План работы логопеда 2017-18 учебный год
материал по логопедии на тему

Вострикова Юлия Владимировна

План работы логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_logopeda17-18.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

                                                                         Директор

МБОУ «Увельская средняя

  общеобразовательная школа №1»                                                                                                                                       ___________  В.М. Новиков

 «___» _________ 2017 г.

План работы учителя-логопеда

Ю.В. Востриковой

на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Цели:

Коррекционная  работа, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом  развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Работа  обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт — подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.

Задачи:

— Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;

— Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;

— Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;

— Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Условия реализации программы коррекционной работы

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые  для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики  – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Лалаевой). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

позволяет  охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

- преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

- создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

- коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

Основным содержанием логопедических занятий является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. Первостепенной задачей является развитие связной речи на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных синтаксических конструкций.

Таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности. Большое внимание уделяется переработке накопленных знаний, дальнейшей конкретизации и дифференциации понятий, формирование умений устанавливать причинно- следственные связи между событиями и явлениями с целью определения их последовательности и ориентировки во времени.

Проводится работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава слова. На логопедических занятиях большое внимание уделяется накоплению и осознании языковых явлений, формированию языковых обобщений, что способствует подготовке детей к продуктивному усвоению школьной программы.
Цель работы: Оказание помощи учащимся начальных классов,  имеющим нарушения в развитии устной и  письменной   речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных     программ.

     Задачи:

  1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
  2.  Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений  в овладении письменной речи.

3. Проанализировать  письменные работы  учащихся вторых и третьих классов.

4. Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.

5. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.

№п/п

Направление деятельности и  формы работы

Цель проведения

Направление, тематика, содержание деятельности

Сроки проведения

  1. Диагностическая  деятельность

1

Первичное обследование детей с нарушением речи с целью  определения структуры и степени выраженности имеющегося дефекта.

1. Обследование речи учащихся начальных классов с целью выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи

2. Ознакомление учителей начальных классов с итогами обследования.

Логопедическое обследование детей с нарушением речи.

1-15

 сентября

2

Комплектование групп и подгрупп

Определение детей по речевым нарушениям;

Заполнение речевых карт, составление перспективных планов работы с каждой подгруппой.

1-15

 сентября

3

Знакомство с данными медицинского обследования.

Уточнение речевых нарушений

Ознакомиться с данными медкарт учеников, нуждающихся в логопедической помощи.

Сентябрь – октябрь

4

Повторное обследование звукопроизношения, устной и письменной речи;

Анализ результата проделанной работы с детьми.

Заполнение речевых карт.

  1. мая
  1. Работа с документацией

1.

Оформление журнала обследования устной и письменной речи

Заполнение журнала первичного обследования.

По мере обследования

2.

Составление и утверждение расписания логопедических занятий

К 20 сентября

3.

Составление списка учащихся, нуждающихся в логопедической помощи.

К 20 сентября

  1. Коррекционно-развивающая деятельность

1

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися по коррекции нарушений звукопроизношения

Коррекция речевых нарушений учащихся

Развитие фонематического восприятия.

Развитие способностей к слуховой дифференциации соответствующих звуков.

Развитие внимания, памяти, мышления.

В течение года

2

I этап коррекционной работы 1-4 классы.

Коррекция речевых нарушений учащихся.

Постановка звуков.

Автоматизация звуков.

Дифференциация.

Сентябрь – ноябрь

3

II этап коррекционной работы 1-4 классы.

Коррекция речевых нарушений учащихся.

Постановка звуков.

Автоматизация звуков.

Дифференциация.

Декабрь-март

4

III этап коррекционной работы 1-4 классы.

Коррекция речевых нарушений учащихся.

Постановка звуков.

Автоматизация звуков.

Дифференциация.

Апрель-май

5.

Для развития интереса к занятиям использовать в работе речевые игры, наглядные пособия, раздаточный материал

В течение учебного года

4.Консультативно - методическая деятельность

1

Родительские  собрания в 1 классах.

Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития детей.

Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в речевом развитии.

Сентябрь – октябрь

2

Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-4 классов по результатам обследования звукопроизношения, устной и письменной речи.

Обеспечение индивидуального подхода  к ребенку с учетом выявленных особенностей его речевого развития.

Оказание консультативной помощи педагогам с проблемами в речевом развитии детей.

Систематически

3

Сотрудничество с педагогом-психологом в работе с детьми-логопатами.

Ознакомление родителей и педагогов  с актуальными проблемами речевых нарушений.

Консультации.

Систематически

  1. Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности

1

Прохождение курсов по повышению квалификации.

 Повышение профессиональной компетентности.

Самообразование.

Систематически

2

Посещение семинаров и методических объединений учителей-логопедов района

Выбор наиболее эффективных путей обучения и восстановления звукопроизношения устной и письменной речи.

Самообразование.

Систематически

3

Изучение опыта учителей-логопедов страны через интернет сайты

Повышение профессиональной компетентности.

Самообразование.

Систематически

4

Подготовка к аттестации (формирование портфолио)

Повышение профессиональной компетентности.

Самообразование.

В течение года.

5

Участие в вибенарах и  методических объединений учителей-логопедов

Повышение профессиональной компетентности.

Самообразование.

Систематически

  1. Работа с родителями

1

  1. Консультация: «Особенности речевого развития детей 7 лет».

Тема: «Речевые трудности у детей младшего школьного  возраста».

Цель: познакомить родителей с особенностями речевого развития и нарушениями речи у детей 7-8 лет, содержанием коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях логопункта МБОУ.

Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в речевом развитии.

Октябрь.

2

  1. ККонсультация: «Правила выполнения домашних заданий». Памятка для родителей «Занимаясь с ребенком, помните…».

- «Фитнес-тренировка для язычка» (комплексы артикуляционной гимнастики);

- «Такие разные звуки» (игры и упражнения для развития фонематического слуха);

- «Как работать со звуком»;

3.  Обратная связь: «Ваши вопросы – наши ответы» (логопед отвечает на вопросы родителей).

Тема: «Как организовать занятие с ребенком по заданиям логопеда в домашних условиях».

Цель: познакомить родителей с правилами выполнения  заданий, закрепить практически этапы работы над домашним занятием, представить картотеку «Ваш домашний логопед».

Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в речевом развитии;

Декабрь.

3

  1. Консультация: «Чтобы труды не пропали даром…» (контроль звуков в самостоятельной речи у ребенка).
  2. Практикум: «Игры и упражнения для развития речи у детей дома, на прогулке, на даче…».
  3. Обратная связь: «Ваши вопросы – наши ответы» (логопед отвечает на вопросы родителей).

Тема: «Чем и как развивать речь ребенка летом».

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития речи у детей.

Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в речевом развитии;

Май.

7 . Пропаганда специальных знаний.

1.

Участие в классных и общешкольных родительских собраниях

По запросу администрации и классных руководителей

2.

Выступление на родительских собраниях в 1-х классах: «Результаты первичного обследования уровня речевого развития»

Октябрь-ноябрь

  1. Работа по улучшению оснащенности логопедического кабинета;

1

Пополнить материал по  развитию звуко-буквенного и слогового анализа.

Повышение эффективности коррекционной работы.

Карточки с заданиями, звуко-слоговые таблицы.

Систематически

2

Продолжить разрабатывать тему по самообразованию «Формирование грамотного письма у детей младшего школьного возраста методами оптической дисграфии»

Систематически

3

Приобрести новые зеркала

Для работы на занятиях

Для работы с детьми

До 15 сентября

4

Приобретение методической литературы

Повышение профессиональной компетентности

 Самообразование

Систематически

05.09.2017 г.

Учитель - логопед: _____________________________ Вострикова Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы 2016-2017 учебный год

Цель - создание наилучших условий для воспитания человека- гражданина, умеющего ориентироваться в современных социальных условиях.Задачи:-приобщение учащихся к знаниям о жизни;-воспитание в них высоки...

Школьная служба медиации (план работы на 2017-2018 учебный год)

План работы службы школьной медиацииМКОУ  «Петропавловская адаптивная школа-интернат»на 2017-2018 учебный год№ п/пНаименование мероприятияВремяпроведениясентябрь1Заседание членов служ...

План работы на 2017-2018 учебный год

Представлен план работы школьного учителя-логопеда на учебный год...

План воспитательной работы 2015-2017 учебный год

В плане воспитательной работы имеются мероприятия, в которых обучающиеся заняты в социально значимых проектах: "Акция "Добрая игрушка детям", конкурс "Кормушка для птиц", опер...

План воспитательной работы 2016-2017 учебный год

Участие обучающихся в социально-значимых проектах: акция "Георгиевская ленточка", агитбригада "Твой друг на дороге -- светофор", операция "Скворечник", конкурс рисунков ...

План воспитательной работы 2016-2017 учебный год

Планирование воспитательной работы за учебный год...

План работы по воспитанию и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2017-2018 год (план работы на 2017 - 2018 г. )

Цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компете...