План работы логопеда 2017-18 учебный год
материал по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ «Увельская средняя
общеобразовательная школа №1» ___________ В.М. Новиков
«___» _________ 2017 г.
План работы учителя-логопеда
Ю.В. Востриковой
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Цели:
Коррекционная работа, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Работа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт — подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.
Задачи:
— Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
— Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
— Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
— Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.
Условия реализации программы коррекционной работы
Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;
— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Лалаевой). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия
позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
- преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
- создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
- коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).
Основным содержанием логопедических занятий является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. Первостепенной задачей является развитие связной речи на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных синтаксических конструкций.
Таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности. Большое внимание уделяется переработке накопленных знаний, дальнейшей конкретизации и дифференциации понятий, формирование умений устанавливать причинно- следственные связи между событиями и явлениями с целью определения их последовательности и ориентировки во времени.
Проводится работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава слова. На логопедических занятиях большое внимание уделяется накоплению и осознании языковых явлений, формированию языковых обобщений, что способствует подготовке детей к продуктивному усвоению школьной программы.
Цель работы: Оказание помощи учащимся начальных классов, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ.
Задачи:
- Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
- Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
3. Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
4. Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
5. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.
№п/п | Направление деятельности и формы работы | Цель проведения | Направление, тематика, содержание деятельности | Сроки проведения |
| ||||
1 | Первичное обследование детей с нарушением речи с целью определения структуры и степени выраженности имеющегося дефекта. | 1. Обследование речи учащихся начальных классов с целью выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи 2. Ознакомление учителей начальных классов с итогами обследования. | Логопедическое обследование детей с нарушением речи. | 1-15 сентября |
2 | Комплектование групп и подгрупп | Определение детей по речевым нарушениям; | Заполнение речевых карт, составление перспективных планов работы с каждой подгруппой. | 1-15 сентября |
3 | Знакомство с данными медицинского обследования. | Уточнение речевых нарушений | Ознакомиться с данными медкарт учеников, нуждающихся в логопедической помощи. | Сентябрь – октябрь |
4 | Повторное обследование звукопроизношения, устной и письменной речи; | Анализ результата проделанной работы с детьми. | Заполнение речевых карт. |
|
| ||||
1. | Оформление журнала обследования устной и письменной речи | Заполнение журнала первичного обследования. | По мере обследования | |
2. | Составление и утверждение расписания логопедических занятий | К 20 сентября | ||
3. | Составление списка учащихся, нуждающихся в логопедической помощи. | К 20 сентября | ||
| ||||
1 | Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися по коррекции нарушений звукопроизношения | Коррекция речевых нарушений учащихся | Развитие фонематического восприятия. Развитие способностей к слуховой дифференциации соответствующих звуков. Развитие внимания, памяти, мышления. | В течение года |
2 | I этап коррекционной работы 1-4 классы. | Коррекция речевых нарушений учащихся. | Постановка звуков. Автоматизация звуков. Дифференциация. | Сентябрь – ноябрь |
3 | II этап коррекционной работы 1-4 классы. | Коррекция речевых нарушений учащихся. | Постановка звуков. Автоматизация звуков. Дифференциация. | Декабрь-март |
4 | III этап коррекционной работы 1-4 классы. | Коррекция речевых нарушений учащихся. | Постановка звуков. Автоматизация звуков. Дифференциация. | Апрель-май |
5. | Для развития интереса к занятиям использовать в работе речевые игры, наглядные пособия, раздаточный материал | В течение учебного года | ||
4.Консультативно - методическая деятельность | ||||
1 | Родительские собрания в 1 классах. | Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития детей. | Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в речевом развитии. | Сентябрь – октябрь |
