Главные вкладки

    Применение игровых технологий на уроках(занятиях),как средство реализации системно - деятельностного подхода в начальной школе"
    методическая разработка по логопедии на тему

    Бондарева Ольга Леонидовна

    В настоящее время главными задачами  учителя начальной школы, учителя – дефектолога  является развитие у детей индивидуальных  способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу  применения полученных знаний на практике,  легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

     Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе,  позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность  обучающихся. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации   педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    Анжеро-Судженского городского округа

    «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

    школа-интернат № 18  I–II видов»

    «Применение игровых технологий

    на уроках (занятиях)

    как средство реализации

    системно-деятельностного  подхода  

    в начальной школе»

    Составитель:

    Бондарева О.Л.,

    учитель дефектолог

    2016

    «Применение игровых технологий на уроках (занятиях) как средство         реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе»

    ( Слайд №1) В настоящее время главными задачами  учителя начальной школы, учителя – дефектолога  является развитие у детей индивидуальных                   способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу              применения полученных знаний на практике,  легко адаптироваться в                современном мире, реализовать себя в будущем. 

    ( Слайд № 2)        Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе,            позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность  обучающихся. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации           педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

    ( Слайд № 3) Наиболее приемлемой технологией повышающей  познавательный интерес к обучению у младшего школьника  является игровая технология,       особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является      стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных         действий,   т. к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от        игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при                 интенсивном формировании всех видов универсальных действий.

    Игровые формы обучения на уроках и занятиях создают возможность       эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, воспитанников продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования,                      непосредственности, неподдельного интереса.

    • в игре заложены огромные воспитательные и образовательные                возможности;
    • в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
    • игра развивает детскую наблюдательность и способность определять    свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
    • игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением.

    Включение в урок (занятие)  игр и игровых моментов делает процесс    обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного            материала. 

    Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес учеников к учебному    предмету. Игры оказывают большое влияние на умственное развитие учащихся, воспитанников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

    ( Слайд №4)

     Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме     различных педагогических игр  по классификации Олега Семеновича  Газмана:

    • подвижные;    • сюжетно-ролевые;   • компьютерные;  • дидактические.

    Какова бы не была классификация игр, ясно одно: игра для ребенка не просто времяпровождение. Она для него учеба, труд, серьезная форма воспитания,      передача накопленного опыта.

    Игровой приём должен не отвлекать детей от учебного содержания, а     наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового      приёма следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми          педагогами. 

    Дидактические игры кратковременны, и важно, чтобы всё это время не     снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к   поставленной задаче.

    По возможности  надо стремиться, чтобы каждый ребёнок мог участвовать в игре. Поэтому, если игровую деятельность осуществляет часть детей, то    остальные должны выполнять  роль контролёров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

     ( Слайд №5)  Предлагаю познакомиться с классификацией игр по характеру познавательной деятельности обучающихся  Татьяны Константиновны          Жикалкиной.

    Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.  

    С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или            указанию.  В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, овладевают            пространственными представлениями. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

     (Слайд №6)

    • Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

    К этой группе относятся большая группа  игр, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Игровое действие                выполняется поэтапно в соответствии с заданным заданием, дети перечисляют возможные варианты решения,  записывают ответы.  В конце игры наиболее    активные дети поощряются. Можно провести игру в виде соревнования, для    подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся, воспитанников. Данные игры не только систематизирует     знания учеников,  но и активизируют внимание учеников.

    ( Слайд №7)

    Игры, требующие от детей преобразующей и поисковой деятельности.

    Это игры, с помощью которых дети  изменяют задания в другие, логически     связанные с ними.  Дети должны выявить закономерность, которая является   ключом к данному заданию, сравнивать, анализировать, находить общее и        различия, вести  поиск недостающего. Данная группа игр позволяет                   систематизировать и обобщать знания  учащихся, воспитанников  по различным разделам программы. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они    начинают    придумывать их сами.

    ( Слайд №8)

    • Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

    К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр», «Арифметический бег», «Проверь  Угадайку»,  в которых  ученики выполняют проверку чьей-то работы. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зеленого цвета  и красного  цвета) или разрезные цифры. Когда вызванные к доске дети выполняют задание в ходе     игры, обучающиеся, сидящие за столом показывают либо разные цифры (ответ), либо сигнальную карточку (зеленый цвет - с ответом согласны, красный - нет).

    Более подробно с данными  играми  вы  сможете ознакомиться в сборнике дидактических игр по основным предметам начальной школы, изготовленный мной для вас, который вы сможете использовать в своей педагогической           деятельности.

    ( Слайд №9)    

    Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения,                     стимулирования учащихся, воспитанников к учебной деятельности. Игровые приемы   активизируют стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создают условия равенства в партнерстве, разрушают традиционный барьер между учителем и учеником.

    В системе уроков и занятий  по теме важно подбирать игры на разные     виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую.

    Хочется отметить, что игровая деятельность используется в следующих     случаях:

    В начале урока  цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.

    В середине урока  - игра должна решать задачу усвоения темы.

    В конце урока игра может носить поисковый характер.

    Как технологии внеклассной работы, при обобщении и повторении блока изученных тем.

    В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды                  деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую,        поисковую – это способствует более полному и быстрому овладению детьми знаниями.

     ( Слайд №10)

    «Хорошая игра похожа на хорошую работу…. В каждой игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли», - писал Антон Семенович  Макаренко. Вот почему игры и игровые упражнения должны занимать прочное место и в процессе обучения, и в воспитательной работе.

    Во внеурочной деятельности  применение игровых технологий должно стать основным средством воспитания младших школьников. Особенно игра важна в  школе – интернате, так как ученики проводят целый день в одном     коллективе в условиях достаточно напряженной учебной деятельности. Игры и развивающие упражнения можно использовать как на уроке, так и  во              внеурочное время (коррекционно-развивающие занятия, классные часы,          внеклассные мероприятия, развлечения).

     (Слайд №11)

    Я считаю, что  использование игровой технологии на уроках в начальной школе, позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему  ученики становятся  самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает  фундамент для обучения дальше, переходу на новую ступень.  С помощью       игровой технологии  на уроке учитель решает различные образовательные,     воспитательные и практические задачи обучения. Через игру идёт процесс      развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций  т.е.                реализации связи  между “знанием – умением” и ситуацией.

    (Слайд №12) Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

    Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

    Итоговый практико-значимый проект "Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"...

    Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

    Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...

    Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

    Принципы реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе  ………………Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе...

    Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе».

    Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе. Одно из выступлений на семинаре "Системно-деятельностный подход в н...

    «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе»

    «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе»...

    Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно - деятельностного подхода в начальной школе

    Использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему  ученики становятся  самостоятельнее, активнее, они способн...