Опыт работы: Активизация и развитие речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством ИКТ
проект по логопедии по теме
Развитие речемыслительной деятельности одна из важных задач подготовки к школьному обучению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад «Тополек» села Чапаево»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
Опыт работы по теме:
Развитие речемыслительной деятельности старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством ИКТ
учитель-логопед
Гуляева Яна Андреевна,
Корсаковский городской округ
с.Чапаево
2017
Дошкольный возраст - это период формирования базовых составляющих психического развития, которые обогащаются личностными и индивидуальными характеристиками.
В этом возрасте речь и мышление объединяются, образуя речевое мышление или речемыслительную деятельность, развитие которой создает благоприятные условия последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Так как я работаю еще и в школе, то мне не раз приходилось наблюдать детей интеллектуально пассивных, которые не могут справиться с элементарными учебными заданиями. Эти особенности во многом обусловлены недоразвитием познавательной и речевой деятельности детей (М.С. Певзнер, Л.В. Яссман, Т.А. Власова, С.Г. Шевченко и др.).
По данным клинических, педагогических и психологических исследований (Т.А. Власова, Г.И. Жаренкова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко, Л.В. Яссман и др.) около 50% из числа неуспевающих школьников – дети с нарушением речи. Понимая насколько это важно, мы, педагоги дошкольного образования, должны делать, и стараемся делать всё возможное по данной проблеме.
В специализированных детских садах созданы все условия для направленного развития речемыслительной деятельности, которое осуществляется и на индивидуальных занятиях с логопедом, и на занятиях по обучению грамоте, на занятиях по развитию речи, то есть в здесь проставлены иные акценты, нежели в детских садах общеразвивающего вида. Если говорить о нашем детском саду с.Чапаево, где контингент детей различный и не каждый родитель, имеет возможность отправить своего ребенка с тяжелыми нарушениями речи в специализированную группу детского сада. Именно поэтому мы должны создать все необходимые условия для своевременного, полноценного и гармоничного развития наших дошкольников.
С целью повышения качества образования воспитанников с речевыми нарушениями «Детского сада «Тополек» с.Чапаево, было осуществлено целенаправленное обследование речемыслительной деятельности воспитанников подготовительной к школе группы (12 чел) с речевыми нарушениями (в период с сентября по октябрь 2016 г) (обследование речемыслительной деятельности включало обследование речи : состояния словарного запаса: Игры «Назови предметы», «Подбери признаки и действия», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Семейка слов»; функции словообразования: Игры «Назови ласково», «Из чего – какое?», «Сравни предметы»; функции словоизменения: Игры «Один - много», «Чего не стало?», «Расскажи об овощах», «Что чем делают?»; функции согласования частей речи: Игры «Мой, моя», «Подбери предметы к признаку», «Веселый счет», «Расскажи, что где находится»; состояния связной речи: Игры «Составь предложение по картинке, по опорным словам», «Путаница» (деформированная фраза), «Составь рассказ по серии картинок», состояния фонематических процессов: Игры «Поймай слово в ладошки», «Раздели слова на части», «Выдели первый звук в слове», «Назови звуки по порядку», «Слоги перепутались»; обследование мыслительных процессов: Белопольская Н.Л. «Четвертый лишний» цель: способность к обобщению, абстрагированию, умению выделять существенные признаки; «Классификация» Зегарник Б.В. цель: Уровень сформированности обобщения и отвлечения; «Аналитические задачи» Земцова О.Н. цель: понмание логических отношений, умение соотносить два суждения и делать вывод(словесно-логическое мышление); «Простейшие дедуктивные умозаключения» У.В. Ульенкова цель: причинно-следственные связи, состояние устной речи, соотношение уровней развития мышления и речи) в результате чего у детей с были выявлены неутешительные показатели состояния речемыслительной деятельности, ни один ребенок с заданиями на 100% не справился.
Средний уровень речемыслительной деятельности воспитанников подготовительной к школе группы с речевыми нарушениями
Учитывая данные нашего обследования, мы разработали комплекс игр, упражнений, направленных на развитие и активизацию речемыслительной деятельности, что поможет в преодолении трудностей, вызывающих школьную неуспеваемость.
Для активизации и развития речемыслительной деятельности мы определили следующие направления работы:
1. Развитие мыслительных операций (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии.)
2. Развитие внимания к звучащей речи, речеслуховой памяти.
3. Развитие планирующей и регулирующей функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма детей).
6. Развитие умения понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании (определение переносного значения фразеологизмов, нахождение решения в гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов). Работа по данным направлениям ведется параллельно, комплексно, у нас эта работа велась на логопедических занятиях.
Кроме того, при разработке заданий мы обязательно учитывали:
- максимальное присутствие речевой деятельности ребенка в заданиях направленных на развитие мышления;
- все игры и упражнения подчинены принципу обоснованного ответа.
- Ведущий вид деятельности - игра;
Для того чтобы сделать образовательный процесс интересным, насыщенным, занимательным я активно использую информационно-коммуникативные технологии. На практике убедилась, что это способствует повышению интереса к учебной деятельности, создает хорошую эмоциональную обстановку, и что главное положительно влияет на результаты усвоения детьми программного материала, обучение становится непринужденным и занимательным.
Но мы не должны забывать о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Поэтому работаем согласно им. Согласно нормам СанПиНа:
(- должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59-69 см.
- Высота установки 1-1,3 м.
- При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.
- Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг.
- После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
- Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 мин.)
Для развития речемыслительной деятельности я разработала серю интерактивных игр, созданные в программе POWER POINT они адаптированы как к интерактивной доске, так и к работе на компьютере.
Некоторые из созданных игр я сейчас продемонстрирую. (демонстрация игр)
Плюсы игр:
+ с материальной точки зрения не требует затрат;
+ объединены лексической темой;
+ меню позволяет использовать отдельные игры, а не комплекс целиком;
+ очень хорошая подмога воспитателям, логопедам, родителям.
Главная цель интерактивных игр-заданий» - развитие речемыслительной деятельности.
Игры загадки - «Хитрые загадки», «Догадайся» и др. загадки направлены на: развитие словесно-логического мышления, слухового внимания, активизацию словаря, развитие связной речи.
«Четвертый лишний», «Что общего?», «Фрукты, овощи, грибы» «Запасы зверей» - развиваются мыслительные операции: сравнение, классификации, обобщения, устанавливание логических связей, а также зрительное внимание, словесно-логическое мышление.
«Что забыл нарисовать художник?», «Чего не хватает?» - развивается зрительное внимание, восприятие, активизируется словарь, связная речь, формируется целостное восприятие предмета, объекта.
«Быль – небыль», «Небылицы» - формируется умение отличать реальное от выдуманного, ребенок учится делать умозаключения, развивается память, внимание, логическое мышление, воображение, связная речь.
«Объясни выражение», «Объясни словечко» - развивается образное мышление, слухоречевая память, ребенок учится понимать скрытый смысл, развивается связная речь.
Так как развитие речемыслительной деятельности тесно связано со всей коррекционной работой логопеда, то совместно с играми я использую, такие электронные материалы как:
1. Презентации информационно-обучающего характера для родителей, детей, педагогов.
2. Презентации к занятиям на лексические темы для подгрупповой работы.
3. Презентации к занятиям по дифференциации и автоматизации звуков для индивидуально-подгрупповой работы.
Таким образом, использование данных ИКТ материалов в целом положительно сказывается на развитие речи и формирование речемыслительной деятельности наших воспитанников.
Подтверждением того, является сравнительный анализ итоговой диагностики речемыслительной деятельности в конце и в начале учебного года.
Результаты сравнительной диагностики в начале учебного года и в конце
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Старший дошкольный возраст Произвольное внимание Развитие произвольной слуховой и зрительной памяти мышление речь Речемыслительная деятельность
По данным клинических, педагогических и психологических исследований ( Т.А. Власова, Г.И. Жаренкова , К.С. Лебединская, В.И. Лубовский , Н.А. Никашина, М.С. Певзнер и др.)
Специализированный детский сад Детский сад общеразвивающего вида Целенаправленное развитие речемыслительной деятельности
Обследование речемыслительной деятельности старших дошкольников РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Устная речь: - Словарный запас; - Словообразование; - Словоизменение; - Согласование частей речи; - Связная речь; - Фонематические процессы; Мышление: - «Четвертый лишний» (способность к обобщению, абстрагированию, умению выделять существенные признаки); - «Классификация» (сформированность обобщения и отвлечения); - «Аналитические задачи» (понимание логических отношений, соотносить два суждения, делать вывод); - «Простейшие дедуктивные умозаключения» (причинно-следственные связи, соотношение уровней мышления и речи);
Средний уровень речемыслительной деятельности старших дошкольников с речевыми нарушениями в МБДОУ «Детский сад «Тополек» с.Чапаево»
Направления работы по развитию речемыслительной деятельности Логопедические занятия Развитие мыслительных операций; Развитие внимания к звучащей речи, речеслуховой памяти; Развитие планирующей и регулирующей функции речи; Развивать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений;
Использование ИКТ Повышает интерес к учебной деятельности Создает хорошую эмоциональную обстановку Способствует усвоению программного материала Делает обучение непринужденным и занимательным
выход «ДОГАДАЙСЯ» «ХИТРЫЕ ЗАГАДКИ» «Четвертый лишний» «Что общего?» «Что забыл нарисовать художник?» «Небылицы» «Объясни выражение» «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» МЕНЮ:
«Хитрые загадки» Отгадайте загадки, но смотрите не обманитесь не каждое слово в рифму верное! А х, как скачет по деревьям! Как мелькают лапки, ушки, А за ними – хвостик рыжий У красавицы … В чаще, голову задрав, воет с голоду … … далее
«Догадайся» Догадайся о каком животном идет речь? далее Бурый, мохнатый, большой, косолапый Прыгает по веткам, меняет шубку к зиме и к лету Длинные уши, короткий хвостик, теплый пушок, косые глазки Серый, страшный, зубастый Маленькая, серенькая , с длинным хвостом
«Четвертый лишний» Посмотри, в каждом ряду по 4 картинки, 3 подходят друг к другу по какому-либо признаку, а 4 лишняя. Какая? Почему ты так думаешь? далее
«ЧТО ОБЩЕГО ?» Сравни животных, подумай, чем они похожи, а чем отличаются? далее
«Что забыл нарисовать художник?» Внимательно посмотри на животных, что художник забыл нарисовать? Отвечай полным ответом и покажи на картинке. далее
«Небылицы» Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по лесу, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за ели как выскочит заяц, как зарычит на меня: « ф-ф-ф-ф !" - и рога уже наставил. Я испугалась и убежала. А вы бы испугались? далее
«Объясни выражение» 1. Медведь на ухо наступил. 2. Медвежья услуга. 3. Держать в ежовых рукавицах. далее
Итоговая диагностика речемыслительной деятельности старших дошкольников с речевыми нарушениями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе наблюдений за природой и рассматривание пейзажных картин
Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это-источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных, чувственных восприятий к четким понятиям», а познание разли...
«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
Приближается 1 сентября. Многие дети впервые пойдут в школу. Это очень трудный и ответственный момент в жизни ребенка. Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привы...
Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привычный уклад жизни, меняется место ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузк...
картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
дидиктические игры по развитию речи...
Карточки на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста
Данное занятие направлено на развитие речи...
Возможности сказкотерапии как средства активизации развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
материал для педагогов, воспитателей и учителей по теме "Сказкотерапия"...