Обзорный материал для родителей.
консультация по логопедии на тему

Пиюнкина Cветлана Владимировна

Предоставлен материал по развитию речевого дыхания, работа над голосом, его интоннационной выразительностью, требования к развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pomoshch_roditelyam.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКЕ

                                                              Ребенок не чужд к любознательности по

                                                              отношении к тому, как мы говорим, -

                                                              к физиологии произношения. Он задается

                                                              вопросом, какие органы участвуют в                        

                                                              произношении, и даже готов

                                                              экспериментировать в этом направлении.

В большинстве случаев постановке звуков у детей предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, выработке нужных движений губ, языка. Работа начинается с ознакомления с органами артикуляции.

Таким образом, начинается большая и очень нужная работа с маленькими детьми; работа, подводящая малышей к постижению одновременно и своего собственного «Я» и к началу познания тайн РОДНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ.

  1. Упражнения выполняются перед зеркалом.

  1. Дома занятия артикуляционной гимнастикой надо проводить ежедневно, в течение 5-7 минут.

  1. Главным требованием является выработка умения:

 - удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение  

   определенного времени.

 - точно выполнять движения.

      - следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в  

        выполнении движений.

  1. Для логопедических занятий дома у ребенка должно быть свое место:

   удобный стул, стол, настольное зеркало на подставке, не слишком

   маленькое.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

  1. Речевое дыхание в отличие от неречевого, автоматического, является

                       произвольным.

  1. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро,  

                       выдох замедлен.

  1. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно –сосудистых заболеваний и др.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются следующие:

  1. Вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох, используя

                       специальные игровые упражнения.

  1. Путем подражания речи взрослого воспитывать умение произносить

                       небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

Рекомендуемые игровые упражнения:

  1. Дутье через соломинку в стакан с водой;
  2. Надувание воздушных шаров;
  3. Дутье на разноцветные вертушки;
  4. Пускание мыльных пузырей;
  5. Дутье на одуванчики весной;
  6. Игра на духовых музыкальных инструментах (дудочке);

При всех этих забавах ребенок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.

РАБОТА  НАД  ГОЛОСОМ  И  ИНТОНАЦИОННОЙ  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ

Задумывались ли Вы, что определяет голос человека?

Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе, тембру. Именно их совокупность и определяет индивидуальность голоса.

Высота голоса – повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому и наоборот.

Сила голоса – произнесение звуков в определенной громкости: громко – нормально – тихо. А также умение произносить звук полнозвучно.

Тембр голоса – качественная окраска голоса: звонкий, тусклый, дрожащий, глухой и т. д.

Голос возникает в результате колебания голосовых связок. Его качество зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Различные заболевания верхних дыхательных путей, хронические риниты, аденоидные разращения способствуют возникновению голосовых нарушений. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным его использованием: перенапряжение голосовых связок, вызываемое постоянной громкой напряженной речью, особенно в холодное время года на улице; неправильное использование тона голоса, не соответствующего диапазону голоса ребенка. Бывает, дети подолгу подражают «писклявой» речи маленького ребенка или говорят низким голосом, «как папа». Все это, несомненно, ведет к проблемам в развитии голосового аппарата.

Неправильное использование голосовых возможностей бывает связано с особенностями личности ребенка. Слишком застенчивый ребенок часто говорит тихо, дети, гиперактивные, говорят на повышенных тонах. Если окружающие ребенка взрослые постоянно говорят на повышенных тонах, то дети непроизвольно сами приучаются говорить так же. В этом случае мы говорим о вредном влиянии неправильного воспитания.

Интонация – сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи.

Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

 Ритм – равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих качеств: долготы и краткости, повышения и понижение голоса.

Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый, мрачный и т. д.

При помощи этих средств выразительности в процессе общения осуществляется уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально –волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер. Высказыванию, благодаря интонации, может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла. Интонация же иногда изменяет смысл высказывания.

Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи.

Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется в основном, путем подражания.

Задачами окружающих ребенка взрослых являются следующие:

- развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса;

- прививать умение говорить без напряжения, вырабатывать привычку к соответствию голоса различным ситуациям;

Занимаясь с ребенком дома, Вы можете предложить ему следующее:

- произнесение чистоговорок, скороговорок, считалок, потешек с различной силой голоса, предварительно показав ему, как это делается;

- разучивание стихотворений, соблюдая интонационную выразительность;

- пересказ, инсценировка сказок (чтение по ролям);

- использование различных сюжетно –ролевых игр и мн. др.

РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  РУК

 

Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?  И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была здесь роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.  Таким образом, моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания. Как внимание, мышление, оптико – пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, т. е. мелкую моторику.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных действий.

Как же лучше развивать мелкую моторику?

- рисовать карандашами, мелками;

- разминать пальцами глину, пластелин, изготавливать поделки;

- собирать пазлы (крупные и мелкие);

- шнуровать ботинки;

- выкладывание мозаики;

- штриховать, раскрашивать, обводить трафареты;

- вырезать ножницами и составлять из вырезанных фигур композиции;

- складывать из спичек, палочек фигуры по образцу;

- собирать на нить мелкие бусинки и т. д..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для родителей

Полезно знать каждому родителя отправляющему ребёнка в школу....

материал для родителей

чтение и читательская деятельность...

Обзорный материал по классификации видов дисграфий.

Анализ причин возникновения нарушения письма,симптомы. Коррекционная работа при различных видах дисграфий....

Раздаточный материал для родителей (памятка для родителей "99 возможностей сказать ребенку: "Я тебя люблю")

Полезные советы родителям по соблюдению важных правил, влияющих на психологическое состояние ребенка....