Авторский проект коррекционно-оздоровительной программы<<Оздоровление в процессе обучения >>
проект по логопедии (1, 2, 3 класс) на тему

Завьялова Ирина Антоновна

Здоровье ребенка,его социально-педагогическая адаптация,нормальный рост и разввитие во многом определяется средой, в которой он живет.70% времени бодроствования школьника приходится на пребывание в школе.Своеобразие развития речи,познавательной деятельности и социализации детей  определили необходимость разработки комплексной программы учителя-логопеда,учителей начальной школы,медицинских работников школы с целью успешной адаптации,внедрению здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания обучающихся,повышения результативности в коррекционной работе и социализации детей.

Актуальность программы обусловлена необходимостью сохранения здоровья обучающихся,выроботки единого подхода к развитию речи детей и оказанию своевременной коррекционной помощи детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskiy_proekt.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторский проект коррекционно-оздоровительной программы “ОЗДОРОВЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ”

                                                       

  Завьялова Ирина Антоновна

учитель-логопед

МБОУ СШ №35 г. Архангельска

                                                         

Логопедия. Начальная школа

                                               

                                                 Архангельск, 2015

Пояснительная записка.

Проблема воспитания, обучения и социализации детей с трудностями в обучении является важной и актуальной. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. У детей ОНР, ФФНР, дизартрией, заиканием, с нарушением звукопроизношения нарушается речевое дыхание.  Здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частота всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего образования. По данным Института возрастной физиологии РАУ, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Здоровье ребенка, его социально-педагогическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. Своеобразие развития речи, познавательной деятельности и социализации детей определили необходимость разработки комплексной программы учителя-логопеда, учителей начальной школы, медицинских работников МБОУ СШ №35 с целью успешной школьной адаптации, внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс обучения и воспитания обучающихся, повышения результативности в коррекционной работе и социализации детей.

Актуальность программы обусловлена необходимостью сохранения здоровья обучающихся, выработки единого подхода к развитию речи детей и оказанию своевременной коррекционной помощи детям.

Цель программы:

  •   создание комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, социальную адаптацию.
  •  создание комплексной помощи в коррекции речевого дыхания у обучающихся.

Задачи программы:

  •  повышение заинтересованности школьников к обучению в школе
  • сохранение и приумножение здоровья ребенка
  • создание условий способствующих успешному обучению и воспитанию в школе
  •  повышение результативности в коррекционной работе
  •  оказание методической помощи родителям ( законным представителям) детей по развитию речевого дыхания у детей.
  •  профилактика простудных заболеваний   верхних дыхательных путей

Программа включает в себя направления:

  •  диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с трудностями в обучении, подготовка рекомендаций по оказанию им помощи
  •  консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей
  •  информационно- просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам оздоровления обучающихся, коррекционно-развивающей работы
  •  коррекционно-развивающая работа включает комплекс мер по развитию речевого дыхания у детей
  •  здоровьесберегающая педагогическая деятельность направлена на сохранение и приумножение здоровья ребенка

Содержание программы определяют следующие принципы:

  •  соблюдение интересов ребенка
  •  системность
  •  рекомендательный характер
  • доступности и осознанности управления своим дыханием
  •  наглядности и последовательности овладения дыхательными упражнениями и дыхательной диагностикой
  •  индивидуального подхода
  •  комплексного подхода во взаимодействии специалистов педагогического и медицинского профиля

 Пути реализации программы:

педагоги

родители

дети

Лекции

Лекции

Занятия

Показ открытых занятий

Показ открытых занятий

Дыхательная гимнастика

Круглые столы

Круглые столы

Игры и упражнения

Домашнее задание

Домашнее задание

Логотренинги

Логопедические занятия

Логопедические занятия

консультации

консультации

Этапы программы:

I этап – подготовительный ( сентябрь-октябрь)

II этап – физиологическое дыхание ( октябрь-ноябрь-декабрь)

III этап – постановка диафрагмально-речевого дыхания.( декабрь- январь- февраль- март-апрель-май)

Предлагаемый результат программы.

Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое – как фундамент для формирования устной речи, мы удовлетворим потребности детей в двигательной активности в различных формах деятельности, сообразной их природе, а также сформируем паттерн дыхания в сжатые сроки и без ущерба для психического здоровья обучающихся. Закрепим у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания, обеспечим комплексное развитие всех систем , отвечающих за речевое высказывание. Укрепим физическое здоровье детей, снизится сезонная заболеваемость простудными болезнями.

 I этап. Подготовительный.

 Задачи.

  • Ознакомить учителей и родителей с теоретическими и методическими основами программы.
  • Изучить заболеваемость детей (медработник), выявить детей имеющих аденоиды, бронхиты, переболевших пневмонией, часто и длительно болеющих.
  • Обучить учителей и родителей основам диафрагмального дыхания, элементам метода экономного дыхания.
  • Ознакомить со схемой процедуры лечебной гимнастики для детей

Формы работы.

Формы работы

Родители

Учителя

Дети

Научно-популярная лекция

       +

       +

Индивидуальное консультации

       +

         +

Изучение состояния здоровья

         +

         +

    +

Практическое занятие

          +

          +

     +

Функции логопеда - проведение с детьми коррекционных занятий и специально подобранных игр и упражнений, направленных на развитие физиологического и речевого дыхания, организация семинаров –практикумов для родителей и учителей.

Функции учителей – закрепление знаний и практических навыков в процессе уроков, общение с родителями по вопросам оздоровительного дыхания.

Функции родителей – внимательное и ответственное отношение к выполнению домашних заданий. Поддержка интереса к выполнению дыхательных упражнений и стремлению к здоровому образу жизни.

II  этап. Физиологическое дыхание.

  • Обратить внимание обучающихся на важнейшее значение дыхания для жизни и здоровья.
  • Познакомить детей с дыхательным аппаратом.
  • Изучить фазы дыхания. Познакомить детей с правилами дыхания.
  • Разучить процедуру лечебной гимнастики.

Формы работы.

 Формы работы

Родители

Педагоги

Медработник

Дети

Семинар

      +

 +

+

Индивидуальное консультирование.

      +

 +

 +

Изучение состояния здоровья

           +

Групповые занятия

                                           

           +

III этап. Постановка диафрагмально-речевого дыхания.

Задачи.

  • Обучение детей регуляции дыхания в покое и во время разговора, в движении.
  • Учить детей регулировать дыхательный ритм.
  • Закреплять энергетически экономный, диафрагмальный тип дыхания.
  • Мониторинг дыхания у обучающихся.

Формы работы.

Формы работы

Родители

Педагоги

Медработник

Дети

Семинар

 +

+

+

Индивидуальное консульт.

 +

+

+

Изучение состояния здоровья

      +

Групповые занятия

                                              +

Организационно-педагогические условия реализации проекта программы

  • создание безбарьерной среды;
  • организация взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, врачей, специалистов школы;
  • обеспечение дифференцированных условий;
  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, учет индивидуальных особенностей, соблюдение комфортного психологического режима)

Литература.

1.Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе. Журнал ” Интернет и образование”, 2012.

2.Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед.заведений.-4-е изд., доп.- М. :Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.

3.Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. М.: АСТ: Полиграфиздат,2012.

4.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М., АРКТИ, 1999.

5.Соловьева Л.Г.Проектирование программы коррекционной работы. Сборник рабочих материалов “ Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в контексте стандартизации образования”. АОИОО,2013.

Приложение 1

Перспективный план работы II этапа работы

Темы

Знания, умения, навыки

Упражнения и игры

  Октябрь

Дыхание- основа жизни.

Познакомить с понятием “воздух”, дать представление какую роль он играет в жизни человека .Познакомить с дыхательным аппаратом.

Воздушный океан .Свойства воздуха.

Уточнить и расширить знания о воздухе и его свойствах. Освоить правила дыхательной гимнастики.

