Мастер-класс "Пальцы помогают говорить"
учебно-методический материал по логопедии на тему

Лаптева Елена Геннадьевна

Применение нетрадициооных методик для развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_lapteva_e_g.docx93.43 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ   ДС «Большеуковская адаптивная школа-интернат»

Мастер-класс

«Пальцы помогают говорить».

                                                                             Подготовила: учитель-логопед

 Лаптева Е.Г.

Мастер - класс "Пальцы помогают говорить"

 Цель: применение нетрадиционных методик в речевом развитии детей с ОВЗ в рамках коррекционно-логопедической работы. 
 Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с использованием нетрадиционных технологий в речевом развитии детей, применяемых в работе с детьми;
2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике нетрадиционных технологий. 
3. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности, применяемыми в работе с детьми.

Ход мастер-класса:

  1. Организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги!  И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Предлагаю вам  отгадать загадку, чтобы определить тему нашего занятия:


Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать?
                                 (Пальцы.)

  1. Целеполагание и мотивация обучения.

Тема нашего мастер-класса посвящена как раз им «Пальцы помогают говорить».  Все мы знаем, что совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.    

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму! »

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

Прежде чем, приступить к работе,  выполним самомассаж наших пальчиков.

Утюгом разгладим складки…

Ухватили клещи

Подготовили наши пальчики к работе.

 Мы использовали  традиционный способ развития мелкой моторики. Но мне сегодня хотелось остановиться на нетрадиционных методах  развития мелкой моторики, а именно с использованием нестандартного оборудования.

Показывает шарик.

  1. Основная часть.

Что это такое?

Ортопедический шарик Су-Джок.

  1.  Метод, с которым я вас познакомлю - Су - Джок терапия. 
    Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. 
    В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. 
    В нашем с Вами случае мы будем рассматривать воздействие «Су- Джок» на моторику. Учёный Сухомлинский сказал прекрасную фразу: « Мозг ребёнка находится в его руках». Процесс очень прост, через нервные окончания мелкой моторики, нервные импульсы поступают в головной мозг, где активируется отдел, отвечающий за речь. 
    Сейчас мы выполним массаж пальцев рук с помощью ортопедического шарика «Су-Джок» в стихотворной форме. 
    «Ёж»
    Поиграем с ежом.

Гладь мои ладошки ёж

Ты колючий, ну и что ж

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Гладь большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем счёт назад

Пять, четыре, три, два, один.

Также можно использовать Су-Джок терапию  при автоматизация звуков

Педагог поочередно  катает шарик на  каждый  палец,  одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Нервные импульсы поступили в головной мозг, он стал активнее работать. Продолжим дальше.  

Что это такое?

Аппликатор Кузнецова.

  1. Следующий способ развития мелкой моторики проводится с помощью Аппликатора Кузнецова - игольчатый лечебно-профилактический массажер (аппликатор).

Игольчатый массажёр разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью. Модульная конструкция аппликатора позволяет легко перестраивать их в зависимости от анатомических особенностей и областей, выбранных для воздействия. Аппликатор является очень хорошим стимулятором развития мелкой моторики, который с помощью большого количества иголочек создает мощный поток нервных импульсов, идущих в головной мозг.

Необходимо в мягкой игровой форме познакомить ребенка с игольчатым массажем. Начинаю это знакомство с ладоней, сидя за столом кладу сначала свои, а затем его ладони на аппликатор. Ребенок сам регулировать силу прижатия ладоней таким образом, чтобы чувствовать приятное легкое покалывание и тепло, недопустимо, чтобы он испытывал болезненные ощущения. Как правило, детям нравятся полученные ощущения, и они воспринимают занятия на аппликаторах как веселую игру. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.

Использование не требует специальной подготовки, сам процесс перебирания модулей уже оказывает положительный массажный эффект. Педагог может разнообразить эту деятельность:

-предложить прошагать по дорожке;

-на рабочем поле поиграть в кладоискателей (2 шага направо, 3 шага вниз)

-искать отдельные модули в сухом бассейне,

-закреплять знание цвета, счета, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажёра.

Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат.

Следующий вид развития мелкой моторики это работа с бельевыми прищепками.

 3. Игры с прищепками. Для этого нужно вырезать из картона различные заготовки: квадрат, треугольник, круг, овал и берутся прищепки разного цвета. Придумываете любой сюжет:

— Однажды летом Тима вышел на улицу. Было так хорошо, красиво, тепло. Перед собой он увидел травку.

