КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
методическая разработка по логопедии на тему

Бакалова Наталия Александровна

         Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть "как работают руки, так работает голова” Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.

      Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы

      Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_palchikovyh_igr.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

«Заготавливаем капусту»

Мы капусту рубим, рубим!

Прямыми напряженными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз

Мы капусту режем, режем!

Энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад

Мы капусту солим, солим!

Пальцы собра
ы «щепотью», «солим капусту»

Мы капусту жмем, жмем!

То энергично сжимаем пальцы в кулаки, то разжимаем

Мы морковку трем, трем!

Пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки.

«Фонарики»

Поочередно
жимать и разжимать пальцы рук на каждый ударный слог

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают

пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты и наоборот

Где вы рученьки мои?

У меня пропали руки.                   Руки за спиной.

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять-

Покажитесь мне опять.              Показывают руки.

У меня пропали уши.                  Уши закрывают  

Где вы, ушеньки мои?                      ладошками.                                                  

Раз, два, три, четыре, пять -       Показывают уши.

У меня пропали глазки.                   Закрывают

Где вы, глазоньки мои?             глазки ладошками.

Раз, два, три, четыре, пять -              Убирают

Покажитесь мне опять.                ладошки от глаз.

«Пальчики ложатся спать»

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого

Этот пальчик хочет спать,

большой палец

Этот пальчик – прыг в кровать!

указательный

Этот пальчик – прикорнул,

средний

Этот пальчик уж заснул.

безымянный

Ну а этот долго спал,

А потом будить всех стал.

мизинец

Встали пальчики! Ура!

Выпрямить все пальцы

Нам гулять идти пора!

Поочередно сжимать и разжимать пальцы

«ДОМИК»

Раз, два, три, четыре, пять-

Поочередно разгибаем пальцы

Вышли пальчики гулять.

Пошевелить всеми пальчиками

Раз, два, три, четыре, пять-

Поочередно загибаем все пальчики в кулак начиная с мизинца

В домик спрятались опять.

Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак

«За работу!»

-Ну-ка братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большаку – дрова рубить

Разгибаем большой палец

Печки все – тебе топить.

Разгибаем указательный палец

Тебе – воду  носить.

Разгибаем средний палец

А тебе – обед  варить.

Разгибаем безымянный палец

А тебе – посуду мыть.

Разгибаем
мизинец

А потом всем песни петь.

Песни петь, да плясать,

Наших деток забавлять.

Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо-влево

ЖУЧОК

Этот маленький жучок

По земле гуляет,

Перебираем пальцами по ступням.

Листик сладенький найдёт

И его кусает.

 

Щипаем ступни.

Чтоб ещё листочек съесть,

Хочет он повыше влезть.

Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).

Этот маленький жучок

По траве гуляет...

Перебираем пальцами по коленям.

Этот маленький жучок

По кустам гуляет...

Перебираем пальцами по животу.

Этот маленький жучок

Выше залезает,

Перебираем пальцами по груди.

Вот он ямочку нашёл, 

"Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.

Лёг и отдыхает

Пальчики сжимаем в кулаки.

Он не будет вас кусать,

Хочет он чуть-чуть поспать.

Опускаем голову вниз, глаза закрываем

СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ 

Как- то серенький козёл
В огород поесть зашёл.

Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.

Посмотрел по сторонам -
Есть еда и здесь и там.

Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.

Под копытами - трава,

Опускаем подбородок.

А над головой - листва.

Поднимаем подбородок вверх.

Наклонись - капусту кушай,

Наклоняемся вниз.

А вверху - большие груши.

Встаём на носочки, тянемся вверх.

Сзади огурцы растут,

Поворачиваемся назад.

Впереди кусты цветут,

Возвращаемся обратно.

Слева - молодой лучок,
Справа - вкусный кабачок.

Полуобороты вправо-влево.

Здесь - сто ягодок,

там - двести,

Наклоны вправо-влево

Козлик крутится на месте.

Крутимся.

И, пока он выбирал,
Пёс его в сарай прогнал.

Наклонив голову, убегаем от "пса". 

ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ 

Эти пальчики щипают,

Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).

Эти пальчики гуляют,

Указательный и средний "идут" по другой руке.

Эти - любят поболтать,

Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

Эти - тихо подремать,

Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

А большой с мизинцем братцем могут чисто умываться.

Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

В КОМНАТЕ

Наша-то Катюша умная была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком,

Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя" тыльной стороной пальцев.

Мышка подбирает крошки под столом.

Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой.

Кошка коготками лавочку скребёт,

Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.

Курочка рябая пол крылом метёт.

Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой.

Катя варит кашу для зверят своих

Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.

Кашки наварила, с ложки кормит их

"Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят). 

«ГРОЗА» 

Капли первые упали,

слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу

Пауков перепугали.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки

Дождик застучал сильней,

постучать по столу всеми пальцами обеих рук

Птички скрылись средь ветвей.

Скрестив руки, махать пальцами, сжатыми вместе

Дождь полил как из ведра,

сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук

Разбежалась детвора.

Указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони

В небе молния сверкает,

нарисуйте пальцем в воздухе молнию

Гром все небо разрывает.

Барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши

А потом из тучи солнце

Вновь посмотрит нам в оконце!

Поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами

«Замок»

На двери висит замок.

Дети  соединяют пальцы в «замок», выполняют движения сверху вниз

Кто открыть его бы мог?

Постучали ...

Пальцы в «замке», ладошками «аплодируют» - несколько раз.

Покрутили ...

Движения типа «буравчик».

Потянули ...

Руки, соединенные «замком», вытягивают в стороны.

И - открыли!

Пальцы разъединяют., ладони держат на весу nараллельно друг другу.

«ПИЛОТЫ -  ВЕРТОЛЕТЫ»

Два пилота вертол
та
Приготовились к полету.

Поставить кулачки на стол, большие пальцы поднять вверх.

- Я готов!
- И я готов!
Отойдите от винтов.

Пошевелить большим пальцем левой руки, затем — правой.

Мы взлетаем выше, выше,
Там, внизу деревья, крыши,

Описывая круги большими пальцами, жужжа, плавно поднимать руки вверх.

И дороги, и поля —
Вся огромная земля.
И туда, куда хотим,
Мы летим, летим, летим!

Крутить пальцами все быстрее и быстрее. По желанию ребенка можно побегать по комнате.

Мы заходим на посадку.
Рейс окончен.

Все в порядке.

Замедляя движения пальцев, понемногу опускать руки. Вновь поставить кулачки на стол.

«ШАЛАШИК - ДОМИК»

Под грибом - шалашик-домик,

соединить ладони шалашиком

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

постучать кулаком одн
й руки о ладонь другой руки

В колокольчик позвоним.

ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу

В домике дощатый пол,

А на нем - дубовый стол.

левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки

Рядом - стул с высокой спинкой.

направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки

На столе - тарелка с вилкой.

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят.

ладонь левой руки лежит на столе, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони

ЗМЕЙКА 

Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка".

Посмотрите-ка, друзья,
У меня живёт змея!

Медленно вращаем кистью руки.

По дивану, по коврам
Может ползать тут и там.

Выполняем рукой медленные волнообразные движения.

Хоть и нет у змейки ножек,
Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот
За лягушками ползёт.

"Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп

Нет у этой змейки глаз
И поймала в этот раз
Не лягушек, не стрекоз,

Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).

А ребёночка за нос.

"Змея" хватает за нос партнёра по игре.

ГВОЗДИ 

Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены.

Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.

"Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу. 

Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди
ырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.

Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

«КОШКА И МЫШКА» 

пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

И легонько их сжимает –

Мышку так она пугает.

медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол

ладони обеих рук лежат на столе,  локти разведены в разные стороны

Кошка ходит тихо-тихо,
Половиц не слышно скрипа,

все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед.

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает.

пальцы левой руки быстро движутся назад

«ЧТО ВЫШЛО?» 

Подними ладошки выше

И сомкни над головой

Что же вышло? Вышла крыша,

А под крышей  мы с тобой

Поднимают руки над головой и складывают в виде «крыши»

Подними ладошки выше

И сомкни перед собой

Что же вышло? Вышел мостик,

Мостик крепкий и прямой

Руки, согнутые в локтях, складывают одна на другую перед собой

Подними ладошки выше

И скрести над головой

Что же вышло? Вышли рожки,

Вот олень у нас какой!

Поднятые вверх руки скрещивают над головой

Подними ладошки выше,

Сожми пальчики в кружки.

Что же вышло? Бинокль вышел,

Мы с тобою моряки!

Соединяют большой и указательный пальцы, прикладывают к глазам «бинокль»

Подними ладошки выше

Сделай длинные рога

Что же вышло? То корова,

Она даст нам молока,

Очень вкусного, парного,

Она даст нам молока.

Пальцы обеих рук собирают в кулак, прикладывают ко лбу, делая указательными пальцами «рожки»

Подними ладошки выше

Согни пальчики  дугой

Что же вышло? Вышли гуси,

Вот один, а вот другой.

