексты для работы над дикцией.

2 часа

Общее количество тем занятий                                                   5

Общее количество часов                                                              9 часов

Проведение комплекса лекций и практических упражнений позволит восстановить голос у людей с функциональными нарушениями голоса, повысить уровень образованности  в области знаний о голосовом аппарате, предотвратить появление новых нарушений голоса у людей голосоречевых профессий.

Голос – это неотъемлемый компонент комунникации. Расстройства голоса затрудняют как процесс воспроизведения речи говорящим, так и процесс восприятия этой речи окружающими.

Проблема профилактики и реабилитации голосовых расстройств приобретает очень важное значение т. к. число лиц имеющих такие патологии постоянно возрастает.

Можно выделить несколько причин, способствующих возрастанию количества людей с нарушениями голоса:

  • Ухудшение условий работы;
  • Стрессогенность современного общества;
  • Увеличение голосовой нагрузки, требований, предъявляемых к голосу профессионалов
  • Увеличение числа профессий, которые предполагают использование аппарата фонации.

Несоблюдение правил голосовой гигиены, неправильная техника голосоведения – одни из самых распространенных причин возникновения функциональных нарушений голоса, которые в ряде случаев могут повлечь за собой профессиональную нетрудоспособность.

        Конечно, необходима оптимизация процесса раннего выявления и предупреждения нарушений голоса, но в нашем случае возможно лишь логопедическое воздействие, направленное на преодоление дефекта.

        Данное исследование было посвящено поиску путей коррекционного воздействия на людей голосоречевых профессий имеющих функциональные нарушения голоса.

        Предложенная программа курса лекций предусматривала повышение уровня знаний педагогов о голосе, о способах его сохранения. Основная задача курса состояла в том,  чтобы учителя познакомились с анатомо-физиологическими механизмами голосообразования, узнали об основных профессиональных поражениях голосовой функции, овладели основными  гигиеническими правилами, предупреждающими голосовые расстройства.          

        Навыки  поставленного голоса позволяют  приспособиться голосовому аппарату к повышенной голосовой нагрузке, обеспечивая тем самым, профессиональное долголетие.

Цель практического курса по постановке голоса – воспитание такого способа голосоведения, который обеспечит полноценную нагрузку голосового аппарата.        

Программа работы включает в себя курс лекционных занятий общей продолжительностью 9 часов, а также курс практических занятий общей продолжительностью 9 часов.

9 лекционных часов знакомят педагогов с анатомо-физиологическими основами голосообразования, нарушениями голоса различной этиологии, основными принципами правильного использования речевого голоса и правилами его гигиены, с методикой проведения релаксационных упражнений при наличии функциональных нарушений голоса.

Овладение теоретическими знаниями позволило осознано приступить к работе по формированию практических навыков оптимального дыхания и голосоведения.

        Для проведения формирующего эксперимента были разработаны 8 лекций и 9 практических занятий в соответствии с тематическим планирование предложенным выше.        

В каждом занятии сочетались практическая и лекционная формы работы.

        Для большей эффективности на занятиях были использованы ИКТ, а также, каждому педагогу предлагались индивидуальные памятки с важными моментами лекций, и памятки по выполнению дыхательных и релаксационных упражнений.        Работа проводилась в форме аудиторных занятий. Работа над дыханием, артикуляционной гимнастикой, релаксационными упражнениями, закреплением навыков голосоведения проводилась фронтально.  

        Практические и лекционные занятия строились с учетом общедидактических принципов: доступности, индивидуального подхода, сознательности и активности педагогов, постепенности и последовательности и других.

        Методический материал подбирался таким образом, что в ходе группового занятия происходила интенсивная работа каждого обучаещегося.

        Проводились релаксационные упражнения для снятия общего напряжения и напряжения мышц,  участвующих в процессе голосообразования. Они были направлены н6а нормализацию мышечного тонуса, который лежит в основе оптимальной фонации.

        От хорошо развитого дыхания во многом зависит красота, сила и выносливость голоса. Поэтому, одним из основных направлений, по которому велась работа, было развитие диафрагмального дыхания.

        Следующим направлением, по которому велась практическая работа – была работа над дикцией. Четкая и хорошая работа органов артикуляции  определяет хорошую дикцию, от этого зависят такие качества голоса как звонкость и полетность

        На последнем занятии педагогам было предложено ответить на вопросы второй контрольной анкеты, которая состояла из 6 вопросов.

        В первом констатирующем эксперименте приняло участие 23 человека в возрасте от 33 до 72 лет, из которых 21 женщина и 2 мужчины. В дальнейшей работе принимало участие 15 человек. В ходе работы было проведено 10 лекционных и 10 практических занятий.

Целью второго контрольного анкетирования было выявление эффективности предложенных лекций и практических занятий. Выявление отношения педагогов к проведенной работе.

Проанализировав полученные результаты, мы выявили:

  • 75% педагогов полностью прослушали курс предложенных лекций и посетили все практические занятия;
  • 100% участвующих в эксперименте указали на доступность предложенной информации;
  • 100% учителей отметили, что получили новые знания благодаря разработанным нами лекциям;
  • 85% испытуемых указали на возможность выполнения предложенных практических упражнений без помощи специалиста;
  • 45% педагогов отметили, что они каждый день самостоятельно выполняли предложенные упражнения дома, во время проведения эксперимента;
  • 60% испытуемых указали на появление улучшение голосовой функции после проведения нами практикума по выполнению голосовых упражнений;
  • 60% учителей отметили, что систематическое выполнение предложенных голосовых и дыхательных упражнений позволит избежать голосовых нарушений;
  • 60% участвующих в эксперименте будут продолжать выполнять  предложенные нами голосовые и дыхательные упражнения. Таким образом, проанализировав данные первого и второго контрольного экспериментов можно сделать вывод:
  • Наличие у людей голосоречевых профессий незалеченных заболеваний, большие голосовые нагрузки в течение трудовой недели потери голосовой функции и в последствие к профессиональной непригодности.
  •  Повышение уровня грамотности в области гигиены голоса, а также проведение специальных дыхательных и голосовых упражнений способствует сохранению профессиональной пригодности людей голосоречевых профессий на долгие годы.

 

 Курс просветительских лекций по охране голоса для лиц голосоречевых профессий.


Лекция № 1.

Тема: Строение голосового аппарата.

Литература:

  1. Практическая фониатрия. Зарицкий Л. А,, Тринос Л. А.,Тринос В. А.-Киев.: Вища школа: Головное издательство, 1984
  2. Максимов И. Фониатрия: Перевод с болгарского В. Д. Сухарева  М.: Медицина, 1987.

Голосовой аппарат человека имеет сложное строение и включает в себя легкие, гортань и систему резонаторов, которые функционально связаны между собой.

        Главную роль в голосообразовании играет гортань, располагающаяся между глоткой и трахеей. Верхняя граница ее находится между телами 5 и 6 шейного позвонка.

        Характер голоса тесно связан с  формой и величиной голосовых складок, которые представляют собой образования перламутрового цвета, состоящие из эластичных и мышечных волокон и прикрепляющиеся к середине внутренней поверхности щитовидного хряща (кпереди) и голосовыми отростками черпаловидных хрящей (кзади). Над голосовыми складками и параллельно им находятся мощные складки преддверия. Представляющие собой складки слизистой оболочки гортани.

        Полость гортани, заключенная между складками преддверия и голосовыми складками, образуют собственно голосовой аппарат.

        При дыхании между голосовыми складками образуется треугольной формы голосовая щель, а при фонации голосовые складки сомкнуты.

                В полости гортани различают преддверие и подголосовую полость. Подголосовая полость не меняет своей конфигурации при различных функциональных состояниях. Преддверие гортани ограничено сверху подвижным надгортанником, сзади – черпаловидными хрящами, снизу – голосовыми складками и с боков – окруженными слизистой оболочкой щито-черпаловидными мышцами. Благодаря подвижности стенок преддверия гортани находится складки преддверия (ложные голосовые складки), состоящие из мышечных волокон и рыхлой соединительной тканью. Складки преддверия участвуют в голосообразовании лишь при дисфункции голосовых складок, приближаясь друг к другу при участии щито-черпаловидных мышц.

        Голос, возникающий при участии ложных голосовых складок, имеет иные функциональные возможности по сравнению с истинным голосом – результатом функции основных голосовых мышц, участвующих в голосообразовании.

        Между голосовыми складками и складками преддверия размещаются желудочки гортани, выстланные слизистой оболочкой с большим количеством желез, продецирующих слизь.

           Желудочки гортани во время речи и пения низких звуков расширяются, а при образовании высоких звуков уменьшаются, но их роль в образовании певческого голоса невелика.

        Остов гортани состоит из гиалиновых и эластичных хрящей: трех непарных – перстневидного, щитовидного, надгортанника и трех парных – черпаловидных, клиновидных, рожковидных. Все указанные хрящи подвижно соединяются между собой с помощью связок.

        Все хрящи гортани, трахеи и подъязычная кость соединены между собой связками. Благодаря этим соединениям осуществляется смещение гортани в той или иной степени при пении и речи.

        Мышцы гортани делят на внутренне (собственно гортанные) и наружные. Одни мышцы поднимают гортань, другие опускают ее, третьи защищают вход в гортань при глотании пищи и размыкают или смыкают голосовые складки.

        Различают две группы внутренних мышц гортани: суживающие голосовую щель и расширяющие ее. Преобладание тонуса мышц, суживающих голосовую щель, над расширителями  объясняется жизненно важной защитной функцией гортани, предотвращающей возможное попадание инородных частиц в гортань, трахею и бронхи.

        Гортань выполняет три важнейшие функции:  дыхательную, фонаторную, защитную.

        Как оказалось, голосовые складки при фонации находятся в сомкнутом и напряженном состоянии в зависимости от высоты и силы звука.

        Струя воздуха, идущего из легких в гортань, преодолевает это напряжение, размыкает голосовые складки и открывает голосовую щель, затем в силу эластичности напряженных складок голосовая щель смыкается.

        Т.о, в результате колебательных движений голосовых складок возникает звук заданной частоты.


Лекция № 2

Тема: Профессиональные поражения голосовой функции

Литература:

  1. Практическая фониатрия. Зарицкий Л. А,, Тринос Л. А.,Тринос В. А.-Киев.: Вища школа: Головное издательство, 1984
  2. Максимов И. Фониатрия: Перевод с болгарского В. Д. Сухарева  М.: Медицина, 1987.

Голосовые расстройства – дисфония разговорного и певческого голоса – могут наблюдаться у лиц, специально не обу4чавшихся  усвоению хотя бы щадящих приемов пользования голосовой функцией.

Такие изменения голоса встре5ц2аются  пери профессиях, связанных с более продолжительным или с более грубым  использованием голосовой функции.

Изменения голоса в начальной стадии являются результатом его быстрой утомляемости. Голосовая усталость в данном случае связана с функциональными нарушениями фоногенных (голосовых) центров ЦНС или с периферическими расстройствами голосовой мускулатуры гортани.

Нервная усталость голоса центрального происхождения является следствием нарушений обменных процессов в нервной ткани. Нервная усталость появляется в результате длительных голосовых усилий и напряжения голоса, превышающего нормальные границы физиологической фонации.

Основная и постоянная симптоматика  при профессиональных заболеваниях голоса, связанных с особенностями  некоторых  профессиональных требований, предъявляемых  голосовой функции, с плохими акустическими условиями голосовой усталостью, проявляющейся гипотонией мышц, прямо или косвенно участвующей в фонаторной функцие. В начале гипотания мышц имеет переходящей характер и исчезает после отдыха. Со временем становится необходимым более продолжительный и частый отдых, до появления стойких изменений голосовых складок (парезы, узлы, фибромы, кровоизлияния).

В начальной стадии расстройства фонации проявляются в виде различных субъективных ощущений, соответствующих индивидуальному характеру чувствительности гортани. Они являются причиной неопределенных жалоб на затруднения при фонации, легкую утомляемость, нарушения тона, нарушения дыхания и даже появление болей.

Голос бывает осиплым с множеством добавочных шумов, теряет блеск и плотность тембра, сила его значительно снижается. Лечение воспалительных заболеваний вызванных профессиональными вредностями, осуществляется согласно общим принципам терапии при заболеваниях ЛОР – органов и всего дыхательного пути. Больных освобождают от работы и назначают режим голосового покоя в домашних условиях или стационаре, назначают медикаментозное лечение, возможно использование психотерапии, выполнение разнообразных дыхательных, вокальных упражнений.

Но появление голосовых нарушений можно предупредить, если выполнять гигиенические требования по охране голоса. Очем и пойдет речь в следующей лекции.


