ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК
консультация по логопедии на тему

Ребенок, если он здоров и выспался – активное, подвижное существо. Мир дарит ему новые впечатления, и надо успеть все это многообразие увидеть и потрогать. Отсюда – особый ритм восприятия, быстрота и живость реакций.

У некоторых детей двигательная активность и скорость переключения внимания достигают такой выраженности, что мешают развитию, нарушают общение и обучение. 

Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь «фасад» в виде беспокойства и излишней активности. Те состояния, в которых чрезмерная двигательная активность ребенка является главным признаком неблагополучия, выделяются особым образом. Они получили название гиперактивности с дефицитом внимания, нередко их называют гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnyy_rebenok.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

Как ему помочь?

Ребенок, если он здоров и выспался – активное, подвижное существо. Мир дарит ему новые впечатления, и надо успеть все это многообразие увидеть и потрогать. Отсюда – особый ритм восприятия, быстрота и живость реакций.

У некоторых детей двигательная активность и скорость переключения внимания достигают такой выраженности, что мешают развитию, нарушают общение и обучение. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь «фасад» в виде беспокойства и излишней активности. Те состояния, в которых чрезмерная двигательная активность ребенка является главным признаком неблагополучия, выделяются особым образом. Они получили название гиперактивности с дефицитом внимания, нередко их называют гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Основные проявления гиперактивности:

  • Подвижность
  • Отвлекаемость

Эти признаки характерны для поведения многих детей.

Гиперактивность может быть выражена в разной степени:

  • Ребенок не может сосредоточенно заниматься даже несколько минут;
  • Не владеет собой даже тогда, когда ему интересно и хочется получить хороший результат;
  • «Выходит из берегов» лишь время от времени, и при правильной организации его деятельность может быть какое-то время упорядоченной.

Что же в особенностях поведения ребенка может насторожить родителей, натолкнуть их на мысль о необходимости консультации у врача? Основной разграничительный критерий между «нормальной» высокой активностью и состоянием гиперактивности качественный: нарушены ли у ребенка общение и обучение?

  • У детей с синдромом гиперактивности повышенная активность проявляется особенно ярко, настолько, что нарушают его деятельность.
  • Ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетится, отвлекается, его действия недостаточно целенаправленны, ему очень трудно выполнить  несколько последовательных действий, необходимых для достижения какой-то цели.
  • Поступки таких детей часто носят импульсивный характер (сначала сделают, потом подумают), могут быть безрассудными, иногда даже опасными для них самих (у них как бы недоразвит инстинкт самосохранения). Из-за этого они часто попадают в опасные для них ситуации: перебегают улицу, не глядя на движущийся транспорт, занимаются опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Этот синдром часто называют гипердинамическим, т. е. синдромом повышенной двигательной активности, основным в его структуре является дефицит (недостаточность) внимания. У такого  ребенка сильно страдают объем и концентрация внимания.

  • Ребенок может сосредоточиться на чем-либо на несколько мгновений;
  • Легко отвлекается;
  • Непроизвольно переключает свое внимание на посторонний звук, на любое движение.

Гиперактивные дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально возбудимыми и неустойчивыми.

Они могут быть:

  • Общительными, но бестактными – не учитывают ситуации, в которой находятся, настроения и состояния своего собеседника.
  • Привязчивы;
  • Некоторые  независимы до безрассудства.
  • Раздражительность, импульсивность, неумение управлять своим поведением в игре и общении затрудняют контакты со сверстниками, приводят к агрессивному и деструктивному поведению (в состоянии возбуждения ребенок может сломать попавшийся ему в руки предмет, разорвать или смять свой рисунок).

Как можно заметить 1-ые признаки гиперактивности?

  • С первых дней жизни ребенка: такие дети часто имеют повышенный мышечный тонус;
  • Чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (шуму, свету);
  • Плохо спят;
  • Во время бодрствования  подвижны и возбуждены;
  • Ритм мочеиспускания у ребенка устанавливается в более поздние сроки

В возрасте 2 – 4 лет не всегда можно определить, кто из детей будет гиперактивным, а кто – просто живым и общительным ребенком. Последние успешно осваивают двигательные навыки, хорошо концентрируют внимание и могут устойчиво его удерживать, легче усваивают навыки поведения в ДОУ, при общении со взрослыми. У гиперактивного ребенка, напротив, отчетливой становится неспособность сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, его игры носят хаотический характер. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в ситуациях, требующих организованного поведения.