Руки, согнутые в локтях, держат вертикально. Кисть руки горизонтально, пальцы сжаты.

Подними ладошки выше

Прижми пальчики к ушам

Что же вышло? Обезьянка!

Вот смешная обезьянка

Улыбнулась малышам!

Ладони прикладывают к ушам большими пальцами, остальные пальцы растопырены

ДОМ

Я хочу построить дом,

Руки над головой "домиком".

Чтоб окошко было в нём,

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".

Чтоб у дома дверь была,

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла

Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял,

Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял.

Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было,

Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл,

"Стряхивающие" движения

И тюльпан в саду расцвёл

Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх. 

КРОЛИК

Маленький кролик с большими ушами,

Кисти прижать к голове, как ушки.

Розовым носом,

Указательными пальцами дотронуться до носа.

Смешными усами

Указательные пальцы прижаты к губам.

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле.

Роем норку (колени).

Чистит он шёрстку себе

"Чистим шёрстку".

Или спит.

Руки складываем, кладём под щёку.

Кролик ушами всегда шевелит.

Шевелим "ушами".

Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов

Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки. 

«В гости» 

В гости к пальчику большому

Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук

Приходили прямо к дому

Две ладони сомкнуть под углом – «крыша»

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем

И мизинчик – малышок

Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх

Сам забрался на порог.

Постучать кулачками друг о друга

Вместе пальчики – друзья.

Ритмично сжимать  и разжимать пальцы в кулак

Друг без друга им нельзя!

Соединяют пальцы в «замок».

Игра «Пальчики» 

                                                              Показывает ре-

Этот пальчик – самый большой,        бенку большой.                                                                   

                                                               палец его руки,

Самый веселый, самый смешной!   слегка массируя          

                                                                    палец.

Этот пальчик – указательный.            Массирует

Он солидный и  внимательный.         указательный

      палец.

Этот пальчик средний,                          Отгибает

Ни  первый, ни  последний.                средний палец.

                                                         

                                                                    Сгибает

Этот пальчик – безымянный.        безымянный палец,  

Он не любит каши манной.           как будто он не  

                                                                хочет каши.

                                                          Оттопыривает

Самый маленький – мизинчик,       мизинец, будто

Любит бегать в магазинчик!         он хочет убежать

                                                            от остальных  

                                                                     пальцев.

Н.Саконская  «Где мой пальчик?»

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла:

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

Как живешь?


ЧЕРЕПАШКА 
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне,
Волнообразные движение кулаком в воздухе.
По полу ползёт.
"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение.
Она не захочет меня укусить
Отрицательный жест головой. 

ГОРШОК 
Под крышкой -
Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз.
Маленький горшок,
Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри.
Открыли крышку -
Поворачиваем "крышку" ладонью вверх.
Мышка - скок!
Резко поднимаем большой палец. 

РАДУГА 
Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.

МОИ ВЕЩИ 
Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).
А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.
Могу почитать,
Раскрываем ладони "книжечкой".
Могу вам картиночки
В ней показать.
Руки вытягиваем, ладони открыты. 
Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.
Его я бросаю
Над головой.
"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).
А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
Поочерёдно гладим одну руку другой.

"Мой Мизинчик"

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал

И на танец приглашал.

Раз-два-три-четыре-пять!
(М. Кальцова)

"Пальчик о пальчик"

Пальчик о пальчик тук да тук!

(ладошки сложены вместе, пальчики стучат,

указательный по указательному)

Хлопай, хлопай, хлопай!

(хлопки в ладоши)

Ножками топай, топай!

(топаем 2 раза)

Спрятались, спрятались

(закрыть лицо руками)

Пальчик о пальчик тук да тук!..

(повторяем)

Можно использовать это упражнение для отвлечения, при усталости малыша.


1.КАПИТАН

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.




4. БАРАШКИ 


Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки. 
Захотели утром рано

Пободаться два барана.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв. 


5. МОЯ СЕМЬЯ 


Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама,

Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это - дед.

И у нас разлада нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых упражнений

Сборник пальчиковых игр по развитию речи и мелкой моторики....

Картотека пальчиковых игр и упражнений

игры в стихотворной форме...

Картотека "Пальчиковая гимнастика"

Подборка упражнений пальчиковой гимнастики для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста....

картотека пальчиковые игры

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления, положительно влияют на эмоциональное состояние, а также радуют и ободряют детей, учат их общаться. Ра...

Картотека пальчиковых гимнастик

Предназначен для родителей, воспитателей, учителей....

Картотека пальчиковых игр

Пальчиковые игры во второй и средней группах...