Лекция № 3

Тема: Причины голосовых нарушений

Литература:

  1. Практическая фониатрия. Зарицкий Л. А,, Тринос Л. А.,Тринос В. А.-Киев.: Вища школа: Головное издательство, 1984
  2. Максимов И. Фониатрия: Перевод с болгарского В. Д. Сухарева  М.: Медицина, 1987.

Дисфонии, вызванные неблагоприятными влияниями внешней среды на голосовую функцию. 

К вредностям окружающей среды, т.е. макро- и микроклимата, следует отнести:

1. Загрязнение воздуха вредными веществами в газообразном, жидком или твердом состоянии или экстремальные  температурные влияния – холод или жара.

2. Неблагоприятные и вредные акустические условия.

Наружный воздух на некоторых предприятиях бывает в различной степени насыщен вредными веществами в твердом, жидком или газообразном состоянии. Иногда гортань бывает подвержена резким изменениям температуры, в других случаях в течение продолжительного времени приходится дышать очень холодным или перегретым сухим или влажным воздухом.

Значительное вредное воздействие на гортань оказывает окружающий воздух в процессе трудовой деятельности во время дифференцированной активности гортани – фонации. Патологические изменения в гортани, выраженные в различной степени отличаются у лиц, не получивших вокального обучения, к которым, например, относятся представители командного состава, продавцы – лоточники и др.

Эти лица не только пренебрегают основными требованиями правильного голосопродуцирования, но в связи с характером своего труда вынуждены пользоваться разговорным голосом в неблагоприятных условиях, нередко в течение длительного времени.

Полную и точную оценку влияния профессиональных факторов при заболеваниях гортани относительно поражения всех  ее функций следует выносить с учетом трудового стажа, возможного превышения нормативов для определения видов трудовой деятельности и данных анализа условий труда по всем показателям. Неблагоприятные факторы окружающей среды с акустической точки зрения можно разделить на два вида.

1. В первую очередь, следует учитывать повышенную силу шума на рабочем месте. Сильный шум оказывает непосредственное воздействие вследствие эффекта глушения, что заставляет работников, соответствующих предприятий и учреждений, повышать интенсивность голоса.

2. Акустические параметры внешней среды косвенно влияют на фонацию в положительном или отрицательном смысле

Лекция № 4.

Тема: Гигиена голоса.

Литература:

  1. Практическая фониатрия. Зарицкий Л. А,, Тринос Л. А.,Тринос В. А.-Киев.: Вища школа: Головное издательство, 1984
  2. Максимов И. Фониатрия: Перевод с болгарского В. Д. Сухарева  М.: Медицина, 1987.

Голос – основной инструмент, от совершенства владения которым и хорошего состояния которого зависит профессиональной деятельности. Красивый тембр, свободное использование дыхания, достаточная сила звука, богатство и разнообразия интонации – факторы, обеспечивающие максимально эффективное действие голоса.

Но, к сожалению, у работников голосоречевых профессий часто наблюдаются различные заболевания голосового аппарата. Этого можно избежать, если выполнять следующие гигиенические требования.

Общие гигиенические правила:

  1. Поддержание хорошего голоса

А) Расстояние между собеседниками не должно превышать 1м.

Б) Располагайтесь в центре комнаты, тогда все вас хорошо услышат и вам не придется перенапрягать голос.

В) Говорите достаточно громко, с удобными для вас высотой тона и темпом речи.

Г) Голос должен иметь сбалансированный орально-нозальный резонанс.

Д) Говорите ясно, плавно, без усилений. При разговоре голову держите прямо. Участвующие в фонации мышцы лица, глотки, шеи и плеч во время разговора должны быть расслаблены. Дыхание должно быть адекватным.

Е) При инфекциях верхних дыхательных путей говорить много наследует.  В сильный мороз старайтесь не дышать ртом.

Ж) Укрепляйте своё здоровье. Избегайте запыленных и задымленных мест.

2. Предупреждение перенапряжения голоса

А) Избегайте крика, громких радостных возгласов, черезмерно громкого сме6ха.

Б) Кашляйте, откашливайтесь, чихайте только при необходимости. Делайте это легко и без напряжения.

В) Не пользуйтесь форсированным шёпотом.

Г) Старайтесь не говорить в шумной обстановке.

Д) в рабочих помещениях и дома необходимо поддерживать определенную влажность.

Профессиональные педагогические правила гигиены голоса.

  1. После 2- 3 рабочих дней необходимо сделать перерыв на 1 сутки.
  2. В холодные дни нельзя выходить после окончания уроков, необходимо 10 – 15 мин. побыть в помещении.
  3. При составлении расписания необходимо учитывать следующие особенности:

- утомление голосового аппарата возникает при преподавании в течении 3 – 4 часов с перерывом по 15 мин. и исчезает через 1 час полного голосового покоя (это касается педагогов, которые работают меньше 10 лет),

- учителя с большим стажем работы устают быстрее – через 2 – 3 часа и отдыхают дольше (до 2 часов).

- желательно обращать внимание на нагрузку молодых, начинающих педагогов.

Памятка для педагогов по гигиене голоса.

Общие гигиенические правила:

  1. Поддержание хорошего голоса

А) Расстояние между собеседниками не должно превышать 1м.

Б) Располагайтесь в центре комнаты, тогда все вас хорошо услышат и вам не придется перенапрягать голос.

В) Говорите достаточно громко, с удобными для вас высотой тона и темпом речи.

Г) Голос должен иметь сбалансированный орально-нозальный резонанс.

Д) Говорите ясно, плавно, без усилений. При разговоре голову держите прямо. Участвующие в фонации мышцы лица, глотки, шеи и плеч во время разговора должны быть расслаблены. Дыхание должно быть адекватным.

Е) При инфекциях верхних дыхательных путей говорить много наследует.  В сильный мороз старайтесь не дышать ртом.

Ж) Укрепляйте своё здоровье. Избегайте запыленных и задымленных мест.

2. Предупреждение перенапряжения голоса

А) Избегайте крика, громких радостных возгласов, чрезмерно громкого смеха.

Б) Кашляйте, откашливайтесь, чихайте только при необходимости. Делайте это легко и без напряжения.

В) Не пользуйтесь форсированным шёпотом.

Г) Старайтесь не говорить в шумной обстановке.

Д) в рабочих помещениях и дома необходимо поддерживать определенную влажность.

Профессиональные педагогические правила гигиены голоса.