“Узнай овощ”.”Сдуй мотылька с цветка”.”Чашка чая”

Дыхание носом. Микробы.

Знать, что существуют микробы и как они попадают в организм. Функции носа .Закрепить навык носового дыхания.

Надуй шарик. Расколдуй картинку.

Гигиена носа. Защита от ннфекции.

Познакомить с понятием”микробы”.Знать способы защиты от инфекции.

“Ворона”.”Задуй свечу”.”Гуси”.Шина”

   Ноябрь

Музыка дыхания. Волшебство долгого  звука.

Увеличить объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Выдох под счет. Прокатить выдохом. Задуй пламя свечи.

Техника дыхательных упражнений.

Учить дышать  вместе с движениями.

Гребля на байдарках. Очищающее дыхание “Ха”. Игра на дудочке.

Светофор дыхания.

Закреплять с детьми основные правила дыхания с помощью специальных сигнальных рисунков. Учить следить за правильной осанкой в покое и в движении. Закреплять носовое и диафрагмальное дыхание.

“Цветные мотыльки”.”Снег идет”.Методика А. Стрельниковой “Ладошки”.”Погончики”.”Кошка”.

Приложение 2

Перспективный план работы III этапа работы

Темы

Знания, умения, навыки

Игры, упражнения

Январь-февраль

Динамичные дыхательные упражнения

Дышим с удовольствием, дышим медленно. Дыхание носом.

Охота. Жук жужжит. Самолет. Вьюга. Паровоз  гудит.

Общеукрепляющие упражнения для верхних и нижних конечностей, туловища. Статистические и динамические дыхательные упражнения.

Носовое дыхание.

Прялица.  Палики  здороваются. Покатай карандаш. Часики. Стихи  и поговорки на выдохе.

Март-апрель

Дыхание в покое и движении. Статистические дыхательные упражнения.

Закрепление навыков правильного дыхания.

Насочки- пяточки .Маятник головой. Насос. Одуванчик. Хлопки .Надуй шарик. Обними плечи. Надувание резиновых игрушек., мыльных пузырей. Сдуй бабочку с цветка.

         Май

  Речевое дыхания.

Закрепление навыка речевого дыхания.

Гребля на байдарке. Очищающее дыхание”Ха”.Энергетизированное дыхание “Задувание свечи”,Стимулирующее дыхание”Поем гласные”,произносим шипящие звуки.

Мониторинг

Физическое развитие

 Развитие речи

Снижение заболеваемости верхних дыхательных путей.

Улучшение речевого высказывания, плавности речи у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация процесса обучения иностранному языку в школе с использованием метода проекта

Теоретические основы организации процесса обучения иностранному языку в школе с использованием метода проектов...

Авторский проект "Технология списывания и письма под диктовку на ранних этапах обучения".

Данный проект включает в себя: теоретические основы формирования орфографических навыков младших школьников, методика работы по формированию правильного письма, развитие орфографической зоркости у мла...

Авторский проект "Разработка системы заданий по знакомству с новой буквой на основе использования новых технологий обучения каллиграфии"

В данном проекте раскрыты следующие вопросы: Теоретические основы формирования  орфографических навыков младшими  школьниками, методика работы по формированию правильного письма и ...

Авторский проект по теме: « Календарно-тематическое планирование на 1 четверть 1 класса по предметной области « Филология (обучение грамоте)»

Авторский проект по теме: « Календарно-тематическое планирование  на 1 четверть  1 класса по предметной области  « Филология (обучение грамоте)» с презентацией....

Авторская программа методические рекомендации для развития творческих способностей в процессе обучения на уроках математики

Методические рекомендации для развитиятворческих способностей в процессе обучения на уроках математикиПояснительная записка    В данном работе представлены методические рекомендац...

Особенности использования авторской методики «Светофор» в процессе обучения чтению детей-кинестетиков.

Учителю в процессе обучения чтению, следует научиться создавать творческую среду, давать ребенку возможность стать активным участником, проявлять самостоятельность и инициативу.   А так...