Консультация родителям "Вы считаете, что у вашего ребёнка есть речевые проблемы?"
консультация по логопедии на тему

Логопед поможет Вам оценить сложившую ситуацию. Отметит, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении, какие стороны речи и психической жизни необходимо развивать. Дело в том, что речь тесно связана с ритмическими способностями, координацией движения и мелкой моторикой, слуховым вниманием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вы считаете, что у вашего ребёнка есть речевые проблемы?

Логопед поможет Вам оценить сложившую ситуацию. Отметит, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении, какие стороны речи и психической жизни необходимо развивать. Дело в том, что речь тесно связана с ритмическими способностями, координацией движения и мелкой моторикой, слуховым вниманием.

Логопед знает, как:

  • научить ребёнка правильно произносить звуки;

Коррекция звукопроизношения – самый распространённый вид работы логопеда.

Самым распространёнными недостатками речи у детей, являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить, тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твёрдого нёба, массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.

Работа по исправлению произношения звуков состоит из трёх основных этапов:

  • подготовительного этапа (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);
  • этапа появления звука (постановка звука);
  • этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, в словах, фразах, стихах и рассказах).
  • Развивать фонематическое восприятие;

Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?

Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи – фонемы.

Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.  

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцируют) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребёнка?

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребёнок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са; та-да-та; ра-ла-ра; са-за-са; жук-сук; том-дом-ком, день-тень-пень; Паша-наша-ваша; бак-мак-лак.  Если у ребёнка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

Расширять словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и другое);

У ребёнка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка. Он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочиненные, сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывать слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и прочее. Словарь пятилетнего ребёнка составляет 3-4 тысячи слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество.  Иная картина наблюдается у ребёнка того же возраста с общим недоразвитием речи.  Словарный запас не превышает 1.5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки).  Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.

  • работать над умением составлять рассказы, пересказы;
  • обучить ребёнка грамоте, чтению и письму;
  • справиться с проблемой нарушения чтения, письма – дислексией и дисграфией;
  • формировать слоговую структуры слова;

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.

В возрасте 4-5 лет указанные явления, являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребёнку требуется помощь специалиста – логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени. Попросите ребёнка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковорода, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

  • безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку);

Что делать, если у ребёнка укорочена уздечка?

Укороченная уздечка ограничивает движение языка, это мешает нормальному произношению звуков [Л]-[Р]. Вам могут предложить её “подрезать”, однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребёнка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.

И всё же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остаётся единственным решением.

  • проводить логопедический массаж

Что такое логопедический массаж и зачем он нужен?

Логомассаж – нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей и взрослых, страдающих тяжёлыми речевыми расстройствами. В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щёк, скул, мягкое нёба с помощью комплекта специальных зондов.

Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики, значит и произношения. Работа начинается с обследования артикуляционного аппарата: жевательных, мимических мышц, мышц языка, губ, щёк, мягкого нёба. Делаются выводы о том, какие мышцы или группы мышц поражены и в какой степени. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

Что же такое фонематический слух?

Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом.

В отличии от звуко - высотного (музыкального) слуха, направленного на развитие звуков разной высоты, фонематический слух «обслуживает» различение фонем – частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением, понимание смысла ударений в словах и так далее. В некоторых восточных языках (их называют тоническими) одни и те же звуки, произнесённые на разной высоте, обозначают разные предметы.  В русском языке – фонемы постоянны, не зависят от тембра и высоты звука. Тем не менее, нужно научиться, не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слов – суффиксов, префиксов и так далее.

Попробуем представить себе, как мы взрослые, изучаем иностранный язык - сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей – они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах. В дошкольном возрасте ребёнок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научить узнавать звуки, как в начале, так и в конце и, что труднее всего в середине слова.  

Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо “дом” – “том”); звук –[Р] на [Л] и обратно (вместо “три” – “тли); звук [М] - [Н] и обратно; шипящие свистящими (вместо “здорово” - “ждорово”) и другое.

В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению. Очень важно не упустить время и научить ребёнка основам грамотности.

«Эхо»

Игра служит для развития фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоём или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: «вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или в лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо.

Затем назначается ведущий – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы: «Я пришёл к тебе с приветом. Рассказать, что солнце встало!». Если «Эхо» ответило по кругу, водящим назначают следующего игрока.

«Заколдованное слово»

 Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Ведущий- взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки, слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасённым, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причём взрослый всегда остаётся ведущим, дети исполняют роли спасателей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка (именно тогда могут быть спасены буквы).

Взрослый называет слово-жертву заключения, а спасатели должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трёх-четырёхбуквенных слов, затем усложняя «заколдованные» слова. Например: «расколдовываем» слово: «яблоко» –«я-б-л-о-к-о».