  1. После 2- 3 рабочих дней необходимо сделать перерыв на 1 сутки.
  2. В холодные дни нельзя выходить после окончания уроков, необходимо 10 – 15 мин. побыть в помещении.
  3. При составлении расписания необходимо учитывать следующие особенности:

- утомление голосового аппарата возникает при преподавании в течении 3 – 4 часов с перерывом по 15 мин. и исчезает через 1 час полного голосового покоя (это касается педагогов, которые работают меньше 10 лет),

- учителя с большим стажем работы устают быстрее – через 2 – 3 часа и отдыхают дольше (до 2 часов).

- желательно обращать внимание на нагрузку молодых, начинающих педагогов.

Лекция № 5

Тема: Восстановление голоса при ларингитах

Литература:

  1. Практическая фониатрия. Зарицкий Л. А,, Тринос Л. А.,Тринос В. А.-Киев.: Вища школа: Головное издательство, 1984
  2. Максимов И. Фониатрия: Перевод с болгарского В. Д. Сухарева  М.: Медицина, 1987.

Исследования показали, что основным заболеванием верхних дыхательных путей у анкетируемых учителей является ларингит. Голос становится грубым, хриплым иногда наступает афония.

  1. Занятия по восстановлению голоса начинаются с работы по коррекции дыхания

И. п. лечь на кушетку расслабиться, положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля за движением мышц грудной клетки. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка должна быть максимально неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих звуков [с], [ш].

Затем следует выполнять это упражнение сидя и стоя.

Такие тренировки проводятся не менее двух раз в день, утром и вечером, продолжительностью 1 – 2 минуты.

  1. Для снятия парастезии нужно проводить легкий массаж шеи в

 области наружной поверхности гортани. Начинать его следует с области корня языка большим и указательными пальцем круговыми движениями спускаясь вниз. Продолжительность массажа 2 – 3 минуты, проводить его следует  3 – 4 раза в день.

  1. Для борьбы с ощущением першения и желанием откашляться

необходимо беззвучно произносить звук [ы]. звук имитируется при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. Повторять прием нужно три раза подряд. В течение дня к нему можно прибегать до 10 – 12 раз.

        Семь – десять дней продолжаются занятия по постановке дыхания, после этого можно переходить к голосовым упражнениям.

  1. Упражнение 1.

Произносит [м] кратко при спокойном положении гортани, направляя звук в «маску».

        После длительного [м] слитно с ним произносится кратко звук [а] при резком опускании нижней челюсти: МА.

           Упражнение 2.

        Производится упражнение со всеми гласными звуками: [а, о, у, э, ы].

        Постепенно длительность звучания гласных звуков  увеличивается, становится полноценной. Но  предпочтение в длительности отдается звуку [м], который произносится более длительно чем гласный.

           Упражнение 3.

        Произнесение пар слогов:

ма – МА    на – НА    ла – ЛА    ва – ВА

ма – Мо    на – НО    ла – ЛО   ва – Во

ма – МУ    на – НУ    ла – ЛУ    ва – ВУ

ма – МЭ    на – НЭ    ла – ЛЭ    ва – ВЭ

ма – МЫ    на – НЫ    ла – ЛЫ    ва – ВЫ

ба – БА     да – ДА     за – ЗА    жа – ЖА

ба – БО    да – ДО     за – ЗО    жа – ЖО

ба – БУ     да -  ДУ     за – ЗУ    жа – ЖУ

ба – БЭ     да – ДЭ     за – ЗЭ    жа – ЖЭ

ба – БЫ    да – ДЫ    за – ЗЫ   жа – ЖИ

        Слоги произносятся с ударением на втором слоге при плавности и слитности произнесения.

           Упражнение 4.

        Произнесение 2 -3 слогов при перемещении ударений.

Мама – маМА – мамаМА

МОмо – моМО – момоМо

Муму – муМУ – мумуМУ

МЭмэ – мэМЭ – мэмэМЭ

МЫмы – мыМЫ – мымыМЫ

(те же сочетания со звуками [л, б, з, и, в, д, ж ].

           Упражнение 5.

        Длительное произнесение гласных звуков и их сочетаний по два, три, четыре, пять на одном выдохе.

А

АО

АУ

АЭ

АЫ

АОУ

АОЭ

АОЫ

АОУЭ

АОУЫ

АОУЫЭ

( те же сочетания со звуками [о, у, э, ы].

           Упражнение 6.

        Закрепление навыка правильного голосоведения в словах (начинающихся с прямых ударных слогов: ма, мо, му, мэ, мы).

           Упражнение 7.

        Фразовая речь. Ответы на вопросы: «Как вы себя чувствуете? Какая сегодня погода?» и т. д. Чтение стихотворений «Бородино», «Парус».

Памятка по восстановлению голоса при ларингитах

  1. Занятия по восстановлению голоса начинаются с работы по коррекции дыхания

И. п. лечь на кушетку расслабиться, положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля за движением мышц грудной клетки. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка должна быть максимально неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих звуков [с], [ш].

  1. Для снятия парастезии нужно проводить легкий массаж шеи в

 области наружной поверхности гортани. Начинать его следует с области корня языка большим и указательными пальцем круговыми движениями спускаясь вниз. Продолжительность массажа 2 – 3 минуты, проводить его следует  3 – 4 раза в день.

  1. Для борьбы с ощущением першения и желанием откашляться

необходимо беззвучно произносить звук [ы]. звук имитируется при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. Повторять прием нужно три раза подряд. В течение дня к нему можно прибегать до 10 – 12 раз.

        Семь – десять дней продолжаются занятия по постановке дыхания, после этого можно переходить к голосовым упражнениям.

  1. Голосовые упражнения.


  Лекция № 6

Тема: Дыхательные упражнения при функциональных нарушениях голоса.

Литература:

  1. Практическая фониатрия. Зарицкий Л. А,, Тринос Л. А.,Тринос В. А.-Киев.: Вища школа: Головное издательство, 1984
  2. Максимов И. Фониатрия: Перевод с болгарского В. Д. Сухарева  М.: Медицина, 1987.

Наиболее распространенные нарушения голоса связаны с функциональными заболеваниями голосового аппарата, т. е. когда не наблюдается анатомических его изменений.

Жалобы сводятся к быстрой утомляемости голоса,
невозможности нести голосовую нагрузку длительно, появлению после этого охриплости и болевых ощущений в горле.

Поэтому восстановительные мероприятия должны вестись в нескольких направлениях.

Психотерапия является важным дополнением к голосовой терапии.

При нарушениях голоса может быть полезен гипноз. Его можно использовать для лечения коммуникативных нарушений, но данное направление является необязательным.

Обязательная работа начинается с выполнения дыхательных упражнений.