— Какая у нас травка? Пушистая, мягкая, а кончики остренькие. Какого цвета? Зеленого.

Берем полоску картона и прикрепляем к ней зеленые прищепки.

— Подняв голову вверх, он посмотрел на солнышко. Какое оно? Яркое, желтое, круглое, теплое.

Прикрепляем к желтому кругу «лучики».

—Тима пошёл во двор. А во дворе росла ёлочка. Под ёлочкой сидел ежик. И т.д.

Ещё можно использовать для массажа фалангов пальцев.

Также использовать можно при работе с прищепками «дерево успеха» на этапе рефлексии и для самооценки.

  1. Игры с крупой на развитие мелкой моторики

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже  обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.

Первое знакомство

Прячем ручки

Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Малыш непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».

Ищем секрет

Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!

Пересыпаем крупу

Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

Сортируем, перекладываем, собираем

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки - на эту».

Высыпьте крупу на поднос и предложите ребенку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

Творчество

Рисование

Возьмите поднос и крупу на которой будете рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но так же можно взять рис и гречку), равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать ребенку.

Покажите малышу, как брать крупу – тремя пальцами, щепоткой!

На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты.

Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал!

Ну и конечно, все, что придет в голову. Фантазируйте!

Аппликации

Крупы тоже можно использовать для занятий аппликацией.

 Сухой бассейн «Цветок».

Цель: развивать и корректировать нарушения дыхания, координационных способностей.

        В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности, закрепление основных цветов.

Ход игры: Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне.

Развивающая панель.

Эту игрушку называют по-разному: и доска с замочками (по Монтессори), и развивающая панель, и игровой «пульт управления».  Суть одна – на твердую основу прикрепляются различные замочки, задвижки, выключатели, кнопки и лампочки. При желании эту доску можно оформить по своему вкусу с помощью цветной бумаги, наклеек и даже фотографий. Главное, чтобы нравилось ребенку. А дети от подобных самодельных «пультов» обычно пребывают в полном восторге! «Пульт управления» с виду очень прост, но в то же время он способствует всестороннему развитию детей. Кроме развития мелкой моторики можно отметить следующие плюсы в развитии ребенка. Стимуляция к активной познавательной деятельности. Обучение анализу своих действий. Развитие усидчивости и внимания. Развитие воображения. Расширение кругозора. Расширение словарного запаса. 

  1. Практическая часть. 

Ребенку будет интереснее работать, если он сам участвовал в изготовлении  нестандартного оборудования, так как при этом процессе тоже идёт развитие мелкой моторики.

Сейчас мы с вами разделимся на группы.

 Изготовим сухой бассейна «Цветок».

 

  1. Итог мастер-класса. Рефлексия.

Мне сегодня было с вами приятно работать. Спасибо за активную работу.  Закончите фразы.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Хотелось бы закончить наш мастер-класс притчей «Всё в твоих руках».

Английский философ Джон Локк считал, что душа ребенка подобна «чистой доске», на которой можно написать все, что захочется. Что же мы на них напишем? Какие следы оставим?

Ребенок подобен цветку, который не раскрыл лепестки. Как вот наш бассейн, были простые бутылки для утилизации. Если педагог подходит творчески к педагогическому процессу, то его ученики раскрывают свои лепестки, получается настоящий букет индивидуальностей.  Смотря на наш бассейн, вы все творчески работающие педагоги. Желаю  вам творческих успехов, здоровья, сил, терпения

Две руки

Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
       Одна дары от жизни принимает,
           Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?
            В его руках богатство остается,
            Оно любовью к ближнему зовется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Школе мы не говорим "Прощай", мы говорим: "До новой встречи!"

Это традиционный праздник в начальной школе, который проводится в торжественной обстановке. На праздник приглашаются родители, учителя, администрация школы. Вниманию  гостей предлагается «многосе...

Воспитательная система класса "Не говори-не умею,а говори-научусь!"

На чём строится воспитательная работа в классе...

Пальцы "помогают"говорить.

Как помочь ребенку подготовиться к школе....

"Пальцы помогают говорить"

Буклет для родителей по развитию мелкой моторики....

Книга Ф.Адель " Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили"

Книга, полезная как для родителей, так и для учителей....

Логопедический проект «Пальчики помогают говорить»

Проект представляет собой систематизированный материал по развитию мелкой моторики, применяемый во всех видах логопедических занятий, для преодоления речевых нарушений у обучающихся с интеллектуальным...