«Живая азбука»

      Игра для развития звукового различения.  Перед детьми раскладываются карточки с изображением предметов вверх картинкой. Используются также две карточки с изображением букв. По команде, дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберёт больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны. Пары букв:  

[З]-[Ж]; [Ч]-[Ц]; [Л]-[Р];  [С]-[Ц];  [Ч]-[С];  [Щ]-[С];  [С]-[З];  [Ш]-[Ж].

Возможные проблемы нарушения речи

Родители! Будьте внимательны к развитию ребёнка в раннем возрасте! Вмешательство специалистов на ранней стадии может ограничить развитие нарушения, быстрее решить проблемы и исключить или уменьшить нежелательные последствия нарушений речи.

Симптомы, указывающие на необходимость консультации логопеда:

если малыш не может или почти не может сосать или глотать;

если были трудности при переводе ребёнка с жидкой пищи на твёрдую;

если не ясно, может ли ребёнок пить;

если затруднено жевание;

если ребёнок постоянно пускает слюни, то есть, если почти нет или недостаточно развито непроизвольное глотание;

если есть расщелина нёба или другие органические нарушения в полости рта;

если у ребёнка психомоторная задержка;

если ребёнок постоянно держит рот открытым;

если разные поведенческие отклонения в работе органов ротовой полости влияют на развитие челюстей, зубов, губ, языка и нёба;

если возникают проблемы артикуляции вследствие нарушений движений языка и губ;

если стоматолог отмечает аномалии зубов и челюстей как следствие патологических привычек.

Поведенческие отклонения в работе органов ротовой полости

К числу таких отклонений относятся: сосание пальца, затрудненное глотание и дыхание ртом. У некоторых детей присутствуют все эти нарушения, влияющие друг на друга.  Эти расстройства могут существовать сами по себе и могут отрицательно сказываться на развитии челюстей и посадке зубов. Мы можем наблюдать неправильное положение языка в покое (когда язык соприкасается со слизистой нижней губы вместо того, чтобы касаться твёрдого нёба), при глотании (язык проталкивается между дёснами), а также во время речи (межзубные артикуляции, шепелявость). При ротовом дыхании ребёнок преимущественно дышит через рот, а не через нос.  Это может приводить к простудам, отитам.

Логопедическая помощь

Логопедическая помощь по отношению к очень маленьким детям является косвенной, то есть, направлена не непосредственно на ребёнка, а на людей, окружающих его. Это означает, что люди, заботящиеся о ребёнке, получают советы по питанию, питью, активизации рта и движений языка, рекомендации по подбору нужной конфигурации чашки и ложки, консистенции пищи, помощь в подборе правильной позы при кормлении, поскольку поза определяет двигательные возможности органов ротовой полости и горла. Когда для малыша найдена подходящая поза, кормление, сосание и глотание быстро улучшаются. Чаще всего требуется слегка выдвинуть плечи и руки вперёд и чуть-чуть наклонить голову.

Если есть серьёзные мозговые расстройства, логопедическое вмешательство носит прямой характер – в виде упражнений: по нормализации дыхания; по нормализации навыков, необходимых ребёнку в процессе кормления; по нормализации нервно-мышечного тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки; по развитию движений органов артикуляции; по сенсорному развитию; по развитию эмоционально положительных ответных реакций; по формированию предпосылок  к ситуативно - деловому общению ребёнка с  взрослым; по развитию действий с предметами; по развитию общих движений; по развитию предпосылок понимания речи; по развитию предпосылок активной речи. Все эти упражнения проводит логопед.

http://abvgd22.ru/vy-schitayete-chto-u-vashego-rebenka-yest-rechevyye-problemy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета способностей вашего ребёнка

Специальная анкета, разработчиками которой являются де Хаан и Коф (см.: Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты. – Челябинск, 1996, с. 170–...

Презентация родительского собрания «Как научить Вашего ребёнка писать сочинения».

Чудесен мир прекрасного! Каждый раз дети открывают в нём всё новые и новые уголки. Дети – не просто читатели, они и писатели. Но дело это не простое. Этому надо специально учиться. Столько ещё хитро...

Способности вашего ребёнка

С помощью этой анкеты, включающей исследование различных, специальных способностей, можно выявить, какими из них обладает ребенок. Даны восемь областей и их характеристики, в которых ребенок мож...

Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление психоактивных веществ вашим ребёнком (буклет)

Раздаточный материал для родительского собрания по профилактике потребления детьми ПАВ....

Консультация для родителей "Ребёнок с речевыми нарушениями в семье"

Материал по логопедии. Консультация для родителей, имеющих детей с нарушениями речи....

Буклет "Учителю: если в вашем классе есть ученик с РАС"

Помощь учителю в работе с детьми с РАС. Информация поможет учителю структурировать урок, оказывать помощь ребёнку с РАС в усвоении учебного материала, социализации, принятых норм и правил....

Родительское собрание " Первоклассник – новый этап в жизни вашего ребёнка и вашей семьи"

Данный материал будет полезен для родителей первоклассников. В презентации подробно описаны все этапы адаптации, трудности,возникающие в период адаптации к школе, а также даны рекомендации родителям п...