        И. П. – сидя на стуле

1.1. Вдох через нос, выдох через нос, имитируя стон;

1.2. Вдох через нос, выдох через рот со звуком [а];

1.3. Вдох через рот, выдох через нос, имитируя стон;

1.4. Вдох через нос , удлиненный выдох через нос, имитируя стон с усилением в конце;

1.5. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произнесение двугубного слегка оглушенного звука [в];

1.6. Вдох через нос, выдох через нос толчками, имитируя стон.

2.1. Дуть на перо, лежащее на поверхности стола.

2.2. На уровне рта необходимо держать лист бумаги. Необходимо дуть на лист, заставляя его трепетать. Лист постепенно отодвигают от рта.

2.3. Равномерный медленный вдох (до 10). Затем медленный и плавный выдох с произнесением звука  [а] (до 10), то же самое со звуком [у].

2.4. Глубокий вдох, на выдохе тянуть звук [с].

2.5. Глубокий вдох, во время выдоха медленно произносить [а – о - у].

        Комплекс упражнений для постановки брюшного дыхания.

И. П. – лечь на спину. Одна рука на груди, другая – на животе.

3.1. Спокойный вдох через нос и выдох через рот. В процессе дыхания должна двигаться брюшная стенка.

3.2. Спокойный вдох через рот и выдох через рот. Живот должен быстро надуваться и медленно опускаться. Затем эти упражнения выполняются при изменении И. П. – стоя, сидя.

Памятка по выполнению дыхательных упражнений

И. П. – сидя на стуле

1.1. Вдох через нос, выдох через нос, имитируя стон;

1.2. Вдох через нос, выдох через рот со звуком [а];

1.3. Вдох через рот, выдох через нос, имитируя стон;

1.4. Вдох через нос , удлиненный выдох через нос, имитируя стон с усилением в конце;

1.5. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произнесение двугубного слегка оглушенного звука [в];

1.6. Вдох через нос, выдох через нос толчками, имитируя стон.

2.1. Дуть на перо, лежащее на поверхности стола.

2.2. На уровне рта необходимо держать лист бумаги. Необходимо дуть на лист, заставляя его трепетать. Лист постепенно отодвигают от рта.

2.3. Равномерный медленный вдох (до 10). Затем медленный и плавный выдох с произнесением звука  [а] (до 10), то же самое со звуком [у].

2.4. Глубокий вдох, на выдохе тянуть звук [с].

2.5. Глубокий вдох, во время выдоха медленно произносить [а – о - у].

        Комплекс упражнений для постановки брюшного дыхания.

И. П. – лечь на спину. Одна рука на груди, другая – на животе.

3.1. Спокойный вдох через нос и выдох через рот. В процессе дыхания должна двигаться брюшная стенка.

3.2. Спокойный вдох через рот и выдох через рот. Живот должен быстро надуваться и медленно опускаться. Затем эти упражнения выполняются при изменении И. П. – стоя, сидя.

Лекция № 7.

Тема: Релаксационные упражнения при функциональных нарушениях голоса.

Литература:

  1. Практическая фониатрия. Зарицкий Л. А,, Тринос Л. А.,Тринос В. А.-Киев.: Вища школа: Головное издательство, 1984
  2. Максимов И. Фониатрия: Перевод с болгарского В. Д. Сухарева  М.: Медицина, 1987.

Расслабление благотворно сказывается на людях, у которых перенапряжены мышцы, участвующие в дыхании и речи, и способствует уменьшению напряжения.

Релаксацию используют для уменьшения смещения гортани кверху у людей с хриплым голосом.

Наибольшего эффекта удается достичь при индивидуальных занятиях в тихой комнате. В каждом сеансе голосовой терапии релаксационным упражнениям отводится несколько минут, их лучше всего проводить в начале сеанса.

Комплекс общих релаксационных упражнений

  1. Сесть прямо и опереться о спинку стула. Ступни прижать к полу, кулаки сжать. Напрячь все мышцы тела. Затем расслабить все мышцы тела.
  2. Медленно опускать голову вперед, пока подбородок не коснется груди. Затем дать голове упасть на правое плечо, на левое плечо, вперед, назад.
  3. Покрутить головой.
  4. Сесть за парту или стол и поставить на него согнутые в локтях руки и полностью расслабиться.

Комплекс релаксационных упражнений для мышц, участвующих в голосообразовании.

  1. Плотно сжать челюсти, раскрыть рот; расслабиться.
  2. Показать зубы, как при улыбке, сделать гримасу; расслабиться.
  3. Упереться языком в зубы, оттянуть язык назад как можно дальше; расслабиться.
  4. Напрячь губы, произнося О; расслабиться.
  5. Посчитать до 10 с нормальной громкостью, еще раз вдвое тише; расслабиться.
  6. Посчитать до 10 очень тихо, шепотом; расслабиться.

Комплекс упражнений по расслаблению гортани

  1. Зевнуть: легко, более глубоко, очень глубоко. При последнем зевании закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.
  2. Сделать вдох, мягко зевать и со вздохом произносить придыхательный звук А.
  3. Глубоко вдохнуть и расслабленно с придыханием и вздохом произносить звук А.
  4. Медленно и глубоко вздохнуть и со вздохом произносить звук А.

Комплекс релаксационных упражнений по расслаблению мимических мышц

  1. Поднять брови как можно выше и опустить их как можно ниже. Повторить 5 раз, постепенно увеличивая их скорость.
  2. Как можно шире открыть рот, медленно закрыть его. Вновь открыть, держать открытым 5 – 7 с. и медленно закрывать.
  3. Делать вращательное жевательное движение закрытыми губами 5 с. по часовой стрелке, 5 с. против часовой стрелки.
  4. Как можно шире открывать глаза, поднимать их к потолку и опускать к полу 5 с., не двигая головой.
  5. Держать голову прямо и двигать глазами вправо и влево, задерживаясь в  этих положениях по 3 – 4 с.

Выполнение этих нехитрых упражнений в комплексе с выполнением голосовой гимнастики позволят избежать перенапряжения голоса, а в дальнейшем и голосовых нарушений.

Памятка по выполнению релаксационных упражнений

Комплекс релаксационных упражнений для мышц, участвующих в голосообразовании.

  1. Плотно сжать челюсти, раскрыть рот; расслабиться.
  2. Показать зубы, как при улыбке, сделать гримасу; расслабиться.
  3. Упереться языком в зубы, оттянуть язык назад как можно дальше; расслабиться.
  4. Напрячь губы, произнося О; расслабиться.
  5. Посчитать до 10 с нормальной громкостью, еще раз вдвое тише; расслабиться.
  6. Посчитать до 10 очень тихо, шепотом; расслабиться.

    Комплекс упражнений по расслаблению гортани

  1. Зевнуть: легко, более глубоко, очень глубоко. При последнем зевании закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.
  2. Сделать вдох, мягко зевать и со вздохом произносить придыхательный звук А.
  3. Глубоко вдохнуть и расслабленно с придыханием и вздохом произносить звук А.
  4. Медленно и глубоко вздохнуть и со вздохом произносить звук А.

Лекция № 8.

Тема: Профилактика голосовых расстройств

Литература:

  1. Практическая фониатрия. Зарицкий Л. А,, Тринос Л. А.,Тринос В. А.-Киев.: Вища школа: Головное издательство, 1984
  2. Максимов И. Фониатрия: Перевод с болгарского В. Д. Сухарева  М.: Медицина, 1987.

Профилактика заболеваний голосообразующих органов очень обширна – постепенное закаливание свежим воздухом, солнцем, водой, физические упражнения. Температура воздуха, его чистота и степень влажности тоже немаловажный фактор в профилактике голосовых расстройств.

Лица голосовых профессий часто работают не вполне здоровыми, что вдальнейшем отрицательно  сказывается на голосовом аппарате – возникают болезненные ощущения, повышается утомляемость, что в конечном счете приводит к «срыву» голоса.

При этом многие начинают заниматься самолечением, к врачу обращаются, когда болезнь уже запущена.

Лица голосовых профессий в большистве нуждаются в постановке речевого голоса, что является профилактической мерой большинства профессиональных нарушений.

При нервном переутомлении даже самая обычная голосовая нагрузка становится порой тяжелой. Чаще всего координация дыхания и функция голосообразования зависит от общего состояния организма, внешних условий.

Режим питания имеет прямое отношение к звучности голоса. Переполненный пищей желудок давит на диафрагму, создавая механическое препятствие дыханию и голосу. Поэтому принимать пищу нужно за 2 часа до начала лекции, предстоящей длительной нагрузки.

Особенно пагубно влияют на голосообразующие органы никотин и систематическое употребление алкоголя.

Лицам голосовых профессий следует находиться под постоянным наблюдением фониатра и соблюдать его рекомендации. При голосовом утомление, срывах голоса, неприятных ощущениях при фонации после обследования у врача необходимо приступать к логопедическим занятиям

Памятка по профилактике голосовых расстройств

  1. Постепенное закаливание свежим воздухом, солнцем, водой, физические упражнения.
  2. Своевременное обращение к специалисту.
  3. Постановка речевого голоса.
  4. Принимать пищу за 2 часа до начала лекции, предстоящей длительной нагрузки.
  5. Особенно пагубно влияют на голосообразующие органы никотин и систематическое употребление алкоголя.
  6. Следует находиться под постоянным наблюдением фониатра и соблюдать его рекомендации.

                                                                                       

Курс практических занятий по восстановлению голоса при функциональных нарушениях голоса у лиц голосоречевых профессий

Занятие № 1-2.

Тема: Постановка речевого дыхания.

Цель: Познакомить с приемами постановки физиологического и речевого дыхания. Упражнения в постановке дыхания.

Без поставленного речевого дыхания не бывает хорошего голоса. Следующие упражнения позволяют увеличить силу голоса без перенапряжения голосовых связок.

Упражнение 1.

Во время ходьбы: один шаг -0 вдох, три шага – выдох, один шаг- пауза. Выполнять четырежды в день по 4 раза.

Упражнение 2.

Подъем по ступенькам: одна ступенька – вдох, две ступеньки – выдох, приставить ногу – пауза. Проходить таким образом 1 – 2 марша лестницы.

Упражнение 3.

Выполняется лежа. Положить руку на живот. На вдохе надуть живот, на выдохе плавно втянуть. Сделать паузу, расслабиться. Повторять четырежды в день по 1 минуте.

Упражнение 4.

Для закрепления ощущения расслабленной при дыхании гортани произносить тихим шепотом, без напряжения, легко слоги ХАХХ, ХОХХ, держа у губ маленькое зеркало. При правильном выполнении упражнения зеркало запотевает.

Упражнение 5.

Имитируя жевательные движения, произносить слоги:

ХММА – ХННА

ХММО – ХННО

ХММУ – ХННУ

ХММЭ – ХННЭ

ХММИ – ХННИ

Упражнение 6.

Встать прямо, сделать выдох, затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувать щеки, - выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Вдох необходимо делать носом. Губы при выдохе должны быть сомкнуты. Следить, чтобы выдох длился не меньше 8 – 10 единиц счета.

Упражнение 7.

Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в 12 единиц счета, и эти 12 единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: Ф, С, Ш, Х, на каждый звук падают три единицы счета. Упражнение проделывается 3 – 4 раза.

Упражнение 8.

Сделать быстрый вдох и на одном выдохе произносить несколько раз подряд звук П. Грудную клетку не сжимать должны хорошо работать губы. Затем, быстро вздохнув, на одном выдохе произносить столько раз, на сколько хватит дыхания, группу согласных: ПТК.

Упражнение 9.

Полный вдох осуществляется на три единицы счета, с остановками после каждой, т. о. вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором она их застает. Вдох делать носом, выдох через узкое отверстие губ. Длительность 10 – 12 единиц счета.

Упражнение 10.

Отличается от упражнения 9 тем, что выдох прерывается остановками. Порядок упражнения (общая длительность выдоха сначала 12, а затем 16 единиц счета): вдох три единицы – выдох три единицы – остановка – выдох три  единицы счета – остановка – выдох три единицы – остановка – выдох три единицы счета.

Упражнение 11.

Выдох идет при счете вслух до 8. Нужно следить, чтобы счет шел как единая фраза, без пауз между словами. Считать ровно, без крика, с хорошей дикцией. Впоследствии счет следует довести до 15 – 20 – 25. При счете стараться дольше сохранять состояние дыхательных мышц живота и груди в положении вдоха, но не задерживать сам выдох.

Упражнение 12.

Быстрый вдох на одну единицу счета. Общий счет до 15, но с остановками после каждой пятерки. Пауза между пятерками не должна быть длительной, но во время остановки нельзя дополнять дыхание, а также отдавать его. Последовательность упражнения: вдох и счет до 5 – остановка – счет до 10 – остановка – счет до 15.

