Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях на теме "Домашние животные"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Сингатуллина Алсу Ильясовна

Групповое занятие с детьми ОВЗ, направленное на развитие слухового внимания, активизацию мышц артикуляционного аппарата. Самоанализ проведенного занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская школа №68 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

                                         

   

Подготовила и провела учитель-логопед

 Сингатуллина Алсу Ильясовна

                                                             

Набережные Челны

2017 год

Тема: Дифференциация звуков (с)-(ш) в слогах, словах, предложениях. Домашние животные.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная, чтение.

Цели: активизировать мышцы артикуляционного аппарата; развивать слуховое внимание; совершенствовать умение узнавать домашних животных по звукоподражаниям; учить сравнивать звуки; упражнять в употреблении формы ед. числа имен существительных в родительном падеже (нет лошади); закреплять знание названий детенышей домашних животных; развивать мелкую моторику рук; совершенствовать координацию движений пальцев рук, учить проговаривать хором слоги, слова; согласовывать движения с речью.

Планируемые результаты: умеет по голосу угадывать животных, работает с палочками по образцу, различает буквы и звуки С, Ш, знает названия домашних животных и их детенышей, правильно произносит звуки (С), (Ш).

Материалы и оборудование:

1. Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

2. Мяч.

3. Карточки к упражнениям.

4. Презентация «Угадай, чей голос?».

5. Прищепки, коробочки для пальчиковой гимнастики.

6. Настольное зеркало (по количеству детей).

7.  Игрушки - собака, лошадь, свинья, кошка.

        Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: “Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на занятие. Давайте с ними поздороваемся”.

Дети здороваются.

Логопед: “Вспомните слова Правителя Города красивой речи: как надо правильно говорить”.

Дети:

Говорим всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим!

Логопед: “Занимайте свои места.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Артикуляционная гимнастика.

Как язычок ездил в деревню.

Однажды Язычок решил поехать в деревню. Он запряг лошадку, сел в телегу и медленно поехал по дорожке (упражнение «Лошадка» в медленном темпе: улыбнуться, цокать язычком).

В деревне Язычок навестил маму-свинью, возле которой тихо - мирно спали десять маленьких розовых поросят (упражнение «Лопатка»: рот открыт, положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5. Повторить 10 раз).

Вдруг Язычок услышал, как кто – то зевнул и около будки заметил лохматую собаку (зевнуть 3-4 раза).

Неподалеку ходил кот Василий, он испугался проснувшейся собаки и тотчас выгнул свою серенькую спинку (упражнение «Кошка сердится»: язык упирается в нижние зубы и выгибается дугой изо рта).

Язычок навестив животных, довольный поспешил обратно домой.

2. Упражнение «Выкладывание фигуры».

Выкладывание детьми на партах фигуру животного при помощи палочек.

3. Упражнение «Кого нет?»

Дети обратно убирают выложенные палочки для фигуры в коробку. Логопед: “Кого нет? Дети отвечают: «Нет лошади».

4. Дыхательная гимнастика «Загадочные цветы».

Предварительная работа: на картон приклеивают буквы С и Ш. Над каждой буквой сверху приклеиваются на ниточках цветы, вырезанных из цветной бумаги.

Логопед: “Под цветками спрятались какие-то буквы, предлагаю угадать. Для этого надо сделать вдох через нос и сильно резко выдохнуть через рот. Уточняет: Буквы пишем, звуки говорим».

5. Упражнение «Работа по карточке».

Логопед: «На что похож звук? Что делают губы? Где язычок?»

Логопед: «Давайте все вместе скажем звук (с)». «Давайте все вместе скажем звук (ш)».

Логопед совместно с детьми изучают различие звуков (С) и (Ш). Логопед: «Чем отличается звук (с) от (ш)?» Дети отвечают: «При звуке (с) язычок внизу и губки «улыбаются», при (ш) – язычок наверху, губы вытянуты вперед).

6. Упражнение «Эхо».

Логопед произносит слог со звуком (с), а дети повторяют за ней по три раза.

7. Упражнение «Читаем по ладошке».

Дети все вместе хором читают, проговаривая слоги со звуком (ш).

8. Упражнение «Наоборот» с мячом.

Логопед бросает мяч и произносит слог СА, возвращая мяч, ребенок произносит слог ША и т.д.

9. Упражнение «Угадай, чей голос?»

Логопед прячется за ширму и говорит голосами животных: «Мяу (кошка), гав (собака), Иго-го (лошадь), хрю-хрю (свинья)». Дети угадывают животных по голосу. 

Логопед: “Как этих животных можно назвать одним словом?”

Дети: “Это домашние животные”.

Логопед: “Почему они так называются?”

Ответы обобщаются: собака, лошадь, свинья, кошка – это домашние животные, так как их приручил человек, и они помогают людям.

Логопед: “Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных”.

10. Упражнение «Расшифруй слово?»

Дети выкладывают буквы по цифрам, которые помогают прочитать слово.

11. Физкультминутка «Раз, два…».

Раз, два, все вставайте,

Три, четыре – приседайте,

Пять, шесть – повернись,

Семь, восемь – улыбнись,

Девять, десять – не зевай,

Свое место занимай!

12. Пальчиковое упражнение «Моя семья». 

Движения, сочетаемые с речью “Прищепки”. Бельевой прищепкой поочередно “кусаем” ногтевые фаланги от большого пальца к мизинцу.

 Дети проговаривают для каждого пальца.

13. Упражнение «Кто у кого?».

На доске картинки домашних животных вместе с детенышами. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и хором ответить на вопрос. 

Дети: “На картинке изображены: лошадь, коза, собака, кошка, свинья».

У козы козленок

У кошки котенок.

У лошади жеребенок.

У собаки щенок.

У свиньи поросенок.

14. Пальчиковая гимнастика «Поздороваться с животными».

Логопед вместе с детьми загибает пальчики, начиная с большого, приветствуя животных. Логопед: «Повторяйте за мной».

- Здравствуй, жеребенок!

- Здравствуй, котенок!

- Здравствуй, козленок!

- Здравствуй, щенок!

- Здравствуй, поросенок!

15. Упражнение «Поиграем, почитаем?»

Логопед предлагает прочитать предложения. Дети кладут картинки в котором есть звуки.

     Итог занятия. Вопросы: «Какие упражнения выполняли?», «Какие были спрятаны звуки?», «Вспомните и назовите животных со звуками (с) и (ш)?»



Предварительный просмотр:

   

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская школа №68 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

                                         

   

Подготовила и провела учитель-логопед

 Сингатуллина Алсу Ильясовна

                                                             

Набережные Челны

2017 год

Тема: Дифференциация звуков (с)-(ш) в слогах, словах, предложениях. Домашние животные.

Цель: закреплять знание названий детенышей домашних животных, различать буквы и звуки С, Ш.

Задачи:

1. Уточнение акустико-артикуляционных звуков С, Ш.

2. Умение узнавать домашних животных по звукоподражаниям.

3. Развитие и коррекция тонких движений пальцев и кисти рук.

Приготовила оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей, карточки к упражнениям, презентация «Угадай, чей голос?», прищепки, коробочки для пальчиковой гимнастики, настольное зеркало (по количеству детей), игрушки - собака, лошадь, свинья, кошка, мяч.

Дети сложные, трудные. Поэтому каждый раз перед занятиями:

1. Провели артикуляционную гимнастику:

а) для губ;

б) для языка.

2. Работала над формированием мелкой моторики рук:

а) выкладывание фигуры при помощи палочек; 

б) «моя семья» (прищепками делали массаж для пальчиков);

в) гимнастика «поздороваться с животными», где дети загибают пальчики.

3. Уточнение артикуляции и звучании букв С, Ш. (здесь использовала дыхательную гимнастику «Загадочные цветы» и упражнение «Работа по карточке»)

4. Затем проводила хоровое чтение с буквой С и Ш (здесь использовала упражнения «Эхо», «Читаем по ладошке»).

5. Физкультминутка с мячом.

6. Использовала для развития интереса к чтению упражнение «Расшифруй слово?» (каждый ученик составил слово из букв самостоятельно).

7. Физкультминутка «Раз, два…».

8. Для закрепления использовала игру «Поиграем, почитаем?»

9. Провела итог занятия.

Думаю, что достигла свою цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и предложениях

Данное занятие предназначено для работы по дифференциации звуков Р-Л в слогах, словах и предложениях. Закрепляется артикуляционный уклад изучаемых звуков,проводится различение звуков  в произноше...

"Дифференциация звуков [ш-ж] в слогах, словах и предложениях" логопедическое занятие

Логопедическое групповое занятие для обучающихся 1 специального (коррекционного) класса 7 вида....

«Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах, словах и предложениях»

Цель: Создать условия для формирования умения и навыка в дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.Задачи:Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, п...

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Представленный материал будет полезен логопедам с работе по дифференциации звуков [С] - [Ш]....

Групповое занятие " Дифференциация звуков Ч-Ц в слогах,словах и предложениях".

Конспект группового логопедического занятия во 2 - 3 классах на тему " Дифференциация звуков Ч- Ц в слогах,словах и предложениях"....

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».

Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...