С 1-ых дней школьного обучения неспособность длительное время сосредотачивать внимание и контролировать свое поведение становится наиболее выраженной.

  • Ребенок не может спокойно сидеть за партой;
  • отвлекается;
  • встает и ходит по классу;
  • невнимателен;
  • не может сосредоточиться;
  • не исправляет своих ошибок;
  • не реагирует на обычные дисциплинарные меры.

Все это часто сочетается с трудностями в освоении чтения, письма, счета. Нередко проявляются такие проблемы, как запоздалая установка «ведущей» руки (ребенок уже учится писать, а определить, какую руку он предпочитает, не удается), нарушение тонкой координации движений кистей и пальцев рук, затрудняющее обучение письму, нарушение зрительно-пространственной координации.

Беда ребенка в том, что он не может вести себя правильно из-за специфических нарушений мозговых систем, регулирующих целенаправленное внимание и поведение. Ученые связывают это состояние с недостаточностью тех систем, которые ответственны за локальную активацию определенных зон мозга, обеспечивающую целенаправленное внимание, за общий уровень бодрствования, необходимый для полноценного включения в деятельность. К подростковому возрасту, двигательная расторможенность значительно уменьшается или исчезает совсем. Могут сохраниться неустойчивость внимания и импульсивность поступков, однако при благополучном ходе событий позволяют вести нормальную трудовую жизнь, адекватно устанавливать межличностные отношения.

Вторичные нарушения поведения, возникающие из-за школьных неуспехов, постоянного осуждения и отвержения, сами собой не проходят. 

Их результатом часто оказываются школьная дезадаптация, негативные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, искаженно формирование личности. Сам же ребенок, понимая, что он «плохой», защищается от недоброжелательного мира.

 Симптомы защиты:

  • враждебность ко всему, связанному с обучением;
  • проявления протеста;
  • неврозы (энурез, который часто сопровождает состояние гиперактивности, тики, заикание, головные боли и другие психосоматические расстройства – боли в животе, астматические приступы и т. п.).

У некоторых детей возникают психопатоподобные расстройства.

Развитие вторичных нарушений зависит от среды, которая окружает ребенка, и определяется тем, насколько взрослые способны понять трудности, возникшие у гиперактивного ребенка, проявить доброжелательную поддержку и внимание.

Таким образом, само по себе состояние гиперактивности не является обязательной причиной каких-либо трудностей и осложнений в дальнейшей жизни ребенка – эти осложнения возникают тогда, когда для этого есть другие, дополнительные причины.

Нужны ли лекарства?

Если родители не будут создавать условия, в которых гиперактивность может сгладиться, лекарства могут быть не нужными, но и полностью отвергать медикаментозное лечение.

 Воспитательная стратегия.

Необходимо организовать такой образ жизни ребенка, деятельность и окружение, чтобы помочь ему в усвоении правил поведения, знаний и навыков. Дети с гиперактивностью остро нуждаются в четкой организации своей жизни – такая организация должна не подавлять активность ребенка, а помочь ему управлять этой активностью на пользу себе и окружающим. Структурирование жизни ребенка требует от родителей твердости и последовательности. Гиперактивные дети нуждаются в ясных границах, определяющих допустимое поведение. Нельзя идти у них на поводу – это приведет к усилению хаоса. В то же время нельзя требовать того, что им не под силу – это закономерно приведет к непослушанию, протесту, а самое неприятное – к отношению ребенка к самому себе как плохому, непослушному.

  • Правила, предлагаемые гиперактивному ребенку, должны быть простыми, ясными, насколько это возможно, немногочисленными.
  • Ребенку необходим четкий режим дня, надо стремиться не нарушать обычный распорядок. Такие дети часто страдают дизритмией – у них с трудом устанавливается суточный биоритм, они плохо засыпают, тяжело просыпаются утром, уровень активности в течение дня может непредсказуемо колебаться. Режим дня должен быть постоянным.
  • Следует избегать чрезмерной стимуляции и перенапряжения ребенка.  Обязательно должен быть отдых; перед сном – спокойная обстановка.
  • Поддерживать порядок необходимо, только метод поучений и нотаций в этом случае совершенно не годится. Лучше убирать игрушки вместе с ним, при этом поручения должны быть небольшими по объему.
  • Желательно к минимуму свести резкие звуки, шум, отказаться от резких и напряженных выяснений отношений.
  • Маленьким детям с гиперактивностью необходимо ограничивать сильные и яркие впечатления, ограничивать по времени.
  • Для  таких детей недопустима вседозволенность, они нуждаются в четком определении правил поведения и твердом пресечении поведения недопустимого.

О чем нужно всегда помнить родителям?

  • Ребенок лишь от части виноват в своем непослушании: в перевозбужденном состоянии он не совсем произволен в управлении собой;

  • Если требования изменить поведение выдвинуто, оно должно быть выполнено. Поэтому следует избегать бессмысленных «воззваний к совести» и угроз страшными наказаниями, надо просто принять руководство поведением ребенка на себя: взять его за руку, отвести его в спокойное место, дать остыть и лишь после этого продолжить (или прекратить – смотря по обстоятельствам) деятельность, которой был занят ребенок. Главное условие успеха педагогических мероприятий – не идти на поводу у ребенка, не опускать руки от собственного бессилия и не впадать в ярость (если с гневом трудно справиться, сначала досчитайте до 10, лишь потом обращайтесь к ребенку).

  • Необходимо поощрять каждый, даже самый незначительный успех ребенка, всякую его попытку изменить свое поведение и достичь цели.

  • Занятия с ребенком необходимо строить так, чтобы его деятельность оказывалась успешной, а поставленная цель – достигнутой. Помогая гиперактивному ребенку в какой-либо деятельности, оставляйте ему самый радостный   - завершающий этап. И не забудьте похвалить за полученный результат – тогда ребенок почувствует не только радость от совместной работы, но и ощутит гордость творца за созданное произведение.

  • Ограничивать подвижность ребенка во время занятий не стоит: он может делать что-то стоя, сидя на полу, вскакивая время от времени, лишь бы его внимание находилось в поле производимого действия.

  • Тренировка внимания – это не обязательно занятия за столом, много полезного извлечь из подвижных игр.

  • При обучении гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебного материала реальным возможностям.

  • При выборе программы обучения необходимо учитывать уровень его умственного развития и степень нарушения концентрации внимания.

  • Гиперактивных детей необходимо готовить к школе. Но «готовить» - не значит только учить писать и читать. Гипреактивного ребенка, как и любого другого, надо научить слушать, выполнять определенные инструкции, быть внимательным и последовательным, разъяснить ему необходимость выполнения правил поведения в школе. Именно это гиперактивным детям дается труднее всего.

  • При сочетании гиперактивности и трудностей в обучении ребенок может нуждаться в специальной педагогической помощи.

  • Очень важно, к какому педагогу падет ребенок – от отношения к нему учителя, от понимания его специфических трудностей зависит отношение ребенка к учебе и к себе самому.

Гиперактивность – это не болезнь, а некоторая особенность нервной системы ребенка, которая требует от родителей определенной стратегии поведения. Некоторые дети и подростки с синдромом гиперактивности оказываются предрасположенными к

антисоциальным действиям, нарушениям поведения. Чаще всего это происходит, если гиперактивность сопровождается вторичными расстройствами поведения, которые возникают пи нарушении отношений с близкими или важными для ребенка взрослыми.

  Прогноз развития ребенка зависит от большого количества факторов: степени выраженности гперактивности, наличия недостатков умственного развития, вторичных эмоциональных и личностных расстройств. Большое значение для прогноза имеет адекватное лечение – оно позволяет регулирующим системам мозга созреть до необходимой степени. На фоне лекарственной поддержки и вашей организующей помощи ребенок легче осваивает управление своим поведением – в результате у него устанавливаются более гармоничные отношения с окружающим миром, повышается самооценка. Приручите гиперактивность своего ребенка, помогите ему справиться со своей импульсивностью – радоваться результатам и гордиться ими вы будете вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивный ребенок

Кого считать гиперактивным ребенком? Как относиться учителям и родителям к проблеме гиперактивности?Статья содержит рекомендации психолога родителям и педагогам, игры и упражнения. Желаем удачи!...

Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе"

Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя... такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сф...

" Гиперактивный ребенок в школе"

Материалы для родительского собрания в младших классах....

Буклет" Гиперактивный ребенок"

Буклет к родительскому собранию....

Как помочь гиперактивному ребенку

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы ...

Родительское собрание Гиперактивный ребенок

Всё больше становится гиперактивных  детей в начальной школе.Такие  дети  тяжело включаются в учебную  деятельнос...