Комплекс игровых упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука Л
учебно-методическое пособие по логопедии (1, 2 класс) на тему

Таплёнкина Татьяна Юрьевна

Разработка содержит картинный материал и рекомендации по выполнению комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Л. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_zvuk_l_dlya_kubika.docx821.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению

артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Работа организуется следующим образом.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

«Любопытное привидение»

«Язычок пролезает сквозь

 дверную щель»

Протолкнуть язык через плотно сомкнутые зубы. 5-7 раз.

«Индюк»

Приоткрыть рот, производит движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, пока не получиться «бл-бл-бл» (как болбочет индюк).

«Кабачок, покажи-ка свой бочок»

Загнуть кончик языка, поднять за верхние зубы и удержать под счёт до 5-7.

«Охотник идёт по болоту»

Прикусить кончик суженного языка зубами, выдыхать воздух через боковые щели. Во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять по щекам (по кочкам), слышится хлюпающий звук. Повторить 5-7 раз.

«Пароход гудит»

Длительно и с напряжением произносить звук «ы» или «а» при межзубном положении языка. Повторить упражнение 5-7 раз.

«Парус»

Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхними зубами, удержать под счёт до 5-10. Опустить язык, повторить упражнение 5-7 раз.

«Натрём морковку на тёрку»

«Поцарапать» верхними зубами загнутый вверх кончик язык.

Повторить упражнение 5-7 раз.

«Обезьянка»

Подвести язык под верхнюю губу. Затем опустить язык под нижнюю  губу.

 Повторить упражнение 5-7 раз.

«Подыши, как собака»

http://www.images.lesyadraw.ru/2013/03/dog.jpg

Прикусить кончик суженного языка зубами, вдыхать и выдыхать воздух через боковые щели. Повторить упражнение 5-7 раз.

«Силач»

Широко открыть рот, поднять кончик языка к верхним зубам. Поперёк языка удерживать ватную палочку и произносить звук «а».Удерживать язык под счёт до 5. Повторить упражнение 5-7 раз.

«Прятки»

Закрыть широким языком верхнюю губу, удерживать язык под счёт до 5-7. Повторить упражнение 5-7 раз.

«Язычок идёт в гости к носу»

Широкий кончик языка поднять к носу и закрыть им верхнюю губу, удерживать язык под счёт до 5-7. Повторить упражнение 5-7 раз.

«Язычок идёт в гости к зубкам»

Широко открыть рот, кончик языка прижать к верхним зубам и удерживать под счёт до 5-7.

Повторить упражнение 5-7 раз.

«Змейка»

Открыть рот, так чтобы были видны нижние и верхние зубы. Произносить длительно звук «а», ребёнок должен касаться кончиком суженного языка верхних резцов (язык движется как змейка). Повторить упражнения 5-7 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков....

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков....

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р]

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

Общая артикуляционная гимнастика для постановки звуков.

Данный материал поможет правильно выполнять артикуляционные упражнения для постановки звуков....

Артикуляционная гимнастика для постановки звука С.

Презентация предназначена для постановки звука С....

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р...

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р

Артикуляционная гимнастика-это комплекс упражнений, направленных на укрепление артикуляционного аппарата, на выработку правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильн...