ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Набережных Наталья Борисовна

Большинство детей с общим недоразвитием речи (ОНР) любят рисовать. Они охотно откликаются на такое предложение и с удовольствием принимаются за работу. Шесть лет занимаюсь с детьми с ОНР нетрадиционными техниками рисования. На занятиях пытаюсь обучить ребят различным методам рисования, умению применять их самостоятельно и творчески. Вместе с детьми комбинируем различные техники исполнения. Необходимо , чтобы у них формировалась естественная потребность в совершенствовании техники по мере того, как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы дети не боялись приступать к рисованию, были уверены в своих силах и способностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risovanie_v_logopedii.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Рисование для ребёнка – это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге каракули. Дай им возможность — они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой. Большинство детей с общим недоразвитием речи (ОНР) любят рисовать. Они охотно откликаются на такое предложение и с удовольствием принимаются за работу. Шесть лет занимаюсь с детьми с ОНР нетрадиционными техниками рисования. На занятиях пытаюсь обучить ребят различным методам рисования, умению применять их самостоятельно и творчески. Вместе с детьми комбинируем различные техники исполнения. Необходимо , чтобы у них формировалась естественная потребность в совершенствовании техники по мере того, как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы дети не боялись приступать к рисованию, были уверены в своих силах и способностях.

Нетрадиционные методы работы хорошо усваиваются воспитанниками, и спада активности на занятиях обычно не наблюдается. Они успевают изучить различные способы изображения: контурную живопись палочками, пером, восковую живопись, технику процарапывания, пластилиновое рисование, техники завитка, клубочка, спиральки, раздувания, монотипии, рисование по дереву, по крупе, кляксографию, технику прокалывания и т.д.

Коррекционно-развивающий эффект от изодеятельности достигается с учётом особенностей детей с ОНР. Сначала Они обучаются самым простым приёмам рисования, где используются карандаши, краски, восковые мелки, а далее выполняются более сложные работы пером, тушью, чернилами.

Любое занятие проводится в игровой форме. Вот некоторые из них: «Приключения Белочки в огороде» — по правилам дорожного движения; «Воздух — это жизнь!» — ребята спасают погибающую планету, очищают её от мусора (занятие по экологии с рисованием на полу мелом, сангиной); «Морское путешествие» — знакомятся с миром рыб и обитателями морского дна, пробуют морскую капусту, рисуют, используя уголь, цветные мелки, камушки.

Опыт работы с детьми с ОНР позволил выявить характерные черты, которые отличают их от обычных детей — это более низкий уровень графического мастерства, который корректируется в течение более длительного времени. В типовых группах можно провести занятие, на котором одновременно занимаются различными видами изодеятельности подгруппы по 3—4 человека. Детям с ОНР свойственно в той или иной степени недоразвитие двигательно-моторной сферы, что проявляется в неумении производить точные, согласованные движения, регулировать их силу, скорость, ритм. В связи с этим обучение приёмам творческой деятельности проводится индивидуально или с меньшим количеством воспитанников.

У таких детей в процессе занятий изодеятельностью формируется интерес к своей работе и её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость.

При применении креативной терапии в коррекционной работе необходимо стремиться к положительным результатам, создавать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного. Не нужно навязывать детям процесс рисования, необходимо увлечь их этим видом деятельности.

ТЕХНИКА ПРОЦАРАПЫВАНИЯ

Берём белый или тонированный лист бумаги, натираем его воском (парафин твёрже), посыпаем тёртым мелом, затем мел стряхиваем и закрашиваем чёрной тушью. Когда тушь высыхает, рисунок процарапываем деревянной или пластмассовой заострённой палочкой.

ТЕХНИКА РАЗДУВАНИЯ

На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно «нарисовать» деревья, цветы в вазе, салют и т.д. Скатывая в шарики маленькие кусочки пластилина, завершаем работу, прикрепляя их в виде листочков, цветов или вспышек салюта.

ТЕХНИКА ПРОКАЛЫВАНИЯ И СОЕДИНЕНИЯ ПО ТОЧКАМ

Для работы необходима калька. На ней дети рисуют свой рисунок или переносят на неё тот, который им нравится. Затем кладут его на белую ткань и прокалывают дырочки по контуру рисунка иголочкой на одинаковом расстоянии. Отдельно готовится раствор из зубного порошка и синьки в соотношении 1:1. Они смешиваются с добавлением небольшого количества керосина. Затем (помазком, кисточкой и т.д.) раствор или акварельная краска наносятся на кальку с дырочками, которая лежит на бумаге или дощечке. Через дырочки раствор попадает на поверхность, и появляется рисунок. Кальку можно использовать много раз. В дальнейшем эти изображения используются детьми для рисования пером, карандашом. Дети соединяют точки между собой, штрихуют и раскрашивают. Работа с этой техникой требует внимания, усидчивости, терпения, развивает мелкую мускулатуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологические работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Преимущества игры и игровых приёмов состоят в том, что они позволяют, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка. Доступная и при...

«Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности».

      Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет...

Проект «Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и «Речевое развитие» в работе с детьми с общим недоразвитием речи».

В проекте представлен опыт работы по развитию связной  речи  в процессе физического воспитания  детей с общим недоразвитием речи....

Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...

Планирование коррекционной работы на синтаксическом уровне с детьми с общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС

Коррекционная работа с учащимися 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием. Логопедическое занятие, разработанное в соответствии с требованиями ФГОС, по формиров...

Использование инновационных подходов в коррекционной работе с обучающимися с общим недоразвитием речи

Осложненные речевые нарушения у детей требуют комплексного подхода, где логопед будет грамотно сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы.Составляющие комплексного подхода в коррекц...

Консультация "Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи"

Консультация по теме: "Использование современных образовательных технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений"...