Использование речевого режима в системе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с общим недоразвитием речи
статья по логопедии

Поиск новых эффективных форм оказания коррекционно-развивающей помощи детям с речевыми нарушениями (в частности, с общим недоразвитием речи) в условиях общеобразовательной школы и обеспечения условий освоения детьми с такой речевой проблемой ООП НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_rechevogo_rezhima.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Ластухина Е.В.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №167 г.о.Самара

Использование речевого режима в системе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с общим недоразвитием речи

В последнее время для общеобразовательного учреждения особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных форм оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и обеспечения условий освоения ими ООП НОО.

Одна из таких проблем-проблема поиска новых эффективных форм оказания коррекционно-развивающей помощи детям с речевыми нарушениями (в частности, с общим недоразвитием речи) в условиях общеобразовательной школы и обеспечения условий освоения детьми с такой речевой проблемой ООП НОО.

Совершенно очевидно, что решение проблемы возможно только при тесном взаимодействии всех участниках образовательного процесса: обучающихся, учителей начальных классов, узких специалистов (учителя-логопеда и педагога-психолога), родителей. Системная работа с обучающимися должна отражаться и в мониторинге, и в планировании, и в методах, приемах работы. То есть в противовес «рядоположенности» ставится «одновременность», системность, ВЗАИМОдействие специалистов. Данный подход должен последовательно реализоваться в учебно-воспитательном процессе.

Одним из важных аспектов работы коррекционных учреждений для детей с речевыми нарушениями является формирование речевой среды. Создание речевой среды предполагает постоянное мотивирование общение с ребёнком независимо от его возможностей и уровня речевого развития. Важнейшим средством формирования и совершенствования речевой деятельности обучающихся является речевой режим.

Понятие речевого режима включает в себя систему следующих организационно-педагогических мероприятий.

#1057;овершенствование речи взрослого – являющейся примером для подражания. Фонетические характеристики речи учителя сводятся к следующим признакам:

-отчетливость артикуляции;

-сознательная демонстрация артикуляции тренируемых звуков и слов; –

-контролируемый темп речи;

-громкость речи соответствует громкости речи учителя на уроке в обычном классе;

-особая интонационная оформленность высказываний, обращённых к ребёнку.

2. Систематический контроль за произношением детей.

Речевой режим обязывает учителей начальных классов научиться определять на слух отклонения в произношении, постоянно контролировать речь обучающихся, соотнося её качество с требованиями программы, развивать понимание различных форм и оборотов речи, её интонационную выразительность, поощрять потребность детей к активной речевой деятельности, регулировать речевое поведение обучающихся, культуру речевого общения.

#1054;бязательная произносительная и смысловая отработка нового речевого материала.

В содержании каждого урока или занятия есть термины, слова и словосочетания, которые встречаются впервые. Отработка их произношения – задача учителя начальных классов и логопеда. Эти слова должны быть представлены в графическом виде – написаны на доске, табличке, указаны знаки словесного ударения, орфоэпии. Уроки и занятия обязательно включают элементы работы со словарями. Большое внимание уделяется работе с фразеологизмами, пословицами и поговорками, смыл которых, в силу неоднозначности, может быть не понят обучающимися с речевыми нарушениями.

#1060;онетическая подготовка устных выступлений.

Обучающиеся с речевыми нарушениями постоянно принимают участие в праздниках, сборах, выступают на родительских собраниях и перед другими обучающимися школы в качестве артистов с текстовыми ролями, декламаторов, участников хора. Все эти выступления требуют подготовки – речь детей должна быть максимально разборчивой, насколько позволяют произносительные возможности каждого из выступающих.

5. Взаимодействие специалистов, работающих с обучающимися, имеющими речевые нарушения.

Логопед информирует коллег о том, какие речевые проблемы имеются у каждого из обучающихся, над чем ведётся работа в данный момент, что могут сделать коллеги для определённого ребёнка. Это необходимо для того, чтобы они знали, с кого и что можно требовать, кому и как помочь. Взаимопосещение уроков и занятий даёт возможность педагогам целенаправленно закреплять с детьми речевые умения и навыки, полученные на занятиях с логопедом.

6. Коррекционная направленность всех режимных моментов и внеклассной работы.

