Главные вкладки

    Творческий подход к работе с текстом на занятиях по ФРС и ПСУР
    учебно-методический материал по логопедии на тему

    Работа с текстом на занятиях по ФРС и ПСУР у детей с нарушением слуха - одна из наиболее важных составляющих коррекционной работы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Творческий подход к работе с текстом

    на занятиях по ФРС и ПСУР»

    Подготовила

    учитель по ФРС и ПСУР

    ГКОУ СОР ЕШИ №13

    г. Екатеринбурга

    Белякова Ирина Анатольевна

    Восприятие текстов и заданий к ним способствует выработке у учащихся умений восприятия монологической и диалогической речи, что имеет большое значение в процессе обучения, особенно в старших классах и в плане социальной адаптации выпускников в среде слышащих.

    Как известно, одним из основных принципов, приобретающим особое значение в условиях обучения слабослышащих детей, является принцип сознательности и активности. Предполагается не только правильное различение на слух речевого материала, но и сознательное усвоение его содержания. О сознательном усвоении воспринятого материала на слух учитель делает заключение, исходя из правильного восприятия учащимися материала на слух, осмысления ими содержания материала, выбора ответа, оформления ответа речью.

    Однако восприятие характеризуется большими индивидуальными различиями в полноте, точности, быстроте обобщенности и эмоциональной окрашенности речи. К тому же, уровень владения словесной речью у слабослышащих учащихся не одинаков, у значительной части детей он настолько низок, что затрудняет понимание и осмысливание текстов, приводит к неумению связно и логически выражать свои мысли. Недоразвитие речи, характерное для слабослышащих учащихся к моменту обучения в средней школе, преодолевается только частично. У учащихся 6-8 классов в самостоятельной речи сохраняются лексические и грамматические ошибки, недостаточно расширены семантические поля слов, что затрудняет процесс коммуникации и познавательную деятельность.

    Способствовать преодолению таких трудностей в значительной мере могут занятия по ФРС, в частности работа с текстами. Хотя, они же вызывают у учащихся наибольшую трудность для восприятия на слух.

    Многократные упражнения на основе использования сравнений, сопоставлений, противопоставлений воспринимаемого материала способствуют развитию сознательности и самостоятельности в использовании выработанных умений при общении слабослышащих с окружающими людьми.

    Наибольшую трудность для восприятия на слух представляют связные тексты.

    Для того чтобы работа с текстом была более эффективной, необходимо:

    1. вызвать интерес учащихся к тренировке (путем использования разнообразных видов работ, оценивания, поощрения и т.п.);
    2. создать условия, способствующие наиболее полной реализации неиспользованных слуховых возможностей учащихся;
    3. соблюдать требования к речи учителя, которая является образцом (учащиеся должны научиться воспринимать естественную речь окружающих – нормального темпа и громкости).

    В ходе работы следует использовать как знакомые (ранее прочитанные учащимися тексты из книги для чтения), так и незнакомые тексты.

    Работа с текстом начинается уже в подготовительном классе. С этого же момента необходимо начинать работу по формированию у учащихся сознательного восприятия речевого материала (тестов), и формированию основы (базы) для построения связного монологического высказывания.

    При работе с текстами с учащимися младшего звена для уточнения понимания и развития основ связного высказывания используются следующие виды работ (Багрова, Назарова):