2 | Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-4 классов по результатам обследования звукопроизношения, устной и письменной речи. | Обеспечение индивидуального подхода к ребенку с учетом выявленных особенностей его речевого развития. | Оказание консультативной помощи педагогам с проблемами в речевом развитии детей. | Систематически |
3 | Сотрудничество с педагогом-психологом в работе с детьми-логопатами. | Ознакомление родителей и педагогов с актуальными проблемами речевых нарушений. | Консультации. | Систематически |
| ||||
1 | Прохождение курсов по повышению квалификации. | Повышение профессиональной компетентности. | Самообразование. | Систематически |
2 | Посещение семинаров и методических объединений учителей-логопедов района | Выбор наиболее эффективных путей обучения и восстановления звукопроизношения устной и письменной речи. | Самообразование. | Систематически |
3 | Изучение опыта учителей-логопедов страны через интернет сайты | Повышение профессиональной компетентности. | Самообразование. | Систематически |
4 | Подготовка к аттестации (формирование портфолио) | Повышение профессиональной компетентности. | Самообразование. | В течение года. |
5 | Участие в вибенарах и методических объединений учителей-логопедов | Повышение профессиональной компетентности. | Самообразование. | Систематически |
| ||||
1 |
| Тема: «Речевые трудности у детей младшего школьного возраста». Цель: познакомить родителей с особенностями речевого развития и нарушениями речи у детей 7-8 лет, содержанием коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях логопункта МБОУ. | Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в речевом развитии. | Октябрь. |
2 |
- «Фитнес-тренировка для язычка» (комплексы артикуляционной гимнастики); - «Такие разные звуки» (игры и упражнения для развития фонематического слуха); - «Как работать со звуком»; 3. Обратная связь: «Ваши вопросы – наши ответы» (логопед отвечает на вопросы родителей). | Тема: «Как организовать занятие с ребенком по заданиям логопеда в домашних условиях». Цель: познакомить родителей с правилами выполнения заданий, закрепить практически этапы работы над домашним занятием, представить картотеку «Ваш домашний логопед». | Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в речевом развитии; | Декабрь. |
3 |
| Тема: «Чем и как развивать речь ребенка летом». Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития речи у детей. | Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в речевом развитии; | Май. |
7 . Пропаганда специальных знаний. | ||||
1. | Участие в классных и общешкольных родительских собраниях | По запросу администрации и классных руководителей | ||
2. | Выступление на родительских собраниях в 1-х классах: «Результаты первичного обследования уровня речевого развития» | Октябрь-ноябрь | ||
| ||||
1 | Пополнить материал по развитию звуко-буквенного и слогового анализа. | Повышение эффективности коррекционной работы. | Карточки с заданиями, звуко-слоговые таблицы. | Систематически |
2 | Продолжить разрабатывать тему по самообразованию «Формирование грамотного письма у детей младшего школьного возраста методами оптической дисграфии» | Систематически | ||
3 | Приобрести новые зеркала | Для работы на занятиях | Для работы с детьми | До 15 сентября |
4 | Приобретение методической литературы | Повышение профессиональной компетентности | Самообразование | Систематически |
05.09.2017 г.
Учитель - логопед: _____________________________ Вострикова Ю.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы 2016-2017 учебный год
Цель - создание наилучших условий для воспитания человека- гражданина, умеющего ориентироваться в современных социальных условиях.Задачи:-приобщение учащихся к знаниям о жизни;-воспитание в них высоки...
Школьная служба медиации (план работы на 2017-2018 учебный год)
План работы службы школьной медиацииМКОУ «Петропавловская адаптивная школа-интернат»на 2017-2018 учебный год№ п/пНаименование мероприятияВремяпроведениясентябрь1Заседание членов служ...
План работы на 2017-2018 учебный год
Представлен план работы школьного учителя-логопеда на учебный год...
План воспитательной работы 2015-2017 учебный год
В плане воспитательной работы имеются мероприятия, в которых обучающиеся заняты в социально значимых проектах: "Акция "Добрая игрушка детям", конкурс "Кормушка для птиц", опер...
План воспитательной работы 2016-2017 учебный год
Участие обучающихся в социально-значимых проектах: акция "Георгиевская ленточка", агитбригада "Твой друг на дороге -- светофор", операция "Скворечник", конкурс рисунков ...
План воспитательной работы 2016-2017 учебный год
Планирование воспитательной работы за учебный год...
План работы по воспитанию и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2017-2018 год (план работы на 2017 - 2018 г. )
Цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компете...