Во внеурочное время соблюдение речевого режима ещё более важно, так как больше возможностей создать подходящую ситуацию для непосредственного, свободного и успешного речевого общения. В течение дня педагоги должны ставить детей в ситуации необходимости речевого общения, тренинга, формировать потребность в правильной речи.

Исходя из перечисленных выше характеристик речевого режима, разработаны рекомендации к проведению уроков в классе для детей с речевыми нарушениями.

Рекомендации к проведению уроков в классе для детей с речевыми нарушениями.

1. Речь учителя на уроке – лаконичная, но всегда чёткая, выразительная, фонетически правильная и образцовая в литературном отношении.

2. В урок включена «Речевая зарядка» – чаще всего её «речевым материалом» служат понятия, термины, сложные для произнесения слова. При отработке терминологии особое внимание обращается на произнесение звуков, наиболее часто нарушаемых: шипящих, сонорных, - их дифференциацию (существительное, прилагательное, предлог, уменьшаемое, вычитаемое, млекопитающее и др.). Слова со сложной слоговой структурой отрабатываются в послоговом произнесении: ква-драт, ат-мос-фер-ный и т.д. В речевую зарядку включаются слова, не знакомые детям, с целью расширения словарного запаса. Их лексическое значение может толковаться различными способами: с помощью подбора синонима, словесного толкования, морфемного анализа, с опорой на контекст, наглядным способом.

3. Обязательная произносительная и смысловая отработка нового речевого материала планируется в объёме до ¼ времени от учебного времени. Термины, слова и словосочетания, которые встречаются впервые, должны быть представлены в графическом виде – написаны на доске, табличке, указаны знаки словесного ударения, орфоэпии.

4. Значительная часть времени (от 2/3 до ¾ от объёма урока) отводится на речь детей.

5. Для контроля за произношением учитель использует фразы:

- перед ответом ученика («Говори громко!», «Говори правильно!»);

- одобрение («Хорошо!», «Говорил правильно, чисто»);

- замечания, если ребёнок говорил небрежно, хуже своих возможностей, при этом необходимо дать образец правильной речи («Говоришь неправильно, послушай, как надо, повтори!»).

6. Требования к исправлению ошибок варьируются:

- если учитель знает, что ребёнок может воспроизвести звук правильно, то он должен потребовать адекватного его произнесения;

- если ребёнок не готов к точному воспроизведению слова, т. е. не владеет той или иной артикуляцией, следует временно допустить приближённое произношение.

При исправлении произносительных ошибок большое значение имеет тактичность учителя (чтобы не вызвать у ребёнка негативной реакции). В ряде случаев учитель должен быть готов к оказанию конкретной логопедической помощи ребёнку (подсказать, где нужно сделать вдох и где говорить на выдохе, показать правильный артикуляционный уклад и т.п.).

Обучающиеся используют на уроке «Памятку красивой речи».

  1. Чётко проговаривай слова.
  2. Дыши правильно.
  3. Говори свободно и уверенно.
  4. Употребляй слова, которые лучше выражают мысль.
  5. Излагай мысль последовательно.
  6. Следи не только за своей речью, но и за речью товарищей.
  7. Исправляй ошибки, соблюдая культуру общения.

Список используемой литературы:

  1. Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма // Школа для детей с ТНР. — М, 1961.
  2. Маркова А.К. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Совещание-семинар по вопросам обучения в школе для детей с ТНР. — М, 1964.
  3. Соботович Е.П. Методические рекомендации по преодолению первичных нарушений речевого развития у учащихся подготовительного и первого классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Киев, 1989.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности».

      Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет...

Проект «Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и «Речевое развитие» в работе с детьми с общим недоразвитием речи».

В проекте представлен опыт работы по развитию связной  речи  в процессе физического воспитания  детей с общим недоразвитием речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Большинство детей с общим недоразвитием речи (ОНР) любят рисовать. Они охотно откликаются на такое предложение и с удовольствием принимаются за работу. Шесть лет занимаюсь с детьми с ОНР нетрадиционны...

Использование инновационных подходов в коррекционной работе с обучающимися с общим недоразвитием речи

Осложненные речевые нарушения у детей требуют комплексного подхода, где логопед будет грамотно сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы.Составляющие комплексного подхода в коррекц...

Консультация "Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи"

Консультация по теме: "Использование современных образовательных технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений"...