Мероприятия по профилактике нарушений голоса и речи у детей
консультация

Кругова Ольга Дмитриевна

В статье даны рекомендации по профилактике нарушений голоса и речи у детей разных категорий. Эти рекомендации подойдут и могут быть использованы как родителями, так и педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_golosa_i_rechi_u_detey.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятия по профилактике нарушений голоса и речи у детей

  1. Окружить ребенка с первых дней его жизни полноценной речевой средой: стараться сопровождать свою повседневную деятельность правильной  речью, называть свои действия, окружающие предметы, при этом давая ребенку возможность видеть  ваше лицо и наблюдать за вашей артикуляцией.
  2. Поощрять любые попытки ребенка заговорить, не предвосхищать его желания.
  3. Говорить с малышом не спеша, короткими фразами, правильным русским языком (не сюсюкать).
  4. Каждый день читать ребенку и не раздражаться, если придется много раз читать одно и то же (то, что нравится ребенку).
  5. После прочтения – поговорить о том, что читали, выяснить, все ли понятно.
  6. Разучивать с ребенком стихи.
  7. Отвечать на все вопросы ребенка, поощрять его любопытство.
  8. Никогда не сравнивать своего малыша с другими детьми, так как каждый – индивидуален.
  9. Не ругать ребенка за речевые ошибки – просто повторить ту же фразу (слово) четко и правильно.
  10. Создать в семье комфортную психологическую атмосферу, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать. Почаще хвалить за успехи и подбадривать малыша.
  11. Не форсировать речевое развитие – не нагружать ребенка сложным речевым материалом, не заставлять его повторять  непонятные и трудные для него слова, заучивать сложные по содержанию, форме и объему стихи, не требовать правильного произнесения звуков, которые в силу неподготовленности речевого аппарата ему еще недоступны. Эта перегрузка может привести к заиканию, неправильному формированию звуков, к замкнутости и отказу от речи.
  12. Необходимо развивать фонематический слух ребенка, т.е. умение прислушиваться к окружающим звукам (в том числе и к неречевым тоже: природным, бытовым, музыкальным звукам и шумам, голосам животных, птиц и людей), выделять определенные звуки речи.
  13. Необходимо развивать речевое дыхание. Маленькие дети во время речи не всегда умеют правильно, рационально расходовать воздух. Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Часто ротовое дыхание влияет на неправильное формирование зубочелюстной системы – сужаются носовые ходы, появляется скученность верхних зубов, задержка развития нижней челюсти. Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать. Выдох должен быть достаточно продолжительным и сильным. Поэтому начиная с двухлетнего возраста необходимо воспитывать у ребенка правильное речевое дыхание: в момент вдоха грудная клетка расширяется не только вперед и назад, но и в стороны, а выдох начинается с сокращения мышц живота и лишь после этого включается в дыхание грудная клетка. Важное условие: вдох должен быть спокойным, не поднимая плечи, а выдох – непрерывный, плавный и сильный.
  14. Постоянно расширять словарный запас ребенка –называть предметы, окружающие ребенка, объяснять, для чего они нужны, из чего сделаны, какие они по цвету, форме, из каких частей состоят. Находясь на улице, отмечать особенности данного времени года, называть  встречающиеся по пути растения, животных, птиц, виды транспорта. Не забывать называть дни недели, части суток, месяцы. Приучать ребенка сравнивать и сопоставлять предметы – находить в них черты сходства и различия.
  15. Развивать мелкую моторику рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание. Развитию рук способствуют: мозаика, конструкторы, пазлы; расстегивание и застегивание пуговиц, шнуровка, плетение косичек; аппликация, лепка, вышивка; рисование, штриховка, работа с трафаретами; пальчиковая гимнастика; игры с крупами, камушками, бусинами, зернами и песком; игры с массажными мячиками. Помимо игр хорошо проводить массаж рук и пальцев, особенно тщательно массируя кончики пальцев винтообразными движениями то в одну, то в другую сторону (до 10 раз). Зимой – растирание рук снегом, что улучшает кровообращение, нормализует мышечный тонус. Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться.
  16. Давать ребенку твердую пищу.
  17. Проводить артикуляционную гимнастику (гимнастика языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, кашлевые движения, мычание). Она снимает напряжение с артикуляционного аппарата ребенка и способствует более активному участию органов артикуляции в процессе голосообразования. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3—5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6— 8 раз.
  18. Проводить голосовые упражнения: длительное произнесение гласных звуков А-О-У, фрикативных согласных Ф, З, С, Ш, Х, В, Ж, затем глухих и звонких взрывных П, Т, К, Б, Д, Г. Собственно голосовые упражнения состоят из вызывания голоса, закрепления голоса и автоматизации процесса «голосоведения». Голос рекомендуется вызывать путем произнесения звука М и слога МУ, затем МУМ.
  19. Закаливать организм, заниматься лечебной физкультурой, утренней гимнастикой; проводить побольше времени на свежем воздухе, гулять.
  20. Учить детей беречь голос: не кричать, приучаться говорить сдержанно, не разговаривать на улице в сильный мороз; нельзя перенапрягать голос при заболеваниях дыхательных путей, ангине не только в разгар болезни, но и когда дело идет на поправку.
  21. Увлажнять воздух в помещении с паровым отоплением, по возможности разводить цветы.
  22. Проветривать помещение (не рекомендуется разговаривать в помещениях, где накурено и грязный воздух, - это отрицательно сказывается на слизистой оболочке верхних дыхательных путей).
  23. Исключить всё, что плохо влияет на голосовые складки: острая, слишком холодная или горячая пища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений дисциплины и адаптация гиперактивных детей к школе.

Проводить работу по профилактике нарушений дисциплины и адаптации гиперактивных детей к школе необходимо с первого класса, там, как, в более позднем возрасте резко возрастает риск антисоциальног...

Методическое пособие к программе дополнительного образования "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия" для детей младшего школьного возраста.

В  методическом пособии представлен большой теоретический и практический материал по профилактике осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста. Даны характеристики правильной осанки,...

Цикл занятий направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста. «Планета здоровья»

Методическое пособие представляет систему оздоровительных занятий для детей младшего школьного возраста, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата.    В струк...

: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большо...

: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большо...

: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большо...

: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большо...