Дыхательная гимнастика

  1. Сидя на стуле, руки на поясе. Отвести руку в сторону, с поворотом туловища – вдох, руку на пояс – выдох. 3 – 4 раза в каждую сторону. Темпе медленный.
  2. Сидя на стуле, руки на коленях. Развести руки в стороны – вдох, руки на колени – выдох. 3 – 4 раза. Выдох длинный медленный.
  3. Сидя на стуле, руки на поясе. Отведение локтей назад – вдох, локти вперед – выдох и в исходное положение. 3 – 4 раза. При вдохе втянуть мышцы живота. В И. П. (исходное положение) расслабить мышцы.
  4. Сидя на краю стула, облакатиться на спинку стула, держаться руками за сиденье. В И. П. сделать вдох. На выдох поднимать и опускать прямую ногу, поочередно. По 3 раза каждой ногой. Темп медленный, выдох ровный, удлиненный.
  5. Сидя на стуле руки опущены вдоль туловища. Поднять плечи – вдох, медленно опустить плечи – выдох. 3 – 4 раза. Темп медленный, выдох удлиненный.
  6. Сидя на стуле, пальцы рук к плечам. Развести руки в стороны – вдох, взять колено руками, подтянуть к груди – выдох. В И. П. расслабиться. 3 -4 раза. При выдохе втягивать мышцы живота.
  7. Сидя на стуле пальцы рук к плечам. Круговые движения локтями. Локти вперед, вверх – вдох; назад, вниз – выдох и обратно. По 3 раза. Темп медленный, выдох удлиненный.
  8. Сидя на стуле, пальцы рук к плечам. Отведение руки в сторону с одновременным поворотом головы в ту же сторону. То же в другую сторону. 4 – 5 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.
  9. Сидя на стуле, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки через стороны вверх, над головой -  вдох, опустить через стороны – выдох. 3 – 4 раза. Вдох не затягивать. Выдох медленный, удлиненный.
  10.  Сидя, облокотившись на спинку стула, ноги выпрямить руки на колени. Развести в стороны руки и ноги – вдох, соединить руки и ноги в исходное положение – выдох. 3 – 4 раза. При выполнение упражнения пятки скользят по полу. Выдох удлиненный.
  11. Сидя на стуле, руки на поясе. Круговые движения головой по счет: 1, 2, 3, 4. По 3 раза в каждую сторону. Дыхание произвольное делать в полном объеме.                            
  12. Сидя на стуле, руки на коленях. Развести руки в стороны – вдох, руки на колени – выдох. 4 – 5 раз. Темп медленный, выдох через рот удлинен.
  13. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх – вдох, наклонить туловище вниз, достать пальцами рук пола – выдох, выпрямиться. 3 – 4 раза. Выдох удлинен.
  14. Сидя на стуле, руки перед грудью согнуты в локтевых суставах. Два рывка локтями назад, два рывка развести руки в стороны. 5 – 6 раз. Дыхание произвольное,
  15. Сидя на стуле, пальцы рук на ребра. На вдох расширить грудную клетку в стороны, на выдох сжать грудную клетку и выпрямиться. 4 – 5 раз. Выдох удлинен.
  16. Сидя на стуле, пальцы рук к плечам. Правым коленом достать левый локоть и наоборот. 5 – 6 раз и наоборот. Дыхание произвольное.
  17. Сидя на стуле, руки на поясе. Отвести руку прямую в сторону – вдох, на выдох – рука прямая над головой, с одновременным наклоном туловища в сторону и в И. П. Выдох удлинен через рот. 3 – 4 раза в каждую сторону.
  18. Сидя на стуле, руки на коленях. На вдох развести руки в стороны, на выдох обнять себя и выпрямиться. 4 – 5 раз. Вдох удлинен через рот.

Занятие № 3.

Тема: Активизация мускулатуры шеи.

Цель: Познакомить с приемами активизации мускулатуры шеи. Выполнение соответствующих упражнений.

Следующие упражнения добавляются к дыхательным. Они активизируют мускулатуру шеи, гортани, языка, губ, нижней челюсти и подготавливают голосовой аппарат к звучанию. Их нужно выполнять сидя.

Упражнение 1.

Руки сложить в замок на затылке. Отклонять голову назад с легким сопротивлением рук.

Упражнение 2.

Кисти рук сжать в кулак и упереть в подбородок. Наклонять голову вперед с легким сопротивлением рук.

Упражнение 3.

Ладонями прикрыть уши. Наклонять голову в стороны к плечам при сопротивлении рук

Упражнение 4.

Движения нижней челюсти вперед-назад с одновременным «почесыванием» верхней губы нижними зубами.

Движения нижней челюсти назад-вперед с одновременным «почесыванием» нижней губы верхними зубами.

Упражнение 5.

Круговые плавные движения нижней челюстью.

Упражнение 6.

Надувание щек с удерживанием в этом положении. Втягивание щек с удерживанием в этом положении. Чередовать.

Упражнение 7.

Вытягивание сомкнутых губ вперед «трубочкой» и ее повороты: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

Упражнение 8.

Язык движется вправо-влево с закрытым ртом, попеременно «растягивая» щеки.

Упражнение 9.

Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, поднять его боковые края («сделать трубочку»), затем подтянуть язык к корню.

Занятие № 4- 5

Тема: Постановка голоса

Цель: Познакомить с приемами постановки голоса. Выполнение соответствующих упражнений.

Следующие упражнения вводятся последовательно, постепенно, после хорошего усвоения каждого предыдущего.

Упражнение 1.

Произносить звук М кратко, при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое небо и вызвал резонанс вышележащих полостей.

Упражнение 2.

Произносить слоги, в которых согласный тянется долго, гласный же произносится коротко при резком опускании нижней челюсти:

МА,  НА,  ЛА,  РА,  ЗА,  ЖА,

МО,  НО,  ЛО,  РО,  ЗО,  ЖО,

МУ,  НУ,  ЛУ,  РУ,  ЗУ,  ЖУ,

МЭ,  НЭ,  ЛЭ,  РЭ,  ЗЭ,  ЖЭ,

МЫ,  НЫ,  ЛЫ,  РЫ,  ЗЫ,  ЖЫ.

Постепенно длительность гласных увеличивается.

Упражнение 3.

Произносить пары слогов с ударением на втором слоге.

ма – МА    на – НА    ла – ЛА    ва – ВА

ма – Мо    на – НО    ла – ЛО   ва – Во

ма – МУ    на – НУ    ла – ЛУ    ва – ВУ

ма – МЭ    на – НЭ    ла – ЛЭ    ва – ВЭ

ма – МЫ    на – НЫ    ла – ЛЫ    ва – ВЫ

Упражнение 4.

Произносить серии слогов со сменой ударения:

Мама – маМА – мамаМА

МОмо – моМО – момоМо

Муму – муМУ – мумуМУ

МЭмэ – мэМЭ – мэмэМЭ

МЫмы – мыМЫ – мымыМЫ

        Упражнение 5.

Произносить слоги со звуком Й, где гласный звучит кратко, а Й – долго:

аЙ, яЙ, оЙ, еЙ, уЙ, юЙ, эЙ, еЙ.

        Упражнение 6.

        Тянуть серии гласных звуков:

А, АО, АУ, АЭ, АИ;

АОУ, АОЭ, АОИ;

АОУЭ, АОУИ;

АОУЭИ

Занятие № 6 - 7

Тема: Развитие голосовых регистров. Тренировка поставленного голоса.

Цель: Познакомить с приемами развития голосовых регистров. Выполнение соответствующих упражнений. Тренировка поставленного голоса.

Упражнение 1.

Широкий язык лежит на нижней губе, небная занавеска поднята. Произносить гортанно звукокомплексы:

АААА, АННА, АЛЛА, АРРА.

Упражнение 2.

Пропевать трезвучия вверх и вниз:

- на звуке М;

- на слогах ОН, ОМ;

Упражнение 3.

Читать:

Мама, меду нам!

Молока бы нам!

На мели мы лениво налима ловили.

И меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили

И в тумане лимана манили меня?

        Упражнение 4.

Произносить:

А) каждая строчка четверостиший произносится на одном выдохе, доборы дыхания берутся после первой, второй и третей строк;

Б) первая и вторая строки произносятся на одном выдохе, затем берется добор и на одном выдохе произносятся третья и четвертая строки;

В) первые три строки произносятся на одном выдохе , затем – добор дыхания и последняя строка;

Г) все четыре строки произносятся на одном выдохе.

Сначала нужно хорошо усвоить первый вариант упражнения, а затем переходить к последующим. Тренируя дыхание на тексте, нужно логически верно произносить его, добиваясь свободного рассказа, не комкать слова, не спешить, произносить строки в одном темпе.

Над широким берегом Дуная,

Над великой Галицкой землей

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой.

                         (Н. Заболотский)

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей - красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

                        (А. Блок)

Король лакея своего

Назначит генералом,

Но он не может никого

Назначит честным малым.

                                                            (Р. Берис)

Упражнение 5.

Чередуется речь с распевом:

(речь) Над светлым озером пурпурной зари

(распев) Вечерний пламень потухает,

(речь)     На берегу огни разводят косари,

(распев) И беззаботно собирает

(речь)     Рыбак близ камыша сеть мокрую в челнок.

(распев) Уснули в сумраке равнины,

(речь)     И только изредка прохладный ветерок

(распев) Пошевелит листы осины.

                                                (И. Никитин)

Дыхание берется после каждой строчки.

Занятие № 8 - 9

Тема: Работа над дикцией.

Цель: Познакомить с приемами работы над дикцией. Выполнение соответствующих упражнений.

        В дикционной тренировке нужно обращать особое внимание на четкое произношение слов при их слиянии друг с другом.

Упражнения для тренировки гласных звуков

  1. Тренируйте правильное звучание каждой гласной в сочетании с другими гласными звуками:

АИ, ЭИ, ОИ, УИ, ЫИ,

АЭ, ЭА, ОЭ, УЭ, ЫЭ,

АО, ЭО, ОА, УА, ЫА.

  1. Тренировка звучания йотированных гласных Е, Я, Ё, Ю

ЕЯ, ЯЕ, ЕЕ, ЮЕ,

ЕЁ, ЯЁ, ЁЯ, ЮЯ,

ЕЮ, ЯЮ, ЕЮ, ЮЁ.

  1. Тренировка гласных в сочетаниях:

ЭЕ, АЯ, ОЁ, УЮ,

ЕЭ, ЯА, ЁО, ЮУ.

  1. Тренировка правильного звучания гласных в пословицах:

Где ягода взросла, там она и красна.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Каково волокно, таково и полотно.

С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

Люди рады лету, а пчелы – цвету.

Чем больше науки, тем умнее руки.

Упражнения для тренировки согласных звуков

  1. Произнесение следующих пар слов:

Борт – порт, балка – палка,

Враг – фрак, вулкан – феодал,

Дачка – тачка, кадушка – катушка,

Коза – коса, сайка – зайка,

Жар – шар, машут – мажут,

Галина – калина, мука – муха,

Рад – ряд, парад – наряд,

Пищать – печать, мячик – ящик.

  1. Чтение словосочетаний:

Импортная побелка,

Фиолетовые васильки,

Детская дудочка,

Связанная безрукавка,

Предложенный маршрут,

Глубокое дыхание.

  1. Тренировка четкости в предложениях:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

Поля полет в поле просо.

Была у Фрола – Фролу на Лавра наврала.

Пойду к Лавру – на Фрола навру.

Тетерев сидит на дереве, от дерева тень тетерева.

Видит волк козу, забыл про грозу.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Сухие листочки на суках – сучочках.

Тренировка дикционной четкости на материале скороговорок

От топота копыт пыль по полю летит.

Пришел Прокоп – кипит укроп. Ушел Прокоп – кипит укроп. Как  при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

С вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая. Ты, поп, галок попугай, попугая не пугай.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Варю, про Ларину жену.

У Фили были – Филю же и побили.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация -нарушение голоса

Нарушение голоса! Готовилось длявыступления на МО...

Органические нарушения голоса

Нарушения голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата. Классификация нарушений голоса....

Периферические нарушения голоса

Виды периферических функциональных нарушений  голоса. Важное значение для лиц голосовых профессий имеет соблюдение правил гигиены голоса....

Органические нарушения голоса

Содержание 1. Нарушение голоса................................................................................................3 2. Органические нарушения голоса.........................................

Мероприятия по профилактике нарушений голоса и речи у детей

В статье даны рекомендации по профилактике нарушений голоса и речи у детей разных категорий. Эти рекомендации подойдут и могут быть использованы как родителями, так и педагогами....

Консультация для учителей "Профилактика и лечение голоса у лиц голосоречевых профессий"

Статья о том, как предупреждать и лечить нарушение голоса...