    • использование наглядных средств: картинок, серий картинок, табличек с предложениями и т.д. Это картинки, отражающие основную суть предложений, или последовательность определенных событий. Эти же картинки и таблички в дальнейшем используются для построения пересказа. Задания могут заключаться не только в том, чтобы найти картинку к определенному предложению, но и, наоборот, по картинке вспомнить и воспроизвести предложение.
    • Ответы на вопросы по основному содержанию текста. Позволяют выяснить уровень понимания воспринятого на слух материала.
    • Использование конструктивных картин. Картинка составляется по ходу восприятия текста, а также в ходе самостоятельного пересказа она помогает выстраивать логическую последовательность.
    • Составление рассказа из деформированного текста. Берутся такие тексты, в которых ученику невозможно самостоятельно установить последовательность предложений, поскольку предложения не находятся в логической связи друг с другом. И ученик при работе будет полагаться на слух. (Например, текст «Зоопарк», в котором описываются увиденные животные.)
    • Выборочное чтение. Проводится по объемному и достаточно сложному для восприятия на слух рассказу. Учитель сначала читает текст, а ученик следит за чтением по тексту. Учитель задает вопросы по основному содержанию. Затем читает текст повторно и задает вопросы за экраном – ответ нужно найти в тексте.
    • Продолжи предложение. Ученику на слух дается начало предложения, а он должен продолжить предложение, вспомнив его.
    • Закончить рассказ по данному началу. Ученику на слух предлагается часть рассказа. Он должен вспомнить и воспроизвести его окончание.
    • Придумать продолжение рассказа. Уже более творческий вид работы, который можно использовать уже в начальных классах. Ребенок, как обычно, сначала воспринимает рассказ,  предполагающий какое-то продолжение. Это продолжение он должен придумать сам. Сначала, в качестве помощи, могут быть предложены какие-то картинки и лексический материал, а в дальнейшем, ребенок придумывает продолжение рассказа самостоятельно.
    • По аналогии описать другой предмет или действие. Например, ребенок сначала воспринимает рассказ о зиме, а потом по определенной схеме, или без нее, составляет рассказ о весне.
    • Расскажи своими словами.
    • Составление плана и пересказ рассказа по плану.
    1. восприятие текста в целом.
    2. общие вопросы по содержанию.
    3. расскажи, что понял.
    4. вторичное чтение рассказа учителем.
    5. вопросы по содержанию на понимание.
    6. учитель читает текст по частям, а ученик озаглавливает часть.
    7. пересказ по полученному плану.

    Творческие виды и приемы работ с текстами на групповых занятиях в среднем и старшем звене (6-9 классов) с учетом актуального уровня слухоречевых возможностей учащихся.

    • Восприятие и воспроизведение текста по частям.  Учащимся дается задание воспроизвести воспринятую на слух часть текста
    1. близко к тексту, полно;
    2. кратко.
    • Вариативное воспроизведение текста или его части по предложениям.
    1. повторить предложение так, как оно предъявлено диктором;
    2. перефразировать, используя:
    1. синонимы,
    2. изменяя конструкцию предложений;
    3. употребляя или заменяя образные выражения.
    • Восприятие и воспроизведение текста или его части с заданием. Например, одному учащемуся предлагается из всего текста повторять только предложения о состоянии природы, второму ученику – о действиях одного героя, третьему – о действиях другого героя.
    • Восприятие начала, середины или конца текста с творческим дополнением недостающих частей.
    • Восприятие текстов и составление рассказов по аналогии. Предлагаются рассказы описательного характера – описание природы, внешнего вида человека, деятельности человека. Объем предлагаемого на слух описания, конструкции предложений подбираются в зависимости от уровня речевых возможностей учащихся.
    • Ведение диалога на материале содержания текста. Сначала диалог ведется при непосредственном участии и руководстве учителя. Постепенно в процессе систематической работы учащиеся приобретают необходимые умения и навыки.
    • Восприятие и пересказ текста. Сначала идет глобальное восприятие текста. Затем проводится восприятие по частям. Части озаглавливаются самими учащимися. Выделяется главная мысль рассказа. По полученному плану дается пересказ.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные подходы к работе с текстом в начальной школе

    Презентация к МО по теме "Современные подходы к работе с текстом в начальной школе"...

    Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения

    Организация творческой работы на уроках литературного чтения в начальных классах....

    Работа с текстом на уроках русского языка и литературного чтения.

    Чтение, по словам выдающихся учёных, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают...

    Технологическая карта индивидуального занятия по ФРС и ПСУР( вариант 2.3)

    Конспект индивидуального занятия составлен на основе ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3)...

    Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия по ФРС и ПСУР во 2 классе

    Разработка урока (технологическая карта) по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе...

    Презентация для занятия по ФРС и ПСУР Тема:«Весенние изменения в природе»;Автоматизация звука: «Ч» в стечении согласных. Слитность речи

    Презентация для занятия по  ФРС и ПСУР Тема:«Весенние изменения в природе»;Автоматизация звука: «Ч» в стечении согласных. Слитность речи...

    